10 марта 2013
Герасимов Александр Михайлович Alexander Gerasimov. Автор: Герасимов Александр Михайлович Alexander Gerasimov
(в альбоме 70 файлов)

Изобразительное искусство / Живопись / Реализм
Разместил: Ивасив Александр

 

 

 

 

Герасимов Александр Михайлович



Alexander Gerasimov



(1881 - 1963)


 
 

 

В 1918 - 1925 годах А. М. Герасимов жил в Козлове, много рисовал, работал художником-декоратором в театре, организовал «Коммуну творчества Козловских художников».


Увлекавшийся в молодости импрессионизмом, он в 20-е годы начинает писать картины в манере социалистического реализма.


В 1925 году художник переехал в Москву. За 50 лет творческой деятельности им написано свыше трёх тысяч картин – настоящих шедевров. Александр Михайлович был награждён медалью «Гран-при» в Париже, Золотой медалью в Брюсселе. Его картины демонстрировались в Японии, Германии, США, Франции. Талант художника получил мировое признание.
 

*   *   *

 

Художественное образование А. М. Герасимов получил в МУЖВЗ (1903-15), где его наставниками были крупнейшие русские живописцы рубежа XIX и XX вв. - А Е Архипов, Н. А. Касаткин, К. А. Коровин. У них он заимствовал широкую этюдную манеру письма, смелый мазок, сочный (хотя часто и грубоватый) колорит.

Окончив в 1910 г. живописное отделение, он, чтобы продолжить занятия у Коровина, поступил на архитектурное. После нескольких лет работы в родном Козлове, где прошли его детские годы, художник в 1925 г. вернулся в Москву. Здесь он присоединился к АХРР - ассоциации художников, совмещавших новизну советской политизированной тематики с традиционными живописными приемами; именно поэтому художники АХРР лишь себя называли "реалистами", всех же прочих - "формалистами" и "эстетами", непонятными народу.

Герасимов имел дар легко схватывать портретное сходство и ощущал себя в первую очередь портретистом, хотя нередко обращался и к пейзажной живописи, создав ряд тонких и лиричных по настроению пейзажей ("Март в Козлове", 1914; "После дождя. Мокрая терраса", 1935, и др.). Среди его портретов, индивидуальных и групповых, со временем начинают преобладать изображения людей высокопоставленных, руководителей государства и партии. Его большие холсты, не лишенные плакатного пафоса, - "В. И. Ленин на трибуне" (1930), "И. В. Сталин и К Е. Ворошилов в Кремле" (1938), "Гимн Октябрю" (1942) и др. - становятся образцами официального стиля советской живописи.

С конца 1930-х гг. Герасимов не только живописец, но и официальный руководитель художественной жизни страны, жесткий хозяин, возглавлявший основные творческие организации: председатель правления Московского отделения Союза художников (1938-40), председатель оргкомитета Союза советских художников (1939-54). На этих постах он был энергичным проводником, а отчасти и творцом художественной политики сталинских десятилетий.

 В 1949–1960 руководил творческой мастерской станковой живописи в АХ СССР.


 В 1947–1957 – президент АХ  СССР.


Народный художник СССР, действительный член АХ СССР, Лауреат Государственных премий СССР, награжден орденом В.И. Ленина, доктор искусствоведения. Получал многие правительственные награды.  

Особую известность А.М. Герасимов получил как автор многочисленных портретов В.И. Ленина  и И.В. Сталина. Занимая официальные посты в главных художественных организациях СССР в самые реакционные   годы, проводил  жесткую политику борьбы с любыми отклонениями от метода социалистического реализма. В 1950-е годы А.М. Герасимов писал:  "Почему я должен был считать вкусы художников-формалистов выше моего вкуса? [...] всем своим нутром я понимал, что это какая-то гибель, меня тошнило от всего этого и вызывало ненависть, которая до сих пор не делается меньше […]".       

В то же время художник создавал камерные, лирические произведения, отдавая предпочтение пейзажу и натюрморту. В этих работах он выступал приверженцем системы живописи своего учителя К.А. Коровина.

_______________________

 

Александр Михайлович Герасимов родился 12 августа 1881 года в городе Козлове (ныне Мичуринск), на Тамбовщине. Отец будущего художника, выходец из крестьян, впоследствии был прасолом - торговцем скота. Он ездил на юг страны, скупал скот, пригонял в Козлов и продавал на базарных площадях города. Позже Герасимов вспоминал, что отец кроме двухэтажного дома-особняка ничего не нажил - не всегда его дело приносило большие доходы, иногда оно просто "прогорало".

"Семья наша, - вспоминал Александр Михайлович, - жила по старым обычаям и очень строго придерживалась их".

Закончив церковно-приходскую школу, Герасимов поступает в Козловское уездное училище. Одновременно отец приучает "наследника" к торговому делу.

В начале 90-х годов в Козлов приехал выпускник Петербургской Академии художеств С.И.Криволуцкий и открыл художественную школу. В это время А.М.Герасимов начинает увлекаться рисованием. Как-то, сидя с отцом в трактире за чаем, он нарисовал лошадь, а когда показал рисунок своим друзьям, они сказали: "А лошадь-то у тебя получилась как живая". Чуть позже он с абсолютной точностью нарисовал многих козловских купцов. Узнав об открытии школы рисования, он стал посещать ее. Когда Герасимов показал свои рисунки Криволуцкому, Сергей Иванович сказал ему: "Молодой человек, поезжайте поступать в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества".

Несмотря на нежелание родителей, он едет в Москву, блестяще сдает экзамен по рисунку и становится студентом Училища. Его учителем в пейзажном классе был М.К.Клодт, в головном - К.Н.Горский и А.М.Корин, в фигурном классе - С.Д.Милорадович и Н.А.Касаткин, в натурном - А.Е.Архипов и Л.О.Пастернак. Многое в живописи ему дали учителя В.Серов, К.Коровин, А.Васнецов. Блестяще закончив живописное отделение Училища, А.М.Герасимов решил посещать мастерскую К.Коровина. Для этого нужно было, по совету Коровина, поступить еще на какое-либо отделение Училища. Герасимов твердо решил - на архитектурное. Многое дал ему Константин Коровин, по праву считающийся основоположником русского импрессионизма. Часто бывая в Париже, К.Коровин рассказывал студентам о французском импрессионизме и, разумеется, влиял на творчество молодого Герасимова. Особенно это влияние прослеживается в его ранних ученических работах, созданных в 1912-13-х гг.: "Портрет В.А.Гиляровского", "Портрет Н.Гиляровской", "Портрет В.Лобанова". Все эти работы писались на даче В.Гиляровского, в Гиляевке. "Портрет В.А.Гиляровского" ныне находится в квартире писателя в Москве, а два других портрета - в собрании музея-усадьбы А.М.Герасимова.

В.А.Гиляровский в эти годы часто посещал ученические выставки в Училище живописи, ваяния и зодчества. По работам он легко мог определить не только талант художника, но и откуда тот или иной художник. Он приобретал картины совсем молодого Герасимова, поддерживал его морально и материально и это благоприятно сказывалось на творчестве художника.

Начиная с 1909 года, А.М.Герасимов принимает участие во всех отчетных выставках Училища. В 1911 году он показал около десяти работ: "Пчелы гудят", "Рожь покосили", "Белеет ночь". В 1912 году - "Большак. Зной", "Теплый чернозем", "Стога мечут", "Праздник весны", "Зимняя дорога. Тройка". Эти ученические работы были оценены критикой: "Герасимов, - писала московская пресса тех лет, - зарекомендовал себя интересным пейзажистом… Другие еще только ищут, а он уже нашел свою дорогу. Прекрасный, своеобразный изобразитель весеннего пейзажа, он может назваться воистину поэтом весны, поэтом молодой пробуждающейся природы".

С самого начала А.М.Герасимов заявил о себе как художник, следующий традициям русского реалистического искусства. "Я любил жизнь и реальное в искусстве. Поэтому мне так нравилась жизнь красок А.Е.Архипова", - вспоминал он.

А.М.Герасимова привлекали такие художники как А.Цорн, К.Моне. По его словам, в них он ценил искренность, поэтичность и цельность.

По окончании Училища в 1915 году Герасимову вручается два диплома - художника I степени и диплом архитектора. Его единственной архитектурной постройкой является здание театра, построенного в Козлове в 1913 году. "Еще будучи учеником я проектировал здание театра в Козлове в стиле модернизированного ампира. Это единственная постройка - остальные проекты остались на бумаге, потому что всю свою жизнь я посвятил живописи", - вспоминал А.М.Герасимов. В том 1915 году А.Герасимова призвали в армию, а из армии в 1918 году он возвратился в свой родной город.
В Козлове в 1919 году художник создает "Коммуну творчества козловских художников". Он собрал всех, "кто мало-мальски умел держать кисть в руках", а также художников, закончивших художественные училища. "Коммуна" устраивала выставки, оформляла спектакли в театре. В то время А.М.Герасимов работал художником - декоратором в театре.

В 1925 году А.М.Герасимов переезжает в Москву и вскоре вступает в АХРР, работая одновременно художником-декоратором в Московском театре оперетты, Малом театре. Начиная с 1934 года он посещает с творческими командировками Германию, Францию, Италию, Турцию. Из этих поездок он привозит много этюдов, акварельных зарисовок, путевых набросков. В 1936 году в Москве открылась первая персональная выставка А.М.Герасимова, на которой было представлено более ста произведений. На ней он показывает картину "Ленин на трибуне" (1930), "Портрет И.В.Мичурина" (1926), портрет - картину "К.Е.Ворошилов на маневрах Красной Армии" (1936) и многие зарубежные этюды, в которых художник восхищается великолепными памятниками прошлого, передает ритмы больших европейских городов 30-х годов. В том же году художник награждается орденом Ленина. После Москвы персональная выставка художника была показана в Мичуринске.

В конце 30-х годов А.М.Герасимов увлекается портретом: "Портретный жанр является основным видом моего творчества, выражающим мою сущность как художника", - писал Герасимов. Художника привлекали личности творческие, интеллектуально богатые и значительные. "Я любил и люблю сильное и яркое в природе, ищу то же в человеке и когда нахожу, мне неудержимо хочется запечатлеть его в красочном образе", - вспоминал А.М.Герасимов. Потребность в увековечивании сильного, прекрасного человека, увиденного в его широких связях со временем, эпохой, средой вылилась в создание поистине грандиозной серии портретов. Среди них особенно выделялся "Портрет балерины О.В.Лепешинской" (1939). Балерина изображена в репетиционном зале, на фоне огромного зеркала, стоя на пуантах. Этот прием позволяет показать фигуру танцовщицы в двух ракурсах. В зеркале отражается столик с гримировальными принадлежностями и часть балетного станка, виден и мольберт, за которым работал художник.

Замечательны портреты А.К.Тарасовой (ГРМ), актера МХАТа И.М.Москвина (1940) (Львовская картинная галерея), "Портрет артистки Тамары Ханум" (1939). Позже он пишет "Групповой портрет старейших артисток Государственного академического Малого театра СССР А.А.Яблочкиной, В.Н.Рыжовой, Е.Д.Турчаниновой " (1956), "Портрет Рины Зеленой" (1954) и др.

В 1936 году А.М.Герасимов закончил работу над большим многофигурным холстом "Первая Конная Армия". Годом позже, в 1937 году это произведение было показано в Париже на Всемирной выставке и получило высшую награду - Гран-При.

В 1943 году художнику было присвоено звание "Народный художник СССР".

В 1944 году А.М.Герасимов написал "Групповой портрет старейших художников И.Н.Павлова, В.Н.Бакшеева, В.К.Бялыницкого-Бируля, В.Н.Мешкова". В 1946 году за это произведение художник получил третью Государственную Премию. В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе за эту же работу он удостоен золотой медали.

А.М.Герасимов видел красоту во всем, даже в самом простом и незатейливом. Он умел заставить звучать любой, подчас банальный мотив. Это качество мы видим в знаменитой герасимовской "Мокрой террасе", написанной в своем родном городе Мичуринске, во дворе своего дома за три с половиной часа. Третьяковская галерея сразу же приобрела эту картину. "Мокрая терраса " написана как бы на одном дыхании. Мягкость света, промытая дождем зелень сада, бесчисленное многообразие рефлексов на мокром полу, на полированном столике, осыпавшиеся лепестки роз - все это захватывает дух. Так писать "мир вещей" мог только художник, восторженно влюбленный в жизнь. Впервые это произведение было показано на первой персональной выставке в Москве в 1936 году.

В 1947 году А.М.Герасимов становится первым президентом Академии художеств СССР. Много времени и сил он отдавал институтам им.В.И.Сурикова и им.И.Е.Репина. Он возглавлял Государственную комиссию по присуждению дипломов, вел творческую мастерскую в Академии в Ленинграде. Вопросы воспитания молодых художников он ставил на сессиях Академии художеств СССР. В 1951 году он становится доктором искусствоведения. Чем бы ни был занят А.М.Герасимов, какие бы сложные задачи он не решал, он, прежде всего, был живописцем, влюбленным в жизнь, мастером реалистического искусства.

Несмотря на то, что художник долгие годы жил в Москве, он очень любил свой дом в Мичуринске. Здесь жили его родители, его сестра, здесь он женился и у него родилась дочь Галина. Герасимов объехал весь мир, он побывал во многих странах, и когда возвращался из-за рубежа, как правило, сразу же на следующий день приезжал в свой родной Мичуринск. Как - то раз он сказал своей сестре: "Милая Саня! В каких отелях я жил за границей, с микроклиматом, и вот сейчас, когда я приехал в свой родной дом, я готов целовать вот эти камни". Так говорил художник, сидя на скамеечке возле дома и глядя на мощеную из белого камня дорожку, которая вела от дома к мастерской, где он создал свои самые лучшие произведения козловского периода творчества.

После смерти А.М.Герасимова в 1963 году общественность города и области ходатайствовала о создании в городе Мичуринске мемориального музея.


 

 

 

 

« вернуться

Рейтинг 319 (Рейтинг - сумма голосов)
Ваша оценка
Еще файлов 70 из этого альбома
"Портрет балерины О.В.Лепешинской"
"В.И. Ленин на трибуне"
"Семейный портрет"
"Полдень. Теплый дождь"
"Бомбейская танцовщица"
"И.В. Сталин и К Е. Ворошилов в Кремле"
"Портрет В.М. Молотова"
"Вести с целины"
"Гимн Октябрю"
"Натюрморт "Розы"
"Портрет И.В. Сталина"
"Семейный портрет"
"Выступление И.В. Сталина на ХVI съезде партии"
"Айя-София"
"Портрет К.Е. Ворошилова"
"Песня скворца"
"Деревенская баня"
"Яблони в цвету"
"В саду. Портрет Нины Гиляровской"
"Букет цветов. Окно"
"Выступление И.В. Сталина на ХVI съезде партии"
"Выступление И.В. Сталина на ХVI съезде партии"
"Портрет старейших советских художников И. Павлова, В. Бакшеева, В. Бялыницкого-Бирули и В. Мешкова"
"После дождя (Мокрая терраса)"
"Выступление В.И. Ленина на Пленуме Моссовета 20 ноября 1922 года"
"И.В.Сталин делает отчетный доклад на ХVIII съезде ВКП(б) о работе ЦК ВКП(б)"
"Корчевание пней"
"Натюрморт с ирисами"
"Натюрморт с арбузом"
"Из жизни казаков"
"Тарас Бульба" 2
"Тарас Бульба" 1
"Встреча президента США Франклина Делано Рузвельта и шаха Ирана Мохаммеда Реза Пехлеви"
"Монастырская роща"
"Женскй портрет"
"Этюд к портрету балерины О. Лепешинской"
"Портрет А.П. Троицкого"
"Жданов Андрей Александрович (в гробу)"
"Тарасова Алла Константиновна"
"Щаденко Ефим Афанасьевич"
"Ворошилов Климент Ефремович"
"Ханаев Никандр Сергеевич"
"Яковлев Борис Иванович"
"Теплый дождь"
"Деревья в цвету"
"Колхозное поле"
"На бергу Сены. Предместье Парижа" (LA SIENE A SAINT-CLOUD)
"Половецкие пляски"
"После грозы"
"Рожь"
"У моря"
"Памятник Пушкину"
"Портрет дочери"
"Женский портрет"
"Портрет актрисы А.К. Тарасовой"
"Портрет Мичурина"
Иллюстрация к "Тарасу Бульбе"
"Натюрморт. Полевые цветы"
"Степь цветет"
?
?
?
?
"Портрет комбрига Тимофея Тимофеевича Шапкина"
"Крестьянские гонки"
"За чаем. Портрет родителей художника"
"Портрет жены"
"Ленин на митинге"
"Поргтрет обнаженной"
"Сталин в кабинете"
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования