31 мая 2013
Лучанинов Иван Васильевич Luchaninov Ivan. Автор: Донченко А.И.
(в альбоме 3 файлов)
Изобразительное искусство / Живопись / Академизм
Разместил: Донченко Александр
Лучанинов Иван Васильевич
Luchaninov Ivan
(1781 - 1824)
Как и многие известные отечественные живописцы того времени Иван Васильевич Лучанинов начинал свой путь в изобразительное искусство с вольноприходящего ученика Академии художеств. Его успехи в портретной живописи были очевидными, поэтому в 1809 году его зачисляют в штатные академисты с казенным содержанием.
Всеобщий национальный подъем русского общества в 1812 году, видимо, способствовал обращению живописца к патриотической теме. Он пишет картину "Рекрут, прощающийся со своим семейством", за которую получает от Академии большую золотую медаль, аттестат первой степени со шпагой и звание художника XIV класса. В том же году, развивая патриотическую тему в своей живописи, И.В. Лучанинов пишет полотно "Благословение ополченца 1812 года", на которое не менее патриотичное руководство Академии отвечает присвоением художнику звания академика. И в последующие годы И.В. Лучанинов с любовью к живописи и стране продолжал создавать свои произведения на достаточно высоком уровне мастерства.
__________________________
Статья В.Никитина, г. Вышний Волочек
"Старые мастера. Иван Васильевич Лучанинов"
В истории торопецкой земли и отечественного изобразительного искусства остались имена живописцев Ивана Васильевича Лучанинова, Ивана Лазаревича Москвитинова, Якова Яковича Филимонова, реставратора Андрея Филипповича Митрохина. Все они жили и работали в XVIII и первой половине XIX века. Их правомерно называли старыми мастерами. В XIX веке творческую стезю уроженцев Торопецкого края продолжили Нил Алексеевич Гоголинский, Иван Абрамович Клюквин, Василий Егорович Раев и другие иконописцы и живописцы.
Сегодня трудно говорить, какой след оставили старые мастера в отечественном изобразительном искусстве даже своего времени. Крайне мало сохранилось их произведений и документов с биографическими сведениями, публикаций в книжных, журнальных и газетных изданиях.
И все же поиски в архивах, музеях, библиотеках позволили открыть интересные страницы, напечатать в разные годы материалы в газетах «Знамя труда». «Калининская правда», в сборниках «Торопец» (1974 г.) и «Торопец: прошлое и настоящее (1996 г.), в центральных изданиях. Некоторые имена вошли в дореволюционные и советские монографии по искусству, словари, энциклопедии, каталоги. Так совпало, что 2001 год являлся юбилейным для И. В. Лучанинова, А. Ф. Митрохина, Я. Я. Филимонова, В. Е. Раева. Даты не относились к круглым. Но не хотелось, чтобы остались незамеченными - они ин- тересны и в биографиях художников, и в истории торопецкой земли.
В 2001 году исполнилось 220 лет со дня рождения Ивана Васильевича Лучанинова.
И. В. Лучанинов - один из немногих уроженцев торопецкой и тверской земли XVIII века, представленный в Тверской областной картинной галерее. В ее собрании находится «Портрет лейб-медика Ивана Федоровича Рюля», 1823 г. Но в творческом наследии известны и заказные парные портреты Ф.Ф.Макарова и А.В.Макаровой. Есть сведения об иконах «Поклонение ангелов», «Поклонение пастырей» и «Явление Иисуса Христа по воскрешении на море Тивердианском», которые до 1914 года находились в Казанском соборе в Петербурге. Кроме того, известны копии полотен «Портрет императора Александра I» с Жерара, «Лестница Иакова», «Отдых святого семейства» с Мурильо, входившие в известную картинную галерею Ф.И.Прянишникова. Художник копировал их в Государственном Эрмитаже.
Но известность И. В. Лучанинов приобрел за полотно «Благословение ополченца 1812 года» (Государственный Русский музей), написанное в год Отечественной войны. Это была программная работа на звание художника, выполненная в год окончания Петербургской академии художеств. Она была удостоена золотой медали. Работу отличало большое патриотическое звучание. Актуальной была и тема. Позднее автор сделал с нее три повторения, известные под названием «Рекрут, прощающийся со своим семейством». Живописное полотно послужило оригиналом для одноименной шпалеры в отделе русской культуры Государственного Эрмитажа. Одно из повторений экспонируется в Государственной Третьяковской галерее, где представлен и большой эскиз к картине «Дорогой гость». Еще один эскиз хранится в музее изобразительных искусств в Ашхабаде.
Родился И. В. Лучанинов в 1781 году в Торопце в довольно богатой купеческой семье, и ему удалось получить профессиональное образование в единственном в России престижном учебном заведении -Академии художеств. Вначале он значился «вольноприходящим», а с 1809 года - в числе действительных учеников.
В 1811 году он выступает на конкурсе на золотую медаль по программе: «Представить поход под Казань царя Ивана Васильевича...».Он мог заниматься по классу исторической живописи. Но нет сведений, была ли написана эта программная работа. Историческая тема отражена в главном его произведении «Благословление ополченца 1812 года». Однако по сохранившимся и упоминаемым в документах работам художник отнесен в искусствоведении к портретистам и авторам копий с полотен крупных зарубежных художников.
После окончания академического курса И. В. Лучанинову как лучшему было предоставлено право участвовать в конкурсе для совершенствования мастерства за границей.
Но началась война. И художник, оставшийся в России, пишет картины на религиозные темы, работает по заказам. Заказы были ответственными и выгодными - даже от императорского двора.
Умер И. В. Лучанинов в 1824 году. У него, как у многих живописцев того века, не оказалось биографа. Хотя имя его называлось в каталогах академических выставок, в отчетах о них. Называется и сегодня.
Сохранившиеся произведения показывают И. В. Лучанинова хорошим знатоком и умелым мастером рисунка, композиции, цвета и света. Художник из Торопца стоял у истоков русской реалистической живописи.