14 июля 2013
Пименов Юрий Иванович Yuri Pimenov. Автор: Донченко А.И.
(в альбоме 234 файлов)
Изобразительное искусство / Живопись / Импрессионизм
Разместил: Донченко Александр
Пименов Юрий Иванович
Yuri Pimenov
(1903 - 1977)
Ю. И. Пименову всегда хотелось быть художником современности, воплощать сегодняшнее, соответствующее духу и облику каждого бегущего дня ощущение жизни. Поэтому он оказался художником очень советским.
В 1924 г. с группой студентов Вхутемаса, где он учился в 1920-25 гг., Пименов участвовал в "Первой дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства", а через год ее участники учредили Общество станковистов (ОСТ). "футбол, бокс, заводская архитектура, подъемные краны - все самоновейшее, самонаисовершенное - это было страстью моей и многих моих товарищей", - вспоминал Пименов.
Московский гимназист Юра Пименов. 1915.
Но не только тематику, весь строй своего искусства остовцы хотели сделать остросовременным. Таким казался немецкий экспрессионизм, с его резким, порой гротескным изобразительным языком. Пименов пишет "Инвалидов войны", с безглазыми масками вместо лиц (1926), аскетичных скелетоподобных спортсменов ("Бег", 1928) и почти столь же изможденных рабочих на фоне жестко вычерченных паровозов и стальных ферм в плакатной по заглавию и замыслу картине "Даешь тяжелую индустрию!" (1927).
Слева направо: Георгий Ряжский, Юрий Пименов, Фёдор Богородский, Александр Дейнека
Юрий Пименов с женой Натальей Константиновной Пименовой
К 1930-м гг. эта напускная суровость исчезает из творчества Пименова. "Я хочу сделать лирическое и нарядное искусство", - объявляет он. Легким, подвижным мазком, светлыми красками пишет он женские портреты ("Портрет Л. А. Ереминой", 1935), подмосковную природу, переливающуюся пестроту вещей и тканей в уборной актрисы ("Актриса", 1935). Радужная поверхность жизни увлекает его: только что отстроенные громады Охотного ряда, стриженый затылок девушки, ее руки на баранке открытой машины, гвоздики у ветрового стекла - все в розово-голубых переливах импрессионистически-нежного колорита ("Новая Москва", 1937).
Евгений Кибрик и Юрий Пименов
Ю.Пименов в Италии
Потом эту уже широко известную композицию художник демонстративно повторит в изменившейся декорации и суровом колорите "Фронтовой дороги" (1944). Жанр лирического репортажа, сентиментальное любование праздничной суетой городского быта останутся до конца жизни стихией Пименова.
Юрий Пименов в мастерской
Юрий Иванович Пименов в мастерской.1970-е гг.
С конца 1950-х гг. главный для него предмет наблюдения и поэтизации - окружающие Москву новые кварталы. Он любуется самой их неоконченностью и необжитостью, временным, еще не устроенным бытом. Работницы моют в луже свои блестящие боты ("Франтихи", 1958), балансируют по переброшенным через грязь трубам юные красавицы ("Первые модницы нового квартала", 1961), торжественно шествуют по дощатому настилу среди размытой дороги молодожены ("Свадьба на завтрашней улице", 1962). Все это он увлеченно наблюдает и все, пытаясь опоэтизировать, приукрашивает. Известен Пименов и своими театральными работами: для московского Малого театра он оформил спектакль "За тех, кто в море!" Б. А. Лавренева (1946), для Центрального театра Советской Армии - "Степь широкая" Н. Г. Винникова(1949).
Юрий Иванович Пименов, Пески, 15 сентября 1974 г.
____________________________
Пименов Юрий Иванович
Родился в Москве в семье юриста, помощника присяжного поверенного И. В. Пименова.
Учился в 10-й московской гимназии.
С 1915 Посещал воскресную Замоскворецкую школу рисования и живописи.
1918 – 1920 Служил в жилищно-земельном отделе Замоскворецкого Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.
1920 Поступает во 2-е Государственные свободные художественные мастерские к С. В. Малютину, затем его зачисляют на Испытательно подготовительное отделение при Вхутемасе к М. Ф. Шемякину.
1921 – 1925 Учится на полиграфическом факультете в мастерской В. А. Фаворского, одновременно занимается у В. Фалилеева, Н. Ульянова, Д. Кардовского.
1924 Участник 1-й дискуссионной выставки объединений активного революционного искусства. На этой выставке совместно с А. Дейнекой и А. Гончаровым выступает в группе «Объединение трех».
1924 – 1925 Начал заниматься журнальной графикой. Иллюстрирует повести и рассказы в журнале «Самолет» совместно с А. Гончаровым. Иногда они подписывают свои работы псевдонимом ПИГО.
1925 Член-учредитель ОСТа.
1925 – 1928 Активный член ОСТа. Входил в состав жюри, участвовал во всех выставках ОСТа. Иллюстрирует журналы: «30 дней», «Прожектор», «Советский экран», «Красная нива», «Красная панорама». Создает работы на антивоенную, индустриальную и спортивную тематики. За картину «Даешь тяжелую индустрию!» (1928) получил премию жюри на выставке художественных произведений к десятилетнему юбилею Октября. Совместно с А. Дейнекой оформил инсценировку романа Гладкова «Цемент» в Четвертой студии Художественного театра.
1928 – Вместе с П. Вильямсом и Н. Купреяновым командирован Наркомпросом на три месяца в Германию и Италию.
1928 – 1931 Создает римскую и гамбургскую серии рисунков, графический альбом «Перегоним». Пишет картины на индустриальную и спортивную тематики, работает над произведениями, навеянными заграничными путешествиями и поездками по стране.
1931 Вошел в группу «Изобригада», отделившуюся от ОСТа.
Женился на Наталье Аполлинариевне (Константиновне) Вернадской.
1932 – 1936 Годы увлечения В. Серовым и Э. Манэ. Работает над портретами, натюрмортами, афишами. Пишет обнаженные модели. Художник-постановщик спектаклей «Искусство интриги» Э. Скриба (1935) и «Дальняя дорога» А. Арбузова (1936) в Театре-студии им. М. Н. Ермоловой.
1934 Совершил поездку на Уралмашзавод. Создал триптих «Работницы Уралмашзавода».
Написал картину «Новая Москва». Получил золотую медаль на Международной выставке «Искусство и техника в современной жизни» в Париже за панно «Бусыгин ставит новые рекорды», выполненное вместе с В. Васильевым и И. Штанге для павильона СССР. Художник постановщик оперы Д. Б. Кабалевского «Мастер из Кламси» в Ленинградском государственном академическом Малом оперном театре. Родился сын Михаил.
Делает эскиз панно «Физкультурный парад» для павильона СССР на Всемирной выставке «Мир завтрашнего дня» в Нью-Йорке и участвует в работе над ним.
1939 – 1940 Иллюстрирует книги В. Маяковского «Детям» и С. Маршака «Хороший день».
1941 – 1945 Во время Великой Отечественной войны принимает участие в создании «Окон ТАСС». Пишет военные пейзажи, тематические картины, натюрморты, цикл работ о городских огородах. Создает эскизы декораций к спектаклю Э. Ростана «Сирано де Бержерак» в Московском театре им. Ленинского комсомола (1943). В 1943 году был командирован на Северо-Западный фронт. Выполнил серию рисунков «Северо-Западный фронт».
1945 – 1972 Преподавал живопись на художественном факультете Всесоюзного государственного института кинематографии.
1945 – 1946 Художник-постановщик спектаклей «Копилка» Э. Ла-биша и А. Делакура и «Дама с камелиями» А. Дюма-сына в Центральном театре Красной Армии.
1947 Присуждена Государственная премия СССР за декорации к пьесе Б. Лавренева «За тех, кто в море!» в постановке Государственного академического Малого театра.
Присвоено звание профессора по кафедре живописи и рисунка ВГИКа.
Состоялась выставка произведений Ю. И. Пименова и В. Г. Одинцова (Москва, Ленинград, Рига).
1949 Принимает участие в создании эскизов декораций к кинофильму «Кубанские казаки».
Родилась дочь Татьяна.
1950 – Присуждена Государственная премия СССР за оформление спектакля «Степь широкая» Н. Винникова в ЦТСА (1949).
В издательстве «Советский художник» вышла первая монография о Пименове (В. Алмоевой).
1950-е Создает серии: «В Подмосковье», «Московскаяжизнь», «Вещи каждого дня», «Рассказы о простой Европе» и др.
1954 Избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР.
1957 Присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.
1958 Совершил поездку в Грецию. Участвовал и присутствовал на XXIX Международной выставке искусств (биеннале) в Венеции. В издательстве «Советский художник» вышла первая книга Ю. Пименова «В Подмосковье».
Получил серебряную медаль Министерства культуры СССР за серию картин и рисунков «Рассказы о москвичах». Избран секретарем правления СХ СССР.
1960 В издательстве «Советский художник» вышли большая монография О. Бескина о Пименове и книга Ю. Пименова «Год путешествий».
1960-е Работает над сериями «Новые кварталы», «Вещи людей», «Композиции на античные темы», «Актеры в ролях», «Свидания», «Цветы». Пишет портреты, пейзажи. Художник-постановщик спектаклей «Вишневый сад», «Влюбленный лев», «Таланты и поклонники».
1961 По приглашению английской балетной труппы вместе с художником Г. И. Епишиным ставит в Лондоне балет П. И. Чайковского «Снегурочка».
Состоялась персональная выставка (Москва, Киев, Ленинград).
Командирован в Индию с персональной выставкой (Дели, Хайдарабад).
1962 Присвоено звание народного художника РСФСР. Избран действительным членом Академии художеств СССР.
1964 Присуждена золотая медаль Академии художеств СССР за серию картин «Новые кварталы» (1963— 1964).
В издательстве «Искусство» вышли две книги Ю. Пименова «Искусство жизни, или Искусство ничего» и «Необыкновенность обыкновенного». Там же издана книга-альбом А. Д. Чегодаева «Ю. И. Пименов».
1967 Присуждена Ленинская премия за серию картин «Новые кварталы».
1968 Состоялась персональная выставка в Ленинграде.
1970-е Продолжает работу над сериями: «Композиции на античные темы», «Свидания». Пишет портреты, пейзажи.
Художник-постановщик спектаклей «Дядюшкин сон» Ф. Достоевского в Московском академическом театре им. Вл. Маяковского (1971), «Тот, кто получает пощечины» Л. Андреева в ЦТСА (1972).
Создает афиши и эскизы декораций ряда сцен к телефильму «Красное и черное» (1976).
1970 Присвоено звание народного художника СССР.
В издательстве «Советский художник» выпущена подборка открыток «Цветы».
Награжден орденом Ленина. Персональные выставки в Польше и ФРГ.
В издательстве «Советский художник» вышла последняя из опубликованных при жизни книг Ю. И. Пименова «Таинственный мир зрелищ».
Совершил поездку в Японию с персональной выставкой.
1977 Поездка в Венгрию и Болгарию с персональной выставкой.
6 сентября скоропостижно скончался в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.