26 февраля 2013
Верещагин Василий Петрович Vasily Vereshchagin. Автор: Ивасив Александр Иванович
(в альбоме 16 файлов)
Изобразительное искусство / Живопись / Исторический жанр
Разместил: Ивасив Александр
Верещагин Василий Петрович
Vasily Vereshchagin
(1835 - 1909)
Василий Петрович Верещагин родился в Перми в семье с хорошими художественными традициями. Поэтому его наклонности, как и его старшего брата Петра Петровича, определились достаточно рано.
Получив прекрасное образование (учился в Академии художеств с 1857 по 1861 год) и отшлифовав свое мастерство в пенсионерской поездке в Париж и Рим (1863—1869), В.П. Верещагин после возвращения в Россию становится преподавателем исторического класса Академии художеств. При этом много работает и над собственными картинами, которые отличаются, как и у большинства выпускников Академии, высоким исполнительским мастерством, выверенным построением картины и отменным рисунком.
Таковы картины художника на библейские сюжеты (например, "Ночь на Голгофе", 1860), таковы и картины, написанные по мотивам русских былин ("Илья Муромец на пиру у князя Владимира", 1872) и истории земли русской ("Осада Троице-Сергеевой лавры в 1608 году", 1891); "Видение Дмитрия Донского на Куликовом поле", 1896).
Как и большинство художников классического направления, В.П. Верещагин много работает по оформлению строящихся церквей, соборов (эскизы мозаик для Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, иконы для главного иконостаса храма Христа Спасителя в Москве и Успенского собора Киево-Печерской лавры).
_________________________
ВЕРЕЩАГИН Василий Петрович (01(13).01.1835, г. Пермь – 09(22).10.1909, г.
Санкт-Петербург). Начальное образование получил в уездном училище, живописи обучался у деда И. В. Бабина и у А. У. Орлова, который принял в его судьбе большое участие: способствовал его поступлению в АХ. В 1857-1861 гг. учился в Академии художеств. За время учёбы получил все положенные медали, за программу «Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе у великого князя Василия Тёмного…» удостоен золотой медали 1-го достоинства и звания классного художника 1-й степени.
В 1863-1869 гг. пенсионер АХ за границей (Франция, Италия). Посетил все важнейшие художественные центры, изучал и копировал картины старых мастеров. Написал картины: «Св. Григорий Великий наказывает нарушение монашеского обета» (1862; ГРМ), «Свидание узника с семейством» (1868; ГТГ, повторение – ПГХГ), «Ночь на Голгофе» (1869; ГРМ), «Молитва св. Анны, матери пророка Самуила» (1864, Большая золотая медаль на Всемирной выставке в Париже – 1868; ПГХГ).
Был удостоен звания профессора исторической и портретной живописи (1869). В 1872-1874 гг. создал серию картин из жизни русских богатырей («Илья Муромец на пиру у князя Владимира» (1872) – золотые медали на Всемирных выставках: в Лондоне (1872) и Вене (1873)). В 1880-е гг. – картины на темы утверждения христианства на Руси («Осада Троице-Сергиевой Лавры в смутное время» (1891; ГРМ)). Писал иконы для иконостаса Храма Христа Спасителя в Москве (1875-1879), для Успенского собора Киево-Печёрской Лавры.
Работы В. П. Верещагина экспонировались на выставках с 1860 г.: академических, Об-ва русских акварелистов, всемирных, персональных (1910 – Петербург, 1912 – Москва, 1935 и 1984 – Пермь). Более 20 лет преподавал в АХ рисунок и композицию. В 1887 г. содействовал организации академической выставки в г. Екатеринбурге на Сибирско-Уральской научно-промышленной выставке, передаче работ в музей Уральского об-ва любителей естествознания (УОЛЕ) и открытию художественной школы. В 1907 г. подарил несколько своих работ и работ брата, П. П. Верещагина, Пермскому научно-промышленному музею, что позволило выделить художественный отдел музея в самостоятельный. После восстановления Храма Христа Спасителя в г. Москве работы В. П. отреставрированы и помещены в алтарь.
Умер в богадельне.
___________________________
Неизвестный Верещагин в алтаре храма Христа Спасителя
Немногие могут увидеть эти шесть огромных картин
Мирянин, не служащий в Церкви, — редкий гость в алтаре храма Христа Спасителя. Сюда пускают только по благословению. В сопровождении священника Георгия Мартынова мы минуем ограждение и идём по коридору, куда посторонним вход воспрещён. Поднимаемся с северной стороны в алтарь. Здесь — главный престол, освящённый в честь Рождества Христова. Поражают величие почти тридцатиметровых сводов, красота росписей.
Каждое полотно — высотой пять метров
На восточной стене, справа и слева от трона Патриарха Тихона, — колоссальные полотна. Мало кто может их увидеть, разве что на фотографии. Это картины Василия Верещагина. Но не Василия Васильевича, которого все знают по «Апофеозу войны» в Третьяковской галерее. Автор алтарных композиций — Василий Петрович Верещагин, тёзка и однофамилец великого художника. Он тоже остался в истории русского искусства, но занимает в нём более скромное место как добросовестный академист, продолжатель традиций Брюллова.
В алтаре шесть картин: «Моление о чаше», «Несение креста», «Се Человек», «Распятие», «Снятие со Креста» и «Положение во гроб». Высота каждого изображения — почти 5 метров, ширина — 3 метра. Композиции отличают простота и точность. На полотне «Се Человек» — одинокий Христос в терновом венце. Не видно ни Пилата, который вывел Его к народу, ни толпы. Картина предназначена именно для молитвы, а не для выставки, где оценивали бы художественные эффекты.
Почему в русских храмах вместо икон возникла живопись
Верещагин писал эти картины в конце 70-х годов XIX века специально для главного храма России. В то время религиозная живопись в академическом стиле стала преобладающим направлением в росписи церквей Санкт-Петербурга и Москвы. Мода на такое оформление возникла в XVIII веке в связи с петровскими реформами, когда российская элита чересчур увлеклась западными образцами. Тогда же стали возводить храмы в совершенно новом для Руси стиле — барокко. Под стать «сбитым сливкам» внешнего декора — бутонам и ангелочкам — был внутренний интерьер: художники полностью игнорировали аскетические иконописные каноны, отказались от традиционной техники писания темперой на доске. Соборы и церкви украшали изображения, написанные маслом на холсте или на штукатурке. С традиционной иконой они не имели ничего общего: идеалом академической школы были творения итальянских мастеров Возрождения. Нередко академическая манера противоречила самому духу православия: художники впадали в сентиментальность, создавали сугубо земные, телесные образы. Правда, Верещагину удалось этого избежать.
По словам митрополита Илариона (Алфеева), автора фундаментального труда «Православие», академическое творчество нельзя назвать иконописью, оно было чуждым вкраплением в русскую церковную традицию. Сегодня в такой манере храмы в России не расписывают: священноначалие это не благословляет. Речь может идти только о воссоздании прежних интерьеров, как это было в храме Христа Спасителя.
Каким чудом сохранились картины
В начале 1880-х годов работа над полотнами была завершена. На специальных валах их доставили в алтарь. 26 мая 1883 года храм был освящён. А 5 декабря 1931 года — взорван по личному распоряжению Сталина. Искусствоведы выдолбили, где это было возможно, из стен храма росписи вместе со штукатуркой. До сих пор в Третьяковской галерее хранятся тысячи небольших фрагментов.
Холсты Верещагина извлекли из рам, снова накатали на валы и отправили в Ленинград, в Казанский собор, в котором тогда устроили Музей истории религии и атеизма. До середины 1990-х они находились в музейном хранилище. Пережили блокаду, когда музей оказался без отопления и в хранилища проникла сырость. Холсты начали гнить, покрываться плесенью, красочный слой частично осыпался. Потребовалась кропотливая работа реставраторов. В конце 1990-х картины вернули в алтарь главного храма России.
Второй Верещагин
О Василии Петровиче, в отличие от его знаменитого однофамильца, известно немного. Родился в 1835 году в Перми, в семье с хорошими художественными традициями. Получил прекрасное образование: учился в Академии художеств, шлифовал мастерство в Париже и Риме. Более двадцати лет преподавал в Академии художеств. Был удостоен звания профессора. Писал работы в основном на религиозные и исторические темы. Получил золотые медали на всемирных выставках в Лондоне и Вене. Несколько его полотен находятся в Третьяковской галерее.
Верещагин оформлял интерьеры многих строящихся церквей и соборов. Он автор выразительных росписей в церкви Святой Марии Магдалины в Иерусалиме и эскизов мозаик для Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, его кисти принадлежат росписи в Успенском соборе Киево-Печерской лавры.
Михаил УСТЮГОВ
Еще файлов 16 из этого альбома