26 января 2013
Бехтеев Владимир Георгиевич Vladimir Behteev. Автор: Ивасив Александр Иванович
(в альбоме 30 файлов)

Изобразительное искусство / Графика / Иллюстрация
Разместил: Ивасив Александр

 

 

 

 

 

Бехтеев Владимир Георгиевич



Vladimir Behteev



(1878 - 1971)

 

 

 

Художник Владимир Георгиевич Бехтеев (1878 - 1971) прожил долгую жизнь, а в ней несколько творческих судеб, ярких, неожиданных и непредсказуемых. В той или иной степени его метаморфозы показаны на персональной выставке графических работ художника в галерее "Арт-Диваж" на Новой площади.

Прежде чем стать одним из лучших русских рисовальщиков XX века он, аристократ, дворянин, офицер, окончил в Петербурге кавалерийское училище и несколько лет прослужил в Митавском полку. Перед ним открывались блестящие служебные возможности. Но в 1901 году он в чине поручика неожиданно выходит в отставку. Родовую офицерскую карьеру меняет на странную и неопределенную, "недостойную" высшего дворянского сословия профессию художника. Посещает в Петербурге Академию художеств, занимается в частной студии профессора Я.Ционглинского.

В 1902 году Владимир Бехтеев уезжает в Мюнхен, где с перерывами живет до начала Первой мировой войны. Здесь в то время собралось много русских художников, которые вначале довольно сдержанно встретили "бравого гусара", но вскоре его несомненное дарование заставило круто изменить к нему отношение. Он становится активнейшим членом "Нового мюнхенского объединения художников", входит в круг В.Кандинского, А.Явленского, М.Веревкиной. Его работам этого периода явно свойственны черты русского авангарда, правда, подчас с привкусом "мирискусничества". Например, эскиз панно "Золотые яблоки". Участвует в Москве в первой выставке "Бубнового валета", выступает в галерее "Штурм" в Берлине, становится участником выставки мюнхенского "Синего всадника", принципам которого Владимир Бехтеев следовал всегда, вначале восторженно и радостно, а потом, в советское время, в силу понятных обстоятельств ностальгически-затаенно. "Синий всадник" в той или иной форме прошел через всю жизнь художника. Но работ этого времени, судя по составу экспозиции, сохранилось немного.

После революции Владимир Бехтеев сначала становится скромным служащим Народного комиссариата просвещения, а затем, в 1921 году, - главным художником Первого государственного цирка в Москве. В зале галереи представлен большой раздел его цирковых работ. Это - великолепные красочные эскизы костюмов цирковых артистов, особенно клоунов, исполненные с большой теплотой и юмором; зарисовки цирковых спектаклей, особенно связанных с лошадями. Здесь, несомненно, сказалась его былая кавалеристская служба. Вообще Владимир Бехтеев был отменным анималистом. Представлены композиции, исполненные в кубистском стиле, - память об авангарде, а также цирковые афиши и плакаты.

Станковые графические работы Владимира Бехтеева тридцатых годов вполне в духе времени. Есть и производственные сюжеты, например, о метростроевцах, и бытовые сцены ("На базаре"), множество южных пейзажей, привезенных из командировок на Кавказ, на Военно-Грузинскую дорогу.

Но наиболее всего графический талант художника проявился в иллюстрировании книг - "Финикийский корабль" и "Огни на курганах" В.Яна, "Роман леди Байрон" Э.Мейн, "Девица Мопен" Т.Готье, "Жан Сбогар" Ш.Нодье, "Дафнис и Хлоя" Лонга. Некоторые рисунки исполнены поистине артистично, виртуозно, безукоризненно, изящно и свободно - к японским сказкам. 


В 1939 году Владимир Бехтеев оказывается в небольшом казахском городе Чимкенте (вероятно, не по собственному желанию) и остается здесь до 1945 года. В Казахстане он создает одну из самых замечательных, самых впечатляющих серий акварельных пейзажей, жанровых сцен и портретов. Очаровательные, светлые, солнечные листы, исполненные в трепетной, утонченной перламутрово-палевой цветовой гамме. Это и "Дом медника", и "Зима в Чимкенте", и "Возвращение с работы", и "Красные стволы на снегу", и "Ранней весной". Словом, почти каждая акварель - великолепное произведение графического искусства. Особенно выразительны портреты местных жителей-казахов.

Вернувшись в Москву, он продолжает активную работу над иллюстрированием книг, создает большую графическую "Прибалтийскую серию".

В 1955 году в Москве состоялась Первая персональная выставка работ Владимира Бехтеева, а затем, уже в шестидесятые годы, еще и в Ленинграде, Киеве, снова в Москве. В 1966 году весьма знаменательным стало участие художника в выставке "Синий всадник" в Ленинграде и Мюнхене. Это было для него незабываемым, торжественным событием. Начал он свой блистательный творческий путь в "Синем всаднике", им же его и заканчивал.

Экспозиция работ Владимира Бехтеева продолжает серию показов галереей "Арт-Диваж" творчества выдающихся русских и советских графиков, открывая нам совершенно неожиданные стороны их дарования. А порой даже восстанавливая забытые имена в истории отечественного искусства. "Арт-Диваж" быстро нашла свою "нишу" в художественной жизни Москвы. Как никакая другая частная некоммерческая галерея в Москве, она обладает высокой выставочной культурой. К каждому вернисажу - непременный и отлично изданный богато иллюстрированный каталог, в котором собраны документы, переписка и другие материалы о жизни и творчестве художника. Это, скорее, научно-исследовательский труд, в создании которого участвуют опытные специалисты. Поэтому почти каждая выставка галереи становится открытием

____________________

 

Живописец, график, иллюстратор.

1878                  Родился в Москве.

1888 – 1894     Обучение в Московском Реальном училище.

1894 – 1896     Обучение в Николаевском кавалерийском училище в Санкт-Петербурге.

1897 – 1900    Служба в кавалерийском Митавском полку (г.Ченстохов).

1901                  Вышел в отставку в чине поручика.

Первая поездка в Италию.

Начало систематических занятий живописью.

Подача прошения в Петербургскую Академию Художеств, в прошении отказано.

Занятия в частной студии профессора Яна Ционглинского.

1902 – 1905    Приезд в Мюнхен. Занятия в мастерской профессора Х. Книрра.

Поездка в Париж. Обучение в Школе Ф. Кормона.

Начало выставочной деятельности (участие в выставке «Нового Общества художников», Санкт-Петербург)

1906 – 1908    Путешествия по Франции, Италии,Тунису.

Возвращение в Мюнхен.

Сближение с А.Явленским, М.Веревкиной, В.Кандинским и другими художниками объединения «Синий всадник».

Дружба с А.Зальцманом, А.Сахаровым.

1909               Вступление в “Neue Künstlervereinigung München”. Участие в выставках общества.

1910                Участие в первой выставке «Бубнового валета» в Москве.

1911                 Совместная выставка работ А.Явленского и В.Бехтеева. Зал Славы. Бармер,               Германия.

1912 – 1914    Выставки в галерее “Der Sturm” в Берлине.

1914                 Возвращение в Россию в связи с началом Первой мировой войны. Служба в Борисоглебске в чине поручика запаса.

1918 – 1921    Начальник подотдела столичной охраны в Отделе по делам музеев и охраны памятников старины и искусства Наркомпроса.

1921 – 1922     Заведующий художественной частью и главный художник Первого Государственного Цирка в Москве.

1922                Начало работы в книжных издательствах. Первые эскизы обложек и книжные иллюстрации.

1923                Создание цикла иллюстраций к японской сказке «Непобедимый богатырь».

Женитьба на Наталье Иосифовне Плаховой в Киеве.

1926 – 1928    Член Ассоциации художников-графиков.

1928                  Член общества «4 искусства».

1928 – 1930    Работа над иллюстрациями к книгам В.Яна «Финикийский корабль» и «Огни на курганах».

1929                  Поездка в Теберду (Кавказ). Серия акварелей.

1930 – 1932    Творческая командировка в г.Сартану на металлургический завод. Серия акварелей.

1932                  Поездка в Гудауты (Кавказ). Серия акварелей.

1932 – 1933    Работа над иллюстрациями к книгам Э.Мейн «Роман леди Байрон», Т.Готье «Девица Мопен», Ш.Нодье «Жан Сбогар», Лонга «Дафнис и Хлоя».

1935                 Поездка на Кавказ по Военно-Грузинской дороге. Серия акварелей для Государственного Литературного музея.

1939 – 1945    Жизнь в Чимкенте. Казахстанская серия акварелей.

1945                Возвращение в Москву.

1946-1950-е   Работа над иллюстрациями литературных произведений.

1955                Первая персональная выставка в Выставочном зале Московского Союза Художников.

1955 – 1960-е Создание «Прибалтийской серии» акварелей (Паланга, Пярну, Дзинтари).

1961 – 1964    Персональные выставки в Москве, Ленинграде, Киеве.

1966                Выставка «Синий всадник» в Ленбаххаузе, Мюнхен.

1968                Выставка «Эрбслё и его круг» в Кёльне.

1968                К 90-летию художника удостоен звания  Заслуженный деятель искусств РСФСР.

1971                Умер в Москве.

1974                Экспонирование работ В.Бехтеева на выставке «Синий всадник» в Ленбаххаузе, Мюнхен.

1977                Опубликована монография Д.З.Коган о творчестве В.Г.Бехтеева.

 

 

 

« вернуться

Рейтинг 0 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Еще файлов 30 из этого альбома
"Алупка"
"Чимкент. Мельничная улица"
"Базар на Кубани"
"Графика"
"Казбич и Бэла"
"Лужники"
"Композиция к роману «Консуэлло»"
"Стройка"
"Бой быков"
"Наташа Ростова в углу дивана после..."
Иллюстрация
"Иллюстрация к Э. Мейн "Роман леди Байрон"
"Иллюстрация к роману Т. Готье "Девица Мопен"
"Эскиз женского костюма. Балерина"
"Повозка в горах"
"Иллюстрация к книге "Хижины дяди Тома" Гарриет Бичер-Стоу"
"Иллюстрация к книге "Хижины дяди Тома" Гарриет Бичер-Стоу"
"Иллюстрация к книге "Хижины дяди Тома" Гарриет Бичер-Стоу. Голгофа дяди Тома"
"Иллюстрация к роману Ш. Нодье «Жан Сбогар»"
"Иллюстрация к роману "Дафнис и Хлоя"
"Иллюстрация к роману "Дафнис и Хлоя"
"Иллюстрация к роману "Дафнис и Хлоя"
"Иллюстрация к роману "Дафнис и Хлоя"
"Иллюстрация к роману М.Ю. Лермонтова "Герой Нашего Времени"
"Иллюстрация к новеллам Оноре де Бальзака"
"Иллюстрация к роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". "Тамань"
"Иллюстрация к «Рассказам и легендам» В. Ирвинга"
"Иллюстрация к «Жан Сбогар». Ш. Нодье"
"Иллюстрация к роману Ж. Санд «Консуэло»"
"Фронтиспис к повести Лонга «Дафнис и Хлоя»"
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования