14 июня 2013
Матэ Василий Васильевич Vasiliy Mate. Автор: Донченко А.И.
(в альбоме 29 файлов)
Изобразительное искусство / Графика / Гравюра
Разместил: Донченко Александр
Матэ Василий Васильевич
Vasiliy Mate
(1856 - 1917)
1856 г., близ г. Эйдкунен, Восточная Пруссия 1917 г., Петроград
Портрет В.А.Матэ работы В.А.Серова
Творчество В.В.Матэ знаменует одновременно и вершину и заключительный этап в развитии русской репродукционной гравюры. Любимый и самый талантливый ученик Л. А. Серякова, которому тот завещал свои инструменты, Матэ работал в гравюре на дереве и в офорте.
Художественное образование он получил сначала в Рисовальной школе при Обществе поощрения художников (1870-75), а затем в гравировальном классе Петербургской АХ (1875-80), руководимом Ф. И. Иорданом. В качестве пенсионера Академии художеств с 1880 по 1884 г. Матэ совершенствовал свое мастерство в Париже у знаменитого офортиста Гайяра и ксилографа А. Паннемакера.
Мастер репродукционной гравюры. Работал преимущественно в техниках ксилографии и офорта. Искусно копируя живописные и графические оригиналы, Матэ всегда стремился привнести в них своё индивидуальное восприятие и новые стилистические оттенки.
За свою жизнь Матэ выполнил огромное количество репродукционных листов. Только в офорте их 278, причем 225 из них - портреты. Но наибольших успехов он достиг в области черно-белой ксилографии, виртуозно имитируя живописные и графические оригиналы. "Особенным успехом пользовались его факсимиле карандашных рисунков, технику которых он передавал изумительно, имитируя до иллюзии не только штрих, но и притирки пальцем и растушевкой, характер свинцового карандаша, итальянского или сангины", - писал о художнике И. Э. Грабарь. Сам же Матэ относился к работе гравера творчески и не сводил ее лишь к повторению оригинала. "Гравер не есть скучный копиист, а создатель нового мира образов, где картину художника он переводит на свой язык, придает новые оттенки". И еще: "Гравер переносит в гравюрную копию свою индивидуальность, которая всегда, сочетаясь с вдохновением автора-художника, создает новое произведение, полное жизни и такой прелести, какую оценит и сам автор картины".
Работа Бориса Кустодиева 1902 г.
Однако время репродукционной гравюры уже проходило. Она не выдерживала конкуренции с фотомеханическими способами печати, стремительно развивавшимися в России в 1890-е гг. Лучшие ксилографии Матэ датированы второй половиной 1880-х - началом 1890-х гг. Это такие шедевры, как воспроизведение "Боярыни Морозовой" (ок. 1887) В. И. Сурикова по фотографии, присланной Матэ самим живописцем, а также несколько листов с эскизов картины И. Е. Репина "Запорожцы". Особенно хороша голова "Смеющегося запорожца" (1892), не вошедшая в окончательный вариант репинской картины.
С 1899 г. Матэ переходит с ксилографии на технику офорта, которая, по его мнению, давала большие возможности для творческой интерпретации оригинала. Лучшими его работами в этой области справедливо считаются портреты. Причем по глубине трактовки образов и виртуозному исполнению выделяются изображения М. П. Беляева и П. М. Третьякова (1894, с известного портрета И. Е. Репина).
Важное значение имела для развития гравюры в России и преподавательская деятельность Матэ в Центральном училище технического рисования барона Штиглица (1884-1909), в качестве профессора гравюры в Академии художеств (1894- 1917), наконец, в Рисовальной школе при Общества поощрения художников (с 1911), где начинал он сам.
Учениками Матэ были такие впоследствии знаменитые граверы, как А.П.Остроумова-Лебедева, И.Н.Павлов, П.А.Шиллинговский и др. Кроме того, разным граверным техникам Матэ обучал И. Е. Репина, В. А.Серова, И. И. Левитана, Б. М. Кустодиева, К. А. Сомова, Е. Е. Лансере, Л. С. Бакста, К Ф. Юона.
_____________________
В.В.Матэ и его ученики
Василий Васильевич Матэ (1856-1917) - известный художник и педагог, выдающийся мастер репродукционной гравюры конца XIX столетия.
Искусству гравюры В.В.Матэ учился в Рисовальной школе при Обществе Поощрения Художеств у Л.А.Серякова и в Академии художеств у Ф.И.Иордана (с 1875 по 1880 год). Главным направлением деятельности В.В.Матэ-художника было воспроизведение при помощи гравировальных техник картин и рисунков других авторов.
Уже в начальный период творчества он осуществил интересный опыт цветного репродуцирования, создав ксилографию с фрагмента картины А.А.Иванова "Явление Христа народу". Работа была выполнена на одной доске, а печать произведена двумя красками - черной и коричневой. Цветовые отношения оригинала при этом переданы с большой точностью.
После окончания Академии В.В.Матэ была присуждена серебряная медаль и заграничное пенсионерство. В Париже он брал уроки у знаменитого ксилографа Адольфа Паннемакера, одновременно занимаясь офортом у крупнейшего офортиста своего времени Клода Гальяра. В.В.Матэ скоро стал знаменит.
Вернувшись в Россию, он работал как в ксилографии, так и в офорте, создав огромное число факсимильных воспроизведений картин и рисунков. Эти две техники, ксилографию и офорт, В.В.Матэ преподавал своим ученикам. Педагогическую деятельность он начал в 1884 году в Училище технического рисования барона А.Л.Штиглица.
В 1894 году его пригласили в качестве профессора на кафедру гравюры Петербургской Академии художеств. Здесь В.В.Матэ фактически возродил искусство гравирования, пришедшее к тому времени в упадок. Он охотно принимал всех, в ком замечал задатки способного мастера гравюры. Он был своеобразным преподавателем: никогда не правил рисунки, однако умел очень точно объяснить ученику, в чем состояла ошибка. В.Д.Фалилеев вспоминал: "Все его указания были обращены ко мне не как к технику - граверу, а как к художнику, постигающему внутреннюю суть гравюры как искусства". Мастерская В.В.Матэ была центром, объединяющим художников, интересующихся судьбами русской графики, и при том не только учащихся Академии, но и зрелых мастеров.
Под руководством В.В.Матэ занимались такие известные художники, как И.Е.Репин и приезжавший из Москвы для исполнения живо писных заказов В.А.Серов. Многие из учеников В.В.Матэ последовали примеру своего учителя, став художниками - репродукционистами, и достигли на этом поприще значительных результатов. Вместе с тем он воспитал целую плеяду известных мастеров, возродивших оригинальный эстамп в России. На выставке были представлены работы художников, избравших путь peintre-graveur`а, т.е. гравера-художника. Каждый из них пришел в мастерскую В.В.Матэ, с определенным художественным опытом. Николай Николаевич Герардов (1873-1919) окончил Одесскую рисовальную школу и прежде чем принять решение о переходе (в 1898 году) в гравировальную мастерскую, пять лет обучался на живописном отделении Академии Художеств. Одновременно с Н.Н.Герардовым поступил вольнослушателем к В.В.Матэ выпускник Киевской рисовальной школы Валентин Иванович Быстренин (1872-1944), также несколько лет до этого проучившийся в Академии. Вадим Дмитриевич Фалилеев (1878-1950) после окончания Киевской школы живописи в 1903 году поступил на живописное отделение Академии Художеств; с 1905 года он обращался к В.В.Матэ за советами, а в 1907 году написал прошение о переводе в его мастерскую.
Будущий архитектор Иван Александрович Фомин (1872-1936) не числился в списке учеников В.В.Матэ. Но во время учебы в Академии он совмещал занятия в архитектурной мастерской Л.Н.Бенуа с посещением гравёрного класса, что позволило ему воплотить дипломный проект по архитектуре в серии офортов ("Проект курзала на Минеральных водах"). Анна Петровна Остроумова-Лебедева (1871-1955), поступив в 1889 году в училище А.Л.Штиглица, начала занятия с мастерской В.В.Матэ, однако вскоре её покинула, разочаровавшись в репродукционной гравюре. Поучившись в Академии художеств у И.Е.Репина, побывав в известных мастерских Парижа - она вернулась в 1899 году к В.В.Матэ, уже преподававшему в Академии. Каждый из этих художников внес свой значительный вклад в развитие оригинального эстампа. Отказавшись от тоновой гравюры, А.П.Остроумова-Лебедева впервые в России стала использовать в ксилографии цвет. Она делала несколько досок, печатая каждый цвет с новой доски.
Проблема цвета в гравюре стала главной и для В.Д.Фалилеева. Он одним из первых в России обратился к новому материалу - линолеуму. На выставке экспонировался первый опыт его использования- "Спящий кучер", где линолеум ещё сочетается с деревом. С именами В.И.Быстренина, Н.Н.Герардова и И.А.Фомина связано возрождение офорта, стремление максимально использовать его изобразительные возможности. Придав офорту монументальность, И.А.Фомин возродил традицию архитекторов прошлого - запечатлевать в эстампах не только свои сооружения, но и их проекты. Жанровое разнообразие, смелые композиционные решения, тактичное введение цвета характеризуют все произведения, которые были представлены на выставке . Большинство из них исполнены еще во время пребывания авторов в мастерской В.В.Матэ.
Источник: http://www.rusmuseum.ru/exhib/lenta/exhibition1999/exhibition892/