28 октября 2012
"Портрет Ц.А. Кюи". Автор: Репин Илья Ефимович Ilya Repin
Изобразительное искусство / Живопись / Художники передвижники / Альбом Репин Илья Ефимович
Разместил: Ивасив Александр


« Предыдущее фотоСледующее фото »

"Портрет Ц.А. Кюи"

 

1900 г. Автолитография 24,5 х 21,4

Ирбитский государственный музей изобразительных искусств

Кюи Цезарь Антонович (1835 - 1918) – русский композитор и музыкальный критик, член Могучей кучки и Беляевского кружка; профессор военной фортификации.

«Портрет Ц.А.Кюи» – характерный пример автолитографии, где Репин, работая литографским карандашом, остается верен приемам работы графитом. Известно, что с 1890-х гг. в рисунке Репина преобладает эскизная манера: в хаосе линий и растушевок проявляется или, другими словами, «нащупывается» форма.

В 1880-х гг. Репин написал живописный портрет Кюи, сидящего в кресле (1890). В рассматриваемой автолитографии он изобразил его погрудно, передав характерный для Кюи жест меланхолии и скепсиса: рука, подпирающая голову. Композиция портрета диагональная: за счет выдвинутого вперед локтя и разворота плеч создается впечатление, будто фигура изображенного надвигается на зрителя. Это чувство усиливается прямым взглядом из-под чуть скосившихся очков. Репин также активно использует прием контраста на уровне техники: плавные круглящиеся линии, короткие штрихи применяет в рисунке головы и изящной руки композитора-критика, наоборот резкие, угловатые и лохматые широкие движения литографского карандаша присутствуют в складках и форме военного кителя, который кажется ему немного великоватым. В отличие от автолитографий В.Серова, который часто несколькими линиями намечал фигуру и руки портретируемого, акцентируя внимание на лице, Репин стремится заполнить все пространство листа, выдержать некоторые тональные соотношения.

Темно-серый литографский оттиск отличается от настроения более раннего живописного портрета: усложняется образ и характер без лоска и мягкости цвета. Репин сделал живописный портрет Кюи на рубеже карьеры музыкального критика: с 1875-х гг. взгляды Кюи, пропагандировавшего принципы народности в музыке, устаревают. Портретная автолитография совпала с угасанием творческой активности композитора на рубеже 1900-х гг.

Биография художника

На главную страницу раздела Изобразительное искусство

 

« Предыдущее фотоСледующее фото »

« вернуться

Рейтинг (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования