15 декабря 2012
Московский государственный академический художественный институт им. В.И.Сурикова. Автор: Ивасив Александр Иванович
(в альбоме 4 файлов)
Изобразительное искусство / Учебные заведения, культурно-просветительские учреждения, творческие объединения / Учебные заведения
Разместил: Ивасив Александр
Московский государственный академический художественный институт им. В.И.Сурикова
Московский государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова по праву является преемником и наследником Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Предшественником Училища был рисовальный «натур¬ный» класс, организованный в 1832 году группой любителей живописи по инициативе Е.И. Маковского, А.С. Ястребилова, генерал-майора М.Ф. Орлова, Ф.Я. Скарятина, при поддержке и по разрешению генерал-губернатора Москвы князя Д.В. Голицына.
Развитию и процветанию художественного класса при «Московском обществе любителей художеств» очень помогали благотворители, отдававшие знания и большие капиталы на поддержку художеств России. В 1843 году из художественного класса было образовано Училище, в которое принимали учеников всех сословий. Большим достижением было разрешение императора об освобождении от крепостной зависимости выпускников, получивших звание художника.
В Училище были привлечены значительные художественные силы того времени — художники B.C. и А.С. Добровольские, К.И. Рабус, В.А. Тропинин, скульптор Н.А. Рамазанов и др. Эти мастера опирались на художественные принципы А.Г. Венецианова и В.А. Тропинина. В конце 40-х годов к ним присоединились С.К. Зарянко и М.И. Скотт, ставший инспектором и руководителем класса исторической живописи. 50-е годы в Училище пришли преподавать В.Г. Перов, И.М. Прянишников, В.В. Пукирев, А.К. Саврасов, Е.С. Сорокин и другие. Мастера, работавшие в Училище, были яркими индивидуальностями, они учили любви к человеку, трепетному отношению к жизни, вниманию к цвету, наблюдательности, свободному выражению замысла и верности реалистическим принципам.
В 1865 году к Училищу живописи и ваяния было присоединено Дворцовое архитектурное училище, и оно получило звание Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Педагоги и студенты участвовали в строительстве и украшении храмов. Е.С. и П.С. Сорокины расписывали Храм Христа Спасителя, совместно с профессорами Академии художеств Санкт-Петербурга работали и дру¬гие преподаватели Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Скульптор Н.А. Рамазанов создавал скульптурные композиции для Храма Христа Спасителя.
В 1896 году за Училищем по новому уставу был закреплен статус среднего учебного заведения. Учащимся давали глубокие знания и профессиональную подготовку. Достаточно вспомнить, что в Московском Училище преподавали В.Д. Поленов, В.А. Серов, К.А.Коровин и С.А. Коровин, А.И. Архипов, A.M. Васнецов, И.И. Левитан, А.С. Степанов и др. После 1917 года школа была преобразована вместе со Строгановским Училищем в свободные художественные мастерские. В 1918 г. были созданы первые свободные художественные мастерские на базе бывшего Строгановского училища на Рождественке, 11, а вторые свободные мастерские находились на Мясницкой, 21. В 1920 году, 29 сентября, произошло слияние мастерских во ВХУТЕМАС (Всесоюзные Художественные Технические мастерские).
ВХУТЕМАС имел семь факультетов: архитектурный, деревообрабатывающий и металлообрабатывающий, полиграфический, текстильный, керамический, живописный, скульптурный. На факультете живописи преподавали А.В. Шевченко, А.А. Лентулов, П.П. Кончаловский, Л.С. Попова, Ф.Ф. Федоровский, Н.А. Удальцова. Художественным руководителем был В.В. Рождественский. Преподавателями вторых свободных мастерских были К.С. Малевич, В.В. Кандинский, П.В. Кузнецов, В.В. Рождественский, P.P. Фальк, П.П. Кончаловский, К.А. Коровин, А.А. Архипов, С.А. Малютин и др. Преподавание проходило без наличия специальных программ.
После создания ВХУТЕМАСа было организовано станковое отделение, включавшее мастерские И.И. Машкова, П.П. Кончаловского, А.А. Архипова, P.P. Фалька, Д.П. Штеренберга, А.В. Шевченко, Д.Н. Кардовского, В.В. Кандинского, Н.А. Удальцовой. На младших курсах в то время преподавали А.А. Осмеркин, Г.В. Федоров, A.M. Родченко, А.Г. Древин, Л.С. Попова. Рисунок вел С.В. Герасимов. По монумен¬тальному отделению были открыты две мастерские художников И.И. Машкова и П.В. Кузнецова, туда же был приглашен руководителем по технике живописи Н.М. Чернышев. В начале отделением заведовал И.И. Машков, затем П.В. Кузнецов, а с 1923 г. — Н.М. Чернышев. На декоративном отделении факультета живописи ВХУТЕМАСа работали Ф.Ф. Федоровский, А.В. Лентулов, В.А. Веснин.
В 1922 г. факультет был преобразован и так существовал до решения о переводе в Ленинград в ведение Института Пролетарской культуры. На станковом отделении открыли специальные мастерские И.И. Машкова, А.В. Шевченко, P.P. Фалька, Д.Н. Кардовского и Д.П. Штеренберга, где занимались студенты 3 и 4 курса, и мастерские 2 курса живописи А. А. Осмеркина и А.Д. Древина; рисунок вел С.В. Герасимов. На работу в специальных мастерских приходились 4-й и 5-й годы обучения, а 3-й отнесли к общеобразовательным курсам. Монументальное отделение только с 1923— 1924 гг., после введения цикла специальных дисциплин, дало возможность студентам получать законченное образование художника монументальной стенописи.
Факультет живописи, переживший ряд изменений, представлял вполне организованный аппарат сотрудников, работавших на трех отделениях: станковом, монументальном и декоративном, по определенным программам и методам, корректируемым ходом учебной жизни и достижениями художественной культуры того времени. Летняя практика, столь необходимая для студентов факультета, осуществлялась только на декоративном отделении. Деканами факультета живописи были: Ф.Ф. Федоровский, А.В. Шевченко, С.В. Герасимов, P.P. Фальк. Историю живописи читал А.Г. Габричевский.
При существовавшей тогда системе обучения студенты заканчивали свое художественное образование на 4 и 5 курсах. В 1923— 1924 гг. впервые организована летняя студенческая производственная практика. 1 октября 1926 г. была созвана первая после революции академическая конференция, ставшая историческим днем в жизни учебного заведения. В 1926—1927 году состоялся первый выпуск. Комиссия дала всем художникам-дипломантам звания художника, технолога, полиграфиста.
Преподаватели и студенты участвовали во Всемирной выставке Декоративных искусств в Париже, в Лейпцигской международной выставке книги и во Всесоюзной Полиграфической выставке в Москве в 1927 г. На Парижской выставке Большой приз (Grand prix) получили офорты И.И. Нивинского.
В 1927 году ВХУТЕМАС был реорганизован во ВХУТЕИН (Всесоюзный Художественный Технический Институт), при котором существовало подготовительное отделение. В документах того времени найдено упоминание о бедности и убогости оснащения факультетов нужным оборудованием.
Первым деканом полиграфического факультета ВХУТЕИНа был Н. Шевердяев. Вместе с ним работали И. Павлов, В. Фалилеев, а позже факультет пополнился такими замечательными мастерами, как В. Фаворский, П. Павлинов, И. Нивинский, Н. Пискарев, Н. Куприянов. 30 марта 1930 года ВХУТЕИН был ликвидирован, а живописные и скульптурные факультеты объединены с ленинградским ВХУТЕИНом в Институт пролетарского искусства (ИНПИИ).
Реформы, проводимые в области художественного образования сторонниками пролеткульта, пагубно отразились на профессиональной подготовке будущих художников. Графический факультет существовал в составе Полиграфинститута, где работал издательский факультет, имевший своего декана Н.Ф. Лапина и художественного руководителя В.А. Фаворского, руководившего мастерской ксилографии. Живопись преподавали К.Н. Истомин, С.В. Герасимов, мастерскую офорта возглавлял М.А. Добров, рисунок вел П.Я. Павлинов, литографию — М.С. Родионов. Бывший графический факультет ВХУТЕИНА сохранял свое самостоятельное положение, как видно из бухгалтерских отчетов, платил Полиграфинституту за студенческое общежитие, имел свои мастерские и помещения в части бывшего Московского училища живописи, ваяния и зодчества. На факультете проходили занятия по живописи и даже разрабатывались задания по монументальной живописи.
В 1934 году на базе этого факультета был создан Московский Институт Изобразительных Искусств с двумя факультетами — графическим и, с 1935 года, живописным. В 1936 г. открылся факультет скульптуры. В ГАРФЕ (Государственном архиве) хранятся документы Наркомпроса, в которых есть материал от 25 августа 1934 г.: «О состоянии и подготовке к новому учебному году в Московском Институте Изобразительных Искусств». Подтверждением существования Московского Института Изобразительных Искусств служат бухгалтерские отчеты за 1935—1936 гг. Сохранилась также стенограмма Всесоюзного методического совещания по художественному образованию, состоявшегося 18 октября 1936 года в Ленинградской академии художеств. На совещании выступил директор Н.Ф. Лапин и другие преподаватели института. Искусствовед В.Г. Герценберг затронула вопрос о поездках для ознакомления с памятниками искусства, настаивая, что они должны быть включены в программу обучения.
В своей речи Н.Ф. Лапин говорил о работе в институте: «Я считал и считаю своей задачей сказать о том, что представляет собой Центральный Московский Институт изобразительного искусства... Материальная обеспеченность наших студентов в последний год такова, как и в Ленинградской Академии Художеств. Три года тому назад, когда мы были в составе Полиграфического института, наши студенты получали стипендии меньше на 50%... Площадь, которую занимает Московский институт на сегодняшний день, чрезвычайно мала, она составляет 800 кв. м., что не представляет собой и 40% той площади, которую занимала Школа живописи, ваяния и зодчества, которая имела такой же контингент, с которым работает на сегодняшний день Московский институт изобразительного искусства. Учебный план Московского института следующий. Первые два года обучения у нас отведены на освоение основ изоискусства. Специальность начинали преподавать с третьего года на живописном факультете по соответствующим направлениям. По графическому направлению мы имеем отделение книжной и газетной иллюстрации. ...Специализация плаката начинается на 3-ем курсе, но, тем не менее, на 2-ом курсе студенту постепенно вводится изучение ксилографии, линолеума, офорта и техники, на которой он будет специализироваться... Что составляет объем дипломной работы по отделу плаката? Выполнение плаката в оригинале печати... На книжном отделении студент подготавливается к тем формам, с которыми ему придется сталкиваться в жизни: цинкографии, гравюре, линолеуму и т.д. Надо сказать, что в учебном плане мы обеспечиваем ежедневные занятия 2 часа по рисунку, 2 часа по живописи, остальные отдаются на композицию... Содержание дипломных работ по отделению станковой гравюры — выполнение станковой гравюры в материале 3 досок или 2 досок. На отделении книги — выполнение книги от начала до конца... Студентов, начиная с 3 курса, отправляли на практику... Возвращаясь с летней практики, привозили с собой зарисовки акварелью, маслом, все это работы, которые будут положены в основу тех композиций, которые будут проходить на соответствующем курсе. Так протекает практика 3 и 4 года... Практика 5 года — сбор материала для дипломной работы».
На совещании обсуждались также вопросы постановки живописи и композиции, а также прохождения летней практики. Сохранилось личное письмо директора Лапина профессору живописи К.Н. Истомину о задачах проведения летней практики в Козах
«...Сейчас самое деловое: в Козы направляю 38 студентов III курса, это группа Павлинова, группа Кравченко и группа плаката; в Козах они будут с 6 мая по 6 июня; их работа разделяется на две практики — плакатную в мае с руководством и изопрактику в июне на материале козского колхоза — работа самостоятельная; в качестве руководителей с ними направляются: Вы, Яновская, Мизин и Павлинов. Вы, в основном, по группе Павлинова, Яновская по группе Кравченко и Мизин по плакатной; за Вами сохраняются все Ваши кафедральные права, и тт. Яновская и Мизин в этом смысле подчинены Вам; общее руководство всех групп по живописи за Вами; все это известно тт. Яновской и Мизину и надеюсь, что Вы все найдете достойный такт и единство линии в деле изучения живописи; Павлинов, сохраняя за собой кафедральные права по рисунку, ведет все группы. Я очень прошу Вас в течение этого месяца взять на себя бразды учебной части и считаю Вас единоначальником в Козах по всем вопросам учебы. Ваш план я утверждаю. Прошу в первый же день собрать педагогов (Мизин будет 11, а Павлинов — 13) и изложить им календарь и существо заданий. До приезда Павлинова (рисунок) дать задание ежедневно 5 набросков и продолжительный пейзаж один/два до 11... В сентябре, между 20 — 25, МОССХ отдает под Козы свое выставочное помещение».
Продолжение здесь