14 февраля 2013
Боткин Михаил Петрович Michael Botkin. Автор: Ивасив Александр Иванович
(в альбоме 8 файлов)
Изобразительное искусство / Живопись / Академизм
Разместил: Ивасив Александр
Боткин Михаил Петрович
Michael Botkin
(1839-1914)
Брат Василия и Сергея Боткина — академик исторической живописи, родился в Москве в 1839 году; первоначальное воспитание получил дома и затем в гимназии.
В 1856 г. поступил в Академию художеств и занимался живописью под руководством проф. Завьялова и Ф. Бруни. В 1858 году вышел из Академии и отправился за границу и жил в течение нескольких лет в Германии, Франции и, главным образом, в Италии. Возвратившись в 1863 г. из-за границы, М.П.Боткин. выставил в Академии две картины: "Вакханка с тамбурином" и "Плач на реках Вавилонских", за которые совет Академии присудил ему звание академика.
Из числа его исторических картин обращают на себя внимание: "Жены, смотрящие на Голгофу", "Скорбящая Богоматерь" (Mater Dolorosa), "Вечер в монастыре св. Франциска в Ассирии", "Возвращение с Голгофы", "Беседа Христа на горе Элеонской", "Богоматерь, идущая с Голгофы", "Погребение мученика".
Кроме исторической живописи М.П.Боткин. много занимался также и жанром. Из жанровых его картин упомянем: "Pepina", "Отец Алиберти", "Поступившая в монастырь" (Noviziata), "Похороны первых христиан в Риме", "Вечерня в Ассизи", "Концерт для выздоравливающей", "Старообрядческий начетчик", "Этюд с острова Искии", "Этюд головки", "В горе", "Слепая", "Старик" (этюд с натуры), "Старообрядец", "Антикварий", "Древняя гончарная мастерская", "Портрет С. П. Постникова", "Монахини". Кроме того, М.П.Боткин писал много характерных голов и экспрессивных фигур.
В 1879 г. М.П.Боткин был избран членом совета Академии художеств; в этом звании он состоит и поныне. Преданный искусству, М.П.Боткин посвящает много времени на общественно-художественную деятельность, постоянно участвуя в делах общества поощрения художеств, в различных комиссиях и проч. В этом отношении заслуживает особенного сочувствия его деятельность в качестве распорядителя художественными отделами на Всероссийской промышленной выставке в Москве 1882 г. и деятельное его участие в устройстве русского отдела на международной промышленной выставке в Копенгагене 1888 года.
В 1882 г. М.П.Боткин был назначен членом в особую временную комиссию при министерстве Двора по реставрации придворного Благовещенского собора в Москве. В 1888 г. избран членом Императорской. археологической комиссии. Кроме того, М.П.Боткин с 1869 г. состоит членом Германского археологического института в Риме. Помимо живописи, М.П.Боткин много занимается гравированием крепкой водкой (еau-forte). Во время своих многолетних путешествий, благодаря постоянным археологическим занятиям, М.П.Боткин составил себе чрезвычайно замечательный музей памятников искусства и предметов художественной промышленности. В его музее находятся замечательные майолики, бронзы, резные произведения из дерева эпохи итальянского Возрождения. Кроме того, ему принадлежит большинство этюдов и эскизов Иванова. В 1880 г. М.П.Боткин издал книгу: "Александр Андреевич Иванов. Его жизнь и переписка" — труд чрезвычайно важный для истории русского искусства. В исторических картинах М.П.Боткин обращает на себя внимание прекрасная композиция и экспрессивность фигур и лиц. М.П.Боткин считается также одним из лучших наших рисовальщиков.
_____________________________
Михаил Петрович Боткин и его коллекция
В марте кратко писала о выставке в корпусе Бенуа Не корысти ради… , на которой были представлены коллекции Михаила и Сергея Боткиных. Собиралась потом написать подробнее, но как-то руки не дошли. А недавно прочитала, что в музей Рериха привезли рериховского «Гонца». Решила пойти посмотреть. Сунулась в интернет, где этот музей находится - оказалось что в особняке Михаила Петровича Боткина на 18-й линии Васильевского острова.
Михаил Петрович Боткин (7 августа 1839, Москва — 22 января 1914, Санкт-Петербург) —художник, академик исторической живописи, искусствовед, коллекционер, считался одним из лучших российских рисовальщиков.
В.Е. Маковский. М.П. Боткин. 1900-е гг.
Отец, Петр Кононович (1781-1853) переселился из Торопца в Москву, стал одним из основателей чайной торговли с Китаем. Михаил родился от второго брака П.К. Боткина с Анной Ивановной Посниковой (1806-1841). С двух лет он остался без матери, с четырнадцати – без отца. О его воспитании и образовании заботился старший брат – Василий Петрович. В 1856 году М.П. Боткин поступил в Академию художеств, где учился под руководством профессора, мастера академической живописи Ф.А. Бруни. Жил в то время в доме Кранихфельда на 3-й линии В.О. в доме 13 (сейчас 8). С этого времени Михаил Петрович навсегда поселился в Петербурге. Ещё в студенческие годы его отметил П.М. Третьяков. С 1856 года и до конца своей жизни Михаил Петрович занимался живописью, писал картины исторического, бытового жанра, пейзажи, портреты, работал в технике офорта; как художник принимал участие в выставках в Вене, Париже, Берлине, Антверпене, Москве.
В 1858 году Боткин познакомился с Александром Ивановым (1806 – 1858) и вскоре после смерти художника стал обладателем его этюдов. Он много путешествовал, общался с крупными коллекционерами – П.М. Третьяковым, Н.М. Постниковым. Во время заграничных путешествий по Италии, Франции, Германии он пополнял свою коллекцию. Многие произведения искусства он покупал в России.
В 1863 году Боткин завершил обучение в Академии художеств. За две картины – «Вакханка с тамбурином» и «Плач на реках Вавилонских» он получил звание академика исторической живописи. По окончании академии Михаил Петрович продолжал заниматься живописью, его картины есть во многих музеях, в том числе и в Русском музее.
В конце 1870-х женился на Екатерине Никитичне Солодовниковой (1852-1917), имел семерых детей.
C 1881 член Императорского русского археологического общества. В 1882 году руководил работами по реставрации Благовещенского собора Московского кремля. В 1896-1897 был экспертом по реставрации фресок Софийского собора в Новгороде и Мирожского монастыря во Пскове. В 1898 году вместе с Н.П. Лихачевым написал первый обзор коллекции древнерусского искусства Музея императора Александра III. Затем был экспертом по закупкам предметов русской старины для Русского музея императора Александра III.
Вместе с тем Боткин занимался коммерческой деятельностью; был директором родового «Товарищества Ново-Таволжанского свеклосахарного завода Боткиных», был председателем Правления первого Российского страхового общества и член Совета Санкт-Петербургского международного банко. Как общественный деятель и один из крупнейших купцов – был гласным Санкт-Петербургской городской думы.
Основным делом жизни М.П. Боткин стало собирание в течение пятидесяти лет художественной коллекции.
Вторая половина XIX века – время всеобщей увлеченности русской стариной. В это время создавались научные общества и комиссии, открывались выставки древностей, созывались Археологические съезды, публиковались каталоги собраний, монографии и статьи. М.П. Боткин активно участвовал в ученых обществах, представительствовал на многих выставках.
Коллекция М.П. Боткина хранилась в особняке XVIII века на набережной Невы (18-я линия В.О.), купленном Михаилом Петровичем в 1880-е годы.
На стене мансарды, надстроенной архитектором А.К. Бруни по заказу М.П. Боткина, до сих пор сохранился вензель из букв «М» и «Б»
Коллекция занимала пять небольших комнат.
Современный вид
Потолок
Этюды А.Иванова
Плитка в вестибюле
На лестнице дивная скамья. Резьба по мотивам итальянского Возрождения по проекту Ф. Бруни
Если поднять сидение, то с нижней стороны тоже резьба
Камин в мансарде
На камине такие львы
Особняк М.П. Боткина был открыт для посетителей: по воскресеньям все желающие могли бесплатно ознакомиться с собранием.
Коллекция демонстрировалась впервые прошлой зимой в корпусе Бенуа. И мне кажется, что это и в последний раз, там слишком много всего. Думаю, что было бы справедливо достать экспонаты из запасников Русского музея и разместить в родном особняке Боткина. А общественной организации рерихнутых, называющих себя «музеем-институтом семьи Рерихов», предоставить другое помещение. В конце концов у нас и так есть уже государственный музей Рериха в Изваре, а всё остальное - это секты общественные организации.
К зданию на 18-й линии В.О. Рерих не имеет никакого отношения, но к этому я ещё вернусь позже.
Первый совет Русского музея. Сидят: М.П. Боткин, великий князь Георгий Михайлович, В.Ф. Свиньин; стоят: А.А. Тевяшвов, Альб.Н. Бенуа, П.А. Брюллов. Конец 1890-х.
В 1917 году вся коллекция была привезена в подвалы Русского музея. В условиях военного времени вдова коллекционера – Екатерина Никитична Боткина, обратилась к руководству музея с просьбой принять на хранение собрание мужа. В музей привезли тридцать два опечатанных ящика и девяносто две картины Александра Иванова. Условия договора предполагали, что «если собрание не будет взято обратно владелицею или её наследниками из Музея в течение года после заключения мира с Германиею, собрание или не востребованная его часть переходит в собственность Музея». 19 апреля 1917 года Екатерина Никитична подписала акт о сдаче на хранение, а 29 мая того же года она умерла. В музей была передана копия духовного завещания Е.Н. Боткиной на имя дочери – Екатерины Михайловны фон-Энден. Собрание так и осталось в собственности Русского музея. В 1925-1926 годах, дочь М.П. Боткина, Елена Михайловна, передала 278 картин отца в дар в 27 музеев СССР, в том числе и в Русский музей.
В 1919-1929 годах тридцать один ящик с коллекцией М.П. Боткина был передан в Эрмитаж. Позже в 1938 году в Русский музей из Эрмитажа поступили произведения русского шитья, ранее проданные Михаилом Петровичем в училище технического рисования (Штиглица).
Коллекция Михаила Петровича Боткина
Зарубежные древности. В этом разделе было представлено около 70-и экспонатов. Начиная от каменного топора и скифского креста до украшений казанских татар XIX века. Много вещей ранневизантийской эпохи, несколько вещей из «эпохи великого переселения народов». Эта часть коллекции Боткина бесценна – здесь первоклассные, редкие в собраниях всех музеев мира памятники.
Поясная привеска. VII-VI века до н.э. Прикамье. Ананьинская культура. Три хищника терзают своих жертв. Скифский звериный стиль.
Средневизантийское время представлено произведениями древнегрузинской чеканки. Расхищение значительного числа древнегрузинских памятников из монастырей Грузии было связано с преступной деятельностью бывшего жителя Тифлиса, а в период краж – жителя Петербурга Сабина Гуса. Вероятно, при его посредничестве в коллекции М.П. Боткина оказалась целая группа чеканных фрагментов. В их числе детали с полей образа из монастыря Шемокмеди (~1008 года), фрагмент «Крещения» от оклада 1023 года из монастыря Зарзмы и др. Все эти произведения представляют высшие достижения грузинского чеканного искусства XI века, вошедшего в историю мировой культуры как «золотой век древнегрузинской чеканки».
Архангел. Фрагмент оклада. Около 1040. Грузия. Иванэ Монисдзе (?)
Архангел улыбается
Давид Аргветский. Фрагмент оклада. Около 1040. Грузия. Иванэ Монисдзе (?)
Давид Аргветский – князь-воин, мученик, вместе со своим братом Константином погибший за веру в бортьбе с арабами (в 739, по другим сведениям в 740, 741 году). Их культ воинов, мучеников, целителей развивается с 1040 года при особом почитании царя Баграта IV Багратиони (1027-1072). Возможно в 1040 году и был заказан памятник царем Багратом IV для церкви в монастыре, получившем название в честь мучеников-братьев Моцаметский, где Баграт установил раку для мощей мучеников.
Фрагменты оклада иконы архангела Гавриила. XI век. Грузия
Стремя. Вторая половина XVI века (?). Турция. Рельефный эмалевый декор – Москва, конец XVII века.
Пуговица XVI век, бусина XVII - XVIII века, пуговица XVI век. Казань., татары.
Коранница. Вторая половина XIX века. Казань. Татары.
Коранница. Прикреплялась к основанию кос, к которой крепились спускавшиеся вдоль кос цепочки. В амулетницах- коранницах находились изречения из корана.
Древнерусские клады
М.П. Боткин владел блестящей коллекцией домонгольского ювелирного искусства. В составе частных собраний такая группа украшений X-XIII веков была исключительной редкостью. Подобные изделия находили в большом количестве в Киеве, на территории городов Среднего Поднепровья, Рязанского княжества. После находки по закону они становились частной собственностью владельцев земли, на которой были найдены, потом их представляли в Археологическую Комиссию, в соответствии с введенным в России в 1859 году правилом об учете археологических находок.
Крест-корсунчик. XII век. Старая Рязань. Золото, гранат, гелиотроп, металл.
Корсунчиками подобные кресты из камня стали называть в эпоху признания определяющего значения византийской культуры для домонгольского искусства. Резные кресты из камня назывались на Руси «аспидными».
Колты с изображением святой. Лицевая и оборотная стороны. XII век. Киев. Выемчатая и перегородчатая эмаль.
Колты с изображением птиц. Рубеж XII-XIII веков. Киев. Золото; тиснение, гравировка, скань, пайка.
Шумящая привеска-оберег. IX-XI века. Прикамские финны. Коми-пермяцкие племена IX-XI веков.
Привеска является племенным украшением прикамских финнов. В этом украшении «бараньи» рога, вероятно, имеют защитную функцию по отношению к владельцу.
Церковная утварь
Оклад с иконы Богоматери Владимирской. 1765
Венчики и цата с иконы Богоматерь с младенцем. XVII век
София Премудрость Божия. Никола, Никита и Феодосий Печерские. Стороны хоругви. Первая половина XVI века. Новгород.
Богоматерь Одигитрия (Казанская) с Гурием и Варсонофием Казанским на полях. Пелена. Начало XVII века
Спас Нерукотворный. Фрагмент шитья. Конец XVI – начало XVII века.
Богоматерь Знамение. Фрагмент шитья. Конец XVI – начало XVII века.
Евангелие-тетр. 1701. Москва
Евангелист Лука. Наугольник Евангелия.
Местонахождение трех других наугольников неизвестно.
На плитках пола внизу выполнена надпись «ПИСАЛЪ УСОЛЕЦЪ ИКОНОПИСЕЦЪ»
Паникадило. Новгород. Конец XV – начало XVI веков
Паникадило входит в группу новгородских светильников, обычно именуемых «хоросами». Свет паникадила, имевшего двенадцать свечников – по числу апостолов, символизировал «свет духовный», просвещающий мир. В орнамент новгородских светильников вплетены изображения шестикрылых херувимов, которые в постоянном славословии ближе всех находятся у престола Божия, и царственных крылатых кентавров, получивших на Руси название «Китоврасов». Появление на новгородских паникадилах изображения Китовраса, вероятно, связано с популярным на Руси апокрифическим «Сказанием о царе Соломоне и Китоврасе», где он описан как сверхестественный герой, невольно помогающий царю Соломону в строительстве Иерусалимского храма.
Памятники личного благочестия
В этом разделе представлено почти восемьдесят памятников.
Святой Дмитрий Солунский. Святитель Николай. Складень двустворчатый. Конец XIII – начало XIV века. Греческий мастер на Руси. Оклад: первая половина XVII века. Москва. Камень; резьба. Оклад: серебро; скань, чернь, эмаль по скани.
Обратная сторона
Троица ветхозаветная; Святые Ипатий Гангрский и Никита великомученик. Образок. Последняя треть XIII века. Новгород. Оправа: Новгород. Конец XIV века. Камень; резьба. Оклад: серебро, уральские камни; скань, золочение, пайка.
Крест-тельник. Конец XVII – начало XVIII века. Великий Устюг.
Кресты-тельники. XVII век. Новгород (?)
Меднолитая пластика
Эти изделия в коллекции Боткина занимают скромное место. Он отдавал предпочтение редкостям, а не предметам массового производства. Тем не менее им было собрано около восьмидесяти произведений медного литья разного времени.
Богоматерь Страстная. Иконка. XVIII век
Небольшие меднолитые иконки с изображением «Богоматери Страстной» были широко распространены среди старообрядцев. Тип «Богоматери Страстной» получил своё наименование по изображению на иконе двух слетающих ангелов, держащих в покровенных руках орудия страстей Христовых: Голгофский крест, копие и трость. Особую популярность эти иконы получают на Руси в XVII столетии, когда при царе Михаиле Федоровиче из Нижнего Новгорода в Москву был перенесен чудотворный образ Богоматери Страстной, а на месте её встречи основан Страстной монастырь.
Святой Николай Мирликийский. Иконка. XVIII- первая половина XIX века
Образ святого Николы Чудотворца был одним из самых почитаемых и распространенным в искусстве старообрядцев. Правая рука святителя сложена в жесте двуперстного благослования. В левой руке – раскрытое евангелие с тектом из 6 главы Евангелия от Луки, излагающим Нагорную проповедь Христа.
Священномученик Антипий. Иконка. Вторая половина XIX века. Москва
В народной среде особой популярностью пользовались иконки и образки с изображением священномученика Антипы, епископа Пергамского. Святого почитала как врачевателя, избавляющего от зубной и ушной боли.
Утварь
Кокосовый кубок. Конец XVII века. Москва.
Скорлупа кокосового ореха; резьба. Оправа: серебро, золочение, чеканка, скань, эмаль по скани, роспись эмали.
Перечница. 1605-1609. Москва.
На передней и задней гранях перечницы размещена двустрочная надпись уставом: ПРЕОСВЯЩЕН/НЕЙШАГО ФИЛ/АРЕТА МИТРОПОЛИТА.
Филарет – патриарх всея Руси, в миру Федор Никитич Романов, - отец первого русского царя Михаила Федоровича Романова. В 1601 году, в период разгрома Романовых Борисом Годуновым, Федор Никитич был пострижен в монахи под именем Филарета и сослан в Антониево-Сийский монастырь. В 1605 году Филарет возведен в сан растовского митрополита Лжедмитрием, а в 1609 году – им же назначен патриархом всея Руси. Однако русское духовенство предложило Филарету сан патриарха только в 1619 году, после возвращения его из польского плена, в котором он оказался с 1611 года.
Чарка. 1692-1693. Москва.
Чаша. Конец XVII века. Сольвычегодск.
Оборотная сторона
Книжка записная. Конец XVII – начало XVIII века
Миниатюрная записная книжка (9,4х6х2,4) в медном посеребренном окладе с финифью на крышках и корешке. Обрез бумаги позолочен, застежка утрачена.
Чернильницы настольные. Конец XVII – начало XVIII века
Чернильницы подвесные. Конец XVII – начало XVIII века
Наряду с настольными письменными приборами широкое распространение в обиходе получили «подвесные» чернильницы, которые было удобно переносить, брать с собой в дорогу. «Подвесные» чернильницы – небольшие плоские сосудики с крышкой, имели специальные «ушки» для цепей, с помощью которых и подвешивались к поясу. На чернильнице в центре имеется владельческая надпись, исполненная в верхней части тулова: «Турчасовца Ивана Артемьева чернильница».
Ювелирные украшения
В древнерусской традиции серьги служили украшением как женщин, так и мужчин, с той разницей, что мужчины всегда носили по одной серьге, а женщины – по две. Возможно, некоторые серьги прикрепляли к головному убору, располагая их по бокам. Об этом свидетельствуют толстые проволочные мочки в форме несомкнутого кольца, укрепленные на многих серьгах. Они служили не только украшениями, но и входили в драгоценный убор почитаемых икон, наряду с окладом, венцом и цатой, многочисленными прикладами и привесами.
Серьги-двойчатки.XVII век.
Серьги. XVII век.
Пуговицы. XVII век.
Существовали специальные названия пуговиц для того или иного вида одежды, например, «кафтанные», «опашневые», «однорядочные». Как драгоценные украшения, пуговицы могли выступать в роли щедрого подарка, их передавали по наследству, бережно спарывали с обветшавшей одежды и переносили на новую.