24 ноября 2012
Анненков Юрий Павлович. Графика. Annenkov Yury. Автор: Ивасив Александр Иванович
(в альбоме 36 файлов)

Изобразительное искусство / Графика / Иллюстрация
Разместил: Ивасив Александр

 

 

 

 

 

Анненков Юрий Павлович    

 

Annenkov Yury

 

(1889 - 1974)

 

 

 

 

Биография художника, творческий путь. Галерея картин.

 

 

Раннее детство Ю. П. Анненкова прошло на далекой Камчатке, куда был отправлен на поселение его отец, бывший член организации "Народная воля". В 1893 г. семья вернулась в Петербург. Дача Анненковых в Куок-кале, местечке под Петербургом, находилась недалеко от имения И. Е. Репина. С детства окруженный творческими людьми, будущий художник рано увлекся рисованием. В 1906 г. Анне'нкова исключили из казенной гимназии за "политическую неблагонадежность", выразившуюся в карикатурах для ученического нелегального журнала. Это, правда, не помешало ему получить аттестат зрелости и в 1908 г. поступить на юридический факультет Петербургского университета. Художественное образование Анненкова не было систематическим. Еще в гимназические годы он посещал занятия в ЦУТР. В 1908 г. занимался в студии С. М. Зейденберга, где его соучеником был М. 3. Шагал. Однако вступительные экзамены в АХ Анненков не сдал и поступил в студию Я. Ф. Ционглип-ского. По совету своего учителя в 1911 г. он уехал в Париж, где продолжил обучение в мастерских М. Дени и Ф.Веллоттона  - художников знаменитой группы "Наби". В 1913 г. Анненков дебютировал двумя картинами на выставке Салона Независимых в Париже.

         Ранний период творчества художника связан главным образом с занятиями живописью ("Желтый траур",
"Адам и Ева", "Купальщики", "Автопортрет", все 1910-е). Вернувшись в 1913 г. в Россию, Анненков увлекся графикой. Его рисунки стали появляться на страницах журналов "Аргус", "Лукоморье", "Отечество", "Сатирикон", "Театр и искусство". Другим увлечением художника был театр. В его декорациях шли спектакли на сцене Театра В. Ф. Комиссаржевской, много работал он и для театра Н. Н. Евреинова "Кривое зеркало".

         Самым значительным периодом в творчестве Анненкова были послереволюционные годы. Он принимал участие во всех художественных начинаниях тех лет. Художник входил в правление петроградского Дома искусств, был одним из организаторов ОСТа в 1921 г., заведовал художественной частью театра политической сатиры "Вольная комедия", публиковал статьи и эссе в журнале "Жизнь искусства". В 1920 г. оформлял грандиозные народные
зрелища "Взятие Зимнего дворца" на Дворцовой площади и "Гимн освобожденному труду" (совместно с М. В. Добужинским и В. А. Щуко) возле здания Биржи в Петрограде. В том же году Анненков был избран профессором Академии художеств. Занимаясь графикой, художник сотрудничал с издательствами "Радуга", "Всемирная литература", "Красная новь", иллюстрировал произведения Дж. Лондона, К. И. Чуковского, Н. Н. Евреинова, рисовал для сатирических журналов. Вершиной его графического искусства стали иллюстрации к третьему изданию поэмы А. А. Блока "Двенадцать" (1918). Сам Блок высоко ценил рисунки Анненкова и видел в них "параллельный графический текст". В гибкой графической манере, используя принцип монтажа, свободного соединения отдельных реалий быта, деталей и частей изображения, Анненков показал распадающийся старый мир, стихию революции.

         В 1921 г. художник выступил как реформатор традиционного театра, опубликовав в журнале "Дом искусств" статью "Театр до конца", по сути - манифест абстрактного театра. Вскоре Анненков осуществил свои идеи на практике. Для постановки пьесы Г. Кайзера "Газ" в петроградском ГБДТ (1923) он, стремясь избавиться от статики на сцене, впервые использовал "динамические", движущиеся декорации и меняющееся освещение.

         Анненковым была создана целая галерея живописных и графических портретов деятелей русской культуры 1910-20-х гг. Он запечатлел
А. М. Горького, В. Ф. Ходасевича, В. Б. Шкловского, М. А Кузмина, А А Ахматову, В. В. Хлебникова и др. Особое место в его творчестве занимают портреты государственных и политических деятелей тех лет:
В. И. Ленина, Л. Д. Троцкого, Г. Е. Зиновьева, Л. Б. Каменева, К. Радека и др. В них наиболее полно выразился парадоксальный стиль Анненкова. Например, в живописном портрете М. А. Шерлинга (1918) он использовал кубистические сдвиги, сочетая их с превосходным, почти академическим рисунком. В графических портретах художник демонстрировал виртуозное владение техникой, применяя то послушную линию, то мастерскую штриховку, то сплошное пятно, всегда подмечая самое яркое и характерное в облике своих героев. Эти изображения, порой крайне лаконичные, предлагают как бы "формулу" лица.

         Летом 1924 г. Анненков поехал в Италию на открытие советского павильона на Международной выставке в Венеции. В Россию он больше не вернулся. Анненков поселился в Париже и приобрел широкую известность как художник театра и кино. Он сотрудничал с Н. Ф. Балиевым, Б. Ф. Нижинской, М. А. Чеховым, С. М. Лифарем, оформил свыше 60 спектаклей и создал эскизы костюмов и декораций к более чем 50 кинофильмам. В 1954 г. за свои костюмы Анненков был удостоен премии "Оскар". Он пользовался популярностью и как портретист. К этому времени относятся его портреты И. Э. Бабеля, И. Г. Эренбурга, Ж. Кокто,
М. Равеля, О. А. Спесивцевой и др. За рубежом раскрылся литературный дар Анненкова. Его мемуары "Дневник моих встреч" представляют серию ярких литературных портретов русских писателей, художников, музыкантов. Под псевдонимом Б. Темирязев он написал книги "Повесть о пустяках" и "Рваная эпопея".

 

 

 

« вернуться

Рейтинг 3 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Еще файлов 36 из этого альбома
"Illustratio to Aleksander Bloks poem "The Twelve"" 01
"Illustration to Aleksander Bloks poem "The Twelve"" 02
"Illustration to Aleksander Bloks poem "The Twelve"" 03
"Illustration to Aleksander Bloks poem "The Twelve"" 04
"Illustration to Aleksander Bloks poem "The Twelve"" 05
"Illustration to Aleksander Bloks poem "The Twelve"" 06
"Illustration to Aleksander Bloks poem "The Twelve"" 07
"Illustration to Aleksander Bloks poem "The Twelve"" 08
"Portrait of S.V. Balabanov"
"Portrait of Maxim Gorky"
"Abram Efros"
"Portrait of poet Anna Akhmatova"
"Sergei Yesenin, Russian poet"
"Портрет Каменева"
"Портрет Троцкого"
"Portrait of poet Boris Pasternak"
"Портрет Зиновьева"
"Arc de Triomphe"
"Maurice Ravel"
"Spire and Trees"
"Dancer in the landscape"
"Eisenstein"
"Portrait of Jean Jaures"
"Портрет Троцкого"
"Portrait of Vsevolod Meyerhold"
"Portrait of Vsevolod Meyerhold" 2
"The Intellectual"
"Vladimir Mayakovsky"
"В.И. Ленин"
"А.Ф. Керенский"
"Иллюстрация к поэме А.А. Блока «Двенадцать»"
"Евгений Замятин"
"Георгий Иванов"
"Автопортрет"
"Велимир Хлебников"
"Анненков Ю.П. (автопортрет)"
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования