10 марта 2014
"Портрет императора Павла I". Автор: Щукин Степан Семенович Stepan Shchukin
Изобразительное искусство / Живопись / Портрет / Альбом Щукин Степан Семенович Stepan Shchukin
Разместил: Донченко Александр


« Предыдущее фотоСледующее фото »

"Портрет императора Павла I"

 

 

1797—1798 гг.(?)

ГРМ


Этот портрет находился до 1902 года в Святейшем Синоде, откуда был передан в Императорский Русский музей. Он является более поздним авторским вариантом-повторением портрета Павла I из фондов Третьяковской галереи.

Павел отлично знал, что некрасив. Если в детстве еще могли быть какие-то иллюзии (и он, увидев собственный мраморный бюст, рассмеялся и сказал: «Какой фурсик сделан»), то с возрастом безобразие наследника становится все очевидней и окружающим и ему самому. <…>

Тем не менее, вступив на престол, он пожелал тотчас же иметь свой парадный официальный портрет. Его заказали Степану Щукину. Художник представил два эскиза — на одном Павел был изображен верхом, на другом просто стоял с тростью в руке. Павел (к его чести) выбрал последний — этот эскиз, или «оригинальный проект», находится в Третьяковской галерее.

Портрет предельно прост — никаких занавесей, корон и скипетров. В пустом пространстве стоит одинокая фигура в форме полковника Преображенского полка. Но эта предельная композиционная простота насыщена и колористически, и духовно. Не устаешь любоваться темным мерцанием красок, поражает тонкость и сложность понимания царственной модели и такая редкость характеристики, что остается лишь удивляться художнику, который осмелился быть так независим в изображении монарха.

Нелепая коротконогая фигура предстает перед нами, нелепый, заносчивый характер — и эта рука, так далеко отставленная с тростью (аффектация!), и этот выдвинутый вперед ботфорт, и эта треуголка, надвинутая только что не на нос! Художник остановился на грани гротеска — но отнюдь ее не перешел. В самой важности сорокалетнего императора что-то детское, простодушное, неустойчивое, а на курносом (очень курносом, нос почти переломлен) лице его доброжелательность, открытая любезность, веселость; кажется, он сам над собой слегка подсмеивается. <…> Но вместе с тем есть в этом портрете и своя программа. Перед нами, несомненно, тот самый Павел, от которого Россия ждала обновления, облегчения — а она ждала, уже давно наследник престола был ее надеждой, уже давно, и притом в разных социальных слоях, с нетерпением ждали его прихода к власти. И казалось, что первые его шаги (отмена рекрутского набора, попытки привести в порядок государственные дела и т. д.) как будто эти надежды оправдывали. Трагически восприняло резкую перемену климата, жесткость (и нелепость) дисциплины непосредственное окружение Екатерины — но страна ждала от нового царствования добра. Болотов, записывавший все те разговоры, анекдоты, новости, которые переполняли провинцию особенно ввиду смены правления, приводит великое множество рассказов об уме, энергии и доброте нового императора. Измученная, разворованная страна ждала от него спасения — щукинский эскиз, думается мне, представляет нам Павла как воплощение этих общественных надежд. Любопытно все-таки, что сам Павел утвердил в качестве официального портрета именно этот — значит, отвечал его образ требованиям императора, значит, именно таким хотел он себя видеть? А если вспомнить его самоиронию («Хорош для портрета»), то, может быть, и забавную сторону портрета, написанного Щукиным, Павел оценил — от такого странного человека всего можно ожидать.

Щукин написал Павла с любопытством и симпатией, но вместе с тем глаз художника приметил и нечто несерьезное в этой фигуре, нечто от бравады, от желания кому-то что-то раздоказать, оттенок той нелепости, которая отметит многие шаги Павла и сведет на нет его многие добрые начинания. Щукин с удивительной точностью передает неустойчивое душевное состояние своей модели. «Оригинальный проект», утвержденный Павлом, лег в основу его официальных портретов, которые были уже другие. Впрочем, большой портрет, который тоже находится в Третьяковской галерее, еще очень близок к эскизу по характеру модели — хоть Павел здесь уже много благообразней (и уже почти не курнос) и однозначней, перед нами то же самое живое лицо, любезное, да к тому же еще полное любопытства к собеседнику.


Чайковская О.Г. «Как любопытный скиф…»: Русский портрет и мемуаристика второй половины XVIII века. – М.: Книга, 1990. С. 249—252.

Биография художника

На главную страницу раздела Изобразительное искусство 

 

 

« Предыдущее фотоСледующее фото »

« вернуться

Рейтинг (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования