20 июля 2013
Плешанов Павел Федорович Paul Pleshanov. Автор: Донченко А.И.
(в альбоме 5 файлов)

Изобразительное искусство / Живопись / Академизм
Разместил: Донченко Александр

 

 

 

 

Плешанов Павел Федорович 

 

Paul Pleshanov

 

(1829 - 1882)

 

 

 

Курс обучения в Академии художеств Павел Федорович Плешанов прошел вполне прилично (под руководством Ф.А. Бруни начинающий живописец получил три серебряных и малую золотую медали), но не отлично (до главной — большую золотую медали, дающей право на пенсионерскую командировку за границу немного не дотянул).

 

 Поэтому отбыл в Европу в 1854 году за свой счет, где с пользой для повышения своего мастерства провел три года. В 1857 году к П. Плешанову приходит большой успех — его картина на исторический сюжет "Царь Иоанн Грозный и иерей Сильвестр во время большого московского пожара 24 июня 1547 года" принесла художнику звание академика. В дальнейшем П.Ф. Плешанов пишет много церковных образов и светских портретов. Среди его заказчиков — известные в России люди и члены императорской семьи. В 1869 году художник за картину Убиение царевича Дмитрия Иоанновича в Угличе получает звание профессора исторической и портретной живописи.

 

 П.Ф. Плешанов регулярно участвует в академических, всероссийских и международных выставках. Так, в 1872 году в Лондоне демонстрируется его "Портрет английского принца", а в 1876 году в Филадельфии — портретная композиция "Итальянец". Дальнейшим признанием заслуг П.Ф. Плешанова в изобразительном творчестве явилось избрание его в 1877 году членом совета Академии художеств, работе в которой он отдает последние годы своей жизни. 

_______________________

 

 

 

Плешанов Павел Федорович — живописец. Родился в С.-Петербурге 18-го мая 1829 г., умер там же 9-го ноября 1882 г.

 

Сын богатого ростовского 1-й гильдии купца, Федора Максимовича П. (род. 3-го ноября 1795 г., ум. 28-го октября 1867 г.), производившего миллионные обороты в Петербурге, Плешанов вырос в роскоши и, считая себя вполне обеспеченным на всю жизнь, окончив курс в Петербургском Коммерческом Училище, решил посвятить себя искусству и поступил в 1848 г. в Академию Художеств, по классу живописи, одновременно с этим беря частные уроки у проф. Ф. А. Бруни. Последний очень полюбил юношу за его доброе и нежное сердце и, смотря на его занятия искусством, как на благородную страсть богатого любителя, не лишенного при том способностей, хотя и не первоклассных, старался всячески поощрять его, относясь к нему снисходительнее, чем к его товарищам, которым, как специалистам-художникам, предстояло проложить себе дорогу упорным трудом. При таких условиях, в 1851 г. Академия выразила молодому художнику похвалу за программу: "Юдифь при выходе из городских ворот"; в следующем году он получил первую серебряную медаль "за успехи в живописи", за картину: "Пробуждение женщины"; в 1853 г. — опять похвалу "за достоинство композиции и эффект в написанной им картине "Андромаха оплакивает тело Гектора", хотя в протоколе Академии занесено, что император Николай I, при посещении выставки, остался недоволен этой картиной.

 

В 1854 г. Плешанов написал картину: "Пророк Елисей, воскрешающий сына вдовицы", обладавшую строгим академическим сочинением, где все расположено по требованию тогдашней композиции и все аксессуары прилично подобраны, и только; но, тем не менее, автору присуждена была вторая золотая медаль. В следующем году, за программу: "Христос в доме Марфы и Марии", вместо первой золотой медали, П. получил только "похвалу" и звание художника XIV-го класса.

 

За то, на следующий год, ему было присуждено звание академика за программу "Иерей Сильвестр пред Иоанном Грозным во время большого московского пожара, 24-го июня 1547 года" (ныне в Музее Александра III). После этого, по совету Ф. А. Бруни, Плешанов поехал, на свой счет, в Рим, где прожил два года, продолжая пользоваться советами своего профессора. По его же совету, им была написана там картина: "Ослепление Савла на пути в Дамаск", находящаяся теперь в церкви Покрова Пресвятой Богородицы, в Ростове Великом. В 1863 г. П. опять получил от Академии "похвалу" за картину: "Блудница пред Спасителем". В 1865 году он исполнил лучшую свою работу — портрет отца, Ф. М. Плешанова (ныне в Музее Александра III), а в 1869 г. получил звание профессора за картину, написанную на выбранный им самим сюжет: "Убиение Дмитрия царевича в Угличе", приобретенную в Императорский Эрмитаж за 3800 р. Вскоре после того отец Плешанова умер.

 

Коммерческие дела его, хотя под конец, шли и не так блестяще, как в молодости, но все же порядочно. Но, по смерти его, в руках старшего брата нашего художника, все состояние исчезло сразу, и сыновьям бывшего богача пришлось перебраться из роскошно обставленного собственного дома-особняка в казенную квартиру в Академии, где, на их счастье, к тому времени П. Ф. Плешанову удалось получить место преподавателя, для деятельности которого он не был пригоден ни по своему характеру, ни по влечениям, ни даже по образованию, а принужден был приняться за нее неожиданно, из-за необходимости добывать средства к жизни. Такой переворот судьбы, конечно, не мог не отозваться болезненно на его организме. Хотя наружно он переносил свое несчастье мужественно, но в действительности болел сердцем, как из-за тяжелого положения семейного брата, так и оттого, что вместо прежних занятий теми композициями, которые привлекали его, теперь, чтобы содержать себя и брата с семьей, ему приходилось исполнять только срочные заказы, до тех пор, пока тяжелая болезнь, начавшаяся с ожирения сердца, не прекратила, наконец, его и физических, и моральных мучений. Впрочем, служебная карьера его шла не дурно: в 1875 г. он был приглашен присутствовать в заседании Академического Совета, а в 1877 году — назначен сверхштатным членом Совета; в следующем же году, по смерти Бонафеде, П. получил, кроме того, место заведующего Мозаическим отделением при Императорской Академии Художеств. Кроме уже упомянутых произведений, П. Ф. Плешанов написал еще: образ свв. Митрофания Воронежского, Дмитрия Ростовского и Тихона Задонского (1862 г.); образ Архангела Гавриила; картину: "Милосердие римлянки"; портрет своей тетки и шесть портретов родственников; портреты: А. В. Попова, А. Ф. Гроттена, П. M. Григорьева и И. П. Ишимова; две копии со старинного образа св. Николая Чудотворца, в Барах; аллегорическое изображение "Весны"; две полуфигуры вакханок; пятьдесят портретов различных лиц (1864—1865 гг.); еще десять разных портретов (1865—1866 гг.); повторение, в меньшем размере, образа "Призвание Савла"; образ Дмитрия Солунского, написанный на меди; два эскиза образов (все в 1865—1866 гг.); образ Пресв. Богородицы; образ свв. Николая Чудотворца и Александра Невского, для часовни при Александро-Невской богадельне; образ Спаса Нерукотворного; портреты: Митрополита Исидора; Н. М. Полежаева; Н. Ф. и Е. Я. Плешановых; А. К. Еманокова (все в 1866—3867 гг.); два образа преп. Исидора и Феодора Студита, для часовни при Александро-Невской богадельне; маленький образ преп. Феодора, на памятник отцу художника, в Александро-Невской лавре (все в 1867—1868 гг.), маленький портрет г-жи Палажченко, на памятник ее в Александро-Невской лавре; большой портрет г-жи Бурениной (оба в 1868—1869 гг.); эскиз картины: "Смерть Сусанина" ; четырнадцать колоссальных поясных изображений пророков, для церкви, сооруженной в память наследника-цесаревича Николая Александровича в Петербурге; поясное изображение Богоматери с Младенцем, туда же; изображение четырех евангелистов, в паруса той же церкви; картину: "Мадонна"; образ св. Николая Чудотворца, в византийском стиле (все в 1869—1870 гг.); образ св. Александра Невского в церковь св. Николая, что на петербургской стороне; запрестольный образ "Положение во гроб", туда же; колоссальное изображение четырех московских митрополитов: Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, туда же; четыре поясных изображения ангелов, в кругах, туда же; два местных образа, Спасителя и Богоматери, туда же; небольшой образ св. Александра Невского, в кругу, для памятника г. Горяинова, на Смоленском кладбище; два образа: Дмитрия Ростовского и Марии Египетской, для церкви, строившейся гг. Полежаевыми в Александро-Невской лавре (все в 1870—1871 гг.); поколенный портрет императора Александра II; портрет великой княгини Александры Петровны; портрет английского принца; портрет купца Леонтьева; образ: "Приидите ко мне вси труждающиеся"; запрестольный образ "Сретения Господня", в г. Рыбинск; образ свв. Александра Невского и Марии Магдалины, туда же; написал, по картонам Ф. А. Бруни, в парусах храма Христа Спасителя: "Сошествие св. Духа на апостолов" и "Сошествие Христа во ад" (все в 1871—1872 гг.); сделал эскиз "Смоленской Божией Матери со святыми: Львом, папой Римским, Антонием Великим, Иоанном Дамаскиным и Екатериной Великомученицей", для арки в храме Христа Спасителя; "Сретение Господня", для ниши туда же; "Введение во храм Пресв. Богородицы", для другой ниши туда же; образа св. Николая Чудотворца и св. Петра митрополита, для г. Зиновьева; образ св. Андрея Первозванного, для графа П. А. Шувалова, на могилу отца последнего; колоссальный образ св. евангелиста Матфея, для воспроизведения мозаикой в парусах Исакиевского собора; исправил писанные учениками Академия 54 образа, для церкви в г. Рыбинске (все это в 1872—1873 гг.); написал два образа равноап. князя Владимира, для в. к. Владимира Александровича; исполнил, по эскизу Ф. А. Бруни, большой картон: "Поклонение царей земных Царю Небесному", для церкви св. Троицы, в именье бар. Штиглица, (все в 1873—1874 гг.); восемь эскизов изображений святых в рост и 36 эскизов поясных изображений, для храма Христа Спасителя (все в 1874 — 1875 гг.); портрет Александра II, в рост, для г. Казани; образ "Рождества Христова", для походной церкви Ленкоранского полка; копию, в натуральную величину, с картины Ф. А. Бруни "Моление о чаше", для церкви при доме призрения бедных Теменькова-Фролова, причем руководил писанием и остальных образов той же церкви (в 1875—1876 гг.); образа: св. Петра митрополита, туда же; св. Алексия митрополита, туда же; "Тайную Вечерю", туда же; расписал, по собственным эскизам, хоры храма Христа Спасителя и сделал три эскиза картин из жизни Имп. Александра и, по случаю празднования столетия со дня его рождения: "Государь у водопада в Таммерфорсе, в Финляндии"; "Государь в собрании дворянства и купечества г. Москвы" и "Кончина императора в Таганроге".

 

Подлинные дела комиссии по построению в Москве храма Христа Спасителя; "Сборник матер. для истории Импер. Академии Художеств". СПб. 1866; Отчеты Импер. Академии Художеств за 1861/2—1876/7 гг.); Указатели художественных произведений, выставленных в залах Импер. Академии Художеств за 1851—1881 гг.; А. И. Сомов. Каталог ориг. произв. русск. живописи, СПб. 1872 г., стр. 228; Каталог Всероссийской художественно-промышленной выставки, СПб. 1882; "Древняя и Новая Россия" 1878 г., № 1; М. Мостовский. История храма Христа Спасителя в Москве. М. 1883; "Всемирная Иллюстрация" 1883 г. № 729; Н. П. Собко.

Словарь русских художников, т. III, вып. I, СПб. 1899. А. Новицкий. {Половцов}

 

 

 

 

« вернуться

Рейтинг 0 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Еще файлов 5 из этого альбома
"Царь Иоанн Грозный и иерей Сильвестр во время большого московского пожара 24 июня 1547 года"
"Воскрешение пророком Елисеем сына Сарептской вдовицы"
"Убиение царевича Димитрия"
"Портрет дамы в синем капоре"
"Христос у Марфы и Марии"
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования