20 января 2014
"Айва". Автор: Тетерин Виктор Кузмич Teterin Victor
Изобразительное искусство / Живопись / Постимпрессионизм / Альбом Тетерин Виктор Кузмич Teterin Victor
Разместил: Донченко Александр


« Предыдущее фотоСледующее фото »

 "Айва"

 

 

Написанный в 1966 году в ходе очередной поездки В. Тетерина в Гурзуф, натюрморт «Айва» (иногда упоминается как «Айва и чайник») стал одной из знаковых работ для художника, которыми был отмечен заметный перелом в его творчестве. Композиция работы решена автором бесхитростно, «в упор», что вполне соответствовало эстетике «шестидесятников». Плоды айвы и чайник на серебряном подносе приближены к зрителю, занимая почти всю плоскость холста. Колорит сочный, декоративный, письмо отличается широтой, раскованностью и смелостью живописного обобщения. Тетерин впервые сумел, по его выражению, «понять Матисса», то есть освоить, приспособить для осуществления собственных замыслов декоративно-изобразительные принципы французского живописца, так давно уже его занимавшие. В «Айве», а также в написанных тогда же «Южном натюрморте», пейзажах «Оливковая роща», «Дом с балконами» (все 1966) впервые так мощно проявились свобода самовыражения художника, легкость исполнения и раскрепощенность живописи, наряду с убедительностью пластического языка.

Плоды айвы написаны Тетериным с необыкновенной живописной энергией. По мнению Г. И. Чугунова, это был настоящий взлет в развитии дарования художника. Его источники он видел в собственном творческом росте живописца и крымской природе, напоённой солнцем и светом, хотя, быть может, и понятой сквозь призму творчества Матисса. Отныне художник основное внимание будет уделять цвету, ритмической организации холста, передаче световоздушной среды. Этим задачам будут подчинены достаточно условные композиция и рисунок, который зачастую станет служит как линия, оконтуривающая формы, выявленные цветом. По меткому замечанию Г. И. Чугунова, искусству Виктора Тетерина совершенно не свойствен драматизм. Бурные стихийные явления так же далеки от художника, как и обостренность душевной жизни человека. В этом заключается своебразие и особая притягательность его творчества. По складу своего характера, мировоззрению, склонностям художник стремился к изображению единства природы и человека, они диктовали ему непреодолимое желание искать в устройстве окружающего мира гармонию, душевную ясность, незамутненность духовной жизни.

Впервые натюрморт был представлен в 1972 году в Ленинграде на выставке одиннадцати ленинградских художников в новом выставочном зале Союза художников РСФСР на Охте. В 1988 году картина демонстрировалась в выставочных залах Ленинградского отделения Союза художников РСФСР на совместной выставке произведений Виктора Тетерина и Евгении Антиповой. В 1997 году картина экспонировалась в Мемориальном музее Н. А. Некрасова на выставке «Художники круга 11-ти». В конце 1997 года картина экспонировалась в Музее Н. А. Некрасова на выставке Памяти учителя, посвященной творчеству ленинградских художников — воспитанников мастерской А. А. Осмёркина. В 2007 году натюрморт «Айва» Виктора Тетерина был представлен в числе 350 избранных произведений ленинградских художников в книге «Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа», изданной на русском и английском языках.

Биография художника

На главную страницу раздела Изобразительное искусство

 

« Предыдущее фотоСледующее фото »

« вернуться

Рейтинг (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования