01 сентября 2012
"Под благовест". Автор: Нестеров Михаил Васильевич Mikhail Nesterov
Изобразительное искусство / Живопись / Художники передвижники / Альбом Нестеров Михаил Васильевич Mikhail Nesterov
Разместил: Ивасив Александр
« Предыдущее фотоСледующее фото »
"Под благовест"
1897 г.
Картина была написана Нестеровым под впечатлением поездки летом 1895 года по старым русским городам. Художник был восхищен древними "высокохудожественными", как он говорил, храмами и той исторической атмосферой, которую они сохраняли.
Первоначальный замысел Нестерова заключался в том, чтобы передать разницу характеров двух монахов, погруженных в молитву. Один из них, старый, углубился в Священное писание и всем сердцем поэтически переживает его. Другой, молодой, - трезв, схоластичен и не чужд практических мыслей о церковной карьере. К счастью, художник отказался от литературности и даже анекдотичности своего первоначального намерения, не стал заниматься передачей полярных характеров средствами психологического анализа.
Главное в картине - единство поэтического настроения людей и пейзажа, не нарушаемое критическими нотами. Важную роль здесь играет повтор черных выразительных монашеских силуэтов, перекликающихся с ритмом тонких весенних березок на втором плане. В глубине - одна из тех древних церквушек, которыми Нестеров любовался в Переслаате-Залесском, Ярославле, Угличе, Ростове Великом. Мягкие лучи заходящего солнца заставляют ярче сверкать ее простодушные пестрые краски. Настроение весеннего пробуждения природы захватывает и людей, отрешившихся от мирской суеты, - недаром молодой монах держит в руке пушистую веточку вербы. Оба монаха - "мечтатели", писал Нестеров о своей уже законченной картине. Художник Исаак Левитан, очарованной ее поэтичностью, сказал Нестерову, что он "заставил его примириться с монахами".
Название этой работы "Под Благовест" было придумано писателем В.С. Соловьевым. Василий Розанов писал, что Нестеров "вынул из сердца русского человека молитву в особых обстоятельствах и свою личную, и - облек ее в краски исторические, в быт исторический. Она - лична, порывиста, пылает, а не теплится".
Интересно сопоставить две картины Нестерова - "Молчание" и "Под Благовест". В обеих присутствует тема двойничества, которая позднее разовьется в картинах "Два лада" и "Философы". Монахи стоят на некотором расстоянии друг от друга, и это расстояние становится у Нестерова пространством молитвы и тишины. В "Молчании" это расстояние больше, и глубже ощущается покой и благодать.
На главную страницу раздела Изобразительное искусство
« Предыдущее фотоСледующее фото »