05 сентября 2012
"Ростов Ярославский". Автор: Петровичев Петр Иванович Petrovichev Peter
Изобразительное искусство / Живопись / Художники передвижники / Альбом Петровичев Петр Иванович Peter Petrovichev
Разместил: Ивасив Александр


« Предыдущее фотоСледующее фото »

"Ростов Ярославский"

 

Пётр Иванович Петровичев - виртуальный музей одного художника

В Ростовском музее П.И. Петровичеву (1874-1947) отведено особое место, поскольку творческая и личная биография художника тесно связана с Ростовом. П.И. Петровичев родился в Ростовском уезде, в 1891-1892 гг. работал в Ростовском Музее Церковных Древностей. После переезда в Москву, художник приезжал в Ростов на протяжении всей жизни. Созданные здесь архитектурные пейзажи, интерьеры церквей составляют значительную часть его творческого наследия.

Ростовский музей стремится к созданию полной коллекции произведений художника, документальных материалов о нем. Произведения П.И. Петровичева были среди первых поступлений картинной галереи Ростовского Музея Древностей, открытой 4 сентября 1921 г. В 1920-30-е гг. поступил еще ряд произведений художника. Вновь пробудился интерес к творчеству П.И. Петровичева в 1980-е гг., когда от семьи художника поступило 12 картин и этюдов. В 1999 г., год 125-летия со дня рождения художника, О.П. и Н.П. Петровичевы передали в дар документы, связанные с жизнью и творчеством их отца, ряд его рисунков.

В настоящее время генезис стиля П.И. Петровичева, своеобразие его места в истории русской живописи первых десятилетий XX в. привлекает все большее внимание исследователей, предлагающих новые, нетрадиционные подходы и решения, которые справедливо ставят его творчество в контекст не только реализма, как это было принято в советском искусствоведении, но и «позднего русского импрессионизма», живописных поисков художников «Бубнового валета» и других левых течений.

Некоторые из предлагающихся на выставку работ проливают, на наш взгляд, новый свет на близость П.И. Петровичева, на определенном этапе, к объединению «Мир искусства», в подтверждение и развитие тех высказываний о его творчестве, которые принадлежат самим теоретикам и создателям этого направления – А.Н. Бенуа и С.П. Дягилеву.

Значительное число произведений, изобразительным лейтмотивом которых является русская архитектура, интерьеры и настенные росписи XVII в., способно стать базой для осмысления неизученного и весьма перспективного аспекта в исследовании творчества П.И. Петровичева – непосредственного влияния на него древнерусского искусства. Причем, влияния не только тематического, но и в области технологии живописи и в использовании ряда художественных приемов.

Прошедший в юношеские годы при Ростовском музее практику иконописца и реставратора-«подстаринщика», а потом едва ли не всю жизнь писавший «землями» – минеральными красками, охотно работавший темперой и в смешанных техниках, близких к поздней иконе и древней стенописи, в дальнейшем своем творчестве он остался близок этому искусству, что сказалось и в некоторых художественных решениях (применение локального цвета, «неглубокое пространство», тяготеющее к плоскости, элементы деформации архитектурных форм и разноцентричности как средства художественной выразительности). В искусствоведческой литературе эта особенность творчества П.И. Петровичева была убедительно, хотя и очень кратко, сформулирована и поставлена как проблема еще в 1946 г. в блестящем очерке о Петровичеве, принадлежащем перу А.Г. Ромма, но с тех пор по ряду причин не получила дальнейшей разработки. При этом следует отметить, что историки культуры, проявлявшие интерес к теме «древнерусская живопись и светское искусство начала ХХ века», рассматривают реминисценции из иконы чаще всего применительно к художественной практике «русского модерна» и авангарда (от РерихаПетрова-Водкина и Стеллецкого до ЛентуловаГончаровойКандинского и даже Малевича) и в контексте идей ранних теоретиков «левых» течений»о духовном искусстве», вроде того же В. Кандинского или А. Грищенко.

В живописи П.И. Петровичева влияние иконы проявилось не как стилизация под древность, или основание для отказа от визуального изображения видимого мира, но в органическом строе его художественного мышления и видения, в основе своей реалистического.

Биография художника

На главную страницу раздела Изобразительное искусство

 

« Предыдущее фотоСледующее фото »

« вернуться

Рейтинг 3 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования