15 июня 2013
Махаев Михаил Иванович Michael Makhaev. Автор: Донченко А.И.
(в альбоме 16 файлов)

Изобразительное искусство / Графика / Гравюра
Разместил: Донченко Александр

 

 

 

 

Махаев Михаил Иванович 

 

Michael Makhaev

 

(1718 - 1770)

 

 

 

Главное жизненное поприще замечательного русского гравера и рисовальщика середины XVIII в. М. И. Махаева определилось далеко не сразу. Одиннадцати лет он был отдан на обучение в Адмиралтейскую академию.

 

В 1731 г. направлен вместе с несколькими другими учениками в мастерскую Академии наук по инструментальному мастерству (изготовление теодолитов и прочих приборов, необходимых для снятия планов и составления географических карт). 

 

Еще через три года юноша был переведен в мастерскую ландкартного и словорезного дела к мастеру-граверу Г. И. Унфецахту. Здесь Махаев задержался надолго. В начале 1740-х гг. он уже считался лучшим литерным специалистом и в случае отсутствия Унфецахта фактически исполнял его обязанности.

 

Очень велика роль Махаева в разработке различных типов русских шрифтов. Он собственноручно писал тексты на дипломах, вручаемых вновь избранным почетным членам Академии наук, в том числе М. В. Ломоносову и В. К. Тредиаковскому. Позже, в 1752 г., именно Махаеву поручили исполнить составленные Ломоносовым надписи на щитах серебряной гробницы Александра Невского.

 

В 1740-х гг. Махаев по собственному желанию начал посещать рисовальный класс Академии наук, которым руководил известный художник-декоратор Дж. Валериани. В 1745 г. Махаеву официально указано обучаться "першпектам", то есть правильному перспективному изображению архитектурных видов. И здесь руководителем его был прекрасно знавший перспективную науку Валериани.

 

Фактически Махаев стал первым в России мастером в этой области. И как оказалось - вовремя. Новую российскую столицу мало еще знали в Европе. Для исправления этого положения и в ознаменование близящегося 50-летия Петербурга было решено издать план столицы. Затем - дополнить его "представлениями" "знатнейших публичных строений города" и издать их отдельным альбомом. Снятие видов поручили Махаеву. В работе художник использовал камеру обскуру - оптический прибор, позволявший при помощи системы линз и зеркал получить на листе фотографически точное изображение наблюдаемого объекта.

 

С конца XVI и до середины XIX столетия камеру-обскуру применяли многие живописцы. За два года художник исполнил 20 видов. Из них Совещанием по делам художественным во главе с Я. Штелиным и Дж. Валериани для гравирования были отобраны 19. Работа над "першпектами" шла так. Первоначальный рисунок Махаев исправлял в соответствии с замечаниями Валериани, уточнял детали (в случае необходимости) по архитектурным проектам изображаемых зданий, дополнял (с помощью учеников) стаффажем - фигурками людей, экипажами и т. п. Затем проходил рисунок пером и завершал отмывкой тушью. Махаев достиг большой тонкости в изображении деталей архитектуры и вместе с тем не утратил чувства целого. Ему удавалось передать и световоздушную среду.

 

Композиционный поиск художника не ограничивался выбором "кадра" и размещением стаффажа. Так, в "Проспекте Государственных Коллегий с частью Гостиного двора в восточную сторону" Гостиный двор сильно развернут на юго-восток, а в "Проспекте вверх по Неве от Адмиралтейства и Академии наук к востоку" Петропавловская крепость очень приближена к Стрелке Васильевского острова. Рисунки Махаева можно считать уже не просто архитектурными видами, но архитектурными пейзажами, первыми в России. При переводе в гравюру они много теряли, становились грубее и проще. Сам Махаев ограничивался здесь нанесением на доску первоначальных линий и вырезанием пояснительных надписей.

 

Альбом "першпектов" был издан в 1753 г. и рассылался по европейским столицам. И в дальнейшем Махаев трудится активно: делает 7 рисунков Каменного острова в Санкт-Петербурга (1753-57); с 1754 г. занимается снятием "першпектов" окрестностей столицы (среди них "Вид Большого дворца в Петергофе", "Вид дворца в Ораниенбауме", оба 1755, и др.). Всего в 1748-56 гг. он выполнил более 30 "першпектов", но многие из этих работ не сохранились.

 

По заказу графа П. Б. Шереметева Махаев исполняет альбом видов его знаменитой усадьбы Кусково. Продолжает создавать виды Петербурга и его ближайших пригородов ("Вид от Крюкова канала вверх по реке Мойке с изображением дворца П. И. Шувалова", 1757-59; "Вид Санкт-Петербурга вниз по Неве-реке", 1759-60; "Стрелина мыза на Финляндском заливе", 1761-63, и др.).

 

Правда, одна из последних крупных работ художника связана с Москвой - "Вид Кремля из Замоскворечья между Каменным и Живым мостом к полудню" (1766). Махаев имел учеников, об устройстве будущего которых он всячески заботился, особенно когда основные художественные работы были переданы из ведения Академии наук в ведение АХ. Махаев носил почетное звание "Академии наук ландкартный гравер и в перспективе мастер". Однако ни талант, ни трудолюбие не принесли ему материального достатка. В этом отношении судьба художника оказалась типичной для России.

 

В 2008 году вышла книга:

 

"МИХАИЛ ИВАНОВИЧ МАХАЕВ"

 

 

 

Автор К. В. Малиновский

 

 

 

Книга посвящена жизни и творческому пути знаменитого русского рисовальщика проспектов. В ней рассказывается о деятельности художественного департамента Академии Наук, где всю жизнь работал Махаев, и о людях, его окружавших. 125 иллюстраций воспроизводят не только гравюры по его рисункам, но и созданные им подготовительные рисунки к гравюрам, в том числе недавно открытые автором. Написанная живым, доступным языком книга предназначена как для историков искусства, так и для широкого круга читателей.

 

Издательство «Крига». Санкт-Петербург, 2008. 224 с. Переплет. Тираж: 1000 экз. ISBN: 978-5-901805-37-4

 

 

Источник: http://www.kolohouse.com/maxaevmalin

 

 

 

 

« вернуться

Рейтинг 0 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Еще файлов 16 из этого альбома
"Третий Зимний дворец в Петербурге"
"Зверинец, или Охотничий павильон в Царском Селе"
"Летний дворец Елизаветы Петровны и парадный двор перед ним. Вид с юга"
"Вид Большой Немецкой (или Миллионной) улицы от Главной аптеки к Зимнему дворцу"
"Вид на Фонтанку"
"Вид на Петропавловскую Крепость"
"Петергофский Дворец"
"Портрет первого русского солдата С.Л. Бухвостова"
"Проспект вверх по Неве-реке от Адмиралтейства и Академии наук к востоку"
"Проспект здания Государственных коллегий с частью Гостиного двора"
"Проспект вверх по реке-Неве к востоку между галерною верфью и 13-й линией Васильевского острова"
"Проспект биржи и Гостиного двора вверх по Малой Неве реке"
"Вид Петергофского дворца"
"Проспект Ораниенбаума"
"Вид Невского проспекта в сторону Адмиралтейства"
"План столичного города Санкт-Петербурга с изображением знатнейших проспектов"
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования