Изобразительное искусство / Живопись / Примитивизм
Примитивизм
Примитивизм (от примитив) в изобразительном искусстве конца 19 — 20 вв., намеренное опрощение изобразительных средств и обращение художников к формам т. н. примитивного искусства — первобытного, средневекового, народного, искусства древних внеевропейских цивилизаций, детского творчества. Распространение примитивизма как творческого принципа обусловлено стихийно-анархическим неприятием рядом художников современной буржуазной культуры (с её острыми противоречиями и господствующим в ней духом позитивизма), их бегством от действительности к первозданным, "незамутнённым" пластам жизни. Примитивизм исходит из эстетического освоения художественных культур, ранее считавшихся "низменно-грубыми", "варварскими", и стремления обрести их средствами целостность, эмоциональную ясность, "спонтанность" мировосприятия, противостоящие как аналитическому реализму, так и натурализму и импрессионизму. Эти поиски лапидарности и обнажённой экспрессии смыкались с разного рода формальными экспериментами представителей новейших течений искусства конца 19 — 20 вв. (см. Постимпрессионизм, Авангардизм), часто — с разрывом со всеми традициями европейской художественной культуры, сложившимися с 16 в. Не будучи единым направлением, примитивизм по-разному проявлялся в творчестве многих мастеров: П. Гогена и "няби", представителей фовизма, кубизма, парижской школы и дадаизма во Франции, экспрессионистов объединения "Мости" в Германии, в России — участников группировок "Голубая роза" (после её распада и преодоления её мастерами символистических тенденций), "Бубновый валет" и "Ослиный хвост" (где теоретиком примитивизма был А. В. Шевченко).
Термин "примитивизм" часто применяется и по отношению к т. н. наивному искусству, т. е. творчеству мастеров, не получивших профессиональной подготовки, однако вовлечённых в общий художественный процесс конца 19 — 20 вв. Произведения этих художников (А. Руссо во Франции, Н. Пиросманашвили в Грузии, Ф. Мухе в Германии, Р. Вива в Италии, И. Генералич в Хорватии, Х. Пиппин и А. М. Робертсон, прозванная "бабушка Мозес", в США и др.) присущи своеобразная детскость в интерпретации натуры, сочетание (порой комичное) обобщенности форм и мелкой буквальности в деталях.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Альбом Никонов Павел Федорович Pavel Nikonov Автор: Донченко А.И. Живопись / Примитивизм Никонов Павел Федорович Pavel Nikonov (Род.1930) Живописец. Портретист, пейзажист, жанрист. В 1949–1956 годах учился в Московском государственном художественном институте имени В.И.Сурикова у П.П. Со ... Донченко Александр23 ноября 2013 Альбом Никонов Павел Федорович Pavel Nikonov |
Альбом Маврина Татьяна Алексеевна Mavrina Tatiana Автор: Донченко А.И. Живопись / Примитивизм Маврина Татьяна Алексеевна Mavrina Tatiana (1902 - 1996) Маврина (Маврина-Лебедева) Татьяна Алексеевна родилась 20 декабря 1902 в Нижнем Новгороде. Творческий путь живописца, графика, иллюстратора Т.А. Маврин ... Донченко Александр01 июня 2013 Альбом Маврина Татьяна Алексеевна Mavrina Tatiana |
Альбом Ларионов Михаил Федорович Mikhail Larionov Автор: Донченко А.И. Живопись / Примитивизм Ларионов Михаил Федорович Mikhail Larionov (1881 - 1964) М. Ф. Ларионов родился в семье военного фельдшера. В провинциальном Тирасполе прошли его детские годы. В 1898 г. он поступил в МУЖВЗ, где учился у К. А. Коровина и В. А. Серова. В училище Лари ... Донченко Александр18 мая 2013 Альбом Ларионов Михаил Федорович Mikhail Larionov |
Альбом Адливанкин Самуил Яковлевич Adlivankin Samuel Автор: Ивасив Александр Иванович Живопись / Примитивизм Адливанкин Самуил Яковлевич Adlivankin Samuel(1897—1966)Биография художника, творческий путь. Галерея картин. Самуил Яковлевич Адливанкин. Родился в 7(19) июля 1897 в местечке Татарское Могилевского уезда в семье фармацевта. Мать занималась домашн ... Ивасив Александр11 ноября 2012 Альбом Адливанкин Самуил Яковлевич Adlivankin Samuel |