31 марта 2013
Доу Джордж George Dawe. Автор: Ивасив Александр Иванович
(в альбоме 381 файлов)
Изобразительное искусство / Живопись / Портрет
Разместил: Ивасив Александр
Доу Джордж
George Dawe
(1781 - 1829)
Английский художник Джордж Доу (1781-1829) был известен в Европе как модный портретист, мастер репродукционной гравюры; он также создавал исторические, мифологические и жанровые полотна в духе сентиментального романтизма. Доу писал портреты английских генералов, отличившихся в битве при Ватерлоо. В 1818 г. он присутствовал на Конгрессе глав государств Священного союза в Ахене, где был представлен Александру I. Русский император пригласил художника в Россию работать над портретами для Военной галереи Зимнего дворца.
Приехав в Петербург весной 1819 г., Джордж Доу прожил в столице 10 лет. За это время самим художником или совместно с его русскими учениками В.А. Голике (умер в 1848 г.) и А.В. Поляковым (1801-1835) для галереи было выполнено 333 портрета. Осенью 1820 г. в Академии художеств была устроена небольшая выставка работ Джорджа Доу, после которой он был избран почетным членом петербургской Академии художеств. Выставка принесла мастеру огромный успех. С этого времени многие члены царской семьи, придворные и министры, родовитые дворяне и гвардейские офицеры начали заказывать Доу свои портреты. Художник успевал писать всех.
Интересно, что никто из современников не оставил описания его наружности и манер. Он нигде не бывал, почти ни с кем не общался. В Петербурге Доу неутомимо работал, по многу часов простаивая перед мольбертом то в своей дворцовой мастерской, то в богатых домах частных заказчиков.
Первые годы художник работал один, потом была создана целая мастерская. Сначала приехали из Англии граверы - зять Доу, Томас Райт, и младший брат Генри Доу, которые исполняли репродукционные гравюры с произведений Джорджа Доу. Спрос на эти гравюры был очень большим: их приобретали сами изображенные, чтобы дарить близким, их родные, сослуживцы, а также учреждения, которые они возглавляли, учебные заведения, где они учились.
В 1822 г. в мастерской Доу появились два помощника - Александр Поляков и Василий (Вильгельм) Голике. Несмотря на то, что все портреты заносились в каталог Эрмитажа как произведения Джорджа Доу, стилистические различия между ними очевидны. Несомненно, что некоторые из них написаны не самим Доу, а кем-то из его помощников. В 1828 г. Доу получил звание первого портретного живописца русского императорского двора и вскоре покинул Петербург. К этому времени мастер состоял членом петербургской и лондонской Академий художеств, был избран в венскую, флорентийскую, парижскую, мюнхенскую, дрезденскую и стокгольмскую Академии.
В феврале 1829 г. Доу вернулся в Петербург, чтобы написать портрет великого князя Константина Павловича (в рост) и закончить несколько портретов для Военной галереи. Резко ухудшившееся состояние здоровья заставило его уехать в Лондон, где он и умер в октябре 1829 г.
После смерти Доу его зять Томас Райт, приехавший в Россию по делам наследства художника, закончил начатые Доу три поясных портрета генералов, а также портрет великого князя Константина Павловича.
Судя по многочисленным отзывам современников, их поражала в творчестве Доу способность точно передавать облик модели, а также ловкость владения кистью. "Механический прием руки его совершенно особен; кисть широкая, смелая, быстрая, но слишком быстрая... она не кладет, бросает краски, и в другой раз, кажется, не дотрагивается до них... от этого все портреты Доу кажутся работою a la prima, родом эскизов...", - писал П. Свиньин в журнале "Отечественные записки" в 1820 г. Театрально-романтическая приподнятость композиций и эскизность манеры, которую часто принимали за небрежность, вызывали некоторое неудовольствие критиков, в остальном награждавших Доу самыми высокими эпитетами.
________________________
Среди английских романтиков был художник, которого никогда не упрекали в холодности, — это Джордж Доу. Его работы, по словам русского живописца А.Г. Венецианова, «не портреты, а живые лица». Правда, ему менее других повезло с посмертной славой: во множестве авторитетных искусствоведческих книгах это имя… отсутствует. Происходит это потому, что специалисты не понимают, к какой стране его причислить: к Англии, где он сформировался как живописец, или к России, где создал свои самые значительные полотна?
Доу — сын художника, гравера и карикатуриста. Сначала он учился у отца, затем — в Лондонской Академии художеств. Начинал самостоятельную деятельность как гравер, писал и маслом — исторические, мифологические сюжеты, портреты, отличавшиеся изяществом и чувствительностью. Доу быстро приобрел известность, в частности у коронованных особ, и неудивительно, что в 1818 году именно он приехал на Аахенский конгресс глав государств Священного союза для создания портретов участников. Художника представили Александру I. Тот пригласил Доу в Россию для работы над Военной галереей Зимнего дворца, которая должна была сохранить для истории лица героев войны 1812 года.
Доу жил в Петербурге с 1819 до 1829 год. В общей сложности он создал более 330 погрудных портретов генералов — участников Отечественной войны 1812 и походов 1813—1814 годов, большие портреты Александра I, М.И. Кутузова и М.Б. Барклая-де-Толли, герцога Веллингтона, четыре портрета солдат-ветеранов (1828). Изображение Александра I кисти Доу признано лучшим из всех существующих. Ко всему названному прибавлялись, разумеется, частные заказы. Правда, часть картин выполнена с помощью учеников художника, В.А. Голике и А.В. Полякова, а также зятя Т. Райта и младшего брата Г. Доу, но и в них участие мастера было весьма значительно.
Посмертный портрет Дж. Доу (сидит), написанный его учеником
Василием Голике (стоит) в окружении семьи Голике
Клиенты, вне зависимости от своего государственного статуса, с восторгом принимали сделанное Доу: виртуозно исполненные портреты, невероятно похожие и очень быстро — как правило, за три сеанса, — написанные, словно дышали романтическим порывом, жизнью. Доу был избран почетным членом Петербургской Академии художеств (1820), а в 1828 году получил звание первого портретного живописца русского императорского двора. Параллельно Джордж Доу был избран в Лондонскую, Венскую, Флорентийскую, Парижскую, Мюнхенскую, Дрезденскую и Стокгольмскую Академии.
___________________________-
День 25 декабря 1826 года стал большим триумфом для художника. В присутствии императора Николая I, его семьи и ближайшего окружения, большой группы прославленных генералов, изображенных на портретах Доу, зарубежных гостей и культурной элиты столицы состоялось официальное открытие постоянно действующей "Военной галереи" Зимнего дворца. 332 портрета героев Отечественной войны 1812 года и 12 лепных венков за самые блистательные победы русской армии в войне с Наполеоном были представлены присутствующим. Части войск петербургского гарнизона торжественным маршем прошли по площади мимо Зимнего дворца. Самоотверженный труд художника был отмечен высокой наградой Российской империи. А вскоре он получил звание "первого портретного живописца Его Императорского Величества".
Популярности Доу в России очень помог прибывший следом за маэстро его племянник Генрих Доу, превосходный гравер, выполнивший большое количество гравюр с портретов, созданных дядей. Мягкость линий, глубина картины, тонкая игра света, точная экспрессия и документальность оригинала - все это было у Генриха Доу. Ведь английская гравюрная школа с ее давними традициями вместе с германской, следовавшей от Дюрера, считалась лучшей в Европе.
Мы мало знаем о жизни Доу в России. Но вот о характере мэтра кое-что известно. Он был скуповат, любил деньги, но скромен в тратах, трудолюбив. Заказов принимал больше, чем мог выполнить. Стараясь все успеть, Доу зачастую жертвовал качеством, и тогда его небрежность была видна даже неспециалистам. Но он быстро брал себя в руки и старался не допускать подобных послаблений, - и вновь оказывались на высоте его рвение, талант и мастерство.
Девять лет в России - и более 400 полотен (а с неучтенными сторонними - больше 500), несмотря на частые недомогания и болезни. И хотя известно, что не все портреты Доу исполнял один, весь художественный процесс, весь внутренний механизм творения образа и львиная доля физического труда ложились на плечи самого мастера.
Грандиозный труд художника близился к завершению, когда Джордж Доу получил повеление от императора срочно покинуть пределы Российской империи. Доу навсегда уезжал из России. В "Санкт-Петербургских ведомостях", в №№ 36 и 37, в списках отъезжающих за границу 9 мая 1828 года значится и "Джордж Доу, великобританский подданный. Спрос. 1-й Адм. Части 1-го кварт. в доме под № 47, 1". И надо же было так случиться, что 9 мая 1828 года А. С. Пушкин оказался спутником Доу на пароходе, отвозившем художника в Кронштадт, где уезжавшие за границу пересаживались на морские суда, следующие в Европу. . Художник с интересом рисовал Александра Сергеевича в свой большой альбом, а Пушкин писал ему стихи "Господину Дау":
"Зачем твой дивный карандаш
Рисует мой арапский профиль?
Хоть ты векам его предашь,
Его освищет Мефистофель.
Рисуй Олениной черты
В жару сердечных вдохновений,
Ведь юности и красоты
Поклонником быть должен гений".
Этому эпизоду есть подтверждение у первого биографа А. С. Пушкина П. В. Анненкова: "...Мы знаем с достоверностью только то, что в мае 1828 года он был в Петербурге и провожал тогда одного из своих приятелей за границу. На самом пароходе написано было стихотворение "To Dawe Esq-r" ("Господину Дау") и в тетрадях Пушкина помечено: "9 мая 1828 года. Море".
Осенью 1828 года Джордж Доу еще раз вернулся в Россию. Здесь он исполнил свои последние работы, нарисовав в полный рост Кутузова, Барклая-де-Толли, Веллингтона и брата царя, великого князя Константина Павловича. Недомогания донимали его все больше и больше, и он, уже тяжело больной, во второй половине 1829 года вернулся в Англию и вскоре скончался в доме своей сестры, жены гравера Томаса Райта, 10 октября 1829 года. Доу похоронен в Лондоне в часовне-скрипте собора Святого Петра.
В "Санкт-Петербургских ведомостях" за 1829 год № 132 от русских корреспондентов в Англии из Лондона 28 октября сообщалось, что "умерший придворный живописец Дау (Давъ) был членом многих иностранных Академий художеств; он оставил после себя имение в 100.000 ф. стерл. (около 2500.000 рублей), которые он нажил портретами, писанными им с разных Европейских Владетельных и знатных Особ".
Источник: http://fotki.yandex.ru/users/wise-cat/view/1717169/?page=3
Напишите комментарии к этому альбому, владельцу будет приятно
Ивасив Александр, 01.05.2013 в 20:54