01 сентября 2012
Нестеров Михаил Васильевич Mikhail Nesterov. Автор: Ивасив Александр Иванович
(в альбоме 307 файлов)

Изобразительное искусство / Живопись / Художники передвижники
Разместил: Ивасив Александр

 

Биография художника, творческий путь. Галерея картин.

 

 

 

 

 

Нестеров Михаил Васильевич

 

Mikhail Nesterov

 

(1862 -1942)

 

 

 

В 1890 году никому тогда еще неизвестный выходец из далекой Уфы Михаил Нестеров ворвался в художественную жизнь Москвы, представив на передвижной выставке свой шедевр "Видение отроку Варфоломею". Картина стала сенсацией выставки, и была сразу же приобретена Павлом Третьяковым для своей галереи. Все было необычно в этом произведении - сама идея, столь непривычная для русской живописи того времени, смелое композиционное и живописное решение, пейзаж, так непохожий на пейзажи передвижников, лиричная одухотворенность мотива и невиданная доселе сопричастность к изображаемому. Все говорило о том, что в лице Нестерова Россия получила молодого самобытного художника, смело идущего своей дорогой в искусстве и не оглядывающегося на стереотипы и догмы прошлого. Картина повествует об эпизоде из детства Сергия Радонежского (в миру Варфоломея), великого русского святого и сподвижника, жизнь и наследие которого занимали Нестерова с ранней молодости. Согласно легенде, будучи юным пастушком и бродя по полям в поисках стада, отрок Варфоломей встретил у дуба древнего старца, который предсказал ему великую будущность и великую ответственность за судьбы своей земли. В своей картине Нестеров с невиданной доселе лиричностью, пленительностью и чистотой показал этот эпизод из жизни мальчика. Здесь, в "Видении отроку Варфоломею", Нестеров нашел ту свою мечту, что занимала его впоследствии на протяжении двадцати-тридцати лет - жизнь православной Руси, жизнь святых чудотворцев, схимников, монахов, праведников и героев духа. В продолжении этой темы были написаны такие известные картины, как Пустынник, Сергий Радонежский, Великий постриг, Молчание, Зимой в скиту, Лисичка, Дмитрий, царевич убиенный, На горах и ряд других. Своеобразным итогом религиозной темы в творчестве художника становится большая незаконченная картина На Руси (Душа народа), ставшая воплощением слов Иисуса Христа: "Будьте как дети. Ибо никто не войдет в царство небесное, пока не станет, как младенец". В своих хрупких, нежных картинах Нестеров воплощает свою мечту о Святой Небесной Руси, стране, где человек и таинственная русская природа, равно чистые и одухотворенные, слились в едином божественном экстазе и молитвенной медитации. Одновременно художник создает свой уникальный тип пейзажа, получивший название нестеровского. Подобного еще не было в русском пейзажном искусстве. Наиболее близки духу Нестерова, пожалуй, только картины Левитана. Обращаясь чаще всего к природе средней полосы России, а также к родной для него природе Южного Урала (Башкирии), неброской, лишенной яркости и эффектности, он, подобно своему другу Левитану, выбирает определенные приметы, повторяя их во многих своих картинах. Привычные "элементы" нестеровского пейзажа - юные весенние деревца с тонкими стволами, белоствольные березки, маленькие сосенки, красные рябины, вербы с пушистыми сережками. Каждое из них столь глубоко полноценно и портретно, что, кажется, наделено собственной душой... Нет, не кажется... Нестеров знал, понимал, чувствовал, что каждое существо в этой Вселенной обладает душой, чувством, сознанием... После Октябрьской Революции 1917 года писать картины на духовные темы стало смертельно опасно для жизни, о чем художник сам признавался в письмах к близким, и тогда Нестеров сосредоточился на создании портретов своих современников. Портреты эти были не плохи, а часто и весьма хороши, хотя об уровне Серова или Репина говорить не приходится. Все-таки истинным призванием Нестерова был русский мистический дух и жизнь святых русских человеков... Тем не менее, портреты художников Виктора Васнецова и братьев Кориных, писателя Льва Толстого, академиков Павлова и Юдина, скульптора Мухиной, дочери Ольги (знаменитая Амазонка) и ряд других портретов стали классикой не советской, но русской портретной живописи. До последних дней своей долгой жизни Нестеров продолжал плодотворно работать, не снижая высокого уровня своего мастерства. Последним произведением, которого касалась кисть мастера, стал Осенний пейзаж в деревне. В 1942 году Михаил Нестеров закончил свой земной путь, но память о нем и о его работах будет жива, покуда жива Россия.

 

 

 

 



Думается, наиболее трезвый и вдумчивый итог творчеству Нестерова дал известный знаток русской живописи Александр Бенуа: "Нестеров, измученный жизнью, — очень сложная, мучительно сложная натура — как будто высказал в этой картине ("Под Благовест") свою собственную душевную борьбу. И в нем растет и с годами крепнет, подобно тому, как у этого юноши послушника, честолюбие, но и он в глубине души своей знает, как божественно хорошо безмятежное, бессуетное житье в Боге старика монаха; в глубине своей он все время рвется к этому миру. Быть может, если бы русское общество вернее оценило Нестерова, если бы оно дало ему возможность доразвиться в том направлении, которое было предначертано в его душе, Нестеров был бы цельным и чудным художником. К сожалению, успех толкает его все более и более на скользкий для истинного художника путь официальной церковной живописи и все более удаляет его от того творчества, в котором он, наверное, сумел бы сказать немало дивных и вдохновенных слов. Ведь является же он, рядом с Суриковым, единственным русским художником, хоть отчасти приблизившимся к высоким божественным словам "Идиота" и "Карамазовых".

___________

 

 

 

"Один из самых прекрасных, строго-прекрасных русских людей, встреченных мною за всю жизнь... Я думаю - он вполне исторический человек. Одухотворение, несущееся из его картин, никогда не забудется. Он создал "стиль Нестерова", и тот стиль никогда не повторится." (Розанов В.В.)

 

Михаил Васильевич Нестеров прожил долгую жизнь. Родился в Уфе в семье купца. В 15 лет Нестеров поступил в Московское Училище Живописи, Ваяния и Зодчества. Его любимый педагог — В.Г.Перов. Юношеские работы Нестерова написаны под несомненным влиянием учителя. Это жанровые сценки сатирического характера, обличающие нравы буржуазного общества. В 1881 г. Нестеров уезжает в Петербург и некоторое время учится в Академии художеств у П.П.Чистякова. Но вскоре возвращается в Московское училище и заканчивает его. Как самобытный и зрелый мастер Нестеров заявил о себе в 1888— 1890 гг., когда на передвижных выставках были показаны его картины «Пустынник» и «Видение отроку Варфоломею». В этих работах привлекает глубокая человечность, удивительная слитность образа, настроения человека и природы. Картина «Видение отроку Варфоломею» открыла цикл работ, посвященных Сергию Радонежскому, основателю Троице-Сергиевой лавры. Как известно, монастырь был заложен на месте, где произошло событие, о котором поведано в картине. Отроку Варфоломею (мирское имя Сергия Радонежского) с трудом давалось обучение грамоте. Встреча со старцем-черноризием, исполнившим просьбу мальчика помолиться, чтобы Бог помог ему преодолеть трудности, изменила его жизнь: Варфоломей научился читать. Трактовка картины как сказания из жизни Преподобного Сергия, несет на себе и религиозный аспект: духовный переворот в мироощущении подростка, благословение его на будущий подвиг. Неброский русский пейзаж в картинах Нестерова исполнен одухотворенности, трепетной грусти; величавая красота природы предполагает высокие духовные стремления в людях. В 1897 г. художник написал картину «Великий постриг», за которую получил звание академика. В своих полотнах «Святая Русь» (1901-1905), «На Руси (Душа народа)» (1916) он пытался воплотить идею о христианском пути русского народа. Убежденный поборник возрождения религиозной живописи, Нестеров многие годы посвятил созданию церковных фресок в Киеве (Владимирский собор), в Петербурге (храм Воскресения Христова), в Москве (Марфо-Мариинская обитель) и других городах России. Художник постоянно обращался в своей живописи к теме природы. Рисующие красоту русского Севера полотна Нестерова завораживают поэтичностью и задушевностью и ставят его в один ряд с величайшими мастерами русского лирического пейзажа. Момент слияния человека с природой в единстве настроения уподоблен в картинах мастера моменту религиозного просветления, когда «тайный свет» становится явным, преображая сознание и окружающий мир. Однако произведения Нестерова не всегда и не всеми единодушно признавались, они вызывали споры и даже резкую критику. Картины же Нестерова уводили в мир древних легенд.

 

В начале 1900-х годов раскрылся полностью талант Нестерова-портретиста. Он создает портретную галерею современников — активных созидателей новой жизни. В портретах академика И.П.Павлова, художников П.Д. и А.Д.Кориных, скульпторов И.Д.Шадра и В.И.Мухиной, хирурга С.С.Юдина и других покоряет сила человеческого духа, воли, дерзания. Нестеров чутко относился к воспитанию молодой художественной смены. Незадолго до смерти, обращаясь со страниц журнала «Юный художник» к творческой молодежи, он писал: «Крепко желаю вам, чтобы вы познали природу и ее украшение — человека. Ваше внимание, наблюдательность должны постоянно бодрствовать, быть готовыми к восприятию ярких, происходящих вокруг вас явлений жизни. Природу и человека надо любить, как «мать родную». Все живет и дышит, и это дыхание нужно уметь слушать, понимать. Искусство не терпит «фраз», неосмысленных слов, оно естественно, просто». Персональный сайт Нестерова - art-nesterov.ru.

 

 

См. также:

1. Статья В.Скляренко о творчестве Михаила Нестерова

 

 

 

 

 

« вернуться

Рейтинг 846 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Еще файлов 307 из этого альбома
"Видение отроку Варфоломею"
"Молчание"
"Осенний пейзаж"
"Лисичка"
"Автопортрет"
"Два лада"
"Пустынник"
"Портрет академика Павлова"
"Философы (С.Н. Булгаков и П. А. Флоренский)"
"Зима в монастыре"
"Осенний пейзаж"
"Юность преподобного Сергия"
"Этюд Варфоломея"
"Портрет Л.Н. Толстого"
"Князь Александр Невский"
"Портрет Ольги Михайловны Нестеровой (Амазонка)"
"Святой Сергий Радонежский"
"Начало весны (Ранняя весна)"
"Наташа Нестерова на садовой скамейке"
"Элегия (Слепой музыкант)"
"Портрет архитектора А.В. Щусева"
"Девушка у пруда (Н.М. Нестерова)"
"Мыслитель (Портрет философа И.А .Ильина)"
"Портрет Веры Игнатьевны Мухиной"
"На горах"
"За приворотным зельем"
"Адриатическое море"
"Осень в деревне"
"Дали"
"Капри. Италия. Веранда с цветами"
"Старый и малый"
"Вечерний звон"
"Портрет В.Г. Черткова"
"Видение отроку Варфоломею"
"В скиту (Сестры)"
"Портрет Отто Юльевича Шмидта"
"Старец. Раб Божий Авраамий"
"Великий постриг"
"Портрет художника В.М. Васнецова"
"Портрет В.М. Нестеровой"
"Святая Варвара"
"Портрет жены, Е.П. Нестеровой"
"Лель. Весна"
"Благовещение. Дева Мария"
"Портрет скульптора И.Д. Шадра"
"Путник"
"На Руси (Душа народа)"
"Портрет академика, биолога А.Н. Северцова"
"Под благовест"
"Портрет академика Павлова"
"В Уфе"
"Портрет Максима Горького"
"Портрет хирурга С.С. Юдина"
"Странник на берегу реки"
"Родина Аксакова"
"Дмитрий, царевич убиенный"
"Портрет художников, братьев П.Д. и А.Д. Кориных"
"Отцы-пустынники и жены непорочны"
"Труды Преподобного Сергия Радонежского"
"Портрет М.И. Нестеровой, первой жены художника"
"Автопортрет"
"Крестьянка Стеша"
"Портрет Е.П. Разумовой"
"Ангел на гробе господнем"
"Святой Пафнутий Боровский"
"Странник Иисус"
"Несение креста"
"Портрет О.М. Нестеровой, дочери художника"
"Кончина Александра Невского"
"Святая Русь"
"Девушка за вышиванием"
"Пруд. Около хутора Княгинино"
"Голова княгини"
"Портрет П.Д. Корина"
"Портрет художницы Е.С. Кругликовой"
"Портрет жены, Е.П. Нестеровой"
"Портрет С.И. Тютчевой"
"Капри. Веранда с цветами"
"Елочка"
"На Волге реке"
"Девушки на берегу реки"
"Дума"
"Архиепископ"
"Пейзаж в Абрамцево"
"Видение отроку Варфоломею"
"Видение отроку Варфоломею"
"Рисунок к Видению отроку Варфоломею"
"Первый вариант Варфоломея"
"Окончательный рабочий вариант Варфоломея"
"Видение отроку Варфоломею"
"Видение отроку Варфоломею"
"На совет"
"Портрет хирурга Юдина С.С."
"Богоматерь. Эскиз для будущей фрески"
"Автопортрет"
"Автопортрет"
"Леля Прахова"
"Академик Павлов"
"Рисунки и наброски рук для образов святых"
"Ярославна"
"Голова женщины"
"Старик"
"Павел Корин"
"Крещение. Иоанн Креститель"
"Воскрешение Лазаря"
"Два лада"
"Набросок человеческих фигур"
"Голова девочки"
"Крещение (Богоявление)"
"Адам и Ева"
"Автопортрет"
"Весенний пейзаж"
"Видение отроку Варфоломею"
"Ранней весной"
"Соловки"
"Троицын день"
"Призвание Михаила Федоровича на царство"
"Шутовской кафтан. Боярин Дружина Андреевич Морозов перед Иваном Грозным"
"Домик в Уфе"
"Георгий Победоносец"
"Юность Сергия"
"Святая равноапостольная княгиня Ольга"
"Жертва приятелей"
"Интерьер церкви в Абастумане с росписями Михаила Нестерова"
"Старый художник"
"Портрет княгини Н.Г. Яшвиль"
"Девушка в кокошнике. Портрет М. Нестеровой"
"Христос у Марфы и Марии"
"Пейзаж с избой и мостиком"
"Воскресение"
"Портрет Марии Высоцкой"
"Отечество"
"Портрет А.М. Щепкиной"
"Больная девушка"
"Христос, благословляющий отрока Варфоломея"
"Тишина"
"Скирды"
"Троица Ветхозаветная"
"Капри. Вход в монастырь"
"Жены-мироносицы"
"Экзамен в сельской школе"
"Богоматерь Умиление"
"Вечер на Волге. Одиночество"
"Пруд. Около хутора Княгинино"
"Фленушка"
"Портрет народной артистки К.Г. Держинской"
"Портрет В.И. Нестерова"
"Портрет М.М. Нестеровой"
"С.С. Юдин во время операции"
"Вознесение Господне"
"В снежки"
"Знаток"
"Сошествие Христа во Ад"
"Отрок Варфоломей"
"Всадники"
"Покров Богоматери"
"Юноша со свечой"
"Алеша Нестеров"
"Ангел печали"
"Анна с сыном Ваней"
"Апостол Иоанн"
"Апостол Лука"
"Апостол Марк"
"Апостол Матфей"
"Архангел Гавриил"
"Архангел Гавриил. Из диптиха "Благовещение"
"Архангел Михаил"
"Барка на Волге"
"Бахчисарай"
"Благоверный князь Александр Невский"
"Благовещение"
"Благовещение"
"Благовещение. Архангел Гавриил"
"Благовещение. Архангел Гавриил"
"Благовещение. Дева Мария"
"Богоматерь"
"Богоматерь"
"Богоматерь Знамение"
"Богоматерь Умиление"
"Богоматерь и Святой Иоанн"
"Богоматерь с Младенцем"
"Богоматерь с младенцем"
"Божественная литургия" 1
"Божественная литургия" 2
"Боярышня"
"Великомученица Варвара"
"Весна-красна"
"Вечерний звон (Скитник)"
"Видение отроку Варфоломею"
"Воскресение"
"Воскресение"
"Воскресение"
"Воскресение"
"Воскресение Христа"
"Георгий Победоносец"
"Голгофа"
"Голова девочки" 2
"Голова князя"
"Голова молодой женщины в узорчатом платке"
"Голова монаха (Портрет протодьякона М.К. Холмогорова)"
"Горы"
"Дева Мария Из диптиха "Благовещение"
"Девочка в белом платье и с цветком в руках"
"Девушка"
"Девушка в черном сарафане"
"Девушка-нижегородка"
"До государя челобитчики"
"Домашний арест"
"Дуб"
"Женская голова"
"Женская фигура"
"Женскии портрет"
"Женщина в узорном платке"
"Женщина с посохом"
"Жены-мироносицы"
"За Волгой"
"За приворотным зельем"
"Земля. Степь"
"Избрание Михаила Федоровича на царство" ("Призвание Михаила Федоровича на царство")
"Капри. Весна"
"Кипарисы"
"Кисловодск"
"Кремль зимой"
"Лес"
"Лето"
"Литургия ангелов"
"Монах"
"Монахиня"
"Монахиня"
"Монашка"
"Мужской портрет"
"Мученик князь Борис"
"На Волге"
"На Руси"
"На пути в Эммаус"
"На родине Аксакова"
"На родине Аксакова"
"Несение креста"
"Одиночество"
"Окрестности Кисловодска"
"Опушка леса"
"Отрок Варфоломей"
"Отцы-пустынники и жены непорочны"
"Папские послы у Ивана Грозного"
"Пасхальное заутренне"
"Пейзаж"
"Пейзаж" 2
"Пейзаж с елками"
"Пейзаж с озером"
"Пейзаж с прудом и церковью"
"Пейзаж с рекой"
"Пейзаж с рекой"
"Первая встреча царя Алексея Михайловича с боярышнею Марией Ильиничной Милославской (Выбор царской невесты)"
"Под Благовест"
"Покров Богородицы"
"Покров Богородицы"
"Портрет А.М. Нестерова"
"Портрет Е.П. Нестеровой за вышиванием"
"Портрет Л.Н. Толстого"
"Портрет Марии Ивановны Нестеровой в подвенечном уборе"
"Портрет Н.А. Ярошенко"
"Портрет Н.М. Нестеровой"
"Портрет О.М. Нестеровой"
"Портрет академика А.Н. Северцова"
"Портрет девушки"
"Портрет неизвестного священника (С.Н. Дурылин)"
"Послушница"
"Послушницы на берегу реки"
"Праведная Марфа и праведная Мария"
"Праведный Симеон Верхотурский"
"Преподобный Сергий Радонежский"
"Преподобный Сергий Радонежский"
"Пустынник"
"Пустынник и медведь"
"Путь к Христу"
"Путь ко Христу"
"Равноапостольный Кирилл"
"Равноапостольный Мефодий"
"Распятие"
"Река"
"Река"
"Рисунок к портрету Л.Н. Толстого"
"Рождество Христово"
"Саваоф с Младенцем Иисусом и Духом Святым"
"Саваоф с Младенцем Иисусом и Духом Святым (Отечество)"
"Сбор на погорелый храм в Москве"
"Святая княгиня Евдокия"
"Святая равноапостольная княгиня Ольга"
"Святой Зосима"
"Святой князь Глеб"
"Сенокос"
"Сказание о невидимом граде Китеже"
"Сошествие во ад"
"Спас Нерукотворный"
"Спаситель"
"Тихие воды"
"Тихие воды"
"Три всадника (Легенда)"
"Три старца (Лисичка)"
"Труды преподобного Сергия"
"У озера"
"Уральский пейзаж"
"Христова невеста"
"Христос Вседержитель"
"Царевна"
"Церковь"
"Явление Богоматери"
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования