17 августа 2013
"Портрет поэта Василия Ивановича Майкова". Автор: Рокотов Федор Степанович Rokotoff Fedor
Изобразительное искусство / Живопись / Портрет / Альбом Рокотов Федор Степанович Rokotoff Fedor
Разместил: Донченко Александр


« Предыдущее фотоСледующее фото »

 "Портрет поэта Василия Ивановича Майкова"

 

 1760 г. Холст, масло 60 x 47,8

Государственная Третьяковская галерея, Москва

 

Среди работ Ф.Рокотова особенно выделяется портрет Василия Ивановича Майкова, в облике которого за томной изнеженностью угадываются проницательность, иронический ум талантливого поэта. Чувственное лицо Майкова написано осязаемо материально, а колорит портрета, построенный на сочетании зеленого и красного, еще более подчеркивает полнокровность, жизненность образа. Это произведение - одно из самых значительных в искусстве XVIII века.

Сам Майков, автор «комических поэм» и баснописец. Знает себе цену, ведает цену жизни. Полное лицо лучится довольством от прожитого дня и удовольствием, предвкушаемым от дня будущего. Лицо кривит улыбка всезнания. Рокотов запечатлел победоносно-чувственное самодовольство человека, словно бы снисходительно вещающего:«Живите всласть, вкушайте жизнь»...

Но видимая плотоядность — не обывательское понятие о радостях бытия. Майков пытался жить «как долг и честь велит» и призывал к нравственному самоочищению: «противу злобы ополчайтесь», «качество души телесных сил дороже»... Творчеством поэта интересовался Дидро, его поэму «Елисей» одобрял Пушкин.

Рокотов показывает внимательную зоркость поэта, его способность к насмешке, не знающей пощады. Правдивые и обличающие картины тогдашней жизни находим мы в поэмах и одах Майкова. Восторгаясь мужеством русских воинов, поэт жестко говорит о войне: «Ты яд на землю изливаешь...» .

Самым «земным» в творчестве художника называли этот портрет. Фон его — светлый, теряющий обычную для Рокотова таинственность, будто пробегает многоцветная жизнь, столь любопытная поэту.

Глядя на портреты работы Рокотова, думаешь о том, что каждый человек казался художнику явлением неповторимым, необычным, частицей необходимейшей — сверкнет, пропадет она — боль невосполнимой потери пронижет все человечество. 

В. Липатов

 

Майков, Василий Иванович - даровитый поэт, сын помещика. Служил в Семеновском полку, позже занимал разные гражданские должности. Вращался в обществе масонов, писал оды, духовные стихотворения и другие лирические пьесы. 

_________________________

 

Портрет В. И. Майкова был написан Ф. С. Рокотовым в Москве в 1775 году — в период творческого подъема художника. В произведении очевидно стремление к индивидуальной характеристике модели.

На нас смотрит полнеющий немного самодовольный человек с красными, как будто накрашенными губами, которые сложены в ироничную улыбку. Серебряные от пудры волосы подчеркнуты темно-коричневым бантом, стягивающим пряди на затылке. Четко выписана фактура травянистого цвета кафтана с зеленоватыми пятнами различных тонов. На кафтане выгодно выделяются красные отвороты с золотым шитьем и кружевное жабо.

Чувственное лицо Майкова, в котором дышит здоровье и радость бытия, написано натурно осязаемо, что несвойственно Рокотову в этот период. В колорите портрета превалирует сочетание зеленых и красных цветов, и это еще более подчеркивает полнокровность, жизненность образа. В искусствоведческом сообществе портрет Майкова считается одним из самых значительных произведений русского искусства XVIII века (Лапшина Н.П. Федор Степанович Рокотов. — М., 1959. С. 30.).

Поэт Василий Иванович Майков (1728—1778) не случайно привлек к себе внимание талантливого портретиста.

В 1765 году он занял весьма престижный пост товарища губернатора Московской губернии, что не помешало ему войти в масонскую ложу и водить дружбу со знаменитым русским просветителем и видным членом братства вольных каменщиков Н. И. Новиковым. Крупный чиновник, Майков побывал на многих высоких государственных должностях, в том числе — на посту прокурора военной коллегии, а в 1775 году получил чин бригадира (промежуточный между полковником и генерал-майором). Многие историки отмечали, что его служебная деятельность отмечена реакционными и подчас крутыми административными мерами. Современники отзывались о Майкове как о человеке властном, своенравном, даже жестоком, но замечательном по уму и дарованиям.

В нем уживались поэтические, либеральные, мистические и карьерно-чиновничьи устремления. Не получив почти никакого систематического образования, но достигнув благодаря собственным усилиям некоторой образованности, Майков проявил незаурядный поэтический талант и выдвинулся в первый ряд московских литераторов, возглавляемых А. П. Сумароковым, стал близок либеральным московским кругам. В творчестве Майкова витийственные оды совмещаются с грубоватыми «простонародными» баснями, а «духовные стихотворения», проникнутые мистическим чувством перемежаются с полными грубоватого и соленого юмора «вакхическими песнями»: «Пою стаканов звук, пою того героя, / Который, во хмелю беды ужасны строя, / В угодность Вакхову, средь многих кабаков, / Бивал и опивал ярыг и чумаков».

Наиболее популярны были комические поэмы «Игрок ломберта» (1763) и «Елисей, или Раздраженный Вакх» (1771), откуда взята вышеприведенная цитата. При своем появлении они наделали много шума. Позднее «Елисей» восхищал А. С. Пушкина, в начале XIX века даже будет защищать Майкова от нападок критики.

На рокотовском портрете черты барина-сибарита, жуира, балагура и пьяницы не заслонили умного, насмешливого и едкого поэта-сатирика. Долгие годы во всех каталогах и книгах портрет датировался 1765 годом (или «около 1765 г.»). Б. А. Косолаповым, однако, было указано на то, что В. И. Майков изображен в форменной одежде бригадира — этим чином портретируемый был пожалован, как мы знаем, в 1775 году. Таким образом, портрет не мог быть написан ранее этого времени (Косолапов В.А. Новая датировка портрета В.И. Майкова кисти Ф.С. Рокотова // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник. 1979. — Л., 1980. С. 299—300.).

Пелевин Ю.А.

__________________________

 

Майков, Василий Иванович - даровитый поэт (1728 - 1778), сын помещика. Служил в Семеновском полку, позже занимал разные гражданские должности. Получил весьма ограниченное домашнее образование, не знал ни одного иностранного языка; стихотворное переложение "Военной науки" Фридриха II (Москва, 1767; 2-е изд., 1887) и "Превращений" Овидия сделал с чужого прозаического перевода. Вращался в обществе масонов; в 1775 г. был великим провинциальным секретарем Великой провинциальной школы, в Москве сошелся со Шварцем и способствовал знакомству последнего с Новиковым . Масонство не отразилось в произведениях Майкова. Он писал оды, духовные стихотворения и другие лирические пьесы, по всем правилам ложноклассической пиитики, но не без стремления к простоте в постройке фразы. Иногда он пользуется мотивами народности и современной действительности; так, например, в оду "Война" (1773) он включил жалобу земли к Богу на грешников - мотив, заимствованный из народных духовных стихов. Сочетание этих элементов ставит лирические произведения Майкова на рубеже между двумя периодами русской лирики XVIII в., нашедшими типическое выражение в одах Ломоносова  с одной стороны и в поэзии Державина  с другой. В драматических сочинениях Майкова хотя и подражал Сумарокову , но не остановился на героической трагедии (например, "Arpiona", Москва, 1775; 2-е издание, Москва, 1787), а написал, в духе "комических опер" того времени, пастушескую драму с музыкой: "Деревенский праздник, или Увенчанная добродетель" (Москва, 1777), в которой изображал русских крестьян аркадскими пастушками, во вкусе Флориана. Наиболее талантливые произведения Майкова - его комические поэмы ("Игрок Ломбера", 1762; 3-е издание, Москва, 1774; "Елисей, или Раздраженный Вакх", 1771; 2-е издание, Москва, 1788), басни и сказки, которые, по содержанию и духу, соприкасаются с рукописной народно-повествовательной литературой. Героем поэмы "Елисей" является ямщик, которого Вакх, раздраженный на откупщиков за дороговизну вина, избирает орудием своего мщения. Поэма повествует о буйных и крайне цинических похождениях Елисея, напоминая, по временам, те рассказы о женской прелести, которые нередко встречаются в повествовательных сборниках XVII - XVIII веках. В баснях Майкова намечен ряд типов из живой действительности: тип русского барина-помещика (басни "Повар и портной", "Неосновательная боязнь", "Господин со слугами в опасности жизни"), с его любовью к роскоши, чванством, самодурством и тупым эгоизмом, и тип русского простолюдина (басни "О хулителе чужих дел", "Общество" и другие), с его сметливостью, наивной верой в счастливый случай, любовью к тяжелому труду над "пашенкой святой". Черты этого типа обрисованы Майковым с живым сочувствием. Сочинения Майкова очень ценились современниками, как видно из отзыва в словаре Новикова. Следующее поколение находило их низкими и грубыми (эпиграмма Хемницера ). Мало-помалу сочинения Майкова спустились, по словам М.А. Дмитриева , в "особый, не высший круг читателей". "Сочинения" Майкова изданы в Санкт-Петербурге в 1809, потом в 1867 г., под редакцией П.А. Ефремова  с биографическим очерком Л.Н. Майкова , перепечатанным в его "Очерках из истории русской литературы XVII и XVIII веков" (Санкт-Петербург, 1889), а также в "Русской поэзии" С.А. Венгерова  вместе с более выдающимися произведениями поэта. 

Источник: http://www.rulex.ru/01130035.htm

 

Биография художника

На главную страницу раздела Изобразительное искусство

 

« Предыдущее фотоСледующее фото »

« вернуться

Рейтинг 4 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования