27 июля 2013
Пукирев Василий Владимирович Pukirev Basil. Автор: Донченко А.И.
(в альбоме 12 файлов)

Изобразительное искусство / Живопись / Академизм
Разместил: Донченко Александр

 

 

 

 

Пукирев Василий Владимирович

 

Pukirev Basil

 

(1832 - 1890)

 

 

 

Родился В.В.Пукирев в крестьянской семье. Учился у иконописца в Могилеве. Во второй половине 1840-х гг. он попадает в Москву и через некоторое время, в 1847 г., поступает в МУЖВ, где успешно занимается, становится прекрасным рисовальщиком.

 

 

 

 

 

 

Благополучно окончив курс в 1858 г., Пукирев зарабатывает на жизнь писанием икон и портретов. 

 

Вскоре возвращается в родное училище уже в качестве преподавателя рисунка. 

 

В 1860 г. получает звание академика за большой портретный этюд "Девушка".

 

А в 1863 г. на академической выставке появляется "Неравный брак" (1862), и имя Пукирева узнает вся Россия: картина вызвала бурную полемику в прессе. Позицию ее сторонников наиболее точно выразил В. В. Стасов: "Наконец-то". Наконец-то появилось крупное произведение (в прямом смысле тоже - фигуры изображены почти в натуральную величину) на тему, взятую из современной жизни. Действительно, Пукиреву удалось создать картину, которая была буквально обречена на успех. Сюжет, хорошо знакомый зрителям. Явно обличительный, в духе времени, настрой автора. Выразительность и ясность психологических характеристик. Классическая в своей простоте композиция, великолепный рисунок, виртуозная, доведенная почти до иллюзорности живопись (не случайно Пукирев был учеником С. К. Зарянко).

 

Следуя классической ренессансной традиции, художник изобразил в картине и самого себя (фигура шафера справа), сделавшись таким образом не просто свидетелем, но участником происходящего. Это было неожиданно и ново для русского искусства того времени. 

 

Картина приобрела обостренно-личное звучание: правый шафер явно выделяется среди персонажей второго плана, его фигура образует композиционный и смысловой треугольник с фигурами невесты и старого жениха. Вероятно, поэтому "Неравный брак" был воспринят как трагическая история любви самого художника. Легенда эта дожила до наших дней.

 

Однако существуют и другие, документально подтвержденные версии о замысле картины: история несчастной любви друга Пукирева С. М. Баренцева, сюжет одного из рассказов украинского писателя Е. П. Гребенки. Так или иначе, идея буквально носилась в воздухе и в Пукиреве нашла своего выразителя. Картину купил П. М. Третьяков, АХ присвоила Пукиреву звание "профессор живописи народных сцен".

 

И последующие работы художника ("В мастерской художника", 1865; "Дьячок объясняет крестьянам сцену Страшного Суда", 1868; "Сбор недоимок", "Потрава", обе 1870, и др.) пользовались успехом, но в них Пукирев уже не поднялся выше среднего уровня жанровой живописи тех лет.

 

В 1873 г. художник тяжело заболел и был вынужден оставить преподавание. В 1879 г. коллеги добились для него скромной пенсии. Но денег не хватало, живопись не удавалась. Пукирев распродал свою коллекцию картин, менял квартиры. Менялся и его характер, прежде доброжелательный и мягкий. В 1890 г. полузабытый художник умер в бедности. 

 

 

 

 

« вернуться

Рейтинг 0 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Еще файлов 12 из этого альбома
"Автопортрет"
"Неравный брак"
"Прием приданого по росписи"
"В мастерской художника"
"Игрок"
"Мальчик с птичьим гнездом"
"Строительство железной дороги"
"Сбор недоимок"
"Филипп II, митрополит Московский и Ивана IV"
"Портрет М. Облеуховой"
"Прерванное венчание"
"Вид имения Давыдкова вблизи реки Сетунь"
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования