05 марта 2014
"Празднество свадебного договора". Автор: Шибанов Михаил Michael Shibanov
Изобразительное искусство / Живопись / Портрет / Альбом Шибанов Михаил Michael Shibanov
Разместил: Донченко Александр
« Предыдущее фотоСледующее фото »
"Празднество свадебного договора"
1777 г. Холст, масло 199,9 х 244
Государственная Третьяковская галерея, Москва
"...В жизни крестьянской девушки замужество играло, конечно, огромную роль и сопровождалось целым рядом торжественных церемоний, шедших от глубокой старины. Среди них первостепенное значение имел предшествовавший венчанию сговор, когда устанавливался срок свадьбы. В описаниях быта русского народа XVIII века о сговоре сказано: «Сговор состоит в обменивании колец и в небольших подарках. Жених приезжает смотреть невесту. Сговор сей бывает свят и нерушим, и нарушивший платит бесчестье».
Вот этот момент и изображен Шибановым в картине, причем действие происходит также в избе, в которой на этот раз показана не только ее задняя стена, но пол и справа боковая сторона в виде спускающегося с карниза полога кровати. Художник уже не ограничивается плоскостным развертыванием сцены, как в «Обеде», а углубляет пространство, стремясь к показу всего интерьера.
У накрытого белоснежной скатертью стола, на котором расставлено угощение, стоят, держась за руки, жених и невеста. Слева от них - группа мужчин. За невестой, очевидно, одна из ближайших ее подруг положила свои руки - правую на плечо жениха, левую на руку невесты, как бы соединяя их. За ней стоит вторая подруга, с любопытством всматривающаяся во все происходящее, а в глубине - еще ряд женщин, вероятно родных невесты, проявляющих также крайнее внимание к совершающемуся событию. Композиция замыкается в правом углу фигурой женщины, у колен которой стоит ребенок. Она разговаривает с молодым человеком, сидящим в непринужденной позе Па стуле, спиной к зрителю, и широким жестом руки указывающим на жениха и невесту. Из-за его протянутой руки видна необыкновенно реалистически написанная голова старухи в платке.
Все действующие лица изображены в парадных нарядах, причем особенно богато одета невеста. На ней белая полотняная рубашка, завязывающаяся у самой шеи, и белый парчевый, доходящий до пола сарафан, поверх которого надета парчевая, золотая с красными цветами душегрея. На шее у нее повязка, вышитая жемчугом, на грудь спускается ожерелье из крупных каменьев, в ушах - серьги. Голову и часть лба закрывает золотая повязка - принадлежность девичьего головного убора. На повязку наброшена спускающаяся до кисти руки фата из материи, вырабатывавшейся в XVIII веке и носившей название «коноватка». В руках у нее платок-ширинка.Все прочно молодые женщины также богато одеты: они в сарафанах и кокошниках. На женихе голубоватый кафтан, из-под которого видно зеленоватое полукафтанье с пуговицами; раскрытый его ворот позволяет видеть розовую, вышитую по краю рубаху. Прочие мужчины в длинных, тонкого сукна зипунах.
Этнографическая точность всех этих праздничных костюмов подтверждается показаниями старинных описаний народов России. Тип кокошников, надетых на молодых женщинах, характерен для Москвы и близлежащих к ней областей. Все это говорит, насколько Шибанов хорошо знал подробности крестьянского быта. Его наблюдательность доходила до того, что можно распознать сорт материи, например, в фате невесты, а по парче ее душегреи и сарафана - что эта парча русского производства. Эти обстоятельства сообщают доподлинность картине...".
А.М. Скворцов
На главную страницу раздела Изобразительное искусство
« Предыдущее фотоСледующее фото »