06 сентября 2012
Поленов Василий Дмитриевич Polenov Vasily. Автор: Ивасив Александр Иванович
(в альбоме 272 файлов)
Изобразительное искусство / Живопись / Художники передвижники
Разместил: Ивасив Александр
Биография художника, творческий путь. Галерея картин.
Поленов Василий Дмитриевич
Polenov Vasily
(1844 - 1927)
"Я искренно желал сделать искусство доступным и интересным народу. Это было одной из главных задач моей работы, и это побудило меня в начале моего художественного поприща присоединиться к Товариществу передвижников, так как оно основалось и сплотилось именно на этом принципе."
Поленов В.Д.
Русский художник Поленов Василий Дмитриевич родился 20 мая 1844 года в дворянской семье. Отец Василия по профессии был археологом, мать была художницей-портретисткой, бабушка увлекалась историей. Поэтому неудивительно, что у мальчика под их влиянием возник интерес к истории и археологии, что впоследствии проявится во многих его работах. От своей матери будущий художник перенял эстетические идеалы академического искусства, олицетворением которого были К.П. Брюллов и А.А. Иванов.
В 1863 году Василий Дмитриевич поступает в Академию художеств. Этот год стал знаменательным в истории русской живописи: именно тогда четырнадцать учеников Академии во главе с И.Н. Крамским покинули ее в знак протеста против навязывания мертвых академических традиций и канонов. Тем не менее Поленов сохранил верность академическим принципам искусства и в своем творчестве пытался сочетать их с реальным отображением жизни.
В 1869 году Поленов за картину «Иов и его друзья» получает Малую золотую медаль. В 1871 году за картину «Воскрешение дочери Иаира» художник удостаивается Большой золотой медали, а вместе с ней получает право на поездку за границу в качестве пенсионера. В 1872 году живописец посещает Германию, Швейцарию, Италию, затем едет в Вену на Всемирную выставку, а в период с 1873 по 1876 год живет и работает в Париже. Лучшие «французские» картины Василия Дмитриевича Поленова - «Рыбацкая лодка. Этрета» (1874), «Белая лошадь на фоне нормандского берега» (1874). Однако академические правила требуют от художника создания произведения на историческую тему, и Поленов в 1874 году пишет картину «Право господина», а в 1875 - «Арест гугенотки (Арест графини д'Этредеон)». Постепенно перепробовав многие роды живописи, художник понимает, что ему ближе всего пейзажный и бытовой жанры.
В 1876 году Василий Дмитриевич возвращается в Россию и начинает работать в деревне. Лучшие картины художника этого периода - «Ванька с Окуловой горы», портрет Никиты Богданова.
После начала русско-турецкой войны в конце 1876 года Поленов едет добровольцем на фронт. За участие в войне он получает сербскую медаль «За храбрость» и «Таковский крест». Летом 1877 года художник ненадолго приезжает в Ольшанку - имение своего деда, где пишет этюд «Пруд в парке. Ольшанка». Затем Поленова снова вызывают на Болгарский фронт, где он служит при штабе художником. В своих картинах живописец изображает военный быт и местные пейзажи.
В 1878 году Поленов возвращается в Россию и поселяется в Москве. Здесь Василий Дмитриевич пишет самые значительные свои произведения. Художник изображает непарадную, неофициальную, будничную Москву. На 6-й выставке Товарищества передвижников в 1878 году он выставляет картину «Московский дворик», не подозревая, какое место займет это произведение в русской живописи. Картина стала шедевром - такой чистоты тона русский пейзаж до того времени еще не знал. Также значительное место в русской пейзажной живописи заняли картины «Бабушкин сад», «Заросший пруд», написанные в 1879 году. В этих произведениях Поленов сумел не только показать бесхитростную, щедрую русскую душу, но и влюбить в них как своих современников, так и далеких потомков.
В Москве Василий Дмитриевич Поленов тесно общается с известными русскими художниками, своими друзьями Репиным и Васнецовым. В абрамцевском кружке промышленника и покровителя искусств Саввы Мамонтова художник встречается с Н.В. Невревым, И.С. Остроуховым, К.А. Коровиным, М.М. Антокольским, В.А. Серовым.
В 1878 году живописец вступает в ряды Товарищества передвижников, в деятельности которого принимал участие вплоть до 1918 года. Творчество передвижников было близко Поленову своим реализмом. Василий Дмитриевич, как и большинство художников-передвижников, по своим симпатиям принадлежал к «работникам с натуры».
Значительное место в творчестве Поленова занимает евангельская тема. Картину «Христос и грешница» художник задумал еще в 1873 году, находясь в Париже, а окончил работу в 1887 году. В евангельском сюжете Поленова привлекала не религиозная, а моральная сторона. Художник хотел показать Христа человеком — мудрым, чистым и справедливым. Сюжет картины давал Василию Дмитриевичу возможность показать обличение Христом лицемерия и ханжества. Также в произведении прослеживается идея торжества милосердия, веры в человека, любви и прощения. При написании картины Поленов проводит большую исследовательскую работу: он изучает исторические памятники, архитектуру и одежды Палестины. Историзм в контексте евангельского сюжета воспринимается как вызов религии. Кроме того художник совершает две поездки на Восток. Первое путешествие датировано 1881 годом — во время него Поленов собирает материал для картины «Христос и грешница». Во время второй поездки в 1899 году художник собирал материал для цикла картин серии «Жизнь Христа». Этюды, написанные за время этих поездок, Поленов экспонирует на выставке Товарищества передвижников.
В серию «Жизнь Христа» вошло 68 произведений, большинство из которых – пейзажи. В картине «На Тивериадском озере» современники Поленова отказались признать Христа в сильной фигуре человека, спокойно идущего по берегу озера. Вообще Христос и другие человеческие фигуры в картинах серии «Жизнь Христа» всего лишь помогали связать пейзаж с определенной исторической эпохой. Сам пейзаж трактован реалистически. Изображая реальность природы, Поленов пытается показать Христа реальным человеком, а вместе с этим — отрицание мистической стороны Евангелия.
В 1882-1894 годах Василий Дмитриевич Поленов преподает в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Среди его учеников были А.Е. Архипов, В.Н. Бакшеев, И.И. Левитан, С.В. Иванов, К.А. Коровин, В.К. Бялыницкий-Бируля, ставшие впоследствии известными художниками. Помимо занятий в училище Поленов устраивает у себя дома акварельные вечера. Художник умел создавать вокруг себя творческую атмосферу, воодушевлять молодежь. Многим своим ученикам Поленов оказывал материальную поддержку, другим помогал найти работу. Василий Дмитриевич был педагогом по призванию. Еще во времена его заграничной командировки в качестве пенсионера, художник мечтал о реформе Академии художеств. В 1891 году Поленов с большим энтузиазмом соглашается работать над новым уставом Академии. Художник предполагал, что будет преподавать в новой академии, однако его отстраняют за передовые взгляды.
После трагических событий 1905 года, Поленов вместе с Серовым, возмущенные тем, что во главе войск, расстреливающих мирное население, находился глава Академии художеств, пишут в Академию протест.
В 1910 году Василий Дмитриевич организует народный театр — Секцию содействия фабричным и деревенским театрам при Обществе народных университетов. Главной цель секции являлось распространение искусства в массы. Для работы в театре Поленов привлекает своих учеников, своих друзей, среди которых И. Репин и А. Васнецов. Здание, в котором находилась Секция, называют Домом Поленова. Сам Василий Дмитриевич составлял сборники пьес, писал декорации и музыку для спектаклей. Также художник работал и в Русской частной опере Мамонтова.
В 1924 году Василий Дмитриевич Поленов получает звание народного художника. В 1927 году художник ушел из жизни.
_________________
С конца 1870-х гг. искусство и сама личность В. Д. Поленова были окружены не просто славой, но прямо-таки восторженным поклонением художественной молодежи. Краски его картин казались современникам сверкающими и чарующими, воспринимались как живописное откровение. Сейчас эти восторги трудно разделить полностью, но так было...
Поленов родился в интеллигентной и родовитой дворянской семье. Отец - крупный чиновник и вместе с тем историк-археолог. Мать любительски занималась живописью. Сын унаследовал оба таланта - научный и художественный. В родительском имении Имоченцы на берегу реки Оять в Олонецкой губернии встретился юный Поленов с прекрасной русской природой. А в 1858 г. он впервые увидел "Явление Христа народу" А. А. Иванова. Как выяснится позже, эти две встречи окажутся важнейшими в судьбе Поленова-художника.
Поленов был разносторонне одаренным и широко образованным человеком. Учился параллельно в Петербургском университете и АХ. В 1871 г. он получает диплом юриста и, одновременно с И. Е. Репиным, большую золотую медаль за конкурсную картину "Воскрешение дочери Иаира". Однако прошло еще несколько лет, прежде чем Поленов действительно обрел себя как художник.
Он едет в Германию, Италию, Францию (в качестве пенсионера АХ), пишет исторические и жанровые картины, портреты. Но все более его влечет к себе пейзаж, живопись на открытом воздухе - пленэр, чистые краски. Он изучает работы замечательных французских пейзажистов, прежде всего барбизонцев. Учится непосредственно, а не через академические схемы видеть и понимать природу, постигать ее великую гармонию.
В 1876 г. Поленов возвращается в Россию. В 1878 г. на XII выставке ТПХВ появляется ныне знаменитый "Московский дворик". В этой наполненной солнцем картине художнику удалось соединить непосредственность и свежесть пленэрного восприятия со столь характерным для русской пейзажной традиции целостным и одновременно интимно-теплым ощущением мира. "Московский дворик" - действительно целый мир, в котором каждая деталь выглядит бесконечно значимой и родной; в котором "сходятся" барская усадьба и жилища бедняков; который начинается фигурой ребенка на переднем плане и словно врастает в бездонное небо сверкающими в солнечных лучах маковками церкви. Человеческий мир здесь - часть безбрежно-гармоничного мира природы.
Последующие работы Поленова - "Бабушкин сад" (1878), "Заросший пруд" (1879), этюды 1881-82 гг., выполненные во время поездки в Грецию и на Ближний Восток, - упрочили за ним славу одного из лучших русских пейзажистов. Он, в сознании современников, первым в таком объеме ввел в русскую живопись "европейское влияние" (А. М. Васнецов), то есть принципы пленэрной живописи: чистые и более открытые краски, цветные тени, свободный мазок.
В 1882-94 гг. Поленов ведет пейзажный класс МУЖВЗ. Его учениками были И. И. Левитан, К А. Коровин, А. Е. Архипов, А. Я. Головин и другие известные впоследствии мастера. Во многих поздних пейзажах художника настойчиво повторяется мотив реки, неторопливо текущей вдаль среди бескрайнего пространства русской равнины ("Ранний снег", 1891; "Золотая осень", 1893, и др.). Это - Родина. Такой Поленов помнил ее с детства. Пейзажи - лучшее в его наследии.
Но сам художник мечтает пойти дальше. Он лелеет грандиозный замысел - хочет продолжить дело А. А. Иванова: "...создать Христа не только грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего свой путь среди народа". Иванову не удалось поехать в Палестину. Поленов дважды побывал там. Он изучает пейзаж, архитектуру, людские типы.
В 1888 г. художник заканчивает самую крупную свою картину - "Христос и грешница". Вслед за ней появляются "На Генисаретском (Тивериадском) озере" (1888), "Мечты (На горе)" (1890-1900-е) и еще десятки работ серии "Из жизни Христа" (1899-1909).
В своем интересе к личности Христа Поленов не одинок среди русских художников конца XIX в., но, пожалуй, наиболее последователен. Он стремится изобразить Иисуса нравственно совершенным и в этом смысле идеальным, но одновременно и просто человеком в конкретной исторической обстановке среди реального пейзажа. Помимо Евангелия, художника вдохновляла знаменитая книга Э. Ренана "Жизнь Иисуса". Поленов пытался освободить изображение евангельского предания от складывающихся веками штампов и представить: а как же было на самом деле? Тут уж в нем говорил Поленов-ученый.
Опираясь на его знания, Поленов-художник словно грезил наяву... Но, при всем таланте, он не обладал гением Иванова. "Библейские эскизы" последнего воспринимаются как дарованное художнику индивидуальное духовное откровение, а евангельские сюжеты Поленова - как талантливая, искренняя и живая по чувству, но - реконструкция. Этому впечатлению способствуют и сами используемые художником принципы пленэрной живописи, которые возникли в свое время для передачи зрительного восприятия живого и вечно изменчивого мира. Эта двойственность присутствует и в знаменитой картине "Христос и грешница" (авторское название "Кто без греха?" цензура заменила на "Христос и блудная жена").
Поленов стремился показать Христа как гуманиста, противостоящего изуверскому догматизму фанатиков (по закону, уличенных в измене жен побивали камнями). Вдохновляла его и благородная идея защиты достоинства и равноправия женщины. Изображение Христа в исторической реальной одежде и обстановке было новаторским. Удивляла современников и яркость красок. Но Поленов использовал новые живописные принципы в целом академической по характеру композиции и потому не сумел добиться необходимой убедительности.
Задний план картины напоминает театральную декорацию. И это не случайно. Поленов много работал в театре и был одним из зачинателей реформы театрально-декорационного искусства, которая дала столь блестящие результаты в начале XX в. Он, вообще, считал, что театральное действо должно прийти на смену церковном у. В Москве на его средства был построен Дом театрального просвещения (1915). Общественная активность Поленова проявилась и в поданном в АХ протесте (совместно с В. А. Серовым) в связи с событиями 9 января 1905 г.
В своей усадьбе Борок на берегу Оки, где написаны многие пейзажи мастера, он собрал художественную коллекцию для открытия общедоступного музея. Сейчас там Музей-усадьба В. Д. Поленова.
_____________
Русский художник и деятель театра. Учился в петербургской Академии художеств (1863–1871) и параллельно – на юридическом факультете Петербургского университета. Брал частные уроки у П.П.Чистякова и И.Н.Крамского. Посетил в 1872–1876 Италию, Францию и Германию как «пенсионер» Академии художеств; много путешествовал и позднее, побывав, в частности, на Ближнем Востоке и в Греции (1881–1882, 1899 и 1909). Участвовал в качестве добровольца в сербо-черногорско-турецкой войне 1877–1878, создал много батальных и этнографических зарисовок и этюдов. Был членом «Товарищества передвижников».
Испытал влияние современной французской живописи, в особенности пейзажистов-барбизонцев и П.Делароша. В духе романтического историзма Делароша написан ряд его ранних картин ("Право господина", 1874). Но естественней всего его дарование выразилось в поэтических пленэрных пейзажах, где органично соединились традиции «барбизонцев» и лирического «пейзажа настроения» в духе А.К.Саврасова. Таковы "Московский дворик" (1878), "Бабушкин сад" (1878), "Заросший пруд" (1879). В большинстве случае это не чисто природные, и историко-природные, по-своему поэтико-археологические образы, – подобно массе этюдов, созданных мастером на Балканах и Средиземноморье. Эти этюды послужили подходами к его знаменитому «евангельскому циклу» ("Христос и грешница", 1886–1887), где художник в духе Л.Н.Толстого стремился противопоставить церковному канону «правду среды и быта», «Христа-человека».
Тенденции модерна – с его волей к созданию синтетических «сверхпроизведений» – ярче всего проступили в театральных работах Поленова. Он оформлял спектакли в абрамцевском доме и Московской частной опере С.И.Мамонтова (опера "Призраки Эллады" с музыкой самого художника, 1906; и др.), активно способствуя декоративному обновлению русской сценографии. С 1910 художник увлеченно занимался организацией самодеятельного театрального творчества, выступая как руководитель Секции содействия фабричным и заводским театрам (с 1915 – Дом театрального просвещения имени В.Д.Поленова). Он разрабатывал особого рода облегченные, мобильные декорации, регулярно устраивал «народные» спектакли и концерты.
Мастер плодотворно занимался и архитектурой, внося – в эскизах церквей, построенных в Абрамцево (в соавторстве с В.М.Васнецовым, 1881–1882) и Бехове под Тарусой (1906), – вклад в развитие «русского стиля». Характерная для этих храмов стилизация под национальное Средневековье уступила место общим задачам комфортности и пластической выразительности планировки в зданиях собственного дома на Оке (1891–1892) и мастерской там же. После революции мастер жил в своей усадьбе Борок, занимаясь живописью и руководя деревенскими театральными кружками. Превратил усадьбу в музей, который в 1939 был передан его родственниками государству. Учениками Поленова (по Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества, где он преподавал в 1882–1895) были, в частности, И.И.Левитан, К.А. и С.А.Коровины, А.Е.Архипов и А.Я.Головин.
Умер Поленов в своей усадьбе-музее Борок (с 1931 – Поленово) 18 июля 1927.
См. также:
1. Статья Элеоноры Пастон. Творчество Василия Поленова
2. Статья В.Скляренко о творчестве Василия Поленова