10 марта 2014
"Новый Рим. Замок Святого Ангела". Автор: Щедрин Сильвестр Феодосиевич Sylvester Shchedrin
Изобразительное искусство / Живопись / Пейзаж / Альбом Щедрин Сильвестр Феодосиевич Sylvester Shchedrin
Разместил: Донченко Александр


« Предыдущее фотоСледующее фото »

"Новый Рим. Замок Святого Ангела"

 

 

1825 г. Холст, масло 63,9 х 89,8

Государственная Третьяковская галерея, Москва

 

Щедрин выбрал вид на набережную Тибра недалеко от дома, где жил. На одном берегу реки высится круглая башня замка Святого Ангела, на другом – прямо из воды выступают дома бедного квартала Трастевере. Вдали открывается вид на собор Святого Петра и Ватиканский дворец. Рим было принято писать как город-музей, полный классических древностей. Название картины – «Новый Рим» – характерно для художника-романтика, наблюдающего, как течет повседневная жизнь городской бедноты, естественная и живописная.По словам одного из современников, «…художник должен был повторить этот вид восемь раз... Всякий раз он изменял воздух и тон картины».

В картине художник последователь­но «разрежает» изображение, пытаясь «выстроить» воз­душную перспективу и углубить пространство. Открывается величественная даль, по­дернутая «туманцем». Последнее слово заимствовано из лексикона Кипренского, однажды посоветовавшего нашему герою писать «с некоторым туманцем в отдаленностях».


Щедрин виртуозно выстраивает воздушную перспективу, сильно высветляя небо по мере приближения к горизонту и, тем самым, оживляя и углубляя его. Живости и «реально­сти» небу добавляют наплывающие справа облака. Щед­рин резко смещает собор св. Петра вправо, одновре­менно сильно отодвигая его от зрителя. В результате высвобождается огромное пространство, которое автор выписывает с поразительным реализмом — уже не как пре­словутую белую простыню, натянутую сзади, а как живой, прозрачный, клубящийся воз­дух, пронизанный светом. Особенно хорошо удалось ему передать влажность римского воздуха. Постепенное ослабление светосилы красок, контрастов света и тени, четкости контуров от переднего плана к дальнему создает на полотне воздушную перспективу, которая доносит до зрителя реальное ощущение пространственной глубины без помощи планов и предметных вех и дает картине новое единство, связующее атмосферой все предметы.
В этом шедевре Щедрина уже нет ни­каких легендарных развалин — в нем дышит простая жизнь простых итальянцев, современников художника. На этом фо­не даже древний замок святого Ангела смотрится вполне со­временно. А история его, между тем, насчитывает многие сто­летия. Заложенный в первой половине II века императором Адрианом в качестве императорской гробницы, он некото­рое время использовался по прямому назначению. В то время на ее месте кра­совалась статуя императора, управляющего квадригой.
Впоследствии бывший мавзолей сменил несколько «профессий», побы­вав и крепостью, и папской резиденцией, и тюрьмой... Свое название замок получил в честь архангела Михаила, который в 590 году, согласно легенде, появился на вершине крепости и, вложив меч в ножны, предсказал измученному городу оконча­ние страшной эпидемии чумы. Древний замок св. Ангела, с венчающей его фигурой попал в название картины, но не он определяет ее содержание. Помещенный справа, он своим массивным цилиндром, «поло­женным» на квадратное основа­ние, призван лишь уравновесить композицию.


Река Тибр, поначалу выглядевший совершенно статично, постепенно начинает волноваться мелкой рябью, оживая на глазах. Приходят в движение и жанровые группки, раски­данные на берегу. Обостряются тени на воде, сама вода ста­новится прозрачной.
Избавляясь от декоративно-озерной бездвижности, свойственной реке в ран­них вариантах этой картины, Щедрин удачно оживляет ее. Причем не только добавлением ряби, но и косвенным образом. Например, показывая полоску пены от набегающих на правый берег волн. Про такую воду можно сказать, что она - играющая вода. Живая жизнь дышит в картине. Современное ее звучание усиливают живописные жанровые груп­пы. Люди, находящиеся на берегу и в лодках, заняты повседневными делами — кто-то, облокотившись на колено, удит рыбу, кто-то яростно, по-итальянски, жестикулирует, кто-то устраива­ет сходни, кто-то мирно беседует.


В этом шедевре Щедрина уже нет ни­каких легендарных развалин и руин, никакой ауры великого, но мерт­вого прошлого, никаких отсылок к давно окостеневшему идеалу — в нем дышит простая жизнь простых итальянцев, современников художника. Все точно и фактологично — слева над Тибром поднимаются жилые дома римского квартала Трастевере, где во времена Щед­рина обитал не слишком «доста­точный» трудовой народ.


«Новый Рим» — это и новая ступень в творчестве самого Щедрина: здесь он освободился от «музейного налета», от отношения к «вечному городу» как собранию археологических древностей под открытым небом.


«Новый Рим» прославил имя Щедрина… За­казы на неё посыпались со всех сторон. Вот когда Сильвестр перевёл дыхание: кажется, он может те­перь вызвать на состязание Аполлона.

Биография художника

На главную страницу раздела Изобразительное искусство 

  

« Предыдущее фотоСледующее фото »

« вернуться

Рейтинг (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования