02 декабря 2012
Бакст Лев Самуилович Leon Bakst. Автор: Ивасив Александр Иванович
(в альбоме 78 файлов)

Изобразительное искусство / Живопись / Модернизм
Разместил: Ивасив Александр


 

Бакст Лев Самуилович    


Leon Bakst



(1866 - 1924)




Биография художника, творческий путь. Галерея картин.

 

Чтобы поступить вольнослушателем в Академию Художеств, Л. С. Баксту пришлось преодолеть сопротивление отца, мелкого коммерсанта. Проучился он четыре года (1883-87), но разочаровался в академической подготовке и покинул учебное заведение. Начал заниматься живописью самостоятельно, изучал технику акварели, зарабатывая на жизнь иллюстрированием детских книг и журналов.

В 1889 г. художник впервые экспонировал свои работы, приняв псевдоним - сокращенную фамилию бабушки по материнской линии (Бакстер). 1893-99 гг. он провел в Париже, часто наезжая в Петербург, и упорно работал в поисках собственного стиля. Сблизившись с А.Н.Бенуа, К.А.Сомовым и С.П.Дягилевым, Бакст стал одним из инициаторов создания объединения "Мир искусства" (1898).

 Известность Баксту принесли его графические работы для журнала "Мир искусства". Он продолжал заниматься и станковым искусством - исполнил отличные графические портреты "И.И.Левитана", "Ф.А.Малявина" (1899), "А.Белого" (1905) и "3.Н.Гиппиус" (1906) и живописные портреты "В.В.Розанова"  (1901),"С.П.Дягилева с няней" (1906).
Яростные споры критиков вызвала его картина "Ужин" (1902), ставшая своеобразным манифестом стиля модерн в русском искусстве. Позднее сильное впечатление на зрителей произвела его картина "Древний ужас (Terror Antiquus)" (1906-08), в которой воплощена символистская идея неотвратимости судьбы.

В годы первой русской революции Бакст сотрудничал в сатирическом журнале "Жупел", потом в журналах "Сатирикон", "Золотое руно", "Аполлон", успешно занимался книжной графикой и декоративным искусством (оформлял интерьеры, выставки). Но уже к концу 1900-х гг. ограничил себя работой в театре, изредка делая исключения для графических портретов близких ему людей, и вошел в историю именно как выдающийся театральный художник эпохи модерна.

Дебютировал в театре он еще в 1902 г., оформив пантомиму "Сердце маркизы". Затем был поставлен балет "Фея кукол" (1903), имевший успех главным образом благодаря его декорациям. Оформил еще несколько спектаклей, делал отдельные костюмы для артистов, в частности для А.П.Павловой в знаменитом "Лебеде"М.М.Фокина (1907). Но по-настоящему талант Бакста развернулся в балетных спектаклях "Русских сезонов", а затем "Русского балета С. П. Дягилева". "Клеопатра" (1909), "Шехерезада" и "Карнавал" (1910), "Видение розы" и "Нарцисс" (1911), "Синий бог", "Дафнис и Хлоя" и "Послеполуденный отдых фавна" (1912), "Игры" (1913) поражали пресыщенную западную публику декоративной фантазией, богатством и силой цвета, а разработанные Бакстом оформительские приемы положили начало новой эпохе в балетной сценографии.

 Имя Бакста, ведущего художника "Русских сезонов", гремело наряду с именами лучших исполнителей и знаменитых балетмейстеров. На него сыпались интересные заказы и от других театров. Все эти годы Бакст жил в Европе, лишь изредка возвращаясь на родину. Это было связано не только с необходимостью постоянно находиться при балетной труппе, но и с тем обстоятельством, что он, как еврей, не имевший так называемого права на жительство, не мог оставаться надолго в Петербурге. Правда, в 1914 г. он был избран членом АХ и получил такое право, но Первая мировая война окончательно отрезала его от родины. Он продолжал сотрудничать с дягилевской труппой, однако между ним и С. П. Дягилевым постепенно нарастали противоречия, и в 1918 г. Бакст покинул труппу. Он трудился неустанно, но уже не сумел создать ничего принципиально нового. Смерть от отека легких настигла Бакста в пору его славы, правда начинающей увядать, но все еще блистательной.

 

 

 

 

« вернуться

Рейтинг 0 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Еще файлов 78 из этого альбома
"Молодой беотиец"
"Две беотийки"
"Элизиум"
"Ужин"
"Портрет Сергея Павловича Дягилева с няней"
"Автопортрет"
"Молодой дагомеец"
"Портрет Вальтера Федоровича Нувеля"
"Портрет литератора Дмитрия Владимировича Философова"
"Портрет художника, критика и историка искусства Александра Николаевича Бенуа"
"Портрет Исаака Левитана"
"Портрет графини Келлер"
"Афиша-реклама изданий в пользу Общины св. Евгении"
"Иллюстрация к повести Гоголя "Нос"
"Портрет Андрея Белого"
"Автопортрет"
"Ваза (Автопортрет)"
"Портрет Зинаиды Гиппиус"
"Эскиз костюма для танцовщицы Тамары Карсавиной"
"Фронтиспис для сборника стихов Блока "Снежная маска"
"Древний ужас"
"Портрет Айседоры Дункан"
"Портрет Андрея Львовича Бакста, сына художника"
"Танец семи покрывал. Эскиз костюма Саломеи к драме Оскара Уайльда "Саломея"
"Портрет княгини Ольги Константиновны Орловой"
"Танцовщица из балета "Жар-птица"
"Эскиз костюма царевны для "Жар-Птицы" И. Стравинского»"
"Эскиз декорации к балету "Шехеразада" на музыку Н.А. Римского-Корсакова"
"Эскиз костюма Синей султанши к балету "Шехеразада"
"Эскиз костюма для еврейского танца с тамбурином к балету "Клеопатра"
"Эскиз костюма Клеопатры для Иды Рубинштейн к балету "Клеопатра" на музыку А.С. Аренского"
"Эскиз костюма для еврейского танца в синем и золотом к балету "Клеопатра"
"Эскиз костюма Флорестана для "Карнавала" Шумана"
"Эскиз костюма сирийского арфиста к балету "Клеопатра"
"Портрет Жана Кокто"
"Рисунок для эскиза костюма святого Себастьяна к мистерии Гобриеле д-Аннунцио "Мученичество святого Себастьяна"
"Святой Себастьян. Эскиз костюма к мистерии Габриеле д-Аннунцио "Мученичество святого Себастьяна"
"Эскиз костюма Пери к балету Поля Дюка "Пери"
"Эскиз костюма баядерки с павлином к балету Райнальдо Гана "Синий Бог"
"Эскиз костюма Синего бога для постановки "Синий бог" Райнальдо Гана"
"Нижинский в роли фавна в балете К.Дебюсси "Послеполуденный отдых фавна"
"Портрет танцовщицы М.Казати"
"Эскиз костюма для постановки "Легенды Иосифа" Рихарда Штрауса"
"Эскиз костюма Орфея к балету Роже-Дюкассе"
"Портрет мадам Т."
"Эскиз костюма Наставника принца к балету П.И. Чайковского "Спящая принцесса"
"Эскиз костюма танцовщицы, держащей шлейф своего платья, к балету Поля Паре "Смущенная Артемида"
"Портрет Марии Марковны Клячко, племянницы художника"
"Карнатис"
"Идиллия"
"Перед открытием худ. выставки в Париже 1906 г."
"Серов В.А. и Бакст Л.С. ("Через 15 лет")"
"Бакст Л.С."
"Бакст Л.С."
"Бакст Лев Самойлович"
"Бакст Лев Самойлович (автопортрет)"
"Бакст Лев Самойлович (автопортрет)"
"Гриценко Марина Николаевна"
"Алексеев Александр"
"Карсавина Тамара (в балете Шахерезада)"
"Малявин Филипп"
"Нувель В.Ф."
"Савина М.Г."
"Балакирев Милий"
"Белый Андрей"
"Бенуа Александр"
"Головин Александр Яковлевич"
"Гриценко (Бакст) Любовь"
"Келлер М.А. (графиня)"
"Коровин Александр"
"Масин Леонид (Мазин?)"
"Павлова Анна"
"Розанов Василий Васильевич"
"Рубинштейн Ида"
"Савина М.Г."
"Сомов Константин"
"Толстой Алексей Николаевич"
"Дункан Айсидора"
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования