09 июня 2013
Марков Алексей Тарасович Alexei Markov. Автор: Донченко А.И.
(в альбоме 8 файлов)
Изобразительное искусство / Живопись / Исторический жанр
Разместил: Донченко Александр
Марков Алексей Тарасович
Alexei Markov
(1802 - 1878)
В 1865 году Алексею Тарасовичу Маркову было присвоено звание заслуженного профессора Академии художеств. Этим решением подтверждалось высокое художественное мастерство живописца и его необычайно эффективная преподавательская деятельность. Он любил учеников Академии, старался помочь нуждающимся из них. Академисты были за это признательны учителю и охотно выбирали А.Т. Маркова своим руководителем.
Родившийся в Новгороде в семье часовщика, юный Алексей Марков в детстве проявил большие способности к художеству. В одиннадцать лет он стал воспитанником Академии художеств. Среди его учителей были знаменитые художники и преподаватели А. Егоров, Андрей Иванов и В. Шебуев. Полотно выпускника Академии "Приам испрашивает у Ахиллеса труп Гектора" принесло ему в 1824 году малую золотую медаль. В 1830 году за конкурсную картину "Сократ перед кончиною беседует с учениками о бессмертии души" А. Марков получает большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границу. В командировке он исключительно много работает: его копии великих мастеров украсили музеи Петербурга, мастерски выполнил художник и ряд самостоятельных картин. За одну из них — "Фортуна и нищий", купленную императором Николаем I, А.Т. Маркову присваивают звание академика.
Велика была работа живописца по созданию образов и картин для главных церквей и храмов Петербурга. Композиция Триипостасного Бога А.Т. Маркова для плафона купола московского храма Христа Спасителя достигла, по отзывам современников, такой высоты мастерства, которой достигали немногие художники всех времен и народов. (К сожалению, композиция не была реализована по определенным причинам в росписи храма.)
________________________
Марков Алексей Тарасович — исторический живописец, был воспитанником Императорской Академии художеств и развился в ней под руководством Андрея Иванова, Алексея Егорова и Василия Шебуева.
Получив в 1824 году, за свои успехи в рисовании и живописи, две серебряные медали, малую и большую, в том же году окончил академический курс со званием художника XIV класса и малой золотой медалью, присужденною ему за исполненную по программе картину: «Приам испрашивает у Ахиллеса труп Гектора» и оставлен при Академии, в качестве пенсионера, для дальнейшего своего усовершенствования.
Затем, в 1830 году, за картину: «Сократ перед своей кончиной беседует с учениками о бессмертии души», он был удостоен большой золотой медали и отправлен на казенный счет в чужие края. В Дрездене скопировал Сикстинскую Мадонну Рафаэля, в Риме исполнил копию с фрески того же художника: «Пожар в Борго» и написал картину собственной композиции: «Фортуна и Нищий», доставившую ему в 1836 году звание академика, и оконченный эскиз: «Христианские мученики в Колизее».
За упомянутый эскиз, в 1842 году, Академия признала Маркова профессором 2 степени. В 1852 году он был повышен в профессоры 1 степени, а с 1865 года имел звание заслуженного профессора. Не обладая особенно сильным талантом, но будучи прекрасным рисовальщиком и человеком добросовестным и усердным, Марков принес пользу русскому искусству преимущественно своей преподавательской деятельностью; он отличался особым вниманием к молодым художникам, вследствие чего в ученики к нему они записывались в большем числе, чем к другим профессорам.
Из произведений Маркова должно указать, сверх вышепоименованных, на огромную картину: «Иосиф, в Египте, встречает своих братьев», в аттике Исаакиевского собора, два плафона в том же храме, образа иконостаса в Благовещенской церкви конно-гвардейского полка, живопись на парусах купола Введенской церкви семеновского полка и колоссальный плафон главного купола в московском храме Христа, изображающий Триипостасного Бога — одно из замечательнейших созданий русской живописи, в котором, однако, Маркову принадлежит только композиция, а её обработка и письмо — Ивану Макарову, Ивану Крамскому, Николай Кошелеву и Богдану Венигу[1].
Был также профессором Алексей Тарасович Марков. Это - адамова голова со стоящей в разнотык щетиной. К. П. Брюллов окрестил его в Колизей Фортуныча, нищего профессора в долг. Это потому, что он только и сотворил в жизни картину «Фортуна и нищий» и написал за все восемь лет римского жития эскиз «Колизей, или первые мученики христианства», пообещав написать картину. Двадцать пять лет белый холст стоял в его мастерской, и картину никто не увидел. Но, оставя эти насмешки в сторону, всякий из нас отдаст ему справедливость, что это был лучший профессор и преподаватель, а потому учеников у него было более всех.
Алексей Боголюбов «Записки моряка—художника»[2].
При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
Примечания
Сомов А.И. Марковъ (Алекй Тарасовичъ) // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах. = Энциклопедическiй словарь / под редакцией К.К. Арсеньева и Ф.Ф. Петрушевского. — СПб: Ф.А. Брокгауз (Лейпциг), И.А. Ефрон (Санкт-Петербург), 1896. — Т. XVIIIА(36) «Малолтство – Мейшагола». — С. 658. — 958 с.
Боголюбов, Алексей Петрович «Записки моряка—художника» (рус.). Академия художеств или свободным художествам. Межрегиональная общественная организация Центр Духовной Культуры. Проверено 8 августа 2010.
Источник: http://omop.su/article/11/1109937.html