14 апреля 2013
Иванов Дмитрий Иванович Dmitry Ivanov. Автор: Донченко А.И.
(в альбоме 1 файлов)
Изобразительное искусство / Живопись / Академизм
Разместил: Донченко Александр
Иванов Дмитрий Иванович
Dmitry Ivanov
(1782 - 1810)
Дмитрий Иванович Иванов относится к тем художникам, которые в любой стране составляют основную часть лиц, посвятивших себя изобразительному искусству. Они становились мастерами, но не настолько большими, чтобы оставлять значительный след в истории изящных искусств. Но и без них ни одно из искусств не существует, ибо лишь массовость (пусть относительная) создает условия для рождения неординарностей. Здесь Россия — не исключение. И это справедливо для наших времен, когда из сотен или тысяч молодых людей, получивших дипломы о специальном образовании, заявляют о себе в лучшем случае десятки. Так было и во время становления русской живописи в XVIII—XIX веках.
Д. Иванов был с 1803 года учащимся Академии художеств. Он занимался у известного мастера и педагога Г.И. Угрюмова и зарекомендовал себя крепким академистом.
В 1805 году юноша получает золотую медаль за выполнение программы, предложенной почетным любителем Академии художеств графом С.О. Потоцким "Представить мужественный подвиг патриарха Никона в укрощении народного бунта". Еще более плодотворным был для Д. Иванова 1806 год, в котором он за рисунки с натуры получил малую и большую серебряные медали, вторую золотую медаль за программу "Прием Владимиром Мономахом греческих послов с богатыми дарами". В том же году он окончил Академию с аттестатом первой степени и шпагой. А в 1808 году Д.И. Иванов за картину "Марфа Посадница" награждается похвальным отзывом. Известно, что в 1808—1810 годы художник в составе историко-археологической экспедиции совершил путешествие по России, где выполнил сотни рисунков, чертежей, копий с древнерусских архитектурных сооружений. Копии Д.И. Иванова с мозаик собора Святой Софии в Киеве современники считали самыми точными копировальными рисунками оригинала. К сожалению, после 1810 года сведения о жизни художника отсутствуют.
____________________________
Дмитрий Иванович Иванов родился в 1782 году. С 1803 года он являлся воспитанником Императорской Академии художеств. Как и многие русские художники того времени, Дмитрий Иванов был учеником живописца Г.И.Угрюмова. Жанр исторической живописи, непревзойденным мастером в котором был его учитель, был изначальным и в творчестве Дмитрия Иванова. Первые золотые медали он получил за картины, созданные именно в этом жанре; произошло это в 1803 году. Для программного произведения, созданного юным художником два года спустя, тему предложил граф Потоцкий, почетный любитель Академии художеств: «Представить мужественный подвиг патриарха Никона в укрощении народного бунта». Эта работа также принесла Иванову золотую медаль.
В 1806 году Дмитрий Иванович Иванов окончил Академию художеств с целой «коллекцией» наград: две серебряные и золотая медали за натурные рисунки и картину «Прием Владимиром Мономахом греческих послов с богатыми дарами», а также аттестат художника первой степени и шпагу, которой награждались лишь избранные выпускники Академии. Тем не менее, большая золотая медаль для Иванова осталась «не взятым рубежом», и за границу для продолжения обучения художник отправлен не был.
Зрелые годы
С 1809 года Дмитрий Иванович Иванов принимает участие в историко-археологической экспедиции, предпринятой Константином Матвеевичем Бороздиным. География экспедиции была очень значительной: в течение первого года ее участники Старую Ладогу, Тихвин, Устюжну, Череповец, Белозерск и Вологду, а затем – Киев, Чернигов, Курск, Боровск и Тулу. Дмитрий Иванов исполнял при экспедиции должность топографа, а также зарисовывал предметы древности, которые обнаруживались в ходе поездок, и многочисленные архитектурные сооружения Северной и Центральной России. Собрание рисунков Иванова, по словам одного из его современников, являлась «главным украшением Публичной библиотеки». Важным достижением для искусства начала девятнадцатого века стали копии Дмитрия Иванова с мозаик собора Софии Киевской – для специалистов они представляли исключительную ценность и брались за основу для исследования. Впервые собрание рисунков Дмитрия Ивановича Иванова, созданных в ходе экспедиции Бороздина в 1809-1810 годах, было опубликовано в 1825 году.
Что же касается самого Иванова, к огромному сожалению, следует констатировать факт: о его жизни и творчестве после 1810 года достоверных известий не сохранилось. Даже дата его смерти исследователям истории русской живописи неизвестна. Предпологают, что Дмитрий Иванович покинул столицу и поселился в провинции. По мнению ряда исследователей, он пробовал себя в области книжной графики; возможно, именно он создал графические портреты И. И. Хемницера, князя И. Ф. Паскевича-Эриванского, и графа П. X. Витгенштейна для различных изданий.
Самые известные картины Дмитрия Ивановича Иванова
В 1808 году Дмитрий Иванов представляет на суд любителей живописи произведение под названием «Вручение пустынником Феодосием Борецким меча Ратмира юному вождю новгородцев Мирославу, назначенному Марфой Посадницей в мужья своей дочери Ксении». Это пространное название – полное наименование картины, которую в просторечии принято именовать просто «Марфа Посадница» - по имени центральной фигуры, изображенной на полотне. Марфа Борецкая, вдова новгородского посадника Исаака Борецкого, в шестнадцатом столетии являлась важной политической фигурой на Севере России. Эта женщина в период противоборства Москвы и Новгорода возглавила антимосковскую «партию», выступавшую за переход Новгорода в литовское подданство. Неоднозначный, но вызывающий отчетливые эмоциональные ассоциации исторический образ Марфы требовал правильного раскрытия, и это с блеском удалось Дмитрию Иванову. Безусловно, в жанре исторической живописи картина «Марфа Борецкая» является вершиной его творчества. Как график же, Дмитрий Иванович достиг своего максимального раскрытия во время экспедиции Бороздина, и его достижения в этой области еще ждут своего исследователя.
Принадлежность картин Дмитрия Ивановича Иванова к художественным стилям
Дмитрий Иванович Иванов в стилевом отношении был представителем классицизма. О его уже упомянутой картине «Марфа Борецкая» в посвященной Иванову статье Большой Советской Энциклопедии 1936 года было сказано буквально следующее: «картина эта в настоящее время является самым ярким образцом рус. классицизма эпохи империи, с которым по стилевой типичности не могут идти в сравнение произведения других русских классиков». К этому исчерпывающему определению трудно что-либо добавить.
Музеи и галереи – места выставок картин Дмитрия Ивановича Иванова
Две серии рисунков, каждая из которых включает по сорок восемь рисунков, созданных Ивановым в ходе экспедиции Бороздина, с начала девятнадцатого столетия хранились в собрании Публичной библиотеки. Коллекция рисунков Иванова, по словам одного из его современников, являлась «главным украшением Публичной библиотеки». В фондах этой библиотеки, ныне библиотеки имени Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге, рисунки Дмитрия Иванова хранятся и сегодня. В Санкт-Петербурге же, а именно в Государственном Русском музее, хранится и экспонируется картина «Марфа Посадница»; что касается эскиза к ней, его можно видеть в фондах Государственной Третьяковской галереи в Москве.
Напишите комментарии к этому альбому, владельцу будет приятно:
Донченко Александр, 01.05.2013 в 17:06