20 ноября 2012
Серов Валентин Александрович Valentin Serov. Автор: Ивасив Александр Иванович
(в альбоме 141 файлов)
Изобразительное искусство / Живопись / Художники передвижники
Разместил: Ивасив Александр
Биография художника, творческий путь. Галерея картин.
Серов Валентин Александрович
ValentinSerov
(1865 - 1911)
"Угрюмый и задумчивый, Серов в душе своей носил удивительный юмор и смех. Он умел подмечать в самых простых обыденных вещах их оригинальность и умел так их передавать в своих рассказах, что они облекались в невероятно смешную форму... Смех его был чрезвычайно тонок."
Коровин К.А.
Счастливо одаренный от природы, выросший в атмосфере искусства Серов прожил жизнь, полную напряженных, часто мучительных творческих исканий. С раннего детства Серова окружала атмосфера творчества: его отец был известным композитором, а мать - талантливой пианисткой. Он учился в петербургской Академии Художеств у И.Е.Репина и П.П.Чистякова, дружил с М.Врубелем и К.Коровиным, входил в знаменитый абрамиевский кружок. В молодости Валентин Серов много путешествовал, посетив Италию, Австрию и Францию. В 1888 году художник дебютировал с двумя картинами «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» радостными красками, тонкой передачей света и воздуха, имевшими сенсационный успех и воспринятые как новое слово в искусстве. Задачи пленэрной живописи решал здесь 22-летний художник с последовательностью истинного мастера. Неизменным будет с этого времени успех Серова на выставках передвижников, а затем и «Мира искусства», но никогда не будет существовать для него окончательно найденной манеры, раз и навсегда усвоенных выразительных средств. Все его творчество отмечено поиском нового художественного языка. Обостренное чувство времени, нетерпимость Серова ко всякой фальши делают многие его работы источником для постижения жизни России на рубеже XIX и XX столетий.
С 1900 по 1904 годы Серов плодотворно сотрудничал с объединением «Мир искусства». Творчество мастера поражает многообразием: он писал пейзажи («Октябрь. Домотканово», 1895), картины на исторические и мифологические темы, иллюстрировал книги, создавал театральные афиши и эскизы к постановкам. Но главным для художника на протяжении всей жизни оставался портрет. Серов, без сомнения, был первым портретистом своего времени. Его отличало глубокое проникновение во внутренний мир человека, он был непогрешимо правдив в своих характеристиках и с феноменальной требовательностью к себе и упорством стремился к полноте раскрытия образа. Художник написал огромную галерею портретов людей разных профессий и сословий, членов царской фамилии и удивительные детские образы, заслуженно считающиеся вершиной его творчества. Портреты И.Е.Репина, К.А.Коровина, И.И.Левитана, Н.С.Лескова, А.М.Горького, А.П.Чехова, Н.А.Римского-Корсакова, Ф.И.Шаляпина, М.Н.Ермоловой, В.И.Качалова, К.С.Станиславского, Т.П.Карсавиной — в ряду высших достижений русского портретного искусства конца XIX — начала XX в. Один из самых необычных портретов «Портрет Иды Рубинштейн» (1910) Серова был написан в Париже, незадолго до его смерти. «Жизнь напоказ», сквозная тема позднего творчества художника, находит завершающее воплощение в этой работе. Раскрытию замысла помогает и образ Иды Рубинштейн - знаменитой актрисы и танцовщицы, жизнь которой проходит перед тысячами глаз, и новые изобразительные средства, близкие модерну используемые Серовым. Работа была плохо принята современниками и товарищами по искусству, и лишь после смерти художника портрет оценили по достоинству. Слава знаменитого портретиста влекла заказы от аристократов, банкиров, промышленников. Портреты Ф.Ф.Юсупова, О.К.Орловой, В.О.Гиршмана и других воплощают суть характера человека, его общественное положение, всю его «философию жизни». По остроте характеристики портрет порой граничит с шаржем, когда, по словам самого художника, «шарж сидит в самой модели». Боль, гнев, возмущение вызвало у Серова, человека демократических убеждений, кровавое подавление народных демонстраций 9 января 1905 г. Он отказывается от звания члена Академии художеств. В его гротеске «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?» (1905, Государственный Русский Музей), в карикатурах на Николая II звучит политическая сатира. Чувством проникновенной любви к родине полны пейзажи художника и произведения, посвященные русской деревне, — «Заросший пруд. Домотканово», «Баба с лошадью».
В истории России Серову особенно интересно петровское время. В картине «Петр I» (1907, Государственная Третьяковская Галерея), небольшой по размерам, фигура Петра монументально значительна. Свинцово-серая гамма красок, динамичный строй всего произведения передают энергию созидания суровой и великой для России эпохи. Портреты, иллюстрации к басням И.А.Крылова, выполненные художником в области графики, отмечены лаконизмом, меткостью характеристик, превосходным владением различными техниками. Рисунок, изображающий Анну Павлову в балете «Сильфиды» (1909, Государственный Русский Музей), исполнен для плаката к выступлениям русского балета в Париже. Безупречное артистическое чутье подсказало художнику технику исполнения. Пластически совершенны, легки, музыкальны линии рисунка на голубом фоне грунтованного холста. Рисунок стал вдохновенным, поэтическим портретом великой балерины. Сочетанием графических и живописных средств достигнута выразительность портрета известной танцовщицы Иды Рубинштейн (1910, Государственный Русский Музей). Органичными для художника явились приемы декоративного решения (живописный лаконизм, обобщенность форм) его поздних работ «Одиссей и Навзикая» и «Похищение Европы» (обе—1910, Государственная Третьяковская Галерея). В своем творчестве Серов продолжил демократические традиции русского искусства XIX в. и во многом предопределил пути развития искусства XX в. Персональный сайт Серова - vserov.ru.
См. также:
1. Статья В.Скляренко о творчестве Валентина Серова
Хронология жизни
1865, 7 (19) января родился в Петербурге. Отец - композитор и музыкальный критик Александр Николаевич Серов (1820-1871), автор опер Юдифь, Рогнеда, Вражья сила. Мать - Валентина Семеновна Серова (урожд. Бергман, 1846-1927), композитор и музыкально-общественный деятель.
1871. Смерть отца.
1872. Живет с матерью в Мюнхене. Начало занятий рисунком с Карлом Кеппингом, впоследствии известным офортистом и керамистом.
1874. Переезд с матерью в Париж. Начало систематических занятий с И.Е. Репиным. Возвращение в Россию. Знакомство с семьей Мамонтовых. Обучение в гимназии К.И. Мая.
1876. Переезд с матерью в Киев.
1878. Возвращение в Москву. Продолжение занятий с Репиным.
1880. Поездка с Репиным в Крым и Запорожье. Поступление в петербургскую Академию художеств.
1883. Поездка в Крым и Сочи с В.Д. Дервизом.
1885. Поездка в Мюнхен и Голландию. В Мюнхене Серов изучает коллекцию Старой Пинакотеки, копирует Веласкеса.
1886. Знакомство с К.А.Коровиным. Официальное оформление выхода из Академии художеств. Участие в 5-й периодической выставке МОЛХ.
1887. Поездка в Вену и Италию с И.С. Остроуховым, М.С. и Ю.С. Мамонтовыми. "Девочка с персиками".
1888. "Девушка, освещенная солнцем"; "Заросший пруд". 8-я периодическая выставка МОЛХ, на которой за "Девочку с персиками" Серов получил единственную премию, присуждавшуюся за портрет.
1889. Женитьба на О.Ф. Трубниковой (1865-1927). Поездка в Париж. Затем Серовы обосновались в Москве.
1891. Портреты Ф.Таманьо, К.А.Коровина.
1892. Встречается с Л.Н.Толстым во время работы над портретом С.А.Толстой.
1893. Портрет И.И.Левитана. Рождение сына Александра.
1894. Избран членом ТПХВ. Поездка с Коровиным на Север, в Архангельск и на Мурман, где оба художника пишут многочисленные этюды. Рождение сына Георгия.
1895. "Октябрь. Домотканово".
1896. Знакомство с А.Н.Бенуа. Участие в Международной выставке мюнхенского Сецессиона. Рождение сына Михаила.
1897. Становится преподавателем МУЖВЗ. Портрет вел. кн. Павла Александровича.
1898. Получает звание академика живописи.
1899. Избран членом попечительского Совета Третьяковской галереи.
1900. Выходит из ТПХВ. Становится членом "Мира искусства". Покупает участок земли в Финляндии и строит дачу, где отныне почти каждый год проводит летние месяцы. Участие во Всемирной выставке в Париже (Grand Prix за портрет Павла Александровича). Начало работы над портретами семейства Юсуповых.
1901. Рождение сына Антона.
1902. Поездка в Германию.
1903. Участие в Международной выставке берлинского Сецессиона. Избран действительным членом Академии художеств.
1904. Поездка с женой в Италию.
1905. Становится свидетелем расстрела демонстрации 9 января. 18 февраля вместе с В.Д. Поленовым подает заявление в Совет Академии художеств, в котором обвиняет президента Академии (и одновременно главнокомандующего петербургским военным округом) в организации расстрела. 10 марта в знак протеста выходит из состава действительных членов Академии. Выход Серова явился единственным подобным актом за всю историю существования Академии. Портреты Ермоловой, Горького.
1906. Поездка в Париж.
1907. Поездка с Л.С.Бакстом в Грецию и на Крит. Отклоняет приглашение преподавать в Академии художеств. Петр I; Портрет Г.Л.Гиршман.
1908. Участие в Первой коллективной выставке произведений русских художников, организованной в Вене. Избран действительным членом венского Сецессиона. Рождение дочери Натальи.
1909. Выходит из состава преподавателей МУЖВЗ в знак протеста против отказа допустить к занятиям скульптора А.С.Голубкину ввиду ее "политической неблагонадежности". Поездка в Берлин и Париж.
1910. Поездка в Рим и Париж. Работа над композициями Похищение Европы и Одиссей и Навзикая; портрет Иды Рубинштейн.
1911. Участие в Международной художественной выставке в Риме, поездка в Рим, затем в Париж, Флоренцию, Лондон. Встреча с А. Матиссом, посетившим Москву осенью. Портрет O.K.Орловой. 22 ноября (5 декабря) Серов скоропостижно скончался. Похоронен в Москве.
1914. Посмертная выставка произведений Серова в Москве и Петербурге. Выход в свет монографии И.Э. Грабаря Валентин Александрович Серов. 1865 - 1911. Жизнь и творчество.