23 октября 2010
1. Сочинения-размышления учащихся Гимназии №1 г. Новосибирск. Февраль, 2006. Автор: Учащиеся Гимназии №1 г. Новосибирск
Литература / Проза / Детские разделы: детское творчество / Альбом Сочинения-размышления учащихся Гимназии №1 г. Новосибирск. Февраль, 2006
Разместил: Александр И

Следующее произведение »

Сочинения-размышления учащихся Гимназии №1 г. Новосибирск. Февраль, 2006

Сочинения-размышления учащихся. Февраль, 2006

 

В.Распутин "Уроки французского" 

 


 

 

"Уроки французского» - это рассказ Валентина Распутина о своем трудном послевоенном детстве, когда «голод еще не отпустил», а у матери, кроме него, было еще двое детей, он - самый старший. Жили совсем плохо, что, казалось хуже уже некуда. Весной, когда пришлось особенно туго, чтобы хоть как-то отвлечься от желания поесть, он "глотал  сам и заставлял глотать сестренку глазки проросшей картошки и зерна овса и ржи".
Автор говорит о том, что в то время в небольших деревнях были только школы, дающие начальное образование, чтобы продолжить учебу, дети с одиннадцати лет должны были жить вдали от родителей, не готовые к самостоятельной жизни, должны были жить среди чужих людей. Распутин показывает, как дети страдали от тоски по родному дому. "Никогда раньше даже на день я не отлучался из семьи, и, конечно, не был готов к тому, чтобы жить среди чужих людей. Так мне было плохо, так горько и постыло! - хуже всякой болезни».
Дети, приехавшие на учебу, были беззащитны, ничтожных припасов еды, присылаемых родителями, им не хватало, к тому же, продукты могли украсть, и некому было помочь. То же происходило и малокровием, что привело к тому, что у него «часто ни с того ни с сего принималась вдруг кружиться голова». Скудные припасы, которые присылала ему мать, отрывая последнее от других своих детей, от сестренки с братишкой, кто-то воровал. И мальчик погибал, потому что «голод здесь совсем не походил на голод в деревне. Там всегда, и особенно осенью, можно было что-то перехватить, сорвать, выкопать, поднять, в Ангаре ходила рыба, в лесу летала птица. Тут для меня все было пусто: чужие люди, чужие огороды, чужая земля..."
В своем рассказе автор пытается объяснить, что подростку бывает трудно найти правильный выход из ситуации, в которую он попадает. Так, герой Распутина не видит ничего другого, как пойти на поляну и играть на деньги, чтобы хоть как-то выжить. Там он впервые сталкивается с несправедливостью, жестокостью, там, ему пришлось «постигнуть на собственной шкуре», что «никогда и никому еще не прощалось, если в своем деле он вырывается вперед. Не жди тогда пощады, не ищи заступничества, для других он выскочка, и больше всех его ненавидит тот, кто идет следом». Мальчик был жестоко избит. Оставшись один, он «упал в жесткую сухую траву и ... горько навзрыд заплакал. Не было в тот день и не могло быть во всем белом свете человека несчастнее меня». Но голод заставил его вернуться. Он старался «не выделяться», пытался выиграть денег хотя бы на пол-литровую баночку молока, чтобы хоть чуть-чуть поправить здоровье, но это ему не удалось, его снова избили.
Валентин Распутин в своем рассказе показал, какую роль играют учителя в жизни детей.
Неизвестно, что стало бы с его героем, но к счастью, когда мальчику было особенно трудно, рядом оказался человек, способный понять и помочь. Учительница французского языка Лидия Михайловна не потащила его к директору, как делали многие, а постаралась разобраться в ситуации и сделать все возможное, чтобы мальчику стало лучше. Она стала приглашать его к себе домой для дополнительных занятий по французскому языку, учила правильному произношению, а потом звала ужинать, но мальчик всегда отказывался. Попытка помочь голодающему подростку продуктами с помощью посылки тоже не удалось. Тогда учительница пошла на маленькую хитрость - стала играть с ним дома после занятий в «пристенок» на деньги. Как вспоминает герой рассказа: «Конечно, принимая деньги от Лидии Михайловны, я чувствовал себя неловко, но всякий раз успокаивался тем, что это честный выигрыш».
«Знать бы нам, чем все это кончится…», - вспоминает герой рассказа. Директор школы случайно увидел мальчика и учительницу за игрой и, задыхаясь от гнева, назвал ее поступок «преступлением, растлением, совращением и еще, еще...» Он даже не попытался понять, что для учительницы это была, может быть, единственная возможность спасти голодающего мальчика, сохранить в его душе веру в добро.
Через три дня Лидия Михайловна уехала, сказав на прощание: «А ты спокойно, никто тебя не тронет. Учись».
Рассказ Распутина заставляет задуматься о подлинной и мнимой человечности, говорит о нерушимой связи между тем, кто делает добро и тем, кто его принимает. Учительница уехала, но она останется в памяти мальчика как друг, как судья всех его дальнейших поступков.
Автор, описывая свое детство, пытался показать, как трудно бывает людям в жизни, особенно детям, хотел сказать,  что их будущая жизнь, поступки во многом зависят от тех, кто с ними рядом. Он призывает к добру, внимательному отношению к людям, к милосердию.

Шавлай Э., 5 «В»

 

Ю. Дружников "Уроки молчания"

 

Чему учат уроки молчания. Сочинение-рассуждение

 

 О Великой Отечественной войне написано много книг и снято много фильмов. Из них мы узнаем о тех бедах и страданиях, которые выпали на долю советского народа. В рассказе Ю. Дружникова «Уроки молчания» нет описания военных действий, но после прочтения остается очень тяжелое чувство.
 Олег, от имени которого ведется повествование, узнав в старой и худой женщине свою бывшую учительницу, погружается в тяжкие воспоминания. Война – суровое испытание для всех, она никого не обошла стороной. Семья Стасика в первые дни войны получила похоронку, от отца Олега давно нет вестей с фронта, Даша Викторовна на второй день после свадьбы проводила мужа на фронт и больше его не видела… И кажется, даже природа возмутилась: «морозы стояли лютые, за тридцать».
Война ожесточила сердца людей, и даже дети повзрослели раньше: они вынесли Даше Викторовне суровый, недетский приговор. Олег не может простить себе той обиды, которую она нанесла Даше Викторовне. Он так и не смог заговорить со своей учительницей, а это значит, что на душе у него лежит камень. Легче ему становится, когда автобус увозит Дашу Викторовну. Но чернильная точка от пера не дает ему забыть о прошлом.
«Уроки молчания» учат нас тому, что человеком надо оставаться в любое время. Нельзя ожесточаться и причинять боль другим.
Храмцов И.,7 «Г»

***

 

В самом начале рассказа Олег встречает свою старую учительницу. Он не заговорил с ней; вспомнил тот давний случай, который, вероятно, научил его многому. Молчание в этом произведении часто намного красноречивее слов. Можно даже сказать, что оно становится большим уроком. Олегу этот урок запомнился на всю жизнь.
Даша Викторовна молчала о войне, стараясь воспитать детей добрыми, чуткими, внимательными по отношению к другим. «Всему миру было некогда, а она относилась к детям с лаской». Даже хлеб она раздавала без остатка, обделяя себя.
Но всего один ученик из всего класса заботился о самой Даше. Судя по всему, Патрикееву не понимали в классе: «Странная была девочка, угрюмая и молчаливая». Воспринимала чужое горе как свое, радовалась за других, умела хранить секреты.
Сердце же другого героя – Стасика, ожесточилось. Ему казалось, он поступает справедливо, а сам выплескивает злобу на окружающих.
Для Олега самый главный урок молчания произошел при безмолвном уходе учительницы, обвиненной, как герой позже понял, зря. В силу этих воспоминаний Олег не решился заговорить. «Война обижала детей, а дети обижали других», - вот то, чем можно обосновать погром в классе. Все подчинились инстинкту толпы. Все, кроме истинного на тот момент человека – Патрикеевой.
«Уроки молчания» учат многому, но главный урок – что нужно в любых, даже самых тяжелых условиях, всегда оставаться человеком.
Проценко А., 7 «Г»

 

В. Железников "Чучело" 

 

«А ведь главное не совесть, а сила!»

 

Когда ребята набросились на Димку, желая, чтобы он признался в своем предательстве, каждый хотел как-то расколоть его, особенно помогали Железной Кнопке мальчишки, Валька и Лохматый, Валька сказал:
- Он же у нас чистенький! У него совесть есть, мог и признаться!
- А ведь главное не совесть, а сила, - и Лохматый занес над Димкой здоровенный кулак.
– Я вот как стукну тебя в лоб, ноги отлетят!
И Димка испугался, совесть у него, конечно, была, ему стало стыдно, ну даже не совсем стыдно, а страшно, он был трус – испугался силы, а не совести. Тут как бы борются две стороны – совесть и сила, хотя под словом «совесть» подозревается не конкретно совесть, а все моральные качества человека. А «сила», соответственно, физические.
 Сначала сила берет верх, а в конце-то концов, ведь душевные качества обеих сторон победили! Он, конечно, прав, если смотреть в прямом смысле слова «сила» и «совесть», ведь на примере Димки они напугали силой его совесть. Да, его терзали душевные сомнения, но он же действовал против слабого, пошел на сторону большинства, силы.. Да, в этом случае они силой убили совесть. Но в конце концов ничего они своей силой не добились, сторона «силы» была морально побеждена. Некоторые попали под влияние силы, чтобы не выделяться. Вот, например, Рыжий, который выделялся своей незаурядной внешностью, вот и попал на сторону Железной Кнопки, хотя, наверное, больше подходил к так называемой «Ленкиной» стороне.
 В итоге класс разделяется на две части – команда Железной Кнопки и команда, состоящей из целой Ленки Бессольцевой и пол-Димки. Другая его половина была на стороне Мироновой.
 Бедный, он метался из одной стороны в другую, он пытался попасть на меньшую половину класса, но у него не получалось, не хватало душевных сил выделиться из общей массы, но в глубине души он, наверное, понимал, что это отрицательная сторона…
 Но он душевно был слабый, и когда он получил почетное звание Поджигателя, он сделался маленьким-маленьким, в его душе шла усиленная борьба двух его личных сторон – душевной и физической. Ему не хватало душевной силы для первого и второго вариантов.
В самом конце книги все перешли на моральную сторону, к команде Леки, а Димка Сомов остался один. Выделился!..
И никто его жалеть не будет, кроме Ленки, потому что она милосердная.
Кощеева Антонина, 6 «Б»

*** 

 

«Главное не совесть, а сила», - вот девиз жизни одного из одноклассников Лены Бессольцевой по кличке Лохматый. Это был жестокий и бессердечный мальчик, который не испытывал чувства жалости и сострадания к животным. Лохматый считал, что главное в жизни – сила, а не совесть. Следуя этому принципу, он во многих случаях, не считаясь с совестью, поступал жестоко по отношению к меньшим нашим братьям. Герой считал. Что всего в жизни можно добиться силой, а переживать, сострадать – удел слабых людей. Жадность и стремление к легкой наживе толкает его на бесчеловечный поступок: Лохматый отлавливал бездомных собак и кошек и сдавал их на живодерню. Он полагал, что ради личного благосостояния человек может и даже должен иногда поступиться своей совестью.
Я считаю, что жизненная установка Лохматого неправильная. Нельзя жить, руководствуясь принципами, направленными на уничтожение, разрушение, гибель. Зло, которое несет Лохматый и ему подобные люди, наказуемо. Наказуемо не только с физической стороны, но и духовной: жадность, эгоизм, жестокость, бесчеловечность превращает человека в бездушное существо. Добро неискоренимо,  потому что оно подчинено высшему судье бессмертия – совести.
Стариченко Никита, 6 «А»

*** 

 

Многие задают себе вопрос: «Что главное – совесть или сила?» Некоторые скажут: сила. Например, как ученики 6 класса в повести В. Железникова «Чучело». Всегда, когда задавали вопрос: «Что главное в человеке?» Рыжий не задумываясь отвечал: «Сила!»
Лена Бессольцева – героиня повести, с первых страниц характеризуется как девочка-подросток, с лица которой почти не сходила доброжелательная улыбка. Когда Лена пришла в 6 класс, она встретилась с такими событиями, которые возмутили ее и непонятны были Лене, ее честному, чистому взгляду на жизнь. Она считала, что совесть важнее силы.
Мне тоже кажется, что у каждого человека должна быть совесть, потому что она не позволяет делать ужасные поступки. Это доказывается дальнейшими событиями повести.
Лена, взяв Димкину вину на себя, думала, что поможет ему преодолеть трусость и признаться в поступке. Но в Диме совесть не просыпалась. Он был трусом! Ленку стали преследовать, унижать, называть предателем, чучелом, объявили общий бойкот.
Однажды ребята сделали соломенное чучело, надели на него Ленкино платье, и сам Димка поджег чучело. Лена была в отчаянии. Она разочаровалась в Димке.
Дедушка, узнав об этих событиях, подумал о Лене: «Значит, она сможет прожить свою жизнь не хуже прочих Бессольцевых, ибо обладала теми чудесными качествами характера, которые требовали от нее участия в судьбах других людей и боли за них».
Когда Лена подошла к кассе за билетом и все поняли, что она уезжает, ребята радостно заговорили: «Сила победила!»
Все эти события помогли Лене разобраться в жизни. Она поняла, что без чести не проживешь. Когда ребятам все стало известно о Димке, они решили объявить ему бойкот, и лишь одна Лена была против. Все ее не поняли. Ленка объяснила: «Я была на костре, и по улице меня гоняли. А я никогда никого не буду гонять… И никогда никого не буду травить. Хоть убейте!»
На ребят повлияло и то, что Ленин дедушка подарил городу картины, которые собирал всю жизнь.
Когда пароход, на котором плыли Лена с дедушкой, отчаливал, все молча смотрели на картину Лениной прабабушки. «И отчаянная тоска по человеческой чистоте, по бескорыстной храбрости и благородству все сильнее и сильнее захватывала их сердца и требовала выхода. Терпеть больше не было сил». На доске Рыжий написал: «Чучело, прости нас!»
Чвырова Юлия, 6 «В»

*** 

 

«Главное не совесть, а сила»,- так думали ребята 6-го класса, пока не произошла история с Ленкой. В классе считалось, что унижать человека – это норма. Сила – главное. Лохматый, Миронова – они верховодили в классе, подчиняли ребят своей силе, власти. Тот, кто был не с ними, тот был против них. За это издевались и били Бессольцеву, Димку, Вальку. В итоге, когда все разъяснилось в истории с Ленкой, ребята поняли, что Лена и Николай Николаевич оказались лучше их, благороднее, честнее и добрее. Дедушка Лены подарил городу свой дом и картины, а Лена простила их, предательство Димки.
И в конце повести ребят посетило непривычное для них чувство: «… тоска, такая отчаянная тоска по человеческой чистоте, по бескорыстной храбрости и благородству все сильнее и сильнее захватывала их сердца и требовала выхода. Потому что терпеть больше не было сил».
Лунегова Валентина, 6 «В»

 

Следующее произведение »

« вернуться

Рейтинг 12 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования