10 ноября 2012
Адливанкин Самуил Яковлевич Adlivankin Samuel. Автор: Ивасив Александр Иванович
(в альбоме 59 файлов)
Изобразительное искусство / Живопись / Примитивизм
Разместил: Ивасив Александр
Адливанкин Самуил Яковлевич
Adlivankin Samuel
(1897—1966)
Биография художника, творческий путь. Галерея картин.
Самуил Яковлевич Адливанкин. Родился в 7(19) июля 1897 в местечке Татарское Могилевского уезда в семье фармацевта. Мать занималась домашним хозяйством. С 1905 до 1911 года учился в частной гимназии города Могилев. Именно к этому периоду относится сохранившийся рисунок «Ребе Элле ведет нового ученика в хедер».
В 1912 году поступил в Одесское художественное училище. Его учителем был К.К.Костанди. В 1914 году трагически погибает отец.
Платить за учебу семья уже не может, и Самуил подает прошение с просьбой о разрешении в предоставлении возможности закончить учебу бесплатно. Костанди поддерживает эту просьбу, и С.Адливанкину было разрешено закончить училище. Во время учебы он принимает участие на выставке «Независимых» в Одессе. В 1917 году заканчивает Одесское художественное училище и получает диплом учителя рисования и черчения. В это время он впервые знакомится с творчеством В.В.Маяковского.
В 1918году приезжает в Москву. Занимается в ГСМХ в классе В.Е. Татлина.
В 1919 году мобилизован в город Бузулук. Первая роспись красноармейского клуба в духе кубизма. Организует артель художников, которая занимается агитационно–оформительским искусством. Там же руководит студией по программе Московских Художественных Мастерских.
В 1919 году командирован Наркомпросом в Самару уполномоченным по организации Высших Художественных Мастерских. Принимает участие в агитационно-монументальных работах и оформлении праздников. (Роспись Дома печати, Парижская коммуна, 1905 год, взятие Зимнего). Заведует секцией изоискусства Самарского ГУБОНО (Губнаробраз). Знакомится с Ряжским и Поповым. Приходит к мысли о создании новой реалистической формы на основе современной живописной культуры левого искусства. (Этот толчок, полученный в Самаре, нашел свое развитие по возвращении в Москву при организации НОЖа). Занимается плакатом и росписью клубов. Там же в 1918 году скульптор Фрих-Хар руководил скульптурной мастерской Самарского Пролеткульта.
С 1921г. С. Адливанкин работает в НАРКОМПРОСе. В 1922 году вместе с другими художниками организует Новое Общество Живописцев, и в этом же году проходит первая и единственная выставка НОЖа. Адливанкин представляет на выставку более 30 работ.
До 1925 года С. Адливанкин преподает ИЗО на дошкольных пролетарских курсах с жалованием в 70 рублей. В 1923-1928 гг. С. Адливанкин работает для издательства "Молодая гвардия"; иллюстрирует журналы "Лапоть", "Военный крокодил" и "Безбожник". С 1923 года в течение трех лет работает с В.В.Маяковским в ОКНАх РОСТа. Принимает участие в создании фильма «Чашка чая» (1927).
C 1924 года живет в поселке Малаховка под Москвой, где преподает в колонии для беспризорных детей. В начале 20-х годов здесь учил рисованию детей М. Шагал.
В 1918 году переезжает в Москву. Семья живет на антресолях бывшей гимназии на Петровско–Разумовской аллее и в 1930 году переезжает в новую квартиру во втором доме художников на Петровско-Разумовской аллее. В 1931 году вступает в художественное общество «Изобригада». В 1932 году становится членом только что образованного Московского отделения союза художников. Именно в это время он занимается монументальными росписями павильонов ВСХВ, клубов. С 1933 активно ездит в командировки по всему Союзу.
В 1942 году эвакуирован с семьей в Свердловск. Там он работает в Агитплакате. В конце 1943г возвращается в Москву. После окончания войны продолжает ездить в командировки по Союзу. Все это время пишет картины разного плана.
Умер Самуил Яковлевич 7 марта 1966 года по дороге из мастерской домой, похоронен на Донском кладбище. Его работы находятся во многих музеях России и за рубежом, в частных коллекциях.
Творчество
Живописец, монументалист, график, входил в «левое» крыло советского искусства 1920-30 гг. Работал с плакатом, писал портреты, жанровые картины, пейзажи. Стилистика работ близка лубку, примитиву, работал в духе А. М. Родченко, Л. С. Поповой, делал станковые работы в гротесковом стиле.
Выставки
На выставках с 1916. Основные выставки следующие:
* 1922 — первая выставка картин «Нового общества живописцев» (НОЖ), Москва;
* 1931 — Антиимпериалистическая выставка, Москва;
* 1931 — «Искусство третьего, решающего года пятилетки», Москва;
* 1932 — выставка монументально-живописных панно, Москва;
* 1932—1933 — «Художники РСФСР за 15 лет», Ленинград, Москва;
* 1933 — «15 лет РККА», Москва
* 1961 — персональная выставка, Москва.
Графика и иллюстрации
1923—1928 — работал для издательства «Молодая гвардия»; иллюстрировал журналы «Безбожник», «Лапоть», «Военный крокодил», работал с В. В. Маяковским.
Галерея
Произведения художника находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее и др.
Натюрморт (1920)
Библиография
Соловьёв В. Д. Русские художники XVIII—XX веков., Эксперт-клуб, 2005. ISBN 5-98881-004-7