26 февраля 2013
Верещагин Василий Петрович Vasily Vereshchagin. Автор: Ивасив Александр Иванович
(в альбоме 16 файлов)

Изобразительное искусство / Живопись / Исторический жанр
Разместил: Ивасив Александр

 

 

 

 

 

Верещагин Василий Петрович



Vasily Vereshchagin



(1835 - 1909)

 

 

 

Василий Петрович Верещагин родился в Перми в семье с хорошими художественными традициями. Поэтому его наклонности, как и его старшего брата Петра Петровича, определились достаточно рано.

 

 

 

 

 

 Получив прекрасное образование (учился в Академии художеств с 1857 по 1861 год) и отшлифовав свое мастерство в пенсионерской поездке в Париж и Рим (1863—1869), В.П. Верещагин после возвращения в Россию становится преподавателем исторического класса Академии художеств. При этом много работает и над собственными картинами, которые отличаются, как и у большинства выпускников Академии, высоким исполнительским мастерством, выверенным построением картины и отменным рисунком.

Таковы картины художника на библейские сюжеты (например, "Ночь на Голгофе", 1860), таковы и картины, написанные по мотивам русских былин ("Илья Муромец на пиру у князя Владимира", 1872) и истории земли русской ("Осада Троице-Сергеевой лавры в 1608 году", 1891); "Видение Дмитрия Донского на Куликовом поле", 1896).

Как и большинство художников классического направления, В.П. Верещагин много работает по оформлению строящихся церквей, соборов (эскизы мозаик для Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, иконы для главного иконостаса храма Христа Спасителя в Москве и Успенского собора Киево-Печерской лавры).
_________________________

 

ВЕРЕЩАГИН Василий Петрович (01(13).01.1835, г. Пермь – 09(22).10.1909, г.

 

Санкт-Петербург). Начальное образование получил в уездном училище, живописи обучался у деда И. В. Бабина и у А. У. Орлова, который принял в его судьбе большое участие: способствовал его поступлению в АХ. В 1857-1861 гг. учился в Академии художеств. За время учёбы получил все положенные медали, за программу «Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе у великого князя Василия Тёмного…» удостоен золотой медали 1-го достоинства и звания классного художника 1-й степени.

 

В 1863-1869 гг. пенсионер АХ за границей (Франция, Италия). Посетил все важнейшие художественные центры, изучал и копировал картины старых мастеров. Написал картины: «Св. Григорий Великий наказывает нарушение монашеского обета» (1862; ГРМ), «Свидание узника с семейством» (1868; ГТГ, повторение – ПГХГ), «Ночь на Голгофе» (1869; ГРМ), «Молитва св. Анны, матери пророка Самуила» (1864, Большая золотая медаль на Всемирной выставке в Париже – 1868; ПГХГ).

 

Был удостоен звания профессора исторической и портретной живописи (1869). В 1872-1874 гг. создал серию картин из жизни русских богатырей («Илья Муромец на пиру у князя Владимира» (1872) – золотые медали на Всемирных выставках: в Лондоне (1872) и Вене (1873)). В 1880-е гг. – картины на темы утверждения христианства на Руси («Осада Троице-Сергиевой Лавры в смутное время» (1891; ГРМ)). Писал иконы для иконостаса Храма Христа Спасителя в Москве (1875-1879), для Успенского собора Киево-Печёрской Лавры.

 

Работы В. П. Верещагина экспонировались на выставках с 1860 г.: академических, Об-ва русских акварелистов, всемирных, персональных (1910 – Петербург, 1912 – Москва, 1935 и 1984 – Пермь). Более 20 лет преподавал в АХ рисунок и композицию. В 1887 г. содействовал организации академической выставки в г. Екатеринбурге на Сибирско-Уральской научно-промышленной выставке, передаче работ в музей Уральского об-ва любителей естествознания (УОЛЕ) и открытию художественной школы. В 1907 г. подарил несколько своих работ и работ брата, П. П. Верещагина, Пермскому научно-промышленному музею, что позволило выделить художественный отдел музея в самостоятельный. После восстановления Храма Христа Спасителя в г. Москве работы В. П. отреставрированы и помещены в алтарь.

Умер в богадельне.
___________________________


Неизвестный Верещагин в алтаре храма Христа Спасителя

Немногие могут увидеть эти шесть огромных картин



Мирянин, не служащий в Церкви, — редкий гость в алтаре храма Христа Спасителя. Сюда пускают только по благословению. В сопровождении священника Георгия Мартынова мы минуем ограждение и идём по коридору, куда посторонним вход воспрещён. Поднимаемся с северной стороны в алтарь. Здесь — главный престол, освящённый в честь Рождества Христова. Поражают величие почти тридцатиметровых сводов, красота росписей.

 



Каждое полотно — высотой пять метров



На восточной стене, справа и слева от трона Патриарха Тихона, — колоссальные полотна. Мало кто может их увидеть, разве что на фотографии. Это картины Василия Верещагина. Но не Василия Васильевича, которого все знают по «Апофеозу войны» в Третьяковской галерее. Автор алтарных композиций — Василий Петрович Верещагин, тёзка и однофамилец великого художника. Он тоже остался в истории русского искусства, но занимает в нём более скромное место как добросовестный академист, продолжатель традиций Брюллова.

В алтаре шесть картин: «Моление о чаше», «Несение креста», «Се Человек», «Распятие», «Снятие со Креста» и «Положение во гроб». Высота каждого изображения — почти 5 метров, ширина — 3 метра. Композиции отличают простота и точность. На полотне «Се Человек» — одинокий Христос в терновом венце. Не видно ни Пилата, который вывел Его к народу, ни толпы. Картина предназначена именно для молитвы, а не для выставки, где оценивали бы художественные эффекты.

 



Почему в русских храмах вместо икон возникла живопись



Верещагин писал эти картины в конце 70-х годов XIX века специально для главного храма России. В то время религиозная живопись в академическом стиле стала преобладающим направлением в росписи церквей Санкт-Петербурга и Москвы. Мода на такое оформление возникла в XVIII веке в связи с петровскими реформами, когда российская элита чересчур увлеклась западными образцами. Тогда же стали возводить храмы в совершенно новом для Руси стиле — барокко. Под стать «сбитым сливкам» внешнего декора — бутонам и ангелочкам — был внутренний интерьер: художники полностью игнорировали аскетические иконописные каноны, отказались от традиционной техники писания темперой на доске. Соборы и церкви украшали изображения, написанные маслом на холсте или на штукатурке. С традиционной иконой они не имели ничего общего: идеалом академической школы были творения итальянских мастеров Возрождения. Нередко академическая манера противоречила самому духу православия: художники впадали в сентиментальность, создавали сугубо земные, телесные образы. Правда, Верещагину удалось этого избежать.

По словам митрополита Илариона (Алфеева), автора фундаментального труда «Православие», академическое творчество нельзя назвать иконописью, оно было чуждым вкраплением в русскую церковную традицию. Сегодня в такой манере храмы в России не расписывают: священноначалие это не благословляет. Речь может идти только о воссоздании прежних интерьеров, как это было в храме Христа Спасителя.


 


Каким чудом сохранились картины



В начале 1880-х годов работа над полотнами была завершена. На специальных валах их доставили в алтарь. 26 мая 1883 года храм был освящён. А 5 декабря 1931 года — взорван по личному распоряжению Сталина. Искусствоведы выдолбили, где это было возможно, из стен храма росписи вместе со штукатуркой. До сих пор в Третьяковской галерее хранятся тысячи небольших фрагментов.

Холсты Верещагина извлекли из рам, снова накатали на валы и отправили в Ленинград, в Казанский собор, в котором тогда устроили Музей истории религии и атеизма. До середины 1990-х они находились в музейном хранилище. Пережили блокаду, когда музей оказался без отопления и в хранилища проникла сырость. Холсты начали гнить, покрываться плесенью, красочный слой частично осыпался. Потребовалась кропотливая работа реставраторов. В конце 1990-х картины вернули в алтарь главного храма России.


 


Второй Верещагин



О Василии Петровиче, в отличие от его знаменитого однофамильца, известно немного. Родился в 1835 году в Перми, в семье с хорошими художественными традициями. Получил прекрасное образование: учился в Академии художеств, шлифовал мастерство в Париже и Риме. Более двадцати лет преподавал в Академии художеств. Был удостоен звания профессора. Писал работы в основном на религиозные и исторические темы. Получил золотые медали на всемирных выставках в Лондоне и Вене. Несколько его полотен находятся в Третьяковской галерее.

Верещагин оформлял интерьеры многих строящихся церквей и соборов. Он автор выразительных росписей в церкви Святой Марии Магдалины в Иерусалиме и эскизов мозаик для Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, его кисти принадлежат росписи в Успенском соборе Киево-Печерской лавры.
 


Михаил УСТЮГОВ
 

 

 

 



 

« вернуться

Рейтинг 1 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Еще файлов 16 из этого альбома
"Великая церковь Киево-Печерской лавры"
"Свидание заключенного со своим семейством"
"Осада Троице-Сергиевой лавры"
"Ночь на Голгофе"
"Святой Григорий проклинает умершего монаха за нарушение обета бессеребрия"
"Всемирный потоп"
"Портрет старухи"
"Мужской портрет"
"Усталая"
"Портрет Надежды Павловны Боголюбовой"
"Святая Анна, мать пророка Самуила, молится о даровании ей сына"
"Владимир принимает послов"
"Семейная сцена"
"Монах во время молитвы"
"Укрепленное горное поселение на Кавказе зимой"
"Итальянская деревня на побережье"
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования