Изобразительное искусство / Графика / Иллюстрация
Большая советская энциклопедия
Иллюстрация
Иллюстрация (от лат. illustratio — освещение, наглядное изображение),1) объяснение с помощью наглядных примеров. 2) Изображение, сопровождающее и дополняющее текст (рисунки, гравюры, фотоснимки, репродукции, карты, схемы и т. п.). 3) Область искусства, связанная с изобразительным истолкованием литературных и научных произведений. В строгом значении термина к И. следует относить произведения, предназначенные для восприятия в определённом единстве с текстом (т. е. как бы участвующие в процессе чтения). Развитие искусства И. в этом её значении тесно связано с историей книги. За пределами И. как таковой остаются изобразительные интерпретации литературных текстов, не предназначенные непосредственно для оформления книги (таковы, например, иллюстрации Боттичелли к "Божественной комедии" Данте, О. Домье к "Дон-Кихоту" Сервантеса, В. А. Серова к басням И. А. Крылова). И., входя в художественный организм книги, газеты, журнала, дополняется другими декоративными элементами оформления (заставки, концовки и инициалы), которые также могут составлять образный комментарий к тексту.
Первоначально рукописи иллюстрировались миниатюрами (см. Миниатюра), после изобретения книгопечатания и ксилографии И. становится главным образом составной частью графики. Наиболее ранние ксилографические И. появляются в Китае в 6—7 вв., получая особое распространение с 12 в. Китайская И. (сохраняющая композиционные приёмы живописи) отличается выразительной лапидарностью изобразительного языка. В конце 16 в. в Китае возникает цветная гравюра на дереве; вплоть до 20 в. особой популярностью пользуются лубочные книжки-картинки. В Японии книжная графика возникает в начале 17 в. Расцвет японской ксилографической И. приходится на 18 — начало 19 вв.; Моронобу, Харунобу, Утамаро, Хокусай с любовью передают в И. (по отношению к которым текст часто играет подчинённую роль) всё бесконечное многообразие живого мира.
Европейская ксилографическая И., зародившаяся в 15 в. и первоначально тесно связанная с искусством миниатюры, становится важным средством для распространения религиозно-дидактических, а позднее гуманистических и реформационных идей. Ранние И. вырезались на одной доске с текстом, а затем отдельно от неё и помещались вместе с набором; они отличаются лаконизмом обобщённых контуров, гармонирующих с рисунком шрифта (особенно изысканны произведения итальянских ксилографов конца 15 — начала 16 вв.). В 16 в. в искусстве И. растет стремление к передаче глубины пространства, бурных живописных эффектов.
Крупнейшими мастерами И. эпохи средневековья и Возрождения были М. Вольгемут, В. Плейденвурф, Й. Амман, А. Дюрер, Х. Бальдунг Грин, X. Хольбейн Младший, Л. Кранах Старший в Германии, У. Граф в Швейцарии, Я. Сварт, Лука Лейденский в Нидерландах, Б. Саломон, Ж. Дюве во Франции, Тициан в Италии. В 16—17 вв. возникают также и первые русские, украинские и белорусские ксилографические И. С конца 16 в. в И. преобладает техника гравирования на меди; И. превращается в самостоятельную композицию, которую исполняли на отдельном листе и вклеивали в текст. Особое внимание уделяется фронтиспису, построенному наподобие барочной триумфальной арки. 17 в. — период бурного расцвета научной И. Среди мастеров И. 17 в. — А. Темпеста, С. делла Белла в Италии, К. де Пассе, Ж. Калло во Франции, П. П. Рубенс во Фландрии, Р. де Хоге в Голландии, М. Мериан в Германии, В. Голлар в Чехии. В 18 в. связь И. с книгой становится прочнее. Широкое распространение получает изысканная виньетка в духе рококо. Художники, тонко раскрывая взаимоотношения литературных персонажей, отбирают главные моменты повествования, выявляют их внутреннюю связь; развивается принцип иллюстративной серии (Ю. Гравло, Ж. М. Моро, Ш. Эйзен, Ф. Буше, О. Фрагонар во Франции, Д. Н. Ходовецкий в Германии, У. Хогарт в Англии, Дж. Б. Пьяццетта в Италии). Замечательные образцы естественнонаучной И. создают в начале 19 в, Т. Бьюик в Англии и Дж. Одюбон в США. На рубеже 18—19 вв. появляются более гибкие и дешёвые изобразительные средства — торцовая гравюра на дереве ("политипаж") и литография; для 19 в. характерны как законченная И. — композиции на отдельных листах, так и беглые наброски в тексте. Остро сатирической злободневностью отмечены И. мастеров, тесно связанных с журнальной графикой (О. Домье, П. Гаварни, Ж. И. Гранвиля во Франции). У художников-романтиков (У. Блейк, Э. Калверт в Англии, Э. Делакруа, Ж. Жигу во Франции, Л. Рихтер в Германии) И. проникновенно воссоздают эмоциональную атмосферу произведения, основываясь на широком диапазоне чувств: от мистической экзальтации (У. Блейк) до добродушного, фольклорного юмора (Л. Рихтер). Внимательно интерпретируют произведения литературы иллюстрации Г. Доре во Франции, А. Менцеля в Германии, X. К. Брауна (Физа) и Дж. Крукшанка в Англии, Ф. П. Толстого, Г. Г. Гагарина и А. А. Агина в России. В конце 19 в. неограниченная свобода репродуцирования любого изображения (появилась фотомеханическая репродукция) резко увеличила возможности иллюстраторов, породив многообразие её техник, но в то время станковый характер многих И. приводил к частой утрате единства И. и книги в целом. К достижению синтетического единства И. со шрифтом и орнаментальными элементами оформления стремился в Англии У. Моррис (совместно с У. Крейном). Изысканно-декоративная стилизация и тонкое ощущение плоскости листа присущи художникам, работавшим в духе "модерна" и национально-романтических течений: О. Бёрдсли в Англии, Е. Д. Поленовой, В. М. Васнецову, И. Я. Билибину в России. Проблемы декоративной связи И. и книги, эмоциональной выразительности И. решали в России мастера "Мира искусства": А. Н. Бенуа, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере; их И. стилистически соответствуют литературному тексту, изображаемой эпохе. К значительным достижениям искусства И. конца 19—20 вв. принадлежат также произведения Т. Стейнлена, Д. Вьержа во Франции; М. А. Врубеля, Л. О. Пастернака, Д. Н. Кардовского в России; П. Хотарта в Англии; Р. Кента в США. Большое место в 20 в. занимает сугубо личная интерпретация художником литературного текста; И. часто становится его вольным ассоциативным аккомпанементом, допускающим многозначность его толкования (иллюстрации М. Дени, А. Майоля, Р. Дюфи, А. Матисса, П. Пикассо во Франции, Ф. Мазереля в Бельгии, X. Эрни в Швейцарии, Р. Гуттузо в Италии, А. Кубина в Австрии).
Советская книжная И. играет важную роль как одно из средств идейного и эстетического воспитания, 1920-е гг. для советской И. — период расцвета ксилографии (В. А. Фаворский, А. И. Кравченко), рисунка (В. М. Конашевич, Н. Н. Купреянов, В. В. Лебедев, Н. А. Тырса), зарождения фотомонтажа, появления элементов плакатности в И. (А. М. Родченко и др.), время поисков предметно-визуального единства И. и книги. С 1920-х гг. развивается и многокрасочная И. детской книги. Для И. 1930 — начала 1950-х гг. характерно стремление к передаче специфики психологической стороны повествования, к реалистической достоверности образов, к созданию многолистной серии (Д. А. Шмаринов, С. В. Герасимов, Кукрыниксы, Е. А. Кибрик, Д. А. Дубинский); И. (угольный или карандашный рисунок, литография) сближается со станковой графикой. Необычайно разнообразна советская И. 2-й половины 1950 — 1960-х гг., следующая лучшим традициям предшествующих лет. Многочисленные И. к произведениям русской, советской, иностранной, а также детской литературы создают Д. С. Бисти, Ю. А. Васнецов, О. Г. Верейский, А. Д. Гончаров, В. Н. Горяев, Н. В. Кузьмин, А. М. Каневский, М. И. Пиков в РСФСР, В. И. Касиян на Украине, С. С. Кобуладзе в Грузии, Е. М. Сидоркин в Казахстане, Г. С. Ханджян в Армении, Л. А. Кучас в Литве и др.
Интересны и разнообразны достижения иллюстраторов социалистических стран (А. Вюрца в Венгрии, В. Клемке, X. Бальцера, И. Хегенбарта в ГДР, Э. Липиньского, Т. Кулисевича, Ю. Червиньского в Польше, И. Лады, И. Трнки в Чехословакии).
Лит. ;Тынянов Ю. Н., Иллюстрации, в его кн.: "Архаисты и новаторы", Л., 1929: Кузьминский К. С., Русская реалистическая иллюстрация XVIII—XIX вв., М., 1937; Чегодаев А. Д., Пути развития русской советской книжной графики, М., 1955; Дмитриева Н. А., Изображение и слово, М., 1962; Сидоров А. А., История оформления русской книги, М., 1964; Гончаров А. Д., Художник и книга, М., 1964; Искусство книги, в. 1—6, М., 1960—70; Bland D., A history of book illustration, Cleveland — N. Y., 1958; Lewis V., The twentieth century book, L., 1967.
Г. Л. Демосфенова.
Художественная энциклопедия
Иллюстрация
Первоначально рукописи иллюстрировались миниатюрами. После изобретения книгопечатания и ксилографии иллюстрация становится главным образом составной частью графики. Наиболее ранние ксилографические иллюстрации появляются в Китае в VI-VII вв., получая особое распространение с XII в. В конце XVI в. в Китае возникает цветная гравюра на дереве. В Японии книжная графика появляется в начале XVII в., а её расцвет приходится на XVIII - начало XIX вв.: Хисикава Моронобу, Судзуки Харунобу, Китагава Утамаро, Кацусика Хокусай с любовью передавали в иллюстрациях всё бесконечное многообразие живого мира. Европейская ксилографическая иллюстрация, зародившаяся в XV в. и первоначально тесно связанная с миниатюрой, становится важным средством распространения религиозно- дидактических, а позднее гуманистических и реформационных идей. Ранние иллюстрации вырезались на одной доске с текстом, а затем отдельно от неё и помещались вместе с набором; они отличались лаконизмом обобщённых контуров, гармонирующих с рисунком шрифта (особенно изысканны произведения итальянских ксилографов конца XV - начала XVI вв.). В XVI в. в искусстве иллюстрации растёт стремление к передаче глубины пространства, бурных живописных эффектов. Крупнейшими мастерами иллюстрации эпохи позднего средневековья и Возрождения были М. Вольгемут, Г. Плейденвурф, И. Амман, А. Дюрер, Х. Бальдунг, Х. Хольбейн Младший, Л. Кранах Старший в Германии, У. Граф в Швейцарии, Лука Лейденский в Нидерландах, Б. Саломон, Ж. Дюве во Франции, Тициан в Италии. В XVI-XVII вв. возникают первые русские, украинские и белорусские ксилографические иллюстрации. С конца XVI в. в иллюстрациях преобладает техника гравирования на меди; иллюстрация превращается в самостоятельную композицию, которую исполняли на отдельном листе и вклеивали в текст. Особое внимание уделялось фронтиспису, построенному наподобие барочной триумфальной арки. XVII в.- период бурного расцвета научной иллюстрации. Среди мастеров иллюстрации XVII в. - А. Темпеста, С. делла Белла в Италии, К. де Пассе, Ж. Калло во Франции, П. П. Рубенс во Фландрии, Р. де Хоте в Голландии, М. Мериан в Германии, В. Голлар в Чехии. В XVIII в. связь иллюстрации с книгой становится прочнее. Широкое распространение получает изысканная виньетка в духе рококо. Художники, тонко раскрывая взаимоотношения литературных персонажей, отбирают главные моменты повествования, выявляют их внутреннюю связь; развивается принцип иллюстративной серии (Ю. Гравло, Ж. М. Моро, Ш. Эйзен, Ф. Буше, Ж. О. Фрагонар во Франции, Д. Н. Ходовецкий в Германии, У. Хогарт в Великобритании, Дж. Б. Пьяццетта в Италии). Замечательные образцы естественнонаучной иллюстрации создают в начале XIX в. Т. Бьюик в Великобритании и Дж. Одюбон в США. На рубеже XVIII-XIX вв. появляются более гибкие и дешёвые изобразительные средства - торцовая гравюра на дереве ("политипаж") и литография; для XIX в. характерны как законченная иллюстрация - композиции на отдельных листах, так и беглые наброски в тексте. Остросатирической злободневностью отмечены иллюстрации мастеров, тесно связанных с журнальной графикой (О. Домье, П. Гаварни, Ж. И. Гранвиль во Франции). У художников-романтиков (У. Блейк, Э. Калверт в Великобритании, Э. Делакруа, Ж. Жигу во Франции, Л. Рихтер в Германии) иллюстрации проникновенно воссоздают эмоциональную атмосферу произведений, основываясь на широком диапазоне чувств: от мистической экзальтации до добродушного, фольклорного юмора. Выдающимися иллюстраторами произведений литературы были Г. Доре (Франция), А. фон Менцель (Германия), X. К. Браун (псевдоним Физ) и Дж. Крукшанк (Великобритания), Ф. П. Толстой, Г. Г. Гагарин и А. А. Агин (Россия). В конце XIX в. неограниченная свобода репродуцирования любого изображения (появилась фотомеханическая репродукция) резко увеличила возможности иллюстрации, породив многообразие её техник, но в то же время станковый характер многих иллюстраций приводил к частой утрате единства иллюстрации и книги в целом. К достижению синтетического единства иллюстрации с шрифтом и орнаментальными элементами оформления стремился в Великобритании У. Моррис (совместно с У. Крейном). Изысканно-декоративная стилизация и тонкое ощущение плоскости листа присущи художникам, работавшим в духе "модерна" и национально-романтических течений: О. Бёрдсли (Великобритания), Е. Д. Поленовой, В. М. Васнецову, И. Я. Билибину (Россия). Проблемы декоративной связи иллюстрации и книги, эмоциональной выразительности иллюстрации решали в России мастера "Мира искусства": А. Н. Бенуа, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере; их иллюстрации стилистически соответствуют литературному тексту, изображаемой эпохе. К значительным достижениям искусства иллюстрации конца XIX-XX вв. принадлежат также произведения Т. Стейнлена, Д. Вьержа (Франция), М. А. Врубеля, Л. О. Пастернака, Д. Н. Кардовского (Россия), П. Хогарта (Великобритания). Большое значение в XX в. имеет интерпретация художником литературного текста; иллюстрация часто становится его вольным ассоциативным аккомпанементом, допускающим многозначность его толкования (иллюстрации М. Дени, А. Майоля, Р. Дюфи, А. Матисса, П. Пикассо во Франции, Ф. Мазереля в Бельгии, Х. Эрни а Швейцарии, Р. Гуттузо в Италии, А. Кубина в Австрии, Р. Кента в США).
Советская книжная иллюстрация играет важную роль как одно из средств идейного и эстетического воспитания. 20-е гг. для советской иллюстрации - период расцвета ксилографии (В. А. Фаворский, А. И. Кравченко), рисунка (В. М. Конашевич, Н. Н. Купреянов, В. В. Лебедев, Н. А. Тырса), зарождения фотомонтажа, появления элементов плакатности в иллюстрации (А. М. Родченко и др.), время поисков предметно-визуального единства иллюстрации и книги (Л. М. Лисицкий). С 20-х гг. развивается и многокрасочная иллюстрация детской книги. Для иллюстрации 30-х - начала 50-х гг. характерно стремление к передаче специфики психологической стороны повествования, к реалистической достоверности образов, к созданию многолистных серий (Д. А. Шмаринов, С. В. Герасимов, Кукрыниксы, Е. А. Кибрик, Д. А. Дубинский); иллюстрация (угольный или карандашный рисунок, литография) сближается со станковой графикой. Необычайно разнообразна советская иллюстрация второй половины 50-х - начала 80-х гг., следующая лучшим традициям предшествующих лет. Многочисленные иллюстрации к произведениям русской, советской, иностранной, а также детской литературы создали Д. С. Бити, Ю. А. Васнецов, О. Г. Верейский, А. Д. Гончаров, В. Н. Горяев, Н. В. Кузьмин, А. М. Каневский, Т. А. Маврина, М. И. Пиков (РСФСР), В. И. Касиян. Г. Г. Пустовойт, Г. В. Якутович (Украина), С. С. Кобуладзе (Грузия), Е. М. Сидоркин (Казахстан), Г. С. Ханджян (Армения), А. А. Кучас, С. Красаускас (Литва), Г. Г. Поплавский (Белоруссия), Л. А. Ильина (Киргизия) и др.
Интересны и разнообразны достижения иллюстраторов социалистических стран (А. Вюрца в Венгрии, В. Клемке, X. Бальцера, И. Хегенбарта в ГДР, Э. Липиньского, Т. Кулисевича, Ю. Червиньского в Польше, И. Лады, И. Трнки в Чехословакии).
Иван Фёдоров и Петр Тимофеев Мстиславец. Фронтиспись к первопечатному "Апостолу". Гравюра на дереве. Москва. 1564.
Титульный лист "Библии". Ксилография Х. Лютцельбургера по рисунку Х. Хольбейна Младшего. 1528 - 1532.
А. А. Агин. "Возвращение от прокурора". Иллюстрация к поэме Н. В. Гоголя "Мёртвые души". 1846 - 1847. Ксилография Е. Е. Бернадского.
А. Матисс. Иллюстрация к "Стихам" С. Малларме. Офорт. 1932.
В. А. Фаворский. Иллюстрация к драме А. Глобы "Фамарь". Ксилография. 1924.
Д. А. Шмаринов. Иллюстрация к роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание". Уголь, черная акварель. 1935 - 1936.
Литература: Ю. Н. Тынянов, Иллюстрации, в его кн.: Архаисты и новаторы, Л., 1929; К. С. Кузьминский, Русская реалистическая иллюстрация XVIII-XIX вв., М., 1937; А. Д. Чегодаев, Пути развития русской советской книжной графики, М., 1955; Н. А. Дмитриева, Изображение и слово, (М., 1962); А. А. Сидоров, История оформления русской книги, 2 изд., М., 1964; А. Д. Гончаров, Художник и книга, М., 1964; Искусство книги, в. 1-9, М., 1960-79; В. В. Пахомов, Книжное искусство, кн. 1-2, М., 1961-62; О. И. Подобедова, О природе книжной иллюстрации, М., 1973; В. Н. Ляхов, Искусство книги: иллюстрация, книга, графика, М., 1978; Первая всесоюзная выставка книжной иллюстрации. Каталог, М., 1980; Bland D., A history of book Illustration, Cleveland-N. Y., 1958; Lewis J. N. C., The twentieth century book, L, 1967; Brenni V. J., Book illustration and decoration: a guide to research, L., 1980.
иллюстра
________________________
По материалам Томской областной детско-юношеской библиотеки: http://illustrators.odub.tomsk.ru/index.php
Книжная иллюстрация как вид искусства
Рисунки в книге - иллюстрации - являются одним
из первых произведений искусства, с которыми
встречается ребенок в дошкольном детстве,
а также важным средством эстетического
воспитания и эмоционального развития
подрастающего человека в школьном
возрасте.
История детской книжной иллюстрации коротка - она насчитывает около трех столетий. Однако за это время был пройден путь от дешевых книжных изданий народных сказок, букварей и лубочных картинок до роскошных книг, созданных специально для детей, к тому же детская книжная иллюстрация стала самостоятельным видом искусства.
Как известно, иллюстрация - основа книжной графики. Этот термин происходит от латинского "illustrare", что значит освещать, проливать свет, объяснять. Само же слово "illustratio" означает живое описание, наглядное изображение.
Иллюстрация не просто добавление к тексту, а художественное произведение своего времени. Она первая формирует эстетический вкус ребенка, учит ассоциативному мышлению, восприятию образа, цвета, пропорций, фактуры. Процесс рассмотрения книги можно определить как интеллектуальную игру, как игру с образами, созданными с помощью специфических средств книжной графики.
Педагогам, воспитателям и родителям важно разбираться в типах иллюстраций, чтобы в практической работе с детьми руководствоваться профессиональными подходами, идти от искусства книжной графики.
Виды иллюстраций
В зависимости от размера и расположения в книге бывают следующие виды иллюстраций:
- иллюстрация на обложке или переплете
- фронтиспис
- заставка
- полосная иллюстрация (во всю страницу)
- полуполосная
- разворотная (на двух страницах)
- оборочная (небольшой рисунок, окруженный текстом)
- рисунки на полях
- концовка
Рассмотрим подробнее эти виды иллюстраций.
Иллюстрации на обложке или переплете отражают самое главное и существенное в литературном произведении.
Изображение на обложке может относиться к определенному важнейшему моменту текста или отражать в целом характер произведения. Чаще встречаются обложки второго типа. Важно, чтобы рисунок на обложке не был просто иллюстрацией к названию, так как не всегда заглавие книги характеризует ее идейное содержание.
Иллюстрации-фронтиспис располагаются перед титульным листом, является иллюстрацией ко всему литературному произведению, поэтому передает его общий характер.
Фронтиспис может синтетически обобщать главные темы книги, раскрывать наиболее яркую идею автора, представлять собой портрет главного героя или портрет писателя
Иллюстрации-заставки помещаются в начале части или главы книги на спусковой полосе вместе с текстом, означают начало одной из частей повествования, обычно находятся вверху страницы и отделяются от текста белым полем.
Они помогают читателю сосредоточить внимание на новом материале, эмоционально настроиться на него.
Иллюстрации полосные, полуполосные, на развороте, оборочные и рисунки на полях располагаются внутри текста.
Выбор формата иллюстрации определяется в зависимости от значимости иллюстрируемого события, образа и т. д. содержание иллюстраций, расположенных внутри текста, обычно имеет прямое отношение к предшествующему или последующему за ними тексту. Для больших разворотных или полосных иллюстраций выбирают наиболее важные события произведения, а менее значимые отображают на маленьких оборочных иллюстрациях или рисуют на полях.
Иллюстрации-концовки помещают в конце частей, глав или всей книги.
Они также, как и заставки, могут быть сюжетно-тематическими, орнаментально-декоративными или символическими. Заставки и концовки должны быть выполнены в одном стиле, так как они взаимосвязаны и часто находятся рядом на книжном развороте.
Можно выделить иллюстрации по характеру их связи с литературным текстом.
Повествовательные - точно раскрывающие содержание в многолистных сериях. Это могут быть портреты, иллюстрации предметно-познавательные или обстановочные, иллюстрации действия, психологические, дающие характеристику героев через их взаимоотношения, поступки, жесты, мимику и т. п.
Метафорические - обобщающие мысли автора в символической форме, остро выражающие смысл всего произведения или его части. Они призваны определенно настроить читателя. Это иллюстрации не всегда непосредственно связанные с близлежащим текстом, идут не по сюжетной, а по ассоциативной линии. Среди них можно выделить такие виды иллюстраций:
а) настроения или состояния - их воздействие эмоциональное, подобное музыке; такие иллюстрации часто выполняют к стихотворениям;
б) аллегорические - к сказкам, басням, эпосу, передающие аллегорические мысли автора иносказательно или конкретно;
в) синтетические - иллюстрации, представляющие собой соединение разновременных и разнопространственных моментов одной композиции и др.
Все виды иллюстраций в пределах одного типа могут совмещаться и переплетаться, это только способствует более полному раскрытию литературного содержания, повышает его художественно-образную выразительность.
.
Из истории иллюстрированной детской книги в России
Рисунки в книге - иллюстрации - являются одним
из первых произведений искусства, с которыми
встречается ребенок в дошкольном детстве,
а также важным средством эстетического
воспитания и эмоционального развития
подрастающего человека в школьном
возрасте.
Познакомимся немного с историей искусства книжной иллюстрации, назовем только основные периоды и направления ее развития, имена тех художников, которые сыграли особую роль в становлении этого вида искусства.
До нас дошли богато иллюстрированные миниатюрами еще в XI веке рукописные книги Древней Руси, которые выполнялись только в одном экземпляре. Появление в конце XIV - начале XV века печатной книги явилось переворотом и в области иллюстрации. Гравюры вытеснили из книги рисованные миниатюры. Вначале иллюстрации резались на одной доске с текстом, они были лаконичны и хорошо гармонировали со шрифтом. Они так же, как и текст, печатались черной краской.
Первой иллюстрированной детской книгой в России был знаменитый "Букварь" Кариона Истомина, целиком вместе с текстом гравированный на меди Леонтием Буниным, вышедший в Москве в 1692 и 1694 годах. В нем имелись прекрасные рисунки, которые сопровождали текст.
Каждой букве отводилась отдельная страница, вверху которой помещалось изображение буквы в виде людей, стоящих в разных позах (отсюда название "Лицевой букварь").
Листы букваря были украшены изображениями людей, животных, растений, построек, предметов быта. Среди них можно было увидеть историка, держащего в руках раскрытую книгу и чернильницу, звездочета со зрительной трубой и многое другое.
Занимательные и высоко художественные рисунки должны были заинтересовать учащихся, привлечь их к изучению азбуки. Текст и рисунок были органично слиты, иллюстрации несли познавательную нагрузку.
...С изобретением в XIX веке фотомеханического способа печати возросли художественные возможности. Иллюстрации смогли передавать любую живописную или графическую технику (карандаш, перо, акварель, гуашь, масло и др.). Художники получили возможность использовать и комбинировать самые разнообразные художественные материалы. Сколько выдумки и изобретательности они проявили, какие неожиданные художественные техники стали использовать, работая над иллюстрациями! Широко известный цикл рисунков Е. А. Кибрика к драме " Борис Годунов" А.С. Пушкина сделан чернилами для авторучки. "Усатый полосатый" выполнены цветными карандашами, которые наилучшим способом передают мягкую шерстку котенка. А.П. Пластов многие иллюстрации выполнял в технике масляной живописи. Выбор материала, изобразительного языка, принципы построения книги во многом зависят от характера и стиля литературного произведения. Для детской иллюстрированной книги работали известные писатели, выдающиеся живописцы и графики. В конце XIX века к иллюстрированию книг для детей обратились выдающиеся живописцы В. М. Васнецов, А. М. Васнецов, И. Е.Репин, В.И. Суриков. М.В.Нестеров и др. Они создали яркие, выразительные, запоминающиеся рисунки для детских книг.
Именно с этой поры детская книга окончательно отделилась от взрослой, приобрела только для неё характерный облик, особую структуру. Отличительными особенностями книг для маленьких стало обилие иллюстраций, которые подробно раскрывали основные события произведения, и обилие цвета, ставшего одним из основных выразительных средств. Иллюстрации могли даже преобладать над текстом. Сюжет можно было проследить только по одним иллюстрациям. Именно эти особенности сохраняются в дальнейшем в качестве одной из отличительных черт детской книги.
Художники-иллюстраторы детских книг
В детстве все любят книги с картинками. Самые маленькие дети по картинкам как бы прочитывают книгу, прослеживают сюжет от одной иллюстрации к другой. Когда ребенок становится старше, иллюстрации также помогают ему лучше понять и представить, о чем написано в книге, дополняя слуховое восприятие литературного произведения яркими зрительными образами.
Однако особая роль принадлежит иллюстрации в эстетическом воспитании детей. Рисунки в книге являются одними из первых произведений изобразительного искусства, с которыми встречается ребенок в дошкольном детстве.
Мы по праву гордимся работами таких мастеров книжной графики, как Ю. А. Васнецов, В. В. Лебедев, Е. И. Чарушин, А. Ф. Пахомов, В. М. Конашевич, Т. А. Маврина и др., вошедшими в золотой фонд иллюстраций к произведениям детской художественной литературы. Творчество этих замечательных художников отличают высокое профессиональное мастерство, трепетное отношение к жанру книжной иллюстрации для детей, знание возрастных особенностей ребенка-дошкольника. Для них обращение к стилю эпохи, к формам народного искусства было средством приблизиться к литературному произведению; обращаясь к стилистике старого, "прижизненного" искусства, художники стремились глубже проникнуть в душу времени и народа, ощутить поэтику народного, национального мировосприятия, войти в далекий чужой мир, зажить в нем.
На рубеже 70-80-х годов в русской детской иллюстрации активно утвердилась большая группа молодых художников, составившая направление, для которого также характерно многообразие творческих подходов. Это - художники А. Архипова, В. Васильев, В. Иванюк, А. Кошкин, О. Кондакова, В. Чижиков и др. Сейчас многие из них уже признанные мастера, которые успешно продолжают развивать начатые поиски новых средств художественной выразительности и новых возможностей дизайна книги.
Александрова Т.И.
Альтман Н.И.
Басманова Н.Г.
Беломлинский М.С.
Бельчикова Т.М.
Бруни Л.А.
Бухарев В.
Билибин И.Я.
Васнецов Ю.А.
Ватагин В.А.
Владимирский Л.В.
Гольц Н.Г.
Дехтерев Б.А.
Диодоров Б.А.
Доктор Сьюз
Игошин А.В.
Калаушин Б.М.
Калиновский Г.В.
Князева А.П.
Конашевич В.М.
Кондаковa О.К.
Копейко Ю.В.
Коровин Ю.Д.
Крестовский С.
Куприянов Н.Н.
Лебедев В.В.
Лемкуль Ф.В.
Маврина Т.А.
Майофис М.С.
Малютин С.В.
Мечев М.М.
Митрохин Д.И.
Пахомов А.Ф.
Поляков Д.
Радлов Н.Э.
Рачев Е.М.
Семенов И.М.
Субботина О.В.
Сутеев В.Г.
Токмаков Л.А.
Чарушин Н.Е.
Фаворский В.А.
Чарушин Е.И.
Чижиков В.А.
По материалам Томской областной детско-юношеской библиотеки: http://illustrators.odub.tomsk.ru/index.php
Алфавитный поиск по авторуА Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Альбом Могилевский Александр Павлович Alexander Mogilevsky Автор: Ивасив Александр Иванович Графика / Иллюстрация Могилевский Александр Павлович Alexander Mogilevsky (1885 - 1980) Живописец, график, акварелист, книжный иллюстратор, часто работал в технике автолитографии. Родился в Мариуполе. Жил и работал в Москве. В 1906 - 1912 учился в ма ... Ивасив Александр19 октября 2014 Альбом Могилевский Александр Павлович Alexander Mogilevsky |
Альбом Ефимов Иван Cемёнович Ivan Efimov Автор: Ивасив Александр Иванович Графика / Иллюстрация Ефимов Иван Cемёнович Ivan Efimov (1878 - 1959) Иван Cемёнович Ефимов - русский художник и театральный деятель, самобытный график и живописец, реформатор кукольного театра. Родился в Москве 11 (23) февраля ... Ивасив Александр12 октября 2014 Альбом Ефимов Иван Cемёнович Ivan Efimov |
Альбом Горшман Мендель Хаимович Gorshman Mendel Автор: Ивасив Александр Иванович Графика / Иллюстрация Горшман Мендель Хаимович Gorshman Mendel (1902 - 1972) Родился в Новоборисове Минской губернии. Живописец, график, автор акварелей и литографий, писал портреты. С 1920 по 1923 обучался у Н.Н. Купреянов ... Ивасив Александр11 октября 2014 Альбом Горшман Мендель Хаимович Gorshman Mendel |
Альбом Глаголева Анна Семёновна Glagoleva Anna Автор: Ивасив Александр Иванович Графика / Иллюстрация Глаголева Анна Семёновна Glagoleva Anna (1873 - ок. 1944) Живописец, график Из семьи прасолов. Училась в МУЖВЗ (1889–1896) у Н.В. Неврева, И.М. Прянишникова, К.А. Савицкого; в Рисовальной школе княгини М. К. Тенишевой в Петербурге (1896&nda ... Ивасив Александр11 октября 2014 Альбом Глаголева Анна Семёновна Glagoleva Anna |
Альбом Стефанский Чеслав Казимирович Stefansky Czeslaw Автор: Ивасив Александр Иванович Графика / Иллюстрация Стефанский Чеслав Казимирович Stefansky Czeslaw (1889 - 1942) Стефанский Чеслав Казимирович [28.05 (9.06) 1889, Екатеринослав (ныне – Днепропетровск) – 31.03.1942, Москва], художник, педагог, организатор музейного дела. Из семьи железнодорожного служащего.& ... Ивасив Александр08 октября 2014 Альбом Стефанский Чеслав Казимирович Stefansky Czeslaw |
Альбом Милашевский Владимир Алексеевич Vladimir Milashevskiy Автор: Ивасив Александр Иванович Графика / Иллюстрация Милашевский Владимир Алексеевич Vladimir Milashevskiy (1893 – 1976) Детство Милашевского прошло в Саратове, и уже тогда у него проявилась склонность к рисованию. Сначала он посещал Боголюбовское рисовальное училище, а в 1913 году поступил в саратовское Высшее ... Ивасив Александр05 октября 2014 Альбом Милашевский Владимир Алексеевич Vladimir Milashevskiy |
Альбом Кузьмин Николай Васильевич Nikolay Kuzmin Автор: Ивасив Александр Иванович Графика / Иллюстрация Кузьмин Николай Васильевич Nikolay Kuzmin (1890 - 1987) Николай Васильевич Кузьмин родился в г. Сердобск Пензенской области, где окончил реальное училище. К этому периоду относятся первые опыты Н.В.Кузьмина в журнальной графике: в 1906 г. в журнале "Гриф" был ... Ивасив Александр05 октября 2014 Альбом Кузьмин Николай Васильевич Nikolay Kuzmin |
Альбом Конашевич Владимир Михайлович Vladimir Konashevich Автор: Донченко А.И. Графика / Иллюстрация Конашевич Владимир Михайлович Vladimir Konashevich (1888 - 1963) Художественное образование В. М. Конашевич получил в МУЖВЗ (1908-13), где его учителями были К. А. Коровин, С. В. Малютин и Л. О. Пастернак. Вскоре после окончания учебы переехал ... Донченко Александр28 марта 2014 Альбом Конашевич Владимир Михайлович Vladimir Konashevich |
Альбом Чехонин Сергей Васильевич Sergey Chekhonin Автор: Донченко Александр Графика / Иллюстрация Чехонин Сергей ВасильевичSergey Chekhonin(1878 - 1936) Сын машиниста Николаевской железной дороги, С. В. Чехонин с пятнадцати лет стал самостоятельно зарабатывать на жизнь - служил конторщиком, чертежником, кассиром на пароходной станции ... Донченко Александр01 марта 2014 Альбом Чехонин Сергей Васильевич Sergey Chekhonin |
Альбом Феофилактов Николай Петрович Feofilaktov Nikolai Автор: Донченко Александр Графика / Иллюстрация Феофилактов Николай Петрович Feofilaktov Nikolai(1878 - 1941) Н.П. Феофилактов родился в Москве. К началу работы в «Весах» он успел закончить Московский межевой институт, но становиться землеустроителем не собирался. Он усиле ... Донченко Александр02 февраля 2014 Альбом Феофилактов Николай Петрович Feofilaktov Nikolai |
Альбом Фаворский Владимир Андреевич Tabor Vladimir Автор: Донченко Александр Графика / Иллюстрация Фаворский Владимир АндреевичTabor Vladimir(1886 - 1964) Известный прежде всего как книжный график, ксилограф В. А. Фаворский был создателем произведений во многих видах изобразительного искусства - в монументальной живописи (в техниках ф ... Донченко Александр01 февраля 2014 Альбом Фаворский Владимир Андреевич Tabor Vladimir |
Альбом Тырса Николай Андреевич Tyrsa Nikolai Автор: Донченко Александр Графика / Иллюстрация Тырса Николай Андреевич Tyrsa Nikolai(1887 - 1942) Сын офицера Кубанского казачьего войска, Н. А. Тырса обучался с перерывами на архитектурном отделении АХ (1905-09) и в художественной школе Е. Н. Званцевой (1907-10). ... Донченко Александр27 января 2014 Альбом Тырса Николай Андреевич Tyrsa Nikolai |
Альбом Тимм Василий Федорович (Георг Вильгельм) Vasily Timm Автор: Донченко Александр Графика / Иллюстрация Тимм Василий Федорович (Георг Вильгельм) Vasily Timm(1820 - 1895) В. Ф. Тимм родился в семье рижского бургомистра. В 1835 г. поступил вольноприходящим в АХ и окончил курс в 1838 г. Тимм Василий Федорович (портр ... Донченко Александр23 января 2014 Альбом Тимм Василий Федорович (Георг Вильгельм) Vasily Timm |
Альбом Стахеев Владимир Юрьевич Vladimir Staheev Автор: Донченко А.И. Графика / Иллюстрация Стахеев Владимир Юрьевич Vladimir Staheev(Род. 1963 г.) В 1987 г. окончил художественно-графический факультет МГПИ им. Ленина. 12 лет преподавал оформительское искусство. Одновременно сотрудничал с различными издательствами (художественное оформление книг, газет, журналов), ... Донченко Александр26 декабря 2013 Альбом Стахеев Владимир Юрьевич Vladimir Staheev |
Альбом Поленова Елена Дмитриевна Elena Polenova Автор: Донченко А.И. Графика / Иллюстрация Поленова Елена Дмитриевна Elena Polenova (1850 - 1898) Е.Д.Поленова (сестра художника В.Д.Поленова) училась живописи в Петербурге у П.П.Чистякова, затем у И.Н.Крамского в Рисовальной школе при ОПХ (с 1864 г.), в Париже в мастерской Ш.Шаплена ( ... Донченко Александр24 ноября 2013 Альбом Поленова Елена Дмитриевна Elena Polenova |
Альбом Курдов Валентин Иванович Kurdov Valentin Автор: Донченко А.И. Графика / Иллюстрация Курдов Валентин Иванович Kurdov Valentin (1905 - 1989) Сын земского врача, В. И. Курдов увлекся живописью еще подростком. Первые навыки он получил в Перми и Екатеринбурге, занимаясь в частных студиях. В 1923 г. он приехал в Пет ... Донченко Александр19 октября 2013 Альбом Курдов Валентин Иванович Kurdov Valentin |
Альбом Билибин Иван Яковлевич Ivan Bilibin Автор: Ивасив Александр Иванович Графика / Иллюстрация Билибин Иван ЯковлевичIvan Bilibin(1876 - 1942) Портрет И.Я.Билибина работы Кустодиева Сын военно-морского врача, потомок древнего рода, И. Я. Билибин предполагал стать юристом и закончил полный курс юридического факультета Петербургского университ ... Ивасив Александр10 сентября 2013 Альбом Билибин Иван Яковлевич Ivan Bilibin |
Альбом Нарбут Георгий Иванович George Narbut Автор: Донченко А.И. Графика / Иллюстрация Нарбут Георгий Иванович George Narbut (1886 - 1920) Г. И. Нарбут родился в семье, принадлежавшей к старому, но обедневшему дворянскому роду. Тягу к своему будущему сокровенному делу - книжной графике - он ощутил еще гимназистом, когда вдруг ув ... Донченко Александр04 июля 2013 Альбом Нарбут Георгий Иванович George Narbut |
Альбом Кардовский Дмитрий Николаевич Dmitry Kardovskiy Автор: Донченко А.И. Графика / Иллюстрация Кардовский Дмитрий Николаевич Dmitry Kardovskiy (1866 - 1943) Талантливый художник и педагог, Д. Н. Кардовский наиболее известен как иллюстратор произведений русской классической литературы и автор композиций на исторические темы. & ... Донченко Александр27 апреля 2013 Альбом Кардовский Дмитрий Николаевич Dmitry Kardovskiy |
Альбом Кибрик Евгений Адольфович Kibrik Eugene Автор: Донченко А.И. Графика / Иллюстрация Кибрик Евгений Адольфович Kibrik Eugene (1906 - 1978) По признанию самого художника, беспредельная любовь с малых лет к чтению, книгам, иллюстрации определила в дальнейшем выбор жизненного и творческого пути. Худож ... Донченко Александр27 апреля 2013 Альбом Кибрик Евгений Адольфович Kibrik Eugene |
Альбом Замирайло Виктор Дмитриевич Victor Zamirailo Автор: Донченко А.И. Графика / Иллюстрация Замирайло Виктор Дмитриевич Victor Zamirailo (1868 - 1939) В. Д. Замирайло, рано обнаруживший тягу к рисованию, обучался в Киевской рисовальной школе Н. И. Мурашко (1881-86). В Киеве же он познакомился и сблизился с М. А. Врубелем, помогая том ... Донченко Александр11 апреля 2013 Альбом Замирайло Виктор Дмитриевич Victor Zamirailo |
Альбом Ершов Игорь Иванович Igor Ershov Автор: Ивасив Александр Иванович Графика / Иллюстрация Ершов Игорь Иванович Igor Ershov (1916 – 1985) Родился 7 ноября в семье известнейших музыкантов. Его отцом был прославленный оперный певец Иван Ершов, мать Софья Акимова -певица и педагог вокала. Многим ... Ивасив Александр07 апреля 2013 Альбом Ершов Игорь Иванович Igor Ershov |
Альбом Дриттенпрейс Владимир Петрович Vladimir Drittenpreys Автор: Ивасив Александр Иванович Графика / Иллюстрация Дриттенпрейс Владимир Петрович Vladimir Drittenpreys (1878-1916) Художник Дриттенпрейс Владимир Петрович живописец, график, архитектор. Автор символико-аллегорических композиций, натюрмортов, портретов, декоративных миниатюр, архитектурных проектов и соор ... Ивасив Александр06 апреля 2013 Альбом Дриттенпрейс Владимир Петрович Vladimir Drittenpreys |
Альбом Дубинский Давид Александрович David Dubinsky Автор: Ивасив Александр Иванович Графика / Иллюстрация Дубинский Давид Александрович David Dubinsky (192 - 1960) Творческий путь замечательного графика и иллюстратора Д. А. Дубинского пришелся на сложные для отечественного искусства годы. Художник не миновал трудностей и ошибок, характерных для мн ... Ивасив Александр06 апреля 2013 Альбом Дубинский Давид Александрович David Dubinsky |
Альбом Васнецов Юрий Алексеевич Yuri Vasnetsov Автор: Ивасив Александр Иванович Графика / Иллюстрация Васнецов Юрий Алексеевич Yuri Vasnetsov(1900 - 1973) Родившийся в семье вятского священника, Ю. А. Васнецов состоял в отдаленном родстве с Виктором и Аполлинарием Васнецовыми. Одержимый желанием стать художником, он в 1921 г ... Ивасив Александр21 февраля 2013 Альбом Васнецов Юрий Алексеевич Yuri Vasnetsov |
Альбом Будогоский Эдуард Анатольевич Edward Budogosky Автор: Ивасив Александр Иванович Графика / Иллюстрация Будогоский Эдуард АнатольевичEdward Budogosky(1903 - 1976) Сын офицера, учился в Варшавском, а позднее в Московском кадетском корпусе.Э. А. Будогоский первые навыки рисования получил в Феодосии на даче своего дяди на берегу моря. Потом он занимался в Петрограде, в Рисова ... Ивасив Александр19 февраля 2013 Альбом Будогоский Эдуард Анатольевич Edward Budogosky |
Альбом Бехтеев Владимир Георгиевич Vladimir Behteev Автор: Ивасив Александр Иванович Графика / Иллюстрация Бехтеев Владимир Георгиевич Vladimir Behteev(1878 - 1971) Художник Владимир Георгиевич Бехтеев (1878 - 1971) прожил долгую жизнь, а в ней несколько творческих судеб, ярких, неожиданных и непредсказуемых. В той или иной степени его метаморфозы показаны н ... Ивасив Александр26 января 2013 Альбом Бехтеев Владимир Георгиевич Vladimir Behteev |
Альбом Белуха Евгений Дмитриевич Belukha Eugeny Автор: Ивасив Александр Иванович Графика / Иллюстрация Белуха Евгений Дмитриевич Belukha Eugeny(1889 -1943) Учился в Петербурге частным образом у В.В. Матэ (1911), затем поступил в Академию художеств (1912-1913). Брал уроки у В.И. Шухаева (1918). Участвовал в выставках с 1918 (в Петрограде). Среди его ранни ... Ивасив Александр19 января 2013 Альбом Белуха Евгений Дмитриевич Belukha Eugeny |
Альбом Агин Александр Алексеевич Agin Alexander Автор: Ивасив Александр Иванович Графика / Иллюстрация Агин Александр Алексеевич Agin Alexander (1817 - 1875) Биография художника, творческий путь. Галерея картин. Русский рисовальщик Александр Агин и его младший брат Василий были незаконными сын ... Ивасив Александр16 декабря 2012 Альбом Агин Александр Алексеевич Agin Alexander |
Альбом Анненков Юрий Павлович. Графика. Annenkov Yury Автор: Ивасив Александр Иванович Графика / Иллюстрация Анненков Юрий Павлович Annenkov Yury (1889 - 1974) Биография художника, творческий путь. Галерея картин. Раннее детство Ю. П. Анненкова прошло на далекой Камчатке, куда был отправлен на поселение его ... Ивасив Александр24 ноября 2012 Альбом Анненков Юрий Павлович. Графика. Annenkov Yury |
Альбом Аладжалов Константин Иванович Aladzhalov Constantine Автор: Ивасив Александр Иванович Графика / Иллюстрация Аладжалов Константин ИвановичAladzhalov Constantine(1900 - 1987) Биография художника, творческий путь. Галерея картин. Детство провел в Ростове-на-Дону. Окончив гимназию, самостоятельно занялся рисованием.До Первой мировой войны участвовал в ежегодных вс ... Ивасив Александр11 ноября 2012 Альбом Аладжалов Константин Иванович Aladzhalov Constantine |
Альбом Соломко Сергей Сергеевич Solomko Sergey Автор: Ивасив Александр Иванович Графика / Иллюстрация Соломко Сергей Сергеевич Solomko Sergey (1867 – 1928) Соломко Сергей Сергеевич (1867 – 1928) - русский художник, график, акварелист. Творчество Соломко дошло до нас главным образом благодаря дореволюционным открытым письмам (открыткам). ... Ивасив Александр03 апреля 2011 Альбом Соломко Сергей Сергеевич Solomko Sergey |