17 августа 2013
"Портрет неизвестной в белом чепце". Автор: Рокотов Федор Степанович Rokotoff Fedor
Изобразительное искусство / Живопись / Портрет / Альбом Рокотов Федор Степанович Rokotoff Fedor
Разместил: Донченко Александр


« Предыдущее фотоСледующее фото »

 "Портрет неизвестной в белом чепце"

 

 

1790-e гг. Холст, масло 73 х 57 (овал) 

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

 

Это полотно во всех исследованиях и каталогах обозначается как «портрет неизвестной», однако С.В. Сучков, знаток творчества Ф.С. Рокотова, полагал, что здесь изображена зловещая, известная всему высшему Петербургу престарелая графиня Наталья Петровна Голицына, послужившая А.С. Пушкину прототипом для старухи в «Пиковой даме».

Портрет, датируемый 1790-ми годами, относится к последнему периоду творчества художника и представляет большой интерес, так как «позднего Рокотова» сохранилось крайне мало. В работах этого времени прежняя живописная изощренность уступает место новым выразительным средствам. Все последние портреты Рокотова вписаны в овал размером около 73 х 56 см. Красочный слой уплотняется — по выражению А.В. Лебедева, он становится «панцирным». Формы становятся строже из-за четкой обводки контура. Цвет становится контрастирующим с резкими переходами от светлого к темному без тоновых промежутков. Таков и «Портрет неизвестной в белом чепце».

Полотно во всех исследованиях и каталогах проходит как «портрет неизвестной», однако С. В. Сучков, знаток творчества Рокотова, полагает, что здесь изображена зловещая, известная всему высшему Петербургу старуха Н. П. Голицына. Время написания портрета в точности не известно. Предположительно, судя по возрасту изображенной (а она родилась в 1741 году), портрет можно датировать концом ХVIII — началом ХIХ века. Картина находилась в усадьбе Ольгово под Москвой, и долгое время исследователи не знали о ее существовании. Когда портрет был найден, пришлось срочно обратиться к реставраторам. И они спасли его — очистили и укрепили живопись. Они же обратили внимание и на интересную особенность техники письма, ставящую под сомнение авторство Рокотова. Рокотов писал обычно на тонированном цветном красновато-коричневом грунте. Портрет же Голицыной написан на двухслойном грунте, причем нижний слой красный, а верхний — светло-серый. Но поскольку мы совсем не знаем поздних произведений Рокотова, вопрос остается открытым.

Наталья Петровна Голицына послужила Пушкину прототипом для образа той самой роковой старухи в «Пиковой даме», у которой Герман пытался выведать секрет трех карт. Так же, как и героиня Пушкина, графиня Голицына (в девичестве Чернышова) была знакома с графом Сен-Жерменом, участвовала в версальских балах, а в 1766 году даже была награждена за «приятную ловкость в танцах» драгоценным украшением с бриллиантами и именной золотой медалью. Остроумие, умение подметить недостатки других, какая-то особая величественность заставляли робеть перед нею блестящих кавалеров и той поры, и более поздней, когда Голицына уже состарилась. Старуха даже приобрела раболепное почтение со стороны молодежи, ибо ее язык остался таким же метким, острым и злым как и в молодости. Жила Голицына то в Петербурге, в доме на углу Большой Морской и Гороховой улиц, то на своей даче в Москве, в Нескучном саду. Умерла она, не дожив совсем немного до ста лет, в 1837 году.

С портрета Рокотова на нас смотрит грозная, умная и пресыщенная барыня на исходе своей долгой жизни. «Губы ее сжаты, да так, что на их месте остались только две тонкие полоски. И в выражении глаз, и в чертах лица есть что-то недоброе, затаенное. Внутренний мир ее замкнут. Но сквозь замкнутость мы ощущаем человека, несмотря на свои преклонные годы, еще полного энергии» (Сучков С.В. Федор Степанович Рокотов. — Л., 1976. С. 25—27.).

Пелевин Ю.А.

Биография художника

На главную страницу раздела Изобразительное искусство

 

« Предыдущее фотоСледующее фото »

« вернуться

Рейтинг 4 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования