21 ноября 2012
"Заросший пруд. Домотканово". Автор: Серов Валентин Александрович Valentin Serov
Изобразительное искусство / Живопись / Художники передвижники / Альбом Серов Валентин Александрович Valentin Serov
Разместил: Ивасив Александр
« Предыдущее фотоСледующее фото »
"Заросший пруд. Домотканово"
Картина Заросший пруд создавалась одновременно с Девушкой, освещенной солнцем. Первоначальное название картины - Сумерки. Этот пейзаж Серов писал, когда выдавались пасмурные дни и нельзя было работать над портретом Марии Симонович. Художник закончил его, лишь когда начали появляться желтые листья и летний вид сменился осенним.
Пейзаж с похожим мотивом и таким же названием написан в 1879 году Василием Поленовым. Поленов, вместе с Саврасовым, был в русской живописи главным мастером "лирического пейзажа", посвященного "поэзии тихих уголков русской природы". Мягкий рассеянный солнечный свет, песчаная дорожка, приветливо "приглашающая" к прогулке по лесу, женская фигурка, примостившаяся на укромной скамейке в глубине картины, - все это создает у Поленова атмосферу мечтательной тишины, свойственной лирическому направлению передвижнического пейзажизма.
Серов шутливо называл свой Заросший пруд "Добиньи-Руссо", указывая, таким образом, на взятый им совершенно иной образец пейзажной живописи (французские художники Шарль Добиньи и Теодор Руссо были характерными представителями барбизонской школы). Но характер живописи в серовском пейзаже не вполне совпадает и с указанным им самим "первоисточником": пейзажи барбизонцев, с их световоздушным маревом, предвосхищали живопись импрессионизма; Серов же здесь (как и в Девушке, освещенной солнцем) гораздо ближе не к импрессионизму, а к Сезанну. Неподвижная, тяжелая, без малейшей ряби вода, напоминающая жидкую ртуть, кроны деревьев, словно впаянные в небесную твердь, - все кажется сотворенным из единой субстанции, словно оледеневшим или замершим в волшебном сне. "Вообще от картины веет каким-то безжизненным холодом", - заметил один из критиков. Это не уютный лес для прогулок и мечтаний, а чаща, которая могла бы окружать замок спящей красавицы, где ветви деревьев нельзя раздвинуть, а можно разве что разрубить мечом.
Подобная сгущенная атмосфера "странного места" спустя два года будет с той же убедительностью передана Левитаном в картине "У омута".
На главную страницу раздела Изобразительное искусство
« Предыдущее фотоСледующее фото »