14 июля 2013
Пименов Юрий Иванович Yuri Pimenov. Автор: Донченко А.И.
(в альбоме 234 файлов)

Изобразительное искусство / Живопись / Импрессионизм
Разместил: Донченко Александр

 

 

 

 

Пименов Юрий Иванович 

 

Yuri Pimenov

 

(1903 - 1977)

 

 

 

Ю. И. Пименову всегда хотелось быть художником современности, воплощать сегодняшнее, соответствующее духу и облику каждого бегущего дня ощущение жизни. Поэтому он оказался художником очень советским.

 

 

 

 

 

В 1924 г. с группой студентов Вхутемаса, где он учился в 1920-25 гг., Пименов участвовал в "Первой дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства", а через год ее участники учредили Общество станковистов (ОСТ). "футбол, бокс, заводская архитектура, подъемные краны - все самоновейшее, самонаисовершенное - это было страстью моей и многих моих товарищей", - вспоминал Пименов.

 

 

 

Московский гимназист Юра Пименов. 1915.

 

 

 

 

 

 

Но не только тематику, весь строй своего искусства остовцы хотели сделать остросовременным. Таким казался немецкий экспрессионизм, с его резким, порой гротескным изобразительным языком. Пименов пишет "Инвалидов войны", с безглазыми масками вместо лиц (1926), аскетичных скелетоподобных спортсменов ("Бег", 1928) и почти столь же изможденных рабочих на фоне жестко вычерченных паровозов и стальных ферм в плакатной по заглавию и замыслу картине "Даешь тяжелую индустрию!" (1927).

 

 

 

Слева направо: Георгий Ряжский, Юрий Пименов, Фёдор Богородский, Александр Дейнека

 

 

 

 

Юрий Пименов с женой Натальей Константиновной Пименовой

 

 

 

К 1930-м гг. эта напускная суровость исчезает из творчества Пименова. "Я хочу сделать лирическое и нарядное искусство", - объявляет он. Легким, подвижным мазком, светлыми красками пишет он женские портреты ("Портрет Л. А. Ереминой", 1935), подмосковную природу, переливающуюся пестроту вещей и тканей в уборной актрисы ("Актриса", 1935). Радужная поверхность жизни увлекает его: только что отстроенные громады Охотного ряда, стриженый затылок девушки, ее руки на баранке открытой машины, гвоздики у ветрового стекла - все в розово-голубых переливах импрессионистически-нежного колорита ("Новая Москва", 1937).

 

 

 

Евгений Кибрик и Юрий Пименов

 

 

 

 

Ю.Пименов в Италии

 

 

 

Потом эту уже широко известную композицию художник демонстративно повторит в изменившейся декорации и суровом колорите "Фронтовой дороги" (1944). Жанр лирического репортажа, сентиментальное любование праздничной суетой городского быта останутся до конца жизни стихией Пименова. 

 

 

 

Юрий Пименов в мастерской

 

 

 

 

Юрий Иванович Пименов в мастерской.1970-е гг.

 

 

 

С конца 1950-х гг. главный для него предмет наблюдения и поэтизации - окружающие Москву новые кварталы. Он любуется самой их неоконченностью и необжитостью, временным, еще не устроенным бытом. Работницы моют в луже свои блестящие боты ("Франтихи", 1958), балансируют по переброшенным через грязь трубам юные красавицы ("Первые модницы нового квартала", 1961), торжественно шествуют по дощатому настилу среди размытой дороги молодожены ("Свадьба на завтрашней улице", 1962). Все это он увлеченно наблюдает и все, пытаясь опоэтизировать, приукрашивает. Известен Пименов и своими театральными работами: для московского Малого театра он оформил спектакль "За тех, кто в море!" Б. А. Лавренева (1946), для Центрального театра Советской Армии - "Степь широкая" Н. Г. Винникова(1949).

 

 

 

Юрий Иванович Пименов, Пески, 15 сентября 1974 г.

 

 

 

 

____________________________

 

Пименов Юрий Иванович


Родился в Москве в семье юриста, помощника присяжного поверенного И. В. Пименова.


Учился в 10-й московской гимназии.


С 1915 Посещал воскресную Замоскворецкую школу рисования и живописи.
1918 – 1920 Служил в жилищно-земельном отделе Замоскворецкого Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.


1920 Поступает во 2-е Государственные свободные художественные мастерские к С. В. Малютину, затем его зачисляют на Испытательно подготовительное отделение при Вхутемасе к М. Ф. Шемякину.


1921 – 1925 Учится на полиграфическом факультете в мастерской В. А. Фаворского, одновременно занимается у В. Фалилеева, Н. Ульянова, Д. Кардовского.


1924 Участник 1-й дискуссионной выставки объединений активного революционного искусства. На этой выставке совместно с А. Дейнекой и А. Гончаровым выступает в группе «Объединение трех».


1924 – 1925 Начал заниматься журнальной графикой. Иллюстрирует повести и рассказы в журнале «Самолет» совместно с А. Гончаровым. Иногда они подписывают свои работы псевдонимом ПИГО.


1925 Член-учредитель ОСТа.


1925 – 1928 Активный член ОСТа. Входил в состав жюри, участвовал во всех выставках ОСТа. Иллюстрирует журналы: «30 дней», «Прожектор», «Советский экран», «Красная нива», «Красная панорама». Создает работы на антивоенную, индустриальную и спортивную тематики. За картину «Даешь тяжелую индустрию!» (1928) получил премию жюри на выставке художественных произведений к десятилетнему юбилею Октября. Совместно с А. Дейнекой оформил инсценировку романа Гладкова «Цемент» в Четвертой студии Художественного театра.


1928 – Вместе с П. Вильямсом и Н. Купреяновым командирован Наркомпросом на три месяца в Германию и Италию.


1928 – 1931 Создает римскую и гамбургскую серии рисунков, графический альбом «Перегоним». Пишет картины на индустриальную и спортивную тематики, работает над произведениями, навеянными заграничными путешествиями и поездками по стране.


1931 Вошел в группу «Изобригада», отделившуюся от ОСТа.


Женился на Наталье Аполлинариевне (Константиновне) Вернадской.


1932 – 1936 Годы увлечения В. Серовым и Э. Манэ. Работает над портретами, натюрмортами, афишами. Пишет обнаженные модели. Художник-постановщик спектаклей «Искусство интриги» Э. Скриба (1935) и «Дальняя дорога» А. Арбузова (1936) в Театре-студии им. М. Н. Ермоловой.


1934 Совершил поездку на Уралмашзавод. Создал триптих «Работницы Уралмашзавода».


Написал картину «Новая Москва». Получил золотую медаль на Международной выставке «Искусство и техника в современной жизни» в Париже за панно «Бусыгин ставит новые рекорды», выполненное вместе с В. Васильевым и И. Штанге для павильона СССР. Художник постановщик оперы Д. Б. Кабалевского «Мастер из Кламси» в Ленинградском государственном академическом Малом оперном театре. Родился сын Михаил.


Делает эскиз панно «Физкультурный парад» для павильона СССР на Всемирной выставке «Мир завтрашнего дня» в Нью-Йорке и участвует в работе над ним.


1939 – 1940 Иллюстрирует книги В. Маяковского «Детям» и С. Маршака «Хороший день».


1941 – 1945 Во время Великой Отечественной войны принимает участие в создании «Окон ТАСС». Пишет военные пейзажи, тематические картины, натюрморты, цикл работ о городских огородах. Создает эскизы декораций к спектаклю Э. Ростана «Сирано де Бержерак» в Московском театре им. Ленинского комсомола (1943). В 1943 году был командирован на Северо-Западный фронт. Выполнил серию рисунков «Северо-Западный фронт».
1945 – 1972 Преподавал живопись на художественном факультете Всесоюзного государственного института кинематографии.


1945 – 1946 Художник-постановщик спектаклей «Копилка» Э. Ла-биша и А. Делакура и «Дама с камелиями» А. Дюма-сына в Центральном театре Красной Армии.


1947 Присуждена Государственная премия СССР за декорации к пьесе Б. Лавренева «За тех, кто в море!» в постановке Государственного академического Малого театра.


Присвоено звание профессора по кафедре живописи и рисунка ВГИКа.


Состоялась выставка произведений Ю. И. Пименова и В. Г. Одинцова (Москва, Ленинград, Рига).


1949 Принимает участие в создании эскизов декораций к кинофильму «Кубанские казаки».


Родилась дочь Татьяна.


1950 – Присуждена Государственная премия СССР за оформление спектакля «Степь широкая» Н. Винникова в ЦТСА (1949).


В издательстве «Советский художник» вышла первая монография о Пименове (В. Алмоевой).


1950-е Создает серии: «В Подмосковье», «Московскаяжизнь», «Вещи каждого дня», «Рассказы о простой Европе» и др.


1954 Избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР.


1957 Присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.


1958 Совершил поездку в Грецию. Участвовал и присутствовал на XXIX Международной выставке искусств (биеннале) в Венеции. В издательстве «Советский художник» вышла первая книга Ю. Пименова «В Подмосковье».
Получил серебряную медаль Министерства культуры СССР за серию картин и рисунков «Рассказы о москвичах». Избран секретарем правления СХ СССР.
1960 В издательстве «Советский художник» вышли большая монография О. Бескина о Пименове и книга Ю. Пименова «Год путешествий».


1960-е Работает над сериями «Новые кварталы», «Вещи людей», «Композиции на античные темы», «Актеры в ролях», «Свидания», «Цветы». Пишет портреты, пейзажи. Художник-постановщик спектаклей «Вишневый сад», «Влюбленный лев», «Таланты и поклонники».


1961 По приглашению английской балетной труппы вместе с художником Г. И. Епишиным ставит в Лондоне балет П. И. Чайковского «Снегурочка».


Состоялась персональная выставка (Москва, Киев, Ленинград).


Командирован в Индию с персональной выставкой (Дели, Хайдарабад).


1962 Присвоено звание народного художника РСФСР. Избран действительным членом Академии художеств СССР.


1964 Присуждена золотая медаль Академии художеств СССР за серию картин «Новые кварталы» (1963— 1964).


В издательстве «Искусство» вышли две книги Ю. Пименова «Искусство жизни, или Искусство ничего» и «Необыкновенность обыкновенного». Там же издана книга-альбом А. Д. Чегодаева «Ю. И. Пименов».


1967 Присуждена Ленинская премия за серию картин «Новые кварталы».
1968 Состоялась персональная выставка в Ленинграде.


1970-е Продолжает работу над сериями: «Композиции на античные темы», «Свидания». Пишет портреты, пейзажи.


Художник-постановщик спектаклей «Дядюшкин сон» Ф. Достоевского в Московском академическом театре им. Вл. Маяковского (1971), «Тот, кто получает пощечины» Л. Андреева в ЦТСА (1972).


Создает афиши и эскизы декораций ряда сцен к телефильму «Красное и черное» (1976).


1970 Присвоено звание народного художника СССР.


В издательстве «Советский художник» выпущена подборка открыток «Цветы».


Награжден орденом Ленина. Персональные выставки в Польше и ФРГ.


В издательстве «Советский художник» вышла последняя из опубликованных при жизни книг Ю. И. Пименова «Таинственный мир зрелищ».


Совершил поездку в Японию с персональной выставкой.


1977 Поездка в Венгрию и Болгарию с персональной выставкой.


6 сентября скоропостижно скончался в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

 

« вернуться

Рейтинг 470 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Еще файлов 234 из этого альбома
"Даешь тяжелую индустрию!" 1
"Инвалиды войны"
"Новая Москва" 1
"Любовь к трем апельсинам"
"Весеннее окно"
"Кижи. Старинная красота"
"Район завтрашнего дня"
"Свадьба на завтрашней улице"
"Следы шин"
"Обыкновенное утро"
"Первые модницы нового квартала"
"Фронтовая дорога"
"Ожидание"
"Дождь в Советском Союзе"
"Начало любви"
"Осень" ("Осенняя станция")
"Дороги"
"Огни университета"
"Актриса"
"Стюардесса" 1
"Спор"
"Калининград. Дождь"
"Таня Пименова"
"Широкие пути"
"Дождь в солнечный день"
"Девушки с мячом"
"Молочная фабрика"
"Пианист"
"Утреннее молоко"
"У решётки"
"Божества"
"Пенелопа"
"Сбор картошки"
"В гостях"
"Концерт" 2
"Душа Техаса"
"Черёмуха и незабудки"
"Портрет Натальи Константиновны Пименовой, жены художника"
"Портрет Вали Терешкевич"
"Эскиз декораций к спектаклю "Меркурий"
"Война. Городские окраины. Москва"
"Колонны ЦТКА"
"Вишневый сад"
"Гаев"
"Луна-парк"
"Рабочая бригада"
"Чашки"
"Афиша к кинофильму «Пышка»"
"Шляпы"
"Похищение Европы"
"Любовь к апельсинам"
"Индия"
"Корзина цветов"
"Болгарский этюд"
"Задумчивая девушка"
"Хризантемы"
"Стюардесса" 2
"Обнаженная"
"Ночь в городе"
"Гримерная в "Большом"
"Лесная дорога"
"Галина Уланова (Жизель)"
"Среди шума самосвалов"
"Тихое кафе"
"Набережная в Эгине. Греция"
"Одинокая продавщица цветов. Италия"
"Девочка и мостик"
"Клубника с молоком"
"Бал у Олимпии" 1
"Капитель"
"Утренние окна"
"Раннее утро в Москве"
"Новые номера"
"Взятие английского блокгауза (Северный фронт)"
"Художники в мастерской. (А.Д. Гончаров и Ю.И. Пименов)"
"Цветочница"
"Женщина в гамаке"
"Богато накрытый стол"
"Портрет Вари Шитаковой"
"Портрет Зинаиды Райх в роли Маргариты Готье"
"Таня Самойлова в роли Анны Карениной" 1
"Городская сцена"
"Зимнее утро"
"Натурщица с кувшином"
"Татьяна Самойлова в роли Анны Карениной" 2
"Новая Москва" 2
"Снег идет"
"Гондолы под дождем"
"В огороде"
"У входа в Большой театр"
"Работницы Уралмаша в ложе театра" Левая часть триптиха
"Работницы Уралмаша в ложе театра" Центральная часть триптиха
"Работницы Уралмаша в ложе театра" Правая часть триптиха
"Почта пришла"
"Ленинградский пейзаж"
"Германия. Город у моря"
"Утренние покупки"
"Гостья фестиваля"
"Венецианские окна"
"Лавка соломенных шляп. Венеция"
"Париж. Улица Сен-Доминик"
"Уголок кабинета"
"Между работой и театром"
"Прозрачный зонтик"
"Окраина Москвы"
"Бумажные цветы и первоцветы"
"В комнатах"
"Воспоминание о военном пайковом хлебе"
"Утро нового дня"
"Утро в городе"
"Портрет девушки в белой кофточке"
"Лирическое новоселье"
"Девушки из магазина"
"Сумерки"
"Кусок стекла"
"Синяя чашка"
"Натюрморт с тыквой и сковородой"
"Борис Пастернак. Оттепель"
"Перед танцами"
"В примерочной"
"Девушка с книгой"
"В кафе" 1
"Ливень"
"Токийское окно"
"Афиша к художественному фильму С. Герасимова «Дочки-матери»"
"У афиши"
"Конечная станция"
"Портрет жены художника"
"Портрет художника"
?
"Лежащая модель"
"Обнаженная с гвоздикой"
"Натюрморт с телефоном"
"Ананас"
"Натюрморт"
"Утро"
"Невеста"
"Портрет Тани Пименовой"
"В порту" 1
"Мы строим социализм" 1
"Даешь тяжелую индустрию" 2
"Физкультурный парад"
"Все на смотр!"
"Текстиль. Сновальный цех"
"Воздух весны"
"В кафе" 2
"Обложка"
"Новый Гуливер"
"Искусство интриги"
"Бал у Олимпии" 2
"В костюмерной"
?
"Клоун Карандаш"
?
"Портрет О.М. Виноградовой"
"Новый год"
"Ночная улица"
"Романс о влюбленных"
?
"Капрон"
?
"В пригородном поезде"
"У киоска с газированной водой" 1
"Дальняя дорога"
"Движущиеся границы города"
"Колка дров"
"Маруся, пора обедать!"
"Проливной дождь"
"Праздник Первомая"
"Афиша к выставке Борисова-Мусатова"
"Травиата, опера Дж. Верди. Эскиз костюма. Флора Бервуа"
"У киоска с газированной водой" 2
"Сидящая женщина в интерьере зала"
"Мы строим социализм" 2
"Юность. Мечтатель"
"Тропинки к автобусам"
"Ночные телефоны"
"Старый город"
"Солдаты переходят на сторону революции"
"Возвращение Персефоны"
"Эскиз занавеса к спектаклю «Дама с камелиями» А. Дюма"
"Франтихи"
"Игра воды"
"Бега"
"Золотистая натурщица"
"Летнее утро в военной Москве (огороды)"
"Годовщина свадьбы"
"Эскиз декорации к спектаклю «Под чужим небом (Дипломаты)»"
"Порт"
"Иллюстрация к пьесе О.Уайльда «Как важно быть серьезным»"
"Композиция на тему оперы С.С. Прокофьева «Любовь к трем апельсинам»"
"Модель"
"Женский портрет"
"Эскиз декорации к драме М.Е. Салтыкова-Щедрина "Тени"
"Молодые деревья"
"В порту" 2
"Официантка"
"За столиком"
"Накрытый столик"
"В кафе. Аэропорт" 1
"В кафе. Аэропорт" 2
"В кафе. Аэропорт" 3
"В кафе. Аэропорт" 4
"У Черкизово"
"Касимов"
"Москва-Звенигород. В электричке"
"Ветка яблони"
"За чаем"
"Портрет Татьяны Самойловой в роли Анны Карениной"
"Новая Москва" 3
?
"Балетная Снегурочка"
"Мокрый лес"
"Маки"
"Обнажённая в мастерской"
"Плакат к выставке Борисова-Мусатова"
"Муза новостроек"
"Пейзаж"
"Жизель"
"Хороший день" 1
"Хороший день" 2
"Мастер и Маргарита"
"Пейзаж (архитектурный мотив)"
"Окраина города"
"Незнакомка"
"Обнажённая модель"
"Полевые цветы"
"Концерт" 1
"Цирк"
"Лыжная база"
"Костюм к балету »Снегурочка»"
"Маргарита на щётке"
"Терраса. Зонтики"
"Автопортрет"
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования