24 ноября 2012
Анненков Юрий Павлович. Живопись. Annenkov Yury. Автор: Ивасив Александр Иванович
(в альбоме 23 файлов)
Изобразительное искусство / Живопись / Модернизм
Разместил: Ивасив Александр
Анненков Юрий Павлович
Annenkov Yury
(1889 - 1974)
Биография художника, творческий путь. Галерея картин.
Юрий Павлович Анненков — русский живописец и график, художник театра и кино, заметная фигура русского авангарда, представитель русско-французского модерна, литератор. Литературный псевдоним — Борис Темирязев.
Детство, юность - дореволюционные годы
Юрий Павлович происходил из известного рода — был потомком Павла Васильевича Анненкова, первого редактора и издателя произведений А.С. Пушкина. А также его предком был знаменитый декабрист И.Анненков. Отец будущего художника — народоволец Павел Семенович Анненков — в 1881 году в связи с убийством Александра II был арестован. Непосредственного участия в покушении он не принимал и был приговорен к каторжным работам, затем жил на поселении в Петропавловске-Камчатском, куда приехала к нему жена и где родился сын Юрий. После помилования отца (1893) семья в 1895 году переехала в Петербург. Отец занял пост директора одного из крупных страховых обществ, что позволило ему купить имение в Куоккале. Павел Семенович был знаком с В.И.Лениным, Ю.О.Мартовым, дружил с Верой Фигнер, однако, будучи противником вооруженного переворота, отказался занять пост народного комиссара по социальному страхованию. Когда Ленин узнал о смерти Павла Анненкова (в 1920), его жене была назначена пожизненная пенсия «как вдове революционера».
Дача Анненковых находилась недалеко от имения И. Е. Репина "Пеннаты". С детства окруженный творческими людьми, будущий художник рано увлекся рисованием. Познакомился с Репиным, считал его своим учителем. По словам самого Анненкова, он «был очень близок с ним, несмотря на разницу в возрасте» и даже сделал с него несколько портретных зарисовок. В 1905 Репин, увидев портретный набросок Анненкова с писателя Е. Чирикова, сказал, погладив его по голове: «Ты будешь крепким портретистом..., если не собьешься с дороги» (однако с дороги он сбился и стал театральным художником). В 1906 г. Анненкова исключили из казенной гимназии за "политическую неблагонадежность", выразившуюся в карикатурах для ученического нелегального журнала. Это, правда, не помешало ему получить аттестат зрелости и в 1908 г. поступить на юридический факультет Петербургского университета.
Вместе с тем посещал школы-студии С.М.Зайденберга и Я.Ф.Ционглинского (1908–10); занимался также в Училище технического рисования барона А.Д.Штиглица (1909–11) и парижских мастерских М.Дени и Ф.Валлотона (1911-12), посещал Академии Ла Палетт и Гранд Шомьер. В работах тех лет видно влияние новомодных по тем временам кубизма и футуризма.
По возвращении из Франции дебютировал в качестве театрального художника, оформив спектакль (делал декорации и костюмы) для театра «Кривое зеркало». В дальнейшем работал в театрах Петрограда и Москвы, в том числе с К.С.Станиславским, В.Э.Мейерхольдом, дружил с Е.И.Замятиным. Вошел в число видных деятелей нового русского театра. Увлекся графикой, оттачивал свой остроумный и динамичный графический стиль в журнальных рисунках. Сотрудничал в журналах «Театр и искусство», «Сатирикон». Сумел органично соединить в своих произведениях, в том числе в живописи ("Адам и Ева", 1913), гибкую ритмику и декоративность модерна с чертами гротескной «зауми» в духе футуризма.
В Советской России
Анненков встретил революцию, по его собственным словам: «как многие из нас — художников, писателей, поэтов, людей искусства, как Александр Блок, как Сергей Есенин, как Владимир Маяковский, — скорее фонетически, как стихийный порыв, как метель, как «музыку» (по словам Блока)». В октябре 1918 Анненков отвечал за оформление советской столицы по случаю первой годовщины революции. В 1921 по заказу советской власти писал Ленина (два двухчасовых сеанса с натуры), причем Ленин, считая себя «скромным журналистом», просил себя таким и изобразить, на что Анненков возразил: «О Ленине-журналисте, простите меня, я не задумывался, а писать портрет обывателя с бородкой я считаю сейчас несвоевременным».
В 1924, после смерти Ленина участвовал в конкурсе на создание портрета Ленина для изделий Гознака и выиграл его. Портрет, исполненный масляной краской по наброску 1921 года, занимал приблизительно около квадратного метра и по стилю, по определению самого художника, был «ближе всего к кубизму», как и все его работы тех лет. Портрет был воспроизведен на почтовых марках, а также выставлен в советском павильоне на парижской Международной декоративной выставке (1925).
В 1920 Анненков был избран профессором Академии художеств. Создал обширную галерею живописных и графических портретов многих деятелей русской культуры, среди них: А.А.Ахматовой, А.М.Горького,Е.И.Замятина, Б.Л.Пастернака, А.М.Ремизова, Ф.К.Сологуба, В.Ф.Ходасевича, С.А.Есенина и др. Эти портреты во многом составили славу художнику.
Будучи талантливым книжным графиком, много иллюстрировал, сотрудничал с издательствами. В 1921 году выполнил обложки и иллюстрации к книгам «Зверушки» Н. Венгерова и «Искусственная жизнь» А. Э. Беленсона, работал для сатирических журналов «Мухомор» (1922) и «Дрезина» (1923—1924), в 1923 году к проиллюстрировал «Мойдодыр» Корнея Чуковского (книга выдержала более 30 переизданий). Его иллюстрации к поэме «Двенадцать»А. А. Блока (издание 1918) были выполнены при непосредственном участии самого поэта, который не только оценивал рисунки, но и высказывал свои пожелания. Эти иллюстрации, полностью выполненные в кубическом стиле, неразрывно связанны с блоковскими образами и стали классическими.
Художник входил в правление петроградского Дома искусств, был одним из организаторов ОСТа в 1921 г., заведовал художественной частью театра политической сатиры "Вольная комедия".
Эмиграция
В 1920-е гг. стала разворачиваться общая драма русского искусства. Революция социальная совпала с революцией в искусстве лишь хронологически, — писал позже Анненков. — По существу же, социально-политическая революция породила в художественной области подлинную контрреволюцию: сталинско-ждановское нищенское «возвращение к классицизму», «социалистический реализм», мелко-мещанскую фотографическую эстетику, вздутую «марксо-ленинской идеологией», отсутствие мастерства и полицейский запрет всяческого новаторства.
1924 — для участия в XIV Международной художественной выставке выехал в Венецию, после чего поселился в Париже вместе с женой Е. Гальпери, балериной и актрисой театра Н. Ф. Балиева «Летучая мышь» (гонорар в размере 1000 рублей, что равнялось тогда 37 тыс. французских франков, полученный за портрет Ленина для Гознака, пригодился ему в этот период как нельзя кстати).
В 1925 году принял участие в Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже.
По-прежнему много работал как дизайнер книги и сценограф. Всего же для французских театров оформил более 60 пьес, балетов и опер. Порой выступал как художник и режиссер одновременно, ставил русскую классику в парижских театрах «Плейель» и «Вье-Коломбье» (1941–1957), а также в театре Монте-Карло (1961). В годы немецкой оккупации Франции он осуществил постановку опер «Пиковая дама» (1941), «Евгений Онегин» (1943) П.И. Чайковского и «Женитьба» М.П. Мусоргского в Большом зале Плейель.
После 1934 серьёзно увлёкся кинематографом, оформил декорации и костюмы более чем к 50 кинофильмам.
1945—1955 — президент секции художников по костюмам в «Синдикате техников французской кинематографии» (профсоюз техников).
1969-1970 - оформлял книги А.Солженицына в издательстве YMCA-press.
Всё время занимался и графикой, и станковой живописью. Во французских журналах часто воспроизводились его пейзажи парижских предместий, женские портреты, интерьеры в характерной декоративно-плоскостной манере, со свободой цветовых пятен и цветных контуров. За время жизни за границей Анненков участвовал в 74 выставках, в том числе имел 8 персональных.
Юрий Анненков, действительно, необычная фигура не только для русской эмиграции, но и для серебряного века, которому принадлежал, и для послереволюционной советской культуры, для которой тоже успел немало сделать. Он был знаком и рисовал не только Блока и Ахматову, Кузмина и Волынского, но и Ленина с Керенским. Он ставил первые революционные празднества в Петрограде, рисовал Троцкого на фоне картины Пикассо, рисовал советских писателей и французских актеров, Григория Распутина, которого видел, и Жерара Филипа, для которого делал костюмы в фильмах «Пармская обитель», «Монпарнас, 19» и других. Кстати, своим учителем как художника по костюмам он считал… Максима Горького, с которым дружески общался с детства. Тот потряс его точно сочиненным собственным образом и костюмом мифического «босяка и человека из народа».
Автор книги «Одевая кинозвезд» производит впечатление абсолютно свободного человека. Он знает, что происходит в кино, кому какая цена, что надо делать, чтобы было сделано хорошо, и как делается на самом деле и почему. Он – теоретик, историк, сатирик, учитель жизни и моралист сразу. Он пишет так же стремительно и точно, как рисует.
Игорь Шевелев.
Библиография
1919 - Четверть девятого - сборник стихов с собственными иллюстрациями
В 1919—1921 годах опубликовал ряд обширных критических статей о театре в газете «Жизнь искусства»
1922 - Портреты - альбом (Петроград)
1926 - 17 портретов - альбом
За рубежом писал статьи о театре и искусстве в «Русской мысли» и «Современных записках» (под псевдонимом Б. Темирязев)
1934 - Повесть о пустяках (под псевдонимом Б. Темирязев, Берлин)
? - Рваная эпопея (под псевдонимом Б. Темирязев)
1955 - Одевая кинозвезд
1962 - Макс Офюльс
1966 - Дневник моих встреч. Цикл трагедий.
2000 - Увидев чистую форму, я стал одиноким (Документы и факты из истории русского театра ХХ века)
Титулы, награды и премии
В 1924 году на всесоюзном конкурсе стал лауреатом первой премии за портрет Ленина.
В 1955 получил премию «Оскар» Американской академии киноискусства за костюмы к фильму «Мадам де…» (реж. Макс Офюльс, 1953).
Экранизации
По его литературным произведениями фильмы не снимались, Но, живя во Франции, он оформил декорации и костюмы более чем к 50 кинофильмам, в том числе к лентам Ф.А. Оцепа, Кристиан-Жака, М. Офюльса, Р. Сьодмака.
Надо заметить, что до костюмов, сделанных для Марии Казарес, Жана Маре или Мишель Морган, Юрий Анненков «тренировался» на Троцком, для которого придумал одежду, похожую на рыцарские кожаные доспехи. Сочинив находящуюся вне тогдашней моды «готическую прическу» с прямыми волосами, распущенными по плечам, для героини Мадлен Солонь в фильме «Вечное возвращение» он буквально перевернул мир. Прическу потом заимствует Марина Влади в «Колдунье».