03 мая 2013
Крендовский Евграф Федорович Krendovsky Yevgraf. Автор: Донченко А.И.
(в альбоме 13 файлов)
Изобразительное искусство / Живопись / Академизм
Разместил: Донченко Александр
Крендовский Евграф Федорович
Krendovsky Yevgraf
(1810 - 1854)
Судьба человека и художника Евграфа Федоровича Крендовского не совсем типична для русских живописцев первой половины XIX века. Получив начальное художественное образование в Арзамасской школе живописи А.В. Ступина, молодой Евграф Крендовский в 1830 году приезжает в Петербург, чтобы продолжить обучение в школе А.Г. Венецианова.
Кроме того, упорный юноша вольноприходящим учеником берет уроки в Академии художеств (1830—1835). Видимо, выпускной картиной Е. Крендовского в Академии стало полотно "Тронный зал императрицы Марии Федоровны в Зимнем дворце" (1835). Картина явно удалась художнику. Ему оставалось развить свой успех и стать со временем известным живописцем.
Однако уже в 1836 году Е.Ф. Крендовский уезжает на свою малую родину — в Кременчуг, где живет и творит в имении помещицы В.М. Остроградской. Он обучает рисунку и живописи детей хозяйки усадьбы и пишет картины, на которых лежит отпечаток его пребывания в школе первооткрывателя народного жанра Алексея Венецианова.
До нас дошло совсем немного из выполненного художником — немногим более двадцати его полотен, миниатюр, акварелей. Представленная картина характерна для творчества Е.Ф. Крендовского: четкая пропись не только персонажей "сборов", но и интерьера и предметов быта. С 1854 года сведения о художнике отсутствуют. Он прошел свой путь от "Тронного зала..." до ухода в неизвестность. Возможно, он был счастлив на этом пути.
________________________________
Имя Евграфа Федоровича Крендовского (1810 — после 1853) не относится к числу прославленных, всем известных. Интерес к его творчеству возник сравнительно недавно, в его биографии еще очень много белых пятен — даже неизвестно точно, когда он умер. Тем не менее при экспонировании (большинство произведений художника хранится в Третьяковской галерее) полотна его не теряются среди тех, которые представляются нам классическими.
Первые биографические сведения о Крендовском приводят нас в город Арзамас. Один из обычных городов русской провинции, в первой половине XIX века он стал известен среди многих любителей искусства, в том числе и в столице, своей художественной школой. Эта была первая в России провинциальная частная школа. Основал её в 1802 году выпускник Петербургской Академии художеств А. В. Ступин. Вот в этой школе — помещалась она в ампирном особняке на одной из тихих улиц Арзамаса — учился некоторое время Евграф Федорович. Мы ничего не знаем ни о его успехах, ни об отношении к школе, к принятой там методике преподавания. Но, по всей видимости, не все его устраивало, не прижился он у Ступина.
Бедность и, может быть, неуверенность в себе, в своих возможностях не позволяли Крендовскому мечтать о поступлении в Академию художеств. Но услышав о школе, которую открыл для бедняков в своем доме художник Венецианов, он устремился к нему. Было это в 1830 году.
В это время Алексею Гавриловичу Венецианову шел уже шестой десяток. Жил он большей частью в деревеньке Сафонково Тверской губернии, предпочтя независимость, возможность работать не по академическим канонам и правилам, а так, как казалось ему необходимым для славы русского искусства. Свой талант «он обратил на изображение одного отечественного, на представление предметов, его окружающих, близких к «го сердцу...» Участливость была одной из самых главных черт его характера. Именно эта черта, наверное, определила то, что начал он окружать себя учениками, образовал школу. Вот как рассказывает об этом один из его учеников А. Н. Мокрицкий: «Мы все пришли к нему голышами; у каждого были свои нужды; он помогал нам всячески, и все мы теперь едим хлеб, и кто жив из нас, все живем его попечением о нас... И знаете, что еще? Ни один из нас дурным путем не пошёл; он нас воспитывал, и учил добру, а некоторых и грамоте заставлял обучиться. Его семейство было нашим семейством, там были мы, как его родные дети; по воскресеньям сходились у него приятели обедать, оставались и на вечер: он любил общество; много умных людей бывало у него, много и прекрасных гостей собиралось, и побеседуем, бывало, и послушаем умных бесед, и потанцуем, и подурачимся, и вовремя по домам, на койку, встанем пораньше да... в Эрмитаж. Многих он своими ходатайствами на свободу вывел, обо всех хлопотал и заботился, как о своих собственных детях; тому урочек достанет, тому работку».
Отеческая заботливость, стремление окружить учеников домашним теплом, отношение к ним, как к коллегам, равным ему во всем,— это существенная часть педагогики Венецианова. Конечно, важно, что он требовал не копирования образцов, а прежде всего умения писать с натуры, «ставил глаз» ученика на предметах, окружающих людей в повседневном быту; считал, что изучение словесности и метафизики не менее обязательно, чем овладение рисунком. И все-таки, думается, решающим в его школе было уважительное отношение к личности ученика, к возможности его самостоятельного развития. Это и определило успехи, возможность свободного проявления каждого. Широко известны картины учеников Венецианова: Г. В. Сороки, А. А. Тыранова, А. А. Алексеева, Н. С. Крылова.
Е. Ф. Крендовский появился в школе Венецианова в годы, когда она переживала расцвет. Известно, что, как и другие ученики, Евграф Федорович писал перспективы. В залах Эрмитажа и Зимнего дворца с любовной тщательностью запечатлевались все предметы и детали интерьера. Эти работы представляют сейчас не только художественную, но и историческую ценность. К сожалению, не сохранилась одна из интереснейших картин художника «Семь часов вечера» (она известна по литографии). Изображена комната художников Чернецовых, хозяева и гости беседуют в сумерках, кто-то наигрывает на гитаре, кто-то задумался, потягивая трубочку... В «Сборах художников на охоту» (1836 год, хранится в Третьяковской галерее) в небольшой комнате помещичьего дома с подкупающей естественностью Крендовский располагает группу людей в бекешах, охотничьих сапогах, заканчивающих приготовление к охоте. На переднем плане он изображает себя. Но вот какая характерная черта: то ли из скромности, то ли не желая нарушить естественные сценки, Крендовский пишет себя, повернувшим голову так, что лица его мы не видим.
«Площадь провинциального города» (Государственная Третьяковская галерея) — одна из основных работ художника, она и по размерам превосходит другие полотна Крендовского. Это одна из тех картин, которые при долгом рассматривании читаются, как книга: каждая группа изображенных здесь людей (а всего их на картине больше пятидесяти) представляет различные слои провинциального общества. Вот чиновница под зеленым зонтиком выступает со своими сыновьями, и благопристойность поведения детей невольно вызывает улыбку: так нелепы гимназист в кургузом мундирчике и белых перчатках и хлопчик в широкополой соломенной шляпе, идущий впереди, выпятив живот и скрестив на нем руки. Молодой щеголь в цилиндре, с тросточкой с чисто провинциальной непринужденностью обсуждает какие-то свои дела с купцом или подрядчиком; офицеры беседуют с помещиком. Что-то везут чумаки на возах, погоняя ленивых волов; зазевалась на прохожих баба с ведрами; мчатся пролетки с седоками; лениво копаются в пыли свиньи... Ничто не нарушает раз и навсегда заведенного порядка, жизнь течет степенно, неторопливо, в границах и рамках, как бы установленных на века.
В мягкой усмешке художника, в его любви и мастерстве бытописательства есть что-то, напоминающее Гоголя. Но это сначала только кажется. Вот как описывает Гоголь площадь провинциального города в первом томе «Мертвых душ», когда Чичиков идет с Маниловым совершить купчую крепость: «...они дошли наконец до площади, где находились присутственные места: большой трехэтажный каменный дом, весь белый, как мел, вероятно, для изображения чистоты душ помещавшихся в нем должностей; прочие здания на площади не отвечали огромностию каменному дому. Это были: караульная будка, у которой стоял солдат с ружьем, две-три извозчичьи биржи и, наконец, длинные заборы с известными заборными надписями и рисунками, нацарапанными углем и мелом; более не находилось ничего на сей уединенной, или, как у нас выражаются, красивой площади». Усмешка Гоголя гораздо язвительней, саркастичней, само отношение к изображаемому другое. Крендовскому ближе то понимание жизни, которое перенял он у Венецианова: ощущение полнокровности бытия, утверждение эстетической значимости повседневной, неприукрашенной реальности.
Точной даты написания этого полотна мы не знаем, Возможно, художник работал над ним, когда покинув школу Венецианова, обосновался на Украине близ Кременчуга, где и умер.
Л. Осипова
Источгик: http://www.forsfortuna.com/people/406-evgraf-krendovskij-ploshhad-provincialnogo-goroda.html