10 марта 2013
"И.В. Сталин и К Е. Ворошилов в Кремле". Автор: Герасимов Александр Михайлович Alexander Gerasimov
Изобразительное искусство / Живопись / Реализм / Альбом Герасимов Александр Михайлович Alexander Gerasimov
Разместил: Ивасив Александр


« Предыдущее фотоСледующее фото »

"И.В. Сталин и К Е. Ворошилов в Кремле"

 

 

Холст, масло 296 x 386 см

Государственная Третьяковская галере

 

Идеологический смысл огромного полотна «И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле» должен был раскрываться для каждого советского человека доходчиво и ясно. В устремленных взорах Сталина и Ворошилова читались сила и непреклонная большевистская воля – каждый зритель мог убедиться, что на страже созидательного социалистического труда советского народа стоят партия, советское правительство, испытанная в боях Красная Армия. Идейный замысел первоначально подчеркивался еще и вербально: картина называлась «На страже мира». 

Мирный труд на картине действительно присутствует. Москва строится, как и вся страна, крепнет советская Отчизна. В панораме Замоскворечья видны новые здания, силуэты экскаваторов; дымят фабричные трубы, через Москву-реку протянулся новый Каменный мост. 

Интеллигенция потихоньку называла картину по-другому – «Два вождя после дождя». Опытный придворный живописец неслучайно рядом с главным героем всего советского искусства И.В. Сталиным поставил вторым вождем К.Е. Ворошилова, именно его, а не, например, В.М. Молотова или А.А. Жданова, или М.И. Калинина. Ларчик отрывается просто: Ворошилов был покровителем художника, их даже связывали некоторые дружеские отношения. А.М. Герасимов написал не менее дюжины портретов «железного наркома». И здесь, изобразив его рядом с самим генсеком, маэстро, конечно, хотел польстить своему высокопоставленному благодетелю. 

Не случаен и образ только что прошедшего дождя. Искушенный адепт соцреализма тонко продумал сюжет. Он подчинен общей идее произведения и может пониматься как мотив обновления не только природы, но и всей советской страны с ее новым, социалистическим строем. Вместе с тем Александр Герасимов реализовал здесь свои любимые пейзажные увлечения, которые вдохновенно воплотил, быть может, в лучшей своей лирической картине «После дождя. Мокрая терраса» (1935. ГТГ). Найденные некогда живописные приемы он использовал в официальном полотне. Художнику действительно мастерски удавалось «мокрое»: сырые скамейки, деревья, дорога. И в этом монументальном полотне с вождями, выполненном в серо-серебристом колорите, художник выразительно передал послегрозовые облака, влажный воздух, мокрый асфальтовый тротуар и поручни ограды, омытые дождевой водой. 

Картина удалась, художник явно угодил власть предержащим. Канонический образ вождей воплощал «кремлевский миф», что и сделало полотно «культовым» произведением в тоталитарную эпоху сталинского правления. За нее А.М. Герасимову в 1941 году дали очередную Сталинскую премию.

Биография художника

На главную страницу раздела Изобразительное искусство

 

« Предыдущее фотоСледующее фото »

« вернуться

Рейтинг 4 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования