
Изобразительное искусство / Живопись / Исторический жанр
Историческая живопись – один из наиболее значительных жанров живописи, изображение важных для народа или всего человечества событий прошлого, далёкого или недавнего. Живописцы оценивают исторические события, выражают отношение к ним в соответствии с философскими, этическими и эстетическими принципами своей эпохи. Таким образом, историческая картина обращена к настоящему. Традиционно историческая живопись включает в себя живописные произведения не только на сюжеты реальных событий, но также мифологические, библейские и евангельские картины.
Н. Пуссен. «Похищение сабинянок». 1634—35 гг. Метрополитен-музей. Нью-Йорк
В Европе первые изображения исторических событий появились в монументальной живописи и картинах эпохи Возрождения, когда активно изучалась античная культура. А. Мантенья создал цикл из девяти произведений «Триумф Цезаря» (1485—92), посвящённый победам римского полководца. Античное наследие стало для художника источником не только сюжетов, но и стилистического решения: композиции картин уподоблены древним рельефным фризам. Рафаэль написал в помещениях Ватикана фреску «Афинская школа», в которой на фоне сочинённых архитектурных сооружений представил спор древнегреческих философов Платона и Сократа. Мастер стремился воссоздать дух античного мира, где «человек есть мера всех вещей». Пьеро делла Франческа в церкви Сан-Франческо в Ареццо запечатлел во фреске «Победа императора Константина над Максенцием» (1452—59) знаменательное событие первых веков христианства; П. Уччелло в триптихе «Битва при Сан-Романо» (1456—60) представил важную для Флоренции победу над г. Сиеной, одержанную за 23 года до создания работы.
Ж. Л. Давид. «Леонид при Фермопилах». 1814 г. Лувр. Париж
В 17 в. историческая живопись, как и всё искусство, развивается в рамках двух больших стилей: барокко и классицизма. Мощь, бурная динамика, патетика, подчас сложная аллегоричность образов и форм преобладают в творчестве П. П. Рубенса («Битва греков с амазонками», «Похищение дочерей Левкиппа»; обе – ок. 1619—20 г.; цикл картин, посвящённый Марии Медичи, 1622—25). Рембрандт, обращаясь к библейской и евангельской тематике, заставляет задуматься о судьбах человека и человечества, воссоздаёт духовное пространство истории («Возвращение блудного сына», 1668—69; «Артаксеркс, Аман и Эсфирь», 1660). В Испании Веласкес создаёт великолепный образец исторической картины («Сдача Бреды», 1634). По преимуществу историческим живописцем был Н. Пуссен, родоначальник французского классицизма. Идеальными образцами для его творчества были произведения античного искусства и творения мастеров эпохи Возрождения, вдохновлявшие его на создание гармоничных и уравновешенных, овеянных суровым героическим духом композиций («Похищение сабинянок», 1634—35; «Великодушие Сципиона», ок. 1640—45 г.; «Смерть Германика», ок. 1628 г., и др.). Классицистическая линия исторической живописи продолжилась в творчестве Ж. Л. Давида. Он ищет в античной истории примеры доблестных подвигов, образцы для подражания потомкам («Клятва Горациев», 1784; «Сабинянка, водворяющая мир между римлянами и сабинянами», 1799). В «Смерти Марата» (1793) современное событие благодаря строгому лаконизму художественных средств, отказу от повествовательных подробностей, величественному ритму приобретает трагическое звучание и исторический масштаб.
Э. Делакруа. «Резня на острове Хиос». 1826 г. Лувр. Париж
В эпоху романтизма живописцы обращаются к драматическим событиям, ярко проявляющим человеческие качества персонажей, заставляющим зрителя сопереживать героям картины (Т. Жерико. «Плот “Медузы”», 1818—19; Э. Делакруа. «Резня на острове Хиос», 1826). Во второй пол. 19 в. многие мастера стремились к реалистической трактовке событий. А. Менцель с 1849 г. пишет серию из 11 картин, представляющую эпоху Фридриха Великого.
А. П. Лосенко. «Владимир и Рогнеда». 1770 г. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
В России историческая картина появилась во второй пол. 18 в. и в соответствии с классицистическими воззрениями эпохи заняла ведущее место в системе жанров живописи. Основоположником исторического жанра был А. П. Лосенко. Картина «Владимир и Рогнеда» (1770) представляет сюжет из русской истории как сцену из исторической пьесы; жесты и позы героев подчёркнуто патетичны и выразительны; художник изъясняется высоким языком трагедии. «Прощание Гектора с Андромахой» (1773) на сюжет «Илиады» Гомера представляет идеального с точки зрения классицизма героя, ставящего общественное служение выше личных чувств.
В. М. Васнецов. «После побоища Игоря Святославича с половцами». 1880 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва.
Продолжателями принципов классицистической исторической картины были ученики и последователи ЛосенкоИ. А. Акимов («Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев», 1773), П. И. Соколов («Дедал привязывает крылья Икару», 1777), Г. И. Угрюмов («Торжественный въезд в Псков Александра Невского после одержанной им над немецкими рыцарями победы», 1793—94; «Взятие Казани», «Избрание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года»; обе – не позднее 1800 г.; «Испытание силы Яна Усмаря», 1796—97). В полотнах господствуют приёмы театрализации: преувеличенная экспрессия жестов, сценичность в решении пространства и распределении света.
И. Е. Репин. «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения её в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей её прислуги в 1698 г.». 1879 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва
В первой пол. 19 в. исторические картины создавали представители академизма А. И. Иванов («Смерть Пелопида», нач. 1800-х гг.; «Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 г.», ок. 1810 г.; «Единоборство Мстислава Удалого с косожским князем Редедей», 1812), А. Е. Егоров («Отдых на пути в Египет», 1830-е гг.; «Истязание Спасителя», 1814), В. К. Шебуев («Подвиг купца Иголкина», 1839). В романтическую эпоху были созданы три знаменитых полотна: «Последний день Помпеи» К. П. Брюллова (1830—33), «Медный змий» Ф. А. Бруни (1827—41), «Явление Христа народу» А. А. Иванова (1837—57). Внимание художников привлекают переломные моменты в судьбах человечества. У Брюллова природный катаклизм символически осмысливается как гибель античной цивилизации. Выстроенную по законам классицизма композицию драматизируют романтические эффекты освещения, цветовые контрасты; гибнущие герои проявляют благородство и величие души. А. А. Иванов, напротив, обращается к началу новой эры, к истокам христианского мира, к новому завету человечеству, который приносит Спаситель. Он показывает прекрасный гармоничный мир природы, в котором есть всё для наполненного любовью и милосердием существования. В живописном отношении картина предвосхищает находки пленэрной живописи (см. ст. Пленэр) второй пол. 19 в. В картине Бруни люди, вызвавшие божий гнев, изображены на пороге жизни и смерти; экспрессия их движений, жестов, поз, эффектность драпировок напоминают приёмы, использованные Брюлловым. Позднее, в творчестве салонных живописцев, эти приёмы превращаются в штампы, широко используемые вплоть до кон. 19 в. (Ф. А. Моллер. «Апостол Иоанн Богослов, проповедующий на острове Патмос во время вакханалий», 1856; Г. И. Семирадский. «Римская оргия блестящих времён цезаризма», 1872, и «Фрина на празднике Посейдона», 1889; С. В. Бакалович. «Гладиаторы перед выходом на арену», 1891; К. Е. Маковский. «Смерть Ивана Грозного», 1888).
В. И. Суриков. «Меншиков в Берёзове». 1883 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва
Во второй пол. 19 в. на первый план выходят полотна, в которых отражаются события русской истории. Художники обращаются к изучению документальных свидетельств эпохи, предметов материальной культуры, памятников письменности и искусства. Развитие портретного жанра ведёт к усилению психологизма в исторической живописи (И. Е. Репин. «Царевна Софья Алексеевна…», 1879; «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», 1885). Масштабные эпические полотна, выявляющие яркие, сильные национальные характеры, пишет В. И. Суриков, воссоздавая в своей трилогии трагедию русской истории («Утро стрелецкой казни», 1881; «Меншиков в Берёзове», 1883; «Боярыня Морозова», 1887). Параллельно развивается историко-бытовой жанр в живописи, представители которого стремились погрузить зрителя в атмосферу повседневного быта прошедших эпох, достоверно показать предметы обстановки, костюмы (В. Г. Шварц. «Вербное воскресенье в Москве при царе Алексее Михайловиче. Шествие патриарха на осляти», 1865; «Иван Грозный на соколиной охоте», «Вешний поезд царицы на богомолье при царе Алексее Михайловиче»; оба – 1868). Историко-бытовое направление получает продолжение в творчестве К. Е. Маковского («Из быта русских бояр конца 17 в.», 1868; «Боярский свадебный пир конца 17 в.», 1885), С. В. Иванова («Приезд иностранцев. 17 в.», 1901), А. П. Рябушкина («Свадебный поезд в Москве. 17 столетие», 1901; «Сидение царя Михаила Фёдоровича с боярами в его государевой комнате», 1893; «Московская улица 17 в. в праздничный день», 1895). В творчестве мастеров из объединения «Мир искусства» сцены роскошного придворного быта 18 в. окрашены нотками щемящей печали (А. Н. Бенуа. «Выход императрицы Екатерины II в Царском Селе», 1909, и «Парад при Павле I», 1907; Е. Е. Лансере. «Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе», 1905, и «Корабли времён Петра Великого», 1911; В. А. Серов. «Пётр II и Елизавета Петровна на псовой охоте», 1900).
А. П. Рябушкин. «Едут». 1901 г. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
В первой пол. 20 в. некоторые живописцы обращаются к историческому жанру в его «высоком» трагедийном, героическом воплощении (П. Д. Корин. "Реквием" («Русь уходящая»), 1932; триптих «Александр Невский», 1942—43; А. П. Бубнов. «Утро на Куликовом поле», 1943—47). В 1930—50-е гг. представители социалистического реализма, обращаясь к исторической живописи, возрождают традиции академизма. Художники второй пол. 20 – нач. 21 в. стремятся наполнить свои произведения сложным философским и символическим содержанием (В. Е. Попков, Т. Г. Назаренко и др.).
А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
![]() Альбом Якимов Иван Петрович Ivan Yakimov Автор: Донченко Александр Живопись / Исторический жанр Якимов Иван Петрович Ivan Yakimov(1748 - 1807) Художник исторической живописи; родился в 1748 г. В сентябре 1761 года Якимов поступил в живописный класс Императорской Академии Художеств. Во время пребывания в Академии он в 1766 году ... Донченко Александр16 марта 2014 Альбом Якимов Иван Петрович Ivan Yakimov |
![]() Альбом Эггинк Иван Егорович Ivan Eggink Автор: Донченко Александр Живопись / Исторический жанр Эггинк Иван Егорович Ivan Eggink(1787 - 1867) Эггинк (Иван Егорович, 1787 - 1867) - исторический живописец и портретист, уроженец Курляндской губернии; в 1813 - 1814 гг. посещал художественные классы Императорской Академии Художеств в ка ... Донченко Александр10 марта 2014 Альбом Эггинк Иван Егорович Ivan Eggink |
![]() Альбом Шустов Николай Семенович Nikolai Shustov Автор: Донченко Александр Живопись / Исторический жанр Шустов Николай Семенович Nikolai Shustov(1835 — 1869) Среди четырнадцати потенциальных выпускников Академии художеств, которые отказались в 1863 году писать работы на заданную руководством тему («Бунт четырнадцати»), бы ... Донченко Александр09 марта 2014 Альбом Шустов Николай Семенович Nikolai Shustov |
![]() Альбом Шамшин Петр Михайлович Peter Shamshin Автор: Донченко Александр Живопись / Исторический жанр Шамшин Петр Михайлович Peter Shamshin(1811 - 1895) Шамшин (Петр Михайлович, 1811 - 1895) - исторический живописец, сын академика-живописца, преподававшего рисование в классах Императорской Академии Художеств, десяти лет от роду был опре ... Донченко Александр02 марта 2014 Альбом Шамшин Петр Михайлович Peter Shamshin |
![]() Альбом Шарлемань Адольф Иосифович Adolf Charlemagne Автор: Донченко Александр Живопись / Исторический жанр Шарлемань Адольф Иосифович Adolf Charlemagne(1826 - 1901) Шарлемань (Адольф Иосифович, 1826 - 1901) - баталический, исторический и жанровый живописец, внук скульптора-декоратора Ж.-Б. Боде-Ш., переселившегося в Санкт-Петербург при импера ... Донченко Александр02 марта 2014 Альбом Шарлемань Адольф Иосифович Adolf Charlemagne |
![]() Альбом Шварц Вячеслав Григорьевич Schwartz Vyacheslav Автор: Донченко Александр Живопись / Исторический жанр Шварц Вячеслав Григорьевич Schwartz Vyacheslav(1838 - 1869) В. Г. Шварц родился в семье генерала, участника Отечественной войны 1812 г. Раннее детство провел на Кавказе, где служил отец. В 1853-59 г. учился в Царскосельском лицее. Рисуно ... Донченко Александр02 марта 2014 Альбом Шварц Вячеслав Григорьевич Schwartz Vyacheslav |
![]() Альбом Тупылев Иван Филиппович Tupylev Ivan Автор: Донченко Александр Живопись / Исторический жанр Тупылев Иван Филиппович Tupylev Ivan(1758 - 1821) Тупылев (Иван Филиппович, 1758 - 1821) - исторический живописец и портретист, воспитанник Императорской Академии Художеств с 1764 г. Получил за рисование две серебряных медали (в 1774 и 1 ... Донченко Александр26 января 2014 Альбом Тупылев Иван Филиппович Tupylev Ivan |
![]() Альбом Торелли Стефано Stefano Torelli Автор: Донченко Александр Живопись / Исторический жанр Торелли Стефано Stefano Torelli(1712 - 1780) Cтефано Торелли попал в Россию уже зрелым мастером, в 1762 году. Он был учеником известного неаполитанского художника и архитектора Франческо Солимена (у него же учился Пьетро Ротари), приверж ... Донченко Александр25 января 2014 Альбом Торелли Стефано Stefano Torelli |
![]() Альбом Тихобразов Николай Иванович Tihobrazov Nikolai Автор: Донченко Александр Живопись / Исторический жанр Тихобразов Николай Иванович Tihobrazov Nikolai(1818 - 1874) Тихобразов (Николай Иванович, 1818 - 1874) - исторический живописец и портретист.На 17-м году жизни стал посещать классы Императорской Академии Художеств в качестве вольноприход ... Донченко Александр23 января 2014 Альбом Тихобразов Николай Иванович Tihobrazov Nikolai |
![]() Альбом Седов Григорий Семенович Grigory Sedov Автор: Донченко А.И. Живопись / Исторический жанр Седов Григорий Семенович Grigory Sedov(1836 - 1886) Болезнь глаз не позволила Григорию Семеновичу Седову интенсивно работать в течение длительного времени его жизни.Москвич по рождению, он в 1857 году поступил в Академию художеств в Петербурге. Помимо с ... Донченко Александр07 декабря 2013 Альбом Седов Григорий Семенович Grigory Sedov |
![]() Альбом Сазонов Василий Кондратьевич Vasily Sazonov Автор: Донченко А.И. Живопись / Исторический жанр Сазонов Василий Кондратьевич Vasily Sazonov(1789 - 1870) При всех организационных недостатках (как же без них?) Императорская Академия художеств в первые десятилетия своей жизни (конец XVIII — начало XIX века) уделяла русской линии в историческо ... Донченко Александр27 ноября 2013 Альбом Сазонов Василий Кондратьевич Vasily Sazonov |
![]() Альбом Авилов Михаил Иванович Avilov Michael Автор: Ивасив Александр Иванович Живопись / Исторический жанр Авилов Михаил Иванович MichaelAvilov (1882 - 1954) Биография художника, творческий путь. Галерея картин. Авилов Михаил Иванович — русский советский живописец, график, сценограф. Занимался в Рисовальной ... Ивасив Александр16 ноября 2013 Альбом Авилов Михаил Иванович Avilov Michael |
![]() Альбом Песков Михаил Иванович Peskov Michael Автор: Донченко А.И. Живопись / Исторический жанр Песков Михаил Иванович Peskov Michael (1834 - 1882) Песков Mиxaил Ивaнoвич (1834-1864) извecтeн кaк иcтopичecкий живoпиceц ("Boззвaниe Mининa к нижeгopoдцaм, 1861, в Kyйбышевcкoм oблacтнoм xyдoжecтвeннoм мyзee; "Kyлaчный бoй пpи Иoaннe Г ... Донченко Александр14 июля 2013 Альбом Песков Михаил Иванович Peskov Michael |
![]() Альбом Микешин Михаил Осипович Michael Mikeshin Автор: Донченко А.И. Живопись / Исторический жанр Микешин Михаил Осипович Michael Mikeshin (1835 - 1896) В настоящее время редко упоминается о том, что известнейший отечественный скульптор Михаил Осипович Микешин начинал как подающий большие надежды живописец. &nb ... Донченко Александр16 июня 2013 Альбом Микешин Михаил Осипович Michael Mikeshin |
![]() Альбом Матвеев Николай Сергеевич Nikolay Matveev Автор: Донченко А.И. Живопись / Исторический жанр Матвеев Николай Сергеевич Nikolay Matveev (1855 - 1939) В истории отечественного изобразительного искусства Николай Сергеевич Матвеев не оставил заметного следа, хотя был художником плодовитым и многоплановым. Жил и творил он на рубеже XIX&mda ... Донченко Александр12 июня 2013 Альбом Матвеев Николай Сергеевич Nikolay Matveev |
![]() Альбом Марков Алексей Тарасович Alexei Markov Автор: Донченко А.И. Живопись / Исторический жанр Марков Алексей Тарасович Alexei Markov (1802 - 1878) В 1865 году Алексею Тарасовичу Маркову было присвоено звание заслуженного профессора Академии художеств. Этим решением подтверждалось высокое художественное мастерство живописца и его необыч ... Донченко Александр09 июня 2013 Альбом Марков Алексей Тарасович Alexei Markov |
![]() Альбом Максимов Алексей Федотович Alexei Maximov Автор: Донченко А.И. Живопись / Исторический жанр Максимов Алексей Федотович Alexei Maximov (1870 - 1921) Живописец и рисовальщик Алексей Федотович Максимов окончил Академию художеств в Санкт-Петербурге. За время учебы (1893—1899) получил две серебряных медали от Московского училища жив ... Донченко Александр04 июня 2013 Альбом Максимов Алексей Федотович Alexei Maximov |
![]() Альбом Литовченко Александр Дмитриевич Alexander Litovchenko Автор: Донченко А.И. Живопись / Исторический жанр Литовченко Александр Дмитриевич Alexander Litovchenko (1835 - 1890) Проведем с вами, уважаемый любитель изобразительного искусства, небольшой мысленный эксперимент. Вы — исторический живописец. Какие бы сюжеты для своих полотен вы избрал ... Донченко Александр30 мая 2013 Альбом Литовченко Александр Дмитриевич Alexander Litovchenko |
![]() Альбом Лисснер Эрнст Эрнестович Lissner Ernst Автор: Донченко А.И. Живопись / Исторический жанр Лисснер Эрнст Эрнестович Lissner Ernst (1874 - 1941) Самобытный отечественный художник Эрнст-Николай-Иоганн Эрнестович Лисснер в зрелом возрасте пришел в Академию художеств, в которой он проходил обучение с 1900 по 1908 год. Был удостоен звания худо ... Донченко Александр29 мая 2013 Альбом Лисснер Эрнст Эрнестович Lissner Ernst |
![]() Альбом Верещагин Василий Петрович Vasily Vereshchagin Автор: Ивасив Александр Иванович Живопись / Исторический жанр Верещагин Василий Петрович Vasily Vereshchagin(1835 - 1909) Василий Петрович Верещагин родился в Перми в семье с хорошими художественными традициями. Поэтому его наклонности, как и его старшего брата Петра Петровича, определились достаточно рано. & ... Ивасив Александр27 февраля 2013 Альбом Верещагин Василий Петрович Vasily Vereshchagin |
![]() Альбом Васильев Михаил Николаевич Mikhail Vasiliev Автор: Ивасив Алнксандр Иванович Живопись / Исторический жанр Васильев Михаил Николаевич Mikhail Vasiliev(1830 - 1900) Профессор исторической живописи; род. в городе Болхове (Орловской губернии) в 1826 г.Художественное образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и в Петербургской Академии художеств. Окончи ... Ивасив Александр21 февраля 2013 Альбом Васильев Михаил Николаевич Mikhail Vasiliev |
![]() Альбом Бронников Федор Андреевич Fyodor Bronnikov Автор: Ивасив Александр Иванович Живопись / Исторический жанр Бронников Федор АндреевичFyodor Bronnikov (1827 - 1902) Профессор исторической живописи, родился в Шадринске (Пермской губ.) в 1827 г. Отец его был иконописец; рисованию и живописи Бронников учился сначала под руководством отца, а потом в Академии художеств, п ... Ивасив Александр15 февраля 2013 Альбом Бронников Федор Андреевич Fyodor Bronnikov |
