17 августа 2013
"Портрет А.П. Сумарокова". Автор: Рокотов Федор Степанович Rokotoff Fedor
Изобразительное искусство / Живопись / Портрет / Альбом Рокотов Федор Степанович Rokotoff Fedor
Разместил: Донченко Александр


« Предыдущее фотоСледующее фото »

 "Портрет А.П. Сумарокова"

 

 1777 г.  Холст, масло 72,5 x 118,5 

Государственный художественный музей Латвии, Рига

 

Публикуемый портрет А. П. Сумарокова — авторский вариант-повторение с овального портрета, хранящегося в Государственном Историческом музее. Оригинал находился в имении «Рузаевке» в собрании Николая Струйского, первого и единственного собирателя произведений Ф. С. Рокотова при жизни художника. Возможно, он и был написан по заказу Струйского, который был также страстным почитателем Сумарокова, посвятившим прославленному поэту ряд своих стихов.

Известны некоторые обстоятельства создания портрета. Они содержатся в «Письме к Г. Академику Рокотову», написанном Струйским и им же опубликованном в «Сочинениях Николая Струйского». В письме архаичный и невероятно витиеватый слог, но из него можно почерпнуть интересную и нужную информацию. Как пишет Струйский, Рокотов писал «почти играя», схватывая сходство при первом же наброске. Портрет Сумарокова создавался с натуры при «троекратном действии и толиком же отдохновении», то есть был написан в основном за три сеанса. Этой быстротой, быть может, и объясняется та легкость портретного образа, которая привлекает в рокотовских произведениях. Также в письме говорится, что Рокотов умеет «проникать во внутренность души», — это означает, что уже современники ценили художника за его живописную проницательность.

Александр Петрович Сумароков был крупным русский литератором XVIII века: его трагедии «Хореев», «Синав и Трувор», «Дмитрий Самозванец» пользовались популярностью и многократно разыгрывались в театрах, его стихи заучивали наизусть. Директор Российского театра, издатель журнала «Трудолюбивая пчела», какое-то время он являлся влиятельным лицом в петербургском обществе, лидером целой группы дворянской интеллигенции.

Поэт всегда был готов вступить в идейный спор. Он даже с матушкой императрицей письменно спорил по поводу ее «Наказа» Уложенной комиссии, защищая право дворян владеть крепостными крестьянами. Правда, Сумароков ставил это право в зависимость от уровня образованности владельцев (ам он незадолго до смерти вступил в третий брак с крепостной Екатериной Гавриловной).

Какое барина различье с мужиком?

И тот, и тот — земли одушевленный ком.

И если не ясней ум барский мужикова,

То я различия не вижу никакого.

Правительство Екатерины II бесцеремонно отстранило Сумарокова от общественной жизни столицы. Опальный литератор, глубоко обиженный, уехал в Москву.

На публикуемом портрете он изображен почти в натурную величину. Непропорционально широкие плечи по-рокотовски развернуты влево, а голова чуть повернута вправо. На постаревшем и опустившемся Сумарокове надет серо-лиловый кафтан, поверх которого черный шарф. За спиной виден бант, стягивающий волосы на затылке. Через левое плечо красной волной сбегает лента ордена св. Анны, на груди — звезда.

Портрет, судя по всему, был написан незадолго до смерти Сумарокова, в 1777 году. Сохранились воспоминания о последнем периоде жизни Сумарокова. Они принадлежат некогда популярнейшему баснописцу И. И. Дмитриеву и были записаны его племянником. «Дядя мой помнил Сумарокова. Под конец своей жизни Сумароков жил в Москве, в Кудрине, на нынешней площади... Сумароков уже был предан пьянству без всякой осторожности. Не редко видал его мой дядя, как он отправлялся пешком в кабак через Кудринскую площадь, в белом шлафроке, а по камзолу, через плечо, анненская лента» (Дмитриев М.А. Мелочи из запаса моей памяти. М.: Русский архив, 1868. С. 20—21.). Серьезный и кропотливый исследователь творчества Ф.С. Рокотова — А.В. Лебедев справедливо заметил в связи с этим, что «несмотря на условно-парадную постановку фигуры Сумарокова, и здесь художник проявил себя довольно смелым реалистом, не убоявшимся написать для Струйского портрет почитаемого им поэта с явными признаками последствий „пьянства без всякой осторожности“ на лице» (Лебедев А.В. Ф.С. Рокотов (Этюды для монографии). — М., 1941. С. 43.).

Портрет лишь по форме параден: за высокомерием улавливаются болезненность и раздражительность модели. На красном и обрюзгшем лице прославленного драматурга сварливо недовольное выражение. В затемненном взгляде скрыта душевная горечь, а в улыбке — презрение. Через торжественность проступает неблагополучие поэта, доживающего остаток своей жизни.

Пелевин Ю.А.

Биография художника

На главную страницу раздела Изобразительное искусство

 

« Предыдущее фотоСледующее фото »

« вернуться

Рейтинг (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования