26 января 2013
Бехтеев Владимир Георгиевич Vladimir Behteev. Автор: Ивасив Александр Иванович
(в альбоме 30 файлов)
Изобразительное искусство / Графика / Иллюстрация
Разместил: Ивасив Александр
Бехтеев Владимир Георгиевич
Vladimir Behteev
(1878 - 1971)
Художник Владимир Георгиевич Бехтеев (1878 - 1971) прожил долгую жизнь, а в ней несколько творческих судеб, ярких, неожиданных и непредсказуемых. В той или иной степени его метаморфозы показаны на персональной выставке графических работ художника в галерее "Арт-Диваж" на Новой площади.
Прежде чем стать одним из лучших русских рисовальщиков XX века он, аристократ, дворянин, офицер, окончил в Петербурге кавалерийское училище и несколько лет прослужил в Митавском полку. Перед ним открывались блестящие служебные возможности. Но в 1901 году он в чине поручика неожиданно выходит в отставку. Родовую офицерскую карьеру меняет на странную и неопределенную, "недостойную" высшего дворянского сословия профессию художника. Посещает в Петербурге Академию художеств, занимается в частной студии профессора Я.Ционглинского.
В 1902 году Владимир Бехтеев уезжает в Мюнхен, где с перерывами живет до начала Первой мировой войны. Здесь в то время собралось много русских художников, которые вначале довольно сдержанно встретили "бравого гусара", но вскоре его несомненное дарование заставило круто изменить к нему отношение. Он становится активнейшим членом "Нового мюнхенского объединения художников", входит в круг В.Кандинского, А.Явленского, М.Веревкиной. Его работам этого периода явно свойственны черты русского авангарда, правда, подчас с привкусом "мирискусничества". Например, эскиз панно "Золотые яблоки". Участвует в Москве в первой выставке "Бубнового валета", выступает в галерее "Штурм" в Берлине, становится участником выставки мюнхенского "Синего всадника", принципам которого Владимир Бехтеев следовал всегда, вначале восторженно и радостно, а потом, в советское время, в силу понятных обстоятельств ностальгически-затаенно. "Синий всадник" в той или иной форме прошел через всю жизнь художника. Но работ этого времени, судя по составу экспозиции, сохранилось немного.
После революции Владимир Бехтеев сначала становится скромным служащим Народного комиссариата просвещения, а затем, в 1921 году, - главным художником Первого государственного цирка в Москве. В зале галереи представлен большой раздел его цирковых работ. Это - великолепные красочные эскизы костюмов цирковых артистов, особенно клоунов, исполненные с большой теплотой и юмором; зарисовки цирковых спектаклей, особенно связанных с лошадями. Здесь, несомненно, сказалась его былая кавалеристская служба. Вообще Владимир Бехтеев был отменным анималистом. Представлены композиции, исполненные в кубистском стиле, - память об авангарде, а также цирковые афиши и плакаты.
Станковые графические работы Владимира Бехтеева тридцатых годов вполне в духе времени. Есть и производственные сюжеты, например, о метростроевцах, и бытовые сцены ("На базаре"), множество южных пейзажей, привезенных из командировок на Кавказ, на Военно-Грузинскую дорогу.
Но наиболее всего графический талант художника проявился в иллюстрировании книг - "Финикийский корабль" и "Огни на курганах" В.Яна, "Роман леди Байрон" Э.Мейн, "Девица Мопен" Т.Готье, "Жан Сбогар" Ш.Нодье, "Дафнис и Хлоя" Лонга. Некоторые рисунки исполнены поистине артистично, виртуозно, безукоризненно, изящно и свободно - к японским сказкам.
В 1939 году Владимир Бехтеев оказывается в небольшом казахском городе Чимкенте (вероятно, не по собственному желанию) и остается здесь до 1945 года. В Казахстане он создает одну из самых замечательных, самых впечатляющих серий акварельных пейзажей, жанровых сцен и портретов. Очаровательные, светлые, солнечные листы, исполненные в трепетной, утонченной перламутрово-палевой цветовой гамме. Это и "Дом медника", и "Зима в Чимкенте", и "Возвращение с работы", и "Красные стволы на снегу", и "Ранней весной". Словом, почти каждая акварель - великолепное произведение графического искусства. Особенно выразительны портреты местных жителей-казахов.
Вернувшись в Москву, он продолжает активную работу над иллюстрированием книг, создает большую графическую "Прибалтийскую серию".
В 1955 году в Москве состоялась Первая персональная выставка работ Владимира Бехтеева, а затем, уже в шестидесятые годы, еще и в Ленинграде, Киеве, снова в Москве. В 1966 году весьма знаменательным стало участие художника в выставке "Синий всадник" в Ленинграде и Мюнхене. Это было для него незабываемым, торжественным событием. Начал он свой блистательный творческий путь в "Синем всаднике", им же его и заканчивал.
Экспозиция работ Владимира Бехтеева продолжает серию показов галереей "Арт-Диваж" творчества выдающихся русских и советских графиков, открывая нам совершенно неожиданные стороны их дарования. А порой даже восстанавливая забытые имена в истории отечественного искусства. "Арт-Диваж" быстро нашла свою "нишу" в художественной жизни Москвы. Как никакая другая частная некоммерческая галерея в Москве, она обладает высокой выставочной культурой. К каждому вернисажу - непременный и отлично изданный богато иллюстрированный каталог, в котором собраны документы, переписка и другие материалы о жизни и творчестве художника. Это, скорее, научно-исследовательский труд, в создании которого участвуют опытные специалисты. Поэтому почти каждая выставка галереи становится открытием
____________________
Живописец, график, иллюстратор.
1878 Родился в Москве.
1888 – 1894 Обучение в Московском Реальном училище.
1894 – 1896 Обучение в Николаевском кавалерийском училище в Санкт-Петербурге.
1897 – 1900 Служба в кавалерийском Митавском полку (г.Ченстохов).
1901 Вышел в отставку в чине поручика.
Первая поездка в Италию.
Начало систематических занятий живописью.
Подача прошения в Петербургскую Академию Художеств, в прошении отказано.
Занятия в частной студии профессора Яна Ционглинского.
1902 – 1905 Приезд в Мюнхен. Занятия в мастерской профессора Х. Книрра.
Поездка в Париж. Обучение в Школе Ф. Кормона.
Начало выставочной деятельности (участие в выставке «Нового Общества художников», Санкт-Петербург)
1906 – 1908 Путешествия по Франции, Италии,Тунису.
Возвращение в Мюнхен.
Сближение с А.Явленским, М.Веревкиной, В.Кандинским и другими художниками объединения «Синий всадник».
Дружба с А.Зальцманом, А.Сахаровым.
1909 Вступление в “Neue Künstlervereinigung München”. Участие в выставках общества.
1910 Участие в первой выставке «Бубнового валета» в Москве.
1911 Совместная выставка работ А.Явленского и В.Бехтеева. Зал Славы. Бармер, Германия.
1912 – 1914 Выставки в галерее “Der Sturm” в Берлине.
1914 Возвращение в Россию в связи с началом Первой мировой войны. Служба в Борисоглебске в чине поручика запаса.
1918 – 1921 Начальник подотдела столичной охраны в Отделе по делам музеев и охраны памятников старины и искусства Наркомпроса.
1921 – 1922 Заведующий художественной частью и главный художник Первого Государственного Цирка в Москве.
1922 Начало работы в книжных издательствах. Первые эскизы обложек и книжные иллюстрации.
1923 Создание цикла иллюстраций к японской сказке «Непобедимый богатырь».
Женитьба на Наталье Иосифовне Плаховой в Киеве.
1926 – 1928 Член Ассоциации художников-графиков.
1928 Член общества «4 искусства».
1928 – 1930 Работа над иллюстрациями к книгам В.Яна «Финикийский корабль» и «Огни на курганах».
1929 Поездка в Теберду (Кавказ). Серия акварелей.
1930 – 1932 Творческая командировка в г.Сартану на металлургический завод. Серия акварелей.
1932 Поездка в Гудауты (Кавказ). Серия акварелей.
1932 – 1933 Работа над иллюстрациями к книгам Э.Мейн «Роман леди Байрон», Т.Готье «Девица Мопен», Ш.Нодье «Жан Сбогар», Лонга «Дафнис и Хлоя».
1935 Поездка на Кавказ по Военно-Грузинской дороге. Серия акварелей для Государственного Литературного музея.
1939 – 1945 Жизнь в Чимкенте. Казахстанская серия акварелей.
1945 Возвращение в Москву.
1946-1950-е Работа над иллюстрациями литературных произведений.
1955 Первая персональная выставка в Выставочном зале Московского Союза Художников.
1955 – 1960-е Создание «Прибалтийской серии» акварелей (Паланга, Пярну, Дзинтари).
1961 – 1964 Персональные выставки в Москве, Ленинграде, Киеве.
1966 Выставка «Синий всадник» в Ленбаххаузе, Мюнхен.
1968 Выставка «Эрбслё и его круг» в Кёльне.
1968 К 90-летию художника удостоен звания Заслуженный деятель искусств РСФСР.
1971 Умер в Москве.
1974 Экспонирование работ В.Бехтеева на выставке «Синий всадник» в Ленбаххаузе, Мюнхен.
1977 Опубликована монография Д.З.Коган о творчестве В.Г.Бехтеева.
Еще файлов 30 из этого альбома