04 сентября 2012
Петровичев Петр Иванович Peter Petrovichev. Автор: Ивасив Александр Иванович
(в альбоме 101 файлов)

Изобразительное искусство / Живопись / Художники передвижники
Разместил: Ивасив Александр

Биография художника, творческий путь. Галерея картин.

 

 

 

 

 

Петровичев Петр Иванович

 

Peter Petrovichev

 

(1874 - 1947)

 

 

 

"Он ясно сознавал, что "настоящее", "истина" в искусстве основаны на мыслях и чувствах художника. И он удивительно умел передать зрителю посредством своего искусства то прекрасное, что жило в нем самом."

Бежнар Т.Н.

 

 

 

 

 

Петровичев Петр Иванович родился в Высоково Ярославской губернии. Жил и работал в Москве. Учился в МУЖВЗ (1892-1903) у В.А. Серова и И.И. Левитана. Член ТПХВ (1906-11), СРХ (с 1911). Преподавал в Московском областном художественном училище памяти 1905 года (1936-41).

 

Живописец, пейзажист, работал в традиции учителей. Писал архитектурные пейзажи (Новгород, Ростов Великий), интерьеры, отличающиеся своеобразной живописной манерой (пастозное письмо, приглушенная цветовая гамма).

 

Петр Иванович Петровичев родился 6 (19) ноября 1879 г. в селе Высоково Угодической волости Ростовского уезда. Он рано начал рисовать, поэтому отец определил его в Ростовский Музей Церковных Древностей, где готовилась к открытию «резная» школа. Важную роль в этом сыграл И.С. Шляков, один из основателей музея. Время работы Петровичева в музее (1890-1892 гг.) было определяющим в жизни художника. Здесь он обрел навыки мастерства, в музее произошла его встреча с В.В. Верещагиным. Маститый живописец посоветовал юноше получить профессиональное художественное образование, а позже помог обустроиться в Москве.

 

В 1892 г. Петровичев поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. С момента открытия пейзажного класса в 1898 г. учился у И.И. Левитана, с 1900 г., после смерти известного пейзажиста - у А.М. Васнецова. Окончил училище в 1903 г. с большой серебряной медалью и званием «классного художника».

 

Будучи студентом училища, Петровичев начинает принимать участие в выставках. В 1899 г. он показывает свои работы на XIX Периодической выставке Московского общества любителей художеств, которая прошла в здании Исторического музея. Это было первым выступлением молодого художника на профессиональной выставке.

 

В 1901 г. он показывает три пейзажа на XXIV выставке Товарищества передвижников. Его участие было отмечено критикой, а пейзаж «Поздний вечер» был воспроизведен в журнале «Мир искусства». В 1902 г. Петровичев принимает участие в петербургской выставке журнала «Мир искусства» с 7-ю живописными произведениями, одно из которых - пейзаж «После дождя» - был приобретен в галерею П.М. и С.М. Третьяковых. С 1904г. Петровичев постоянный участник выставок «Союза русских художников», членом которого становится в 1910 г. В феврале 1906 г. на годичном общем собрании Товарищества передвижных художественных выставок 19-ю голосами из 25 выбран в члены Товарищества. В этом же году принял участие в организованной С.П. Дягилевым выставке русского искусства в Париже. Парижская газета писала: «Коровин, Петровичев, Рерих, Юон - пейзажисты, ищущие острых ощущений и выражающие их с редкой гармоничностью».

 

В 1910 г. П.И. Петровичев принимает участие в XXXVIII выставке Товарищества передвижных художественных выставок (в Москве и Петербурге) и в VII выставке картин «Союза русских художников». Впервые большая часть экспонированных полотен была посвящена Ростову. В 1911 г. архитектурные пейзажи и интерьеры П.И. Петровичева были приобретены в галерею П.М. и С.М. Третьяковых, музей Александра III и музей Академии художеств. В 1917 г. состоялась первая персональная выставка Петровичева, которая экспонировалась с 7 октября по 5 ноября в Художественном салоне на Большой Дмитровке, там, где регулярно проходили выставки «Союза русских художников». «Петровичев подводит итоги двум десятилетиям работы и собрал сейчас свыше двухсот пятидесяти картин.   

 

Это работник упорный, искренний, достаточно умелый, - писал А.М. Эфрос, - но вращающийся в очень небольшом кругу мотивов и приемов, которые он, словно загипнотизированный какой-то особой любовью, повторяет без устали год за годом в разных вариантах... Впрочем, один новый признак есть в последних работах Петровичева: его пейзажи стали обобщеннее, шире, строятся большими силуэтными массами».

 

 После выставки, в ноябре 1917 г., Петровичев женился на Ольге Петровне Матисен. Венчание состоялось в церкви Рождества в Путинках на Малой Дмитровке. В 1924 г. на выставке русского искусства в Нью-Йорке были представлены одиннадцать работ Петровичева, а картина «Ростов Великий. Осень» воспроизведена в каталоге выставки. В 1927-1928 гг. Петровичев участвует в организации нового общества «Объединение художников-реалистов» (ОХР), на выставке которого демонстрирует свои работы. В 1936 г. он принял участие в первой выставке художников-пейзажистов, организованной в Москве, где экспонировал 15 живописных работ.

 

В 1937-1943 гг. преподавал живопись и рисунок в Московском областном художественном училище памяти 1905 г. В годы войны принимал участие в ночных дежурствах, копал рвы, строил заграждения, награжден медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны».

 

В 1944 году Петровичеву исполнилось 70 лет. В связи с юбилеем художника сотрудники Государственной Третьяковской галереи обратились к нему со словами приветствия. Правление Московского Союза советских художников также отметило эту дату адресом, подписанном С.В. Герасимовым. 24 апреля в Центральном Доме работников искусств была открыта персональная выставка Петровичева, на которой экспонировалось 147 работ. В мае состоялся вечер, посвященный 70-летию со дня рождения и 50-летию творческой деятельности.

 

4 января 1947 года Петр Иванович Петровичев на 73-году скончался и был похоронен на Ваганьковском кладбище. Дочь Нина также стала художником-пейзажистом. 

 

 

 

 

 

Скромный, застенчивый, Пётр Петровичев, тем не менее, занял в русском искусстве своё достойное место. Он начинал свой путь художника в качестве подмастерья из Ростовского музея церковных древностей, не имея на тот момент никакого специального художественного образования. К счастью, улыбнулась удача - талант молодого художника был замечен Василием Верещагиным, великим русским художником-баталистом, путешественником и борцом за мир. Верещагин помог Петровичеву поступить в 1892 году в Московское Училище Живописи Ваяния и Зодчества, "кузницу" великих русских художников-передвижников. Здесь молодому художнику второй раз улыбнулась удача - он стал учеником великого Левитана. Именно Левитан развеял в уме юноши царившие там легкие заблуждения и вывел его на широкую дорогу живописного мастерства. Левитан стал для него учителем в жизни и учителем в искусстве, теплую память и признательность к которому художник сохранил навсегда.

 

После смерти Левитана в 1900 году, Петровичев продолжает обучение у Валентина Серова. В 1903 году Петровичев заканчивает Училище, а с 1904 года начинает выставляться на Передвижных Выставках. К художнику приходит успех, признание, его работы начинают приобретаться Третьяковской Галереей.

 

Круг своих живописных интересов Петровичев определял так: "Меня всё время увлекала русская старина - древние памятники зодчества, знакомые с далёкого детства. Я многократно бывал в великих русских городах - Нижнем Новгороде, Костроме, Ярославле, Суздале, Новгороде Великом, Владимире, писал там свои этюды. Позже они стали материалом для картин, посвященных русской старине. Над этими темами я работал всю свою творческую жизнь".

 

Пейзажи и натюрморты, созданные Петровичевым, отличает особая материальность, плотность красочного слоя, иногда исполненного с помощью мастихина. Замечено, что творчество русских живописцев, имевших в детстве отношение к иконописи, является оптимистичным по настроению, исходящему от их полотен. Таковы и лучшие работы Петровичева - художника, творившего во славу русской страны и искусства.

________________

 

 

 

Результаты собирательской, исследовательской и выставочной деятельности музея в этом направлении были отражены в докладе "Создание Web-страницы П.И. Петровичева как способ изучения и популяризации творчества художника" на конференции EVA"2000. Эта работа способствовала тому, что в декабре 2000 г. Министерство культуры РФ закупило для Ростовского музея два произведения П.И. Петровичева. Картины сразу были включены в постоянную экспозицию музея, в которой П.И. Петровичеву отведен особый раздел. Ростовский музей сейчас обладает одной из наиболее крупных (20 единиц) коллекций произведений П.И. Петровичева (для сравнения, в ГТГ хранится 22 его живописных работы). Учитывая же художественный уровень работ, время их создания и жанровый диапазон можно говорить о достаточной полноте и представительности коллекции, заслуживающей изучения и развития.



Таким образом, дальнейшее исследование творчества художника, знакомство с опытом работы других музеев и новыми теоретическими исследованиями -- материалы конференций EVA"2000, АДИТ 2001, цикл статей "Музеи и Интернет" в журнале "Museum" (№№ 204, 205), сборник "Музей будущего: информационный менеджмент" (М., 2001) -- повлекли за собой и необходимость изменения Web-страницы.



За минувший год основные разделы Web-страницы ("Экспозиция", Биография", "Петровичев в Ростовском музее", "Ученики Петровичева") пополнились новыми материалами. Прежде всего, это сведения о поступивших в фонд музея произведениях: полотне "Чаепитие в деревне" написанном в 1898 г. недалеко от Ростова, в деревне Высоково, в доме родителей художника, и пейзаже "Март", ставшем вехой в жизни и творчестве живописца. О выдающихся художественных качествах картины "Март" писали все исследователи творчества П.И. Петровичева, и она была бесконечно дорога автору. С этой картиной он никогда не расставался, она всегда была в его мастерской.
 


Раздел "Биография" дополнен вновь выявленными документами в архиве музея, из которых значительный интерес представляет запись от 21 января 1891 г. в книге "Расписки посетителей Белой Палаты" (так называется здание Ростовского кремля, где располагалась первая экспозиция Ростовского музея -- Е.К.), позволяющая с точностью до дня установить дату поступления П.И. Петровичева на службу в музей. Появились новые сведения о музейных мероприятиях, посвященных П.И. Петровичеву, например, презентация новых поступлений. Здесь же и фотографии из древнего Ростовского Успенского собора, где 24 мая 2001 г., в День славянской письменности и культуры, была отслужена лития -- заупокойное поминание по выдающемуся русскому художнику.



Кроме того, началась работа по подготовке нового раздела "Библиография", куда планируется включить все известные нам публикации о художнике. Началась работа по сканированию книги, статей из библиотеки музея.



Положено начало полному электронному каталогу произведений П.И. Петровичева из музеев и частных собраний. При этом фотографии не сканируются из книг, а получается разрешение от администраций музеев на фотографирование экспонатов. Особое внимание уделяется выявлению ранее не опубликованных произведений. Несмотря на то, что эта работа только началась, некоторые музеи (например, Волгоградский музей изобразительных искусств, Переславский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник) дали согласие на представление произведений П.И. Петровичева из их собраний на Web-странице художника.


Елена Владимировна Ким

 

 

 

 

 

« вернуться

Рейтинг 240 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Еще файлов 101 из этого альбома
"Ночь"
"Река осенью"
"Вид Москвы с Воробьевых гор"
"Березы"
"В Петровском парке"
"Весенний пейзаж"
"Вид на храм Христа Спасителя из Нескучного сада"
"Ипатьевский монастырь близ Костромы"
"Купола Троице-Сергиевой лавры"
"Монастырь"
"Московкий Кремль"
"Ураново. Интерьер"
"Осень"
"Осень. Березы"
"При последних лучах"
"При последних лучах"
"Провинция. Плес на Волге"
"Ранняя весна"
"Розы" 1
"Ростов зимой"
"Цветущие вишни"
"Цветущий сад"
"Яблони в мае"
"Ясный август"
"Blossoming cherry trees Sun"
"Март"
"Москва с Воробьевых гор"
"Розы" 2
"Пейзаж с прудом"
"Деревья на дачном участке"
"Шереметьевский дворец"
"Первый снег (Поздняя осень)"
"Русская деревня"
"Дачи"
"Весенний этюд"
?
"Ростов Ярославский"
"Кремль в Ростове"
"Ростов Великий"
"Музей. Останкино"
"Картинная галерея. В доме графа Шереметьева. Кусково"
"Белый зал дворца в Кусково"
?
?
"Май"
"Розовый март"
"Поздняя осень"
"В последних лучах"
"Розы" 3
"Цветы в кувшине. Купальницы"
"Рассвет"
?
"Пейзаж с рекой"
"Натюрморт с розами"
"Пашня"
"Автопортрет"
"Ледоход на Волге"
"На краю деревни"
"Владимир"
"Мельницы"
"En hiver dans les bois"
"Спасо-Преображенский монастырь у Ярославля"
"Вечер"
"Лес"
"Алупка"
"Провинциальный русский городок"
"Голубое озеро с елью"
"Пейзаж с церковью"
"Дворец Кусково"
"Осень при последних лучах"
"Осенний мотив"
"Останкино. Театральный зал"
"Чаепитие в деревне. Семья художника"
"Ростов зимой"
"Ненастная осень"
"Донбасс. Мариуполь"
"Натюрморт. Цветы"
"За уроком рисования. Портрет ученика Б.И. Казначеева"
"Портрет сестры художника Марии Ивановны"
"Семейный портрет. Жена и дети"
"Поздняя осень (Первый снег)"
"Ночь в Ялте"
"Весенние сумерки"
"Деревня летом"
"Интерьер церкви Успения на Волотовом поле"
"В Ростовском Борисоглебском монастыре"
"Уголок Ростовского кремля"
"Вид на Ростовский кремль с озера"
"Вид на Ростовский Яковлевский монастырь"
"В Богословской церкви Ростова"
"Зимний мотив"
"Задворки"
"Крестьянки на огороде"
"Осенний день"
"Пейзаж. Мартовский снег"
"Плес. Пейзаж"
"Старик со старухой"
"Уборка сена"
"Этюд с крестьянками"
"Яблоневый сад"
"Дом Чайковского в Клину"
Комментарии

ПЕТРОВИЧЕВ ПЕТР ИВАНОВИЧ 

"Кузьминки"

фанера масло

17*30,5

 1920-е годы.

Игорь, 19.08.2013 в 17:02

Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования