10 апреля 2013
Замирайло Виктор Дмитриевич Victor Zamirailo. Автор: Донченко А.И.
(в альбоме 19 файлов)
Изобразительное искусство / Графика / Иллюстрация
Разместил: Донченко Александр
Замирайло Виктор Дмитриевич
Victor Zamirailo
(1868 - 1939)
В. Д. Замирайло, рано обнаруживший тягу к рисованию, обучался в Киевской рисовальной школе Н. И. Мурашко (1881-86). В Киеве же он познакомился и сблизился с М. А. Врубелем, помогая тому при реставрации фресок Кирилловской церкви, и с В. М. Васнецовым, исполняя надписи и орнаменты для его росписей во Владимирском соборе. Это знакомство побудило его переехать в Москву, где он некоторое время продолжал работать с Васнецовым.
Рисунок Б.Кустодиева, 1922 г.
В 1904-07 гг. Замирайло жил в Петербурге, где тесно сошелся с родственными ему по духу художниками круга "Мира искусства", потом вернулся в Москву.
Искусство Замирайло с самого начала развивалось под сильным влиянием двух его кумиров - М. А. Врубеля и Г. Доре, и следы этого влияния ощутимы в его зрелом стиле.
Он занимался монументально-декоративной живописью, оформлял спектакли; с конца 1900-х гг. работал над большой серией рисунков "Capricci", увлеченно воплощая созданный его воображением сказочный мир, в котором безудержная фантазия своеобразно сочеталась с жизненной конкретностью и оттенялась легкой иронией.
Более всего Замирайло известен как книжный график. В этом качестве он дебютировал еще в 1900 г., удачно дополнив иллюстрации В. М. Васнецова к "Песни о вещем Олеге" А. С. Пушкина стилизованным рукописным текстом. С течением времени он стал работать в книжной графике все чаще и чаще, а переехав окончательно в Петербург (1914), сделал ее своим основным занятием. Он исполнял множество рисунков для журналов и книг, был признанным мастером книжной обложки, преимущественно декоративной, в которой изобретательно и очень индивидуально сочетал шрифт с орнаментом.
Кроме того, он был отличным иллюстратором, умевшим лаконично и занимательно интерпретировать смысл и передавать сюжет литературного произведения. Это помогало художнику особенно успешно работать в детской книге, где заслуженную известность ему принесли прекрасные рисунки к народной валлийской сказке "Джек - покоритель великанов", в талантливом пересказе К. И. Чуковского (1917, изд. 1921), "Как ни в чем не бывало" А. Н. Толстого (1924), "Путешествиям Гулливера" Дж. Свифта (сере дина 1920-х), "Маленькому оборвышу" Дж. Гринвуда(1929).
В последние годы жизни Замирайло занимался педагогической деятельностью, но развившаяся тяжелая болезнь оторвала его и от преподавания, и от творчества, и от людей. Ослепший и беспомощный, забытый всеми, он окончил свою жизнь в загородном доме для престарелых.
___________________________
Замирайло Виктор Дмитриевич (1868–1939)
Живописец, график, сценограф.
Учился в Рисовальной школе Н. И. Мурашко в Киеве (1881–1886). В 1883–1889 занимался самостоятельно; пользовался советами М. А. Врубеля.
Жил попеременно в Киеве, Москве, Петербурге (Петрограде, Ленинграде; 1904–1907, с 1914). Работал в области станковой живописи и графики, прикладной графики (сценография, книжная, журнальная графика, экслибрис), монументальной живописи. С 1885 занимался росписью храмов в Киеве, Гусь-Хрустальном, Абастумане; работал помощником Врубеля при реставрации фресок Кирилловской церкви и В. М. Васнецова в выполнении росписей Владимирской церкви (обе в Киеве). В 1910-х был привлечен к росписям Казанского вокзала в Москве.
С 1897 сотрудничал с издательствами Москвы и Петербурга, в 1905–1906 — сатирическими журналами «Жупел», «Адская почта», «Зритель». Работал над оформлением книг «Песнь о вещем Олеге» А. С. Пушкина (1900), «Мцыри», «Демон» М. Ю. Лермонтова (обе — 1914) и других. После 1917 сотрудничал с Государственным издательством, частными издательствами «Алконост», «Эпоха». Выполнял эскизы обложек и иллюстрации к книгам «Джек — покоритель великанов» К. И. Чуковского (1917 и 1921), «Загадки» В. Ф. Ходасевича (1922), «Как ни в чем не бывало» А. Н. Толстого (1924), «Дон Кихот» М. Сервантеса (1925), «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта (середина 1920-х), «Маленький оборвыш» Дж. Гринвуда (1929).
С 1905 работал как театральный декоратор. В 1908–1921 создал станковую серию рисунков Capricci. Много работал в техниках акварели, сепии, туши.
С 1896 — участник выставок. Член и экспонент Московского общества любителей художеств (1896–1898), Московского товарищества художников (1904–1911), Союза русских художников (1908–1911), «Мира искусства» (1911–1924, с перерывами).
После революции участвовал в выставках «Общины художников» (1922, 1925), группы «Шестнадцать» (1927). Экспонировал свои произведения на 1-й государственной свободной выставке произведений искусств в Петрограде (1919), передвижной выставке русского искусства по США и Канаде (1924–1925; Нью-Йорк, Торонто, Лос-Анджелес), юбилейных выставках «Графическое искусство в СССР. 1917–1927», «Театрально-декорационное искусство. 1917–1927» в Ленинграде (все — 1927), международной выставке «Искусство книги» в Лейпциге (1927) и других. В начале 1920-х участвовал в деятельности «Дома искусств» в Петрограде.
Преподавал в Высшем институте фотографии и фототехники в Петрограде (1918–1921), ленинградском Вхутеине (1925–1929).
Замирайло — один из ведущих мастеров русского искусства первой трети ХХ века; известен как превосходный рисовальщик и талантливый книжный иллюстратор. На формирование его индивидуального стиля оказали влияние увлечение символизмом (творчеством Врубеля и Г. Доре), свойственное ранним работам, а также близость мастерам объединения «Мир искусства». Характерными чертами произведений Замирайло являются преобладание графического начала над живописным, экспрессия, декоративная выразительность линии и цвета, гротеск, фантастичность образов. В книжной графике развивал мирискуснические принципы оформления, стремясь к органичному сочетанию всех элементов книги (иллюстраций, виньеток, шрифта).
Произведения художника находятся во многих музейных собраниях, среди них — Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, ГМИИ им. А. С. Пушкина и другие.
________________________
Виктор Дмитриевич Замирайло
tretyakovblog
Даже в весьма пестрой и разнообразной мозаике русского искусства начала XX века творчество Виктора Дмитриевича Замирайло осознавалось современниками как явление уникальное. «Фантаст божьей милостью», — к этому сводились в основном все эпитеты. При этом складывалась ситуация парадоксальная: пользуясь репутацией «одного из самых поразительных русских графиков» (А.А.Сидоров), Замирайло тем не менее не вписывался в общий ряд. Упоминая имя художника в обзорах, критики оговаривались, что «его искусство является несколько выпадающим из общей картины». По этой же причине в сегодняшних исследованиях по истории русского искусства начала XX века Замирайло, как правило, не упоминается вообще.
Г.Верейский. Портрет В.Д.Замирайло
Стремясь все же поместить графику Замирайло в какой-то контекст, все сходились на нескольких именах: Доре и Гранвиль — с одной стороны, Врубель — с другой. «Художник с большой известностью, он начал когда-то с символически инфернальных рисунков, в которых в весьма своеобразном виде сочетались мрачная фантастика Врубеля и жестокий гротеск Масютина», — пишет А.А.Федоров-Давыдов. «...От Врубеля отправлялся в своей фантастике Замирайло, но был этот... ни на кого не похожий мастер еще больше заворожен Гюставом Доре», — подтверждает А.А.Сидоров.
Встреча с Врубелем действительно во многом определила путь Замирайло — еще и оттого, что произошла она вовремя. Обучение в Киевской художественной школе Н.И. Мурашко, куда будущий график попал еще подростком, в 1881 году, обеспечило ему широту восприятий и вкусов (система Мурашко давала скорее общую культуру, нежели жесткий пластический канон). Поэтому когда в числе учеников Мурашко Замирайло участвовал подмастерьем в реставрационных работах в Кирилловской церкви и во Владимирском соборе и там впервые увидел врубелевскую живопись, она его ошеломила. Сблизившись со своим кумиром, Замирайло изучал и копировал его произведения: копии исполнялись столь мастерски, что Врубель однажды подписал акварель "Ангел с кадилом", приняв ее за собственную работу.
Горячим почитателем Врубеля Замирайло остался навсегда. Но Врубель не мог дать молодому художнику направления — у Врубеля нельзя было учиться, если понимать под обучением овладение системой конкретных приемов рисования. Нельзя было научиться этому и у любимых Замирайло иллюстраторов XIX века — Доре и Гранвиля (знакомство с ними тоже относится к пребыванию в школе Мурашко). Но можно было воспринять романтический пафос искусства, вдохновленного не обыденными впечатлениями натуры, но видениями, возникающими в мысленной памяти и фантазии творца, прочувствовать изначально символическую его природу. Остальное — то есть, собственно, рисуночные навыки накапливалось в практике, а практика Замирайло вполне в соответствии с универсальными тенденциями стиля модерн — была разнообразной: определившись как график, он пробовал свои силы и в монументальных росписях (церковь Хрустального завода Ю.Нечаева-Мальцова в селе Гусь, 1895; панно «Сеча в Керженце» и «Покорение Казани» по эскизам Н.К.Рериха для Казанского вокзала в Москве, 1907 —1914), и в театральной декорации («Пер Гюнт» Г.Ибсена и «Брак поневоле» Ж.-Б.Мольера по эскизам А.Бенуа и Н. Рериха, 1907; «Демон» А.Рубинштейна, 1919; «Нарцисс и Эхо» Н.Черепнина, 1921 — две последние постановки не осуществлены), и в журнальной и книжно-оформительской деятельности. Художник сотрудничал в «Мире искусства», «Журнале для всех», «Лукоморье», в сатирических журналах «Жупел», «Зритель», «Искры», в детских «Тропинка», «Чиж» и «Новый Робинзон». Работал он в живописи, в иллюстрации: последнее составляет очень существенную сторону его творчества. Однако главным делом оставалась станковая графика — рисунки тушью, акварелью и сепией, отдельные линогравюры; в совокупности они составили художнику имя и утвердили его репутацию «фантаста».
Первые эскизы относятся к поре работ во Владимирском соборе, но тогда сам Замирайло еще относился к ним как к «забаве праздной». Однако дальнейшее развитие подтвердило истинность именно такого пути, и высшим достижением здесь стала серия «Каприччи», работа над которой длилась более десяти лет (с 1908 года). В 1918 году издательство Общины св. Евгении подготовило часть этих листов к изданию в виде альбома, но выпуск его не осуществился.
Причудливы сюжеты рисунков. Трудно понять - во сне или наяву все это происходит: странно затерянные в углу листа битвы и схватки, полет, похожий на медленное падение, страшный пир, навеянный «пиром во время чумы» не более, чем апокалиптической атмосферой времени; несутся куда-то кони, сползаются, как перед страшным судом, звери на звук трубы, мчится рать, ведомая гневным ангелом. Фантазии Замирайло порождены реальными предчувствиями, в них «воздух» переломной эпохи. В записях художника как бы предвосхищена иррациональная, тревожная атмосфера листов - здесь возникают жутковатые образы ребенка, играющего в заброшенном доме, нечаянной встречи в безлюдном лесу... Эти отрывочные записи кажутся вырванными из символистской прозы — что не случайно. Принадлежащее отчасти эпохе символизма, творчество Замирайло являет собой уникальный пример образного истолкования символистских идей, отличный и от врубелевского варианта, и от наиболее цельно воплотивших символизм произведений мастеров «Голубой розы».
Живописный символизм, как известно, существовал в теоретическом русле символизма литературного, питаясь мотивами, литературой уже разработанными. Как художник эпохи модерна, Замирайло черпает сюжеты своих произведений из общекультурного мирового фонда. В его акварелях и сепиях нередки мотивы сна («Сон», 1909 и 1919), миража («Наваждение», 1921), мистического переживания («Ведьма», 1910; «Колдовство», 1907; «Гадалка», 1918); в них возникают состояния зыбкие, трудноуловимые, не подвластные «внешнему опыту».
Даже в мирискуснических, условно говоря, вещах (не случайно именно в этом кругу приехавший из Киева в Петербург Замирайло обрел друзей и единомышленников), в которых символический план сведен к подтексту («Встреча», 1911; «Купидон», 1921; «Юноша», 1921), за внешней фабулой угадывается до конца не проясненное внутреннее действие - нечто сродни не до конца открытому занавесу в обложке к альбому «Каприччи». Но если эфемерность «голуборозовых» видений подчеркивалась «ускользающим» строем живописи - вибрацией цвета, размытостью контуров и силуэтов, - то графика Замирайло сугубо «графична» - линейно ясна и материально определенна. Мнимое переживается как реальное, между «сущим» и «иным» нет границы; и в этом утверждении действительного бытия «иных миров» - главный нерв символизма литературного; достаточно вспомнить блоковскую « Незнакомку», реально (а вовсе не в воспаленном сознании героя) существующую в душном воздухе захолустного кабака.
Пластическая убедительность замирайловских «фантазий» сыграла свою роль в безусловном высоком признании Замирайло-иллюстратора. Деятельность иллюстратора была для самого художника весьма существенной, и если первые опыты еще достаточно случайны хрестоматия «Живое слово» (1907 —1909), хрестоматия «Первоцвет» (1909), — то вскоре Замирайло обрел свой «круг чтения». Главным его «героем» стал М.Ю.Лермонтов. Для собрания сочинений, выходящего в издательстве «Печатник», художник выполнил, не считая заставок, семь иллюстраций тушью, сепией и черной акварелью — к поэмам «Корсар» и «Мцыри» и к сказке «Ашик-Кериб». Трактованный в драматически-взволнованных интонациях, Лермонтов был увиден не только через призму романтического мироощущения художника, но и в значительной мере, «сквозь Врубеля» (тема «Демона» сопровождала и творчество Замирайло, воплотившись в двух станковых листах, двух иллюстрациях и восемнадцати эскизах к опере А.Рубинштейна). И в дальнейшем наибольшие удачи иллюстратора приходились на литературу с ярко выраженным романтическим началом — «Боги жаждут» А.Франса (1923), «Дон Кихот» Сервантеса (1925), «Песня о Соколе» М.Горького (1930). Кроме того, интересно выступал он в области детской книги («Джек — победитель великанов» в переложении К.Чуковского, 1917; «Загадки» В.Ходасевича, 1918; «Маленький оборвыш» Д.Гринвуда, 1929) — хотя, быть может, именно здесь Замирайло вписывается в «обойму» ленинградской графики рубежа 1910 — 1920-х годов.
Следует заметить, что в отношении к книге сказалось мирискусническое «воспитание» художника. Замечательна тщательность, с которой он исполняет все «мелочи» — виньетки, заставки, шрифт, — в каждой присутствует ощущение книги в целом. Еще в молодости, в 1899 году, Замирайло по заказу В.Васнецова выполнил от руки текст пушкинской «Песни о вещем Олеге» для юбилейного издания, в дальнейшем он выступал как шрифтовик и декоратор в «Мире искусства» и в задуманном И.Грабарем журнале «Вестник искусства»; множество выполненных им обложек, среди них обложки к поэмам А.Блока «Двенадцать» и «Возмездие», отличаются гармоничностью и орнаментальной красотой.
Слава покинула Замирайло еще при жизни: его маленькие графические сценки пришлись не ко времени и постепенно забылись. Учеников и последователей не оказалось: некоторое время Замирайло занимался преподаванием — в Ленинградском художественном институте фотографии и фотомеханики (1918—1928) и во Вхутеине (1925—1929) — но по складу художественного темперамента учителем, конечно, не был.
Забвение продолжается и сегодня, хотя несправедливость его уже очевидна. Творчество этого значительного и глубокого художника заслуживает специального исследования.
Напишите комментарии к этому альбому, владельцу будет приятно:
Донченко Александр, 01.05.2013 в 17:21