03 февраля 2013
Пахомов Алексей Федорович Alexei Pakhomov. Автор: Ивасив Александр Иванович
(в альбоме 119 файлов)
Изобразительное искусство / Графика / Литография
Разместил: Ивасив Александр
Пахомов Алексей Федорович
Alexei Pakhomov
(1900 - 1973)
Блестящий рисовальщик и превосходный мастер литографии. Его яркое художественное дарование проявилось уже в раннем детстве, когда он начал портретировать родных. Большое влияние на него оказали лубочные картинки, развешенные в доме отца в Вологодской губернии. По настоянию любителя искусства В.Ю.Зубова молодого художника отправили учиться в 1915 году в Петроград, в Училище технического рисования барона Штиглица. Там он с упоением рисовал гипсы, пробовал свои силы в технике итальянского карандаша и туши.
После Февральской революции в Училище пришли преподавать такие замечательные мастера, как М.В.Добужинский, С.В.Чехонин, В.И.Шухаев. Основным занятием стало изображение обнаженной натуры. Огромную роль в становлении творчества молодого Пахомова сыграли советы Чехонина по компоновке листа, сделанной в один взмах, "набело".
После реорганизации Училища во ВХУТЕМАС в 1919 году молодой художник учился у В.В.Лебедева, Н.А.Тырсы, А.Е.Карева. Устроители Мастерских творчески переосмысливали опыт французских постимпрессионистов, формируя искусство нового общества. В 1921-23 годах они создали "Объединение новых течений в искусстве", группы "Четыре искусства" и "Круг художников", в который вошел Пахомов. Творческие искания этого периода охватывают многие направления искусства: от кубизма и сезаннизма в живописи до функционализма, когда под лозунгом "искусство в производство" художник отправился на завод. И все же, несмотря на разброд художественных идей и задач, Пахомов не оставил без внимания метод Лебедева, чьи рисунки к детским книжкам и плакаты "Окон РОСТА" казались ему вершиной творчества. Именно у Лебедева Пахомов заимствовал лаконичность образов, четкость силуэтов и выразительность линий. Постепенно художник перешел от живописи к графике.
С 1925 года начинается постоянная работа Пахомова в детской книге, к сотрудничеству над которой одновременно с ним приступили писатели В.В.Маяковский, С.Я.Маршак, А.Л.Барто, Е.Л.Шварц, художники В.М.Конашевич, К.И.Рудаков, В.М.Ермолаева. Детская тема в творчестве Пахомова появилась не случайно: делая наброски с натуры, он часто изображал ребят, улавливал в своих рисунках пластически интересные позы и движения.
В середине 1920-х годов художник совершил несколько поездок в пионерские лагеря, в том числе в "Артек".Специфика детской книги, ее понятность для ума и доступность для глаза ребенка предъявила свои требования к художнику. Воспитание нового человека сообразно появившимся понятиям и идеям обусловило новый подход к созданию книги.
Первый опыт общения с детьми проявился в иллюстрациях к произведениям Маршака, Шварца, Р.Киплинга в конце 1920-х годов. Стиль творчества Пахомова в них имеет много общего с авангардом, появившимся в искусстве этого времени. Художник работает силуэтно, пятном, почти заливкой, иконописно обозначая свет на лицах персонажей. Почти всегда он использует нейтральный фон. Излюбленными цветами мастера становятся красный, желтый, коричневый.
Подход к иллюстрированию детских книг этого времени не только у Пахомова, но и у многих других художников был, по существу, новаторским. Картинки в книжках и журналах 1920-х годов отличались от экзальтированных и утонченных образов, созданных мастерами начала ХХ века. Они стали динамичными, яркими и контрастными. В то же время сохранился комплексный подход к иллюстрированию книги, свойственный художникам начала века: одновременно продумывались и оформлялись и обложка, и заставки, и шрифт. Картинки "жили" в тексте, а не сопровождали его.
Смелым сюжетным и цветовым решением выделяются произведения Пахомова 1930-х годов. Полуобнаженные женщины, загорелые подростки на пляже противостоят подчеркнуто правильным юношам и девушкам на картинах художников соцреализма.
Литографии явились последним отражением новаторства в творчестве - вскоре Пахомов превращается в смиренного бытописателя советской действительности.
С 1930-40-х годов Пахомов иллюстрирует книги Н.А.Островского, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, рассказы о Ленине в детских журналах "Чиж" и "Еж". Стилистика произведений Пахомова становится иной: на смену локально окрашенному пятну и силуэту приходит живая динамичная линия, тонкая штриховка. "Графичная живопись" в работах художника превращается в "живописную графику".
Для новой задачи оформления книги Пахомов избирает прием зарисовки с натуры, редко используя цвет. Он стремится к индивидуализации образа, акцентирует внимание читателя на жестах и мимике героя. С помощью линии художник создает внешне эмоциональные, непосредственные образы, лишенные, однако, психологической глубины. В иллюстрациях к книгам Маяковского, Маршака конца 1930-х - начала 1940-х годов нет места былой остроте восприятия окружающего мира, новизне характеров. Дети в произведениях Пахомова мыслят и чувствуют одинаково, несмотря на портретность черт того или иного героя.
Великая Отечественная война 1941-1945 годов застала художника в Ленинграде, окруженном врагами. Наравне с немногими графиками осажденного города Пахомов продолжает творить и создает литографированный цикл "Ленинград в блокаде". Но если рисунки к листам этой серии являются живыми и образными, то литографии выглядят сухими и излишне пафосными. Более гармоничными стали плакаты 1942-43 годов, выполненные по этим рисункам.
В атмосфере послевоенного подъема и активизации сил жителей по восстановлению Ленинграда Пахомов создает цикл литографий "В нашем городе" (1944-46). Бодрое настроение, заряд оптимизма передает художник в зарисовках людей, улиц и домов города. Листы отличают неожиданные точки зрения, смелые ракурсы фигур, придающие им динамичность. Престижная Государственная премия, врученная Пахомову за эти циклы, подтолкнула художника к созданию новых произведений на тему труда советских людей.
В последний период жизни и творчества, в 1950-1970-е годы, Пахомов сознательно избирает неприхотливые бытовые сюжеты, не замахиваясь на решение сложных больших задач. Его привлекают колхозницы, врачи, учителя, занимающиеся ежедневной работой. Бесстрастное повествование, традиционные художественные приемы ставят поздние работы Пахомова в один ряд с произведениями других советских художников. Лишь меткий взгляд и точная композиция выдают в них настоящего мастера.Детские образы Пахомова остаются по-прежнему трогательными и непосредственными. Иллюстрации к произведениям С.В.Михалкова, В.А.Осеевой, Л.Н.Толстого 1950-70-х годов демонстрируют не только тонкую наблюдательность художника, но и удивительное знание детской психологии. Для нескольких поколений детей книжки, иллюстрированные Пахомовым, стали первым проводником в жизнь. Легко запоминающиеся герои детских книг вовлекли их в мир поэзии и прозы советского времени.
Представленные на выставке произведения Пахомова, хранящиеся в Российской Национальной библиотеке, отражают основные вехи творчества художника. На экспозиции демонстрируются плакаты и литографии из собрания Отдела эстампов, рисунки из фондов Отдела рукописей, книги и журналы из коллекций Русского книжного и Русского журнального фондов.
Наталья Мельникова
Продолжение на стр. http://rexstar.ru/content/id46910