17 августа 2013
"Венера, Амур и Сатир". Автор: Рокотов Федор Степанович Rokotoff Fedor
Изобразительное искусство / Живопись / Портрет / Альбом Рокотов Федор Степанович Rokotoff Fedor
Разместил: Донченко Александр


Следующее фото »

 "Венера, Амур и Сатир"

 

 Между 1763 и 1765 (или между 1768 и 1773) гг. Холст, масло 95,5 х 144,5 

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

 

Венера изображена на ложе, ласкающей маленького Амура. У изголовья наклонился сатир, сочувственно наблюдающий эту сцену. Сзади за Венерой стоит служанка. Драпировка отделяет ложе от виднеющегося вдали пейзажа.

Это единственная картина Ф.С. Рокотова на мифологический сюжет: художник больше никогда не возвращался к подобной тематике.

В 1765 году Ф. С. Рокотов был удостоен звания академика. Он получил его не за один из своих портретов, в написании которых к этому времени уже достиг высокого мастерства, а, как это ни странно, за мифологическую картину «Венера, Амур и Сатир», которая к тому же не самостоятельное произведение художника, а копия с картины итальянского мастера XVII века Луки Джордано (саму картину соискатель не видел и писал с гравюры). Обращение к мифологической тематике было уступкой Академии художеств, где сложная сюжетная композиция считалась наиболее пригодной для творческого испытания. (См.: Лапшина Н.П. Федор Степанович Рокотов. – М., 1959. С. 33—34.)

История написания «Венеры, Амура и Сатира» подробно изложена в статье А. П. Мюллер, которая установила, что «Рокотов копировал эту картину по неизвестной, но, вероятно, французской гравюре того времени, но не по знаменитой английской гравюре Франческо Бартолоцци (1718—1813), так как последняя была выполнена автором лишь в 1767 году, а Рокотов писал свою Венеру в 1765 [году]» (Мюллер А. К истории западного влияния в русском искусстве. Композиционные параллели в XVIII веке // Среди коллекционеров. 1924. Кн. 1—2. С. 4—5.).

Н. П. Лапшина, автор единственной фундаментальной монографии о творчестве Рокотова, вслед за А. П. Мюллер, датирует картину 1763—1765 годами (Лапшина Н.П. Указ. соч. С. 197.).

Между тем составители каталога Русского музея «Живопись XVIII века» аргументированно выдвигают другую версию датировки картины. Рокотов вместе с Г. И. Козловым, И. С. Саблуковым и К. И. Головачевским действительно получили дипломы академиков в 1765 году, но не за конкурсные картины, а «по той причине, что они уже прежде были адъюнктами и хорошее поведение и прилежность их к трудам Академии известны». А рокотовская картина «Венера, Амур и Сатир» могла быть написана между 1767 годом — годом создания гравюры — и 1773-м, когда картина уже бесспорно находилась в Академии, так как вошла в «Опись неподвижных вещей», составленную в том году К. И. Головачевским. (См.: Государственный Русский музей. Живопись. XVIII век. Каталог. Т. 1. — СПб., 1998. С. 144.).

Пелевин Ю.А.

Биография художника

На главную страницу раздела Изобразительное искусство

 

Следующее фото »

« вернуться

Рейтинг 4 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования