30 июля 2013
Раев Василий Егорович Basil Heavens. Автор: Донченко А.И.
(в альбоме 8 файлов)
Изобразительное искусство / Живопись / Академизм
Разместил: Донченко Александр
Раев Василий Егорович
Basil Heavens
(1808 - 1871)
Художников из крепостных, и среди них выдающихся, в России можно считать на десятки. Так и Василий Раев, родившийся в семье крепостных крестьян, начал свой путь в большое искусство с обучения грамоте и рисованию в сельской школе. А вот основную подготовку способный юноша прошел в одной из открывшихся в России провинциальных художественных школ — в Арзамасской рисовальной школе А.В. Ступина.
Получив от своих хозяев вольную, В. Раев с 1839 по 1840 год прозанимался в Академии художеств. Очевидно, полученные ранее навыки позволили ему уже в 1840 году получить звание неклассного художника исторической живописи. В 1847—1848 годах в группе пенсионеров Академии художеств В. Раев осваивает в Риме мозаичное мастерство. По возвращении в Россию бывшие пенсионеры возглавили мозаичное отделение при Академии художеств, которое считалось лучшим в мире.
___________________________-
РАЕВ ВАСИЛИЙ ЕГОРОВИЧ
русский художник, академик живописи
Академик живописи, выпускник Арзамасской художественной школы А.В.Ступина.
Родился в 1808 году в семье крепостного И.А.Кушелева в селе Волок Псковской губернии. С малолетства рисовал он углем на стенах, дверях разные рисунки. О "художествах" юного Васи узнал помещик Кушелев. "Свой крепостной художник - это тебе не охота с гончими... Так и нос соседям утереть можно". И велением Кушелева в 1824 году Раев Василий был отдан в Арзамасскую художественную школу им.Ступина, где обучался 7 лет (по другим данным - 6 лет).Там он дружил с Г.Мясниковым (застрелился "за свободу" в 1828 году), Н.М.Алексеевым и К.А.Макаровым. Здесь пристрастился к чтению, фольклору - увлекался народными сказками, песнями и поверьями, философией и театром. Дважды за эти годы его рисунки направлялись в Академию художеств и оба раза получали самые положительные отзывы. В 1829 году члены совета академии признали в двадцатидвухлетнем юноше из торопецкого села "хорошую наклонность к живописи пейзажа". А в 1831 году совет постановил: "дать Раеву возможность совершенствоваться по художественной части, с тем, чтобы получить звание свободного художника". "Свободного!.." Для крепостного Раева это звучало издевкой.
В 1831 году помещик увез его в Санкт-Петербург.Оставаясь крепостным, Раев получил доступ в залы Эрмитажа для копирования картин, свои полотна выставлял на академических выставках. Общество поощрения художеств объявило сбор денег, чтобы выкупить Раева на волю. За свободу Василия помещик Кушелев потребовал 5000 рублей, но, когда через четыре года эти деньги наконец были собраны, представить вольную своему крепостному отказался. И только после принятия Раева в Академию художеств и за подаренную царевичу Александру картину военного парада на Дворцовой площади по случаю открытия Александровской колонны (1834) Л.И.Кушелев получил 5000 рублей, а В.Е.Раев - свободу.
Но не имея собственных средств к существованию, Раев вынужден был прекратить учебу, писать не ради искусства, а чтобы заработать на хлеб. Но что означают невзгоды, если есть талант! В 1836 году Раев едет на Уральские заводы Демидовых, делает серию их живописных видов по заказу. По возвращении в 1839 году в Санкт-Петербург, уже как свободный человек, посещает классы академии художеств. И в этом же году получает свою первую серебряную медаль "за успехи в перспективной живописи".
В 1841 году едет на Кавказ для фиксации сцен баталий русских войск с шамилевцами. Знакомится с художником А.В.Перовским. Тот дал денег Раеву на поездку в Италию для дальнейшего совершенствования мастерства. И в 1842 году Раев отправляется во Францию и Италию.
Два года в Италии пролетели как один миг. И был еще один год, в начале которого Академия художеств положила Раеву денежное содержание. За это он должен был представить свои работы в Петербург. В марте 1845 года Раев вернулся в Санкт-Петербург. Работы "Вид Рима с Монто-Марио", "Вид города Бари", "Римский вид вечером" были одобрены в России и Раеву продлили срок пребывания в Италии. Созданный пейзаж "Вид на Рим с Монте-Марио" (находится в Нижегородском художественном музее) в 1845 году экспонировался в Риме на выставке, которую посетил Николай I, предложивший русскому художнику выполнить копии с выдающихся произведений европейского искусства, в том числе освоить технику мозаики, так как в Петербурге было решено создать мозаичную мастерскую. Временно эта мастерская обосновалась в Риме, и академия предложила Раеву совершенствоваться в этом виде искусства у римского профессора Барбети - специалиста по мозаике и приготовлению эмалей. В помощь Раеву из России прислали трех учеников. Так неожиданно для самого Василия Раева итальянский период жизни удлинился на четыре года.
В.Е.Раев стал одним из первых русских мозаичистов, выполнил (с другим художником) копию с античного пола из зала Августа в Ватикане с изображением медузы Гаргоны, написал картину "Олимпий - первый русский иконописец", за которую в 1851 году по возвращении в Санкт-Петербург удостоился звания академика. По предложению мецената К.Т.Солдатенкова В.Е.Раев переезжает в его московский дом в Кунцеве, расписывает интерьеры, работает над историческими ("Мальчик Ломоносов") и сказочными ("Ковер-самолет") полотнами, но не успевает их закончить.
Умер В.Е.Раев в Кунцеве в 1871 году. Из четырнадцати его сохранившихся произведений пять принадлежат фондам Государственного Исторического музея в Москве, среди них картины уральского периода: "Нижнетагильский железоделательный завод", "Черноисточненский завод" и др.
Статья Андрей Пичугина "На заводы приехал художник" В начале XIX бека на Урал приезжал, по приглашению заводчиков Демидовых, художник Василий Раев. С целью создания картин он посетил Нижнетагильский, Нижнесалдинский, Кушвинский, Черноисточинский заводы а также Уткинскую пристань на реке Чусовой. Какова же дальнейшая судьба живописца и его уральских пейзажей? Но сначала коротко о самом художнике.
Василий Егорович Раев родился крепостным помещика Кушелева в декабре 1807 года в селе Волок Псковской губернии. Будучи одаренным от природы, в 1823 году был определен в Арзамасскую школу живописи академика А.В. Ступина. Через шесть лет его направляют в Петербург в Академию художеств. Его работы были препровождены Ступиным в Петербург где были отмечены и признаны заслуживающими внимания.
В Петербурге Раев работал у комиссионера по продаже художественных произведений, а также рисовал в мастерской баталиста А.И. Ладюрнера. Копировал в Эрмитаже, делал эскизы на библейские сюжеты. В числе работ 1830-х годов, исполненных в Петербурге, "Парад на Дворцовой площади", "Александровская колонна в Петербурге" и четыре картины, изображающие панораму города с башни Адмиралтейства.
Художественная академия ходатайствует перед министром императорского двора об освобождении Раева от крепостной зависимости, но получает отказ. Князь Г. Гагарин предлагает за Раева выкуп 5000 рублей, но снова отказ. По слухам, Кушелев хотел продать крепостного художника Демидову, по-видимому, за более высокую цену. В это время Василий Егорович и был приглашен на демидовские заводы, где пробыл до лета 1838 года.
На Нижнетагильский завод Раев прибыл накануне Рождества 1836 года. Особенно интересно, что здесь художник вел записи своей жизни, и мы имеем возможность не только увидеть его пейзажи заводских поселений, но и прочитать об его впечатлениях. Вот первая запись Раева о Тагиле:
"Нижнетагильск для меня был в высшей степени интересен. Я здесь увидел все горное искусство, начиная от добывания руд, и весь их путь, как они превращаются в железо, в медь, и все это делается огнем и водой, которыми повелевает разум человека".
Летом 1837 года управляющий заводами Данилов устроил экспедицию, чтобы познакомить гостя с красотами уральской природы и прежде всего в окрестностях Черноисточинского завода. Раев, пораженный увиденным, тогда же пишет пейзажную картину под названиям "Вид Черноисточинского завода" (оригинал в настоящее время хранится в Москве, в фондах Государственного Исторического музея).
Спутники художника отправились на Белую гору. Позавтракаю ли, Раев сказал тост: "За красоту здешней природы, за ее прозрачные реки, озера, за ее увенчанные лесами горы, которые в голубой дали горизонта в спокойном величии смотрят на нас". Потом поехали в Висимо-Шайтанский завод, далее в Висимо-Уткинский. На половине пути, с Теплой горы, Василий Егорович нарисовал еще один "вид". По реке Утке сплавились до Уткинской пристани, куда со всех демидовских заходов привозили железо и медь, чтобы сплавлять по Чусовой. Вообще, все Демидовские заводы имеют привлекательные места, по ним гуляешь не нагуляешься, писал в своем дневнике Раев.
Побывал он и на Лайских заводах, там тоже рисовал. По Кушвинской дороге его внимание привлек Медведь-Камень "Утес этот покрыт сосновым лесом и чрезвычайно живописен. Близ этого утеса есть место, где Ермак провел одну зиму, и по сие время виден ров, который окружал его становище, а Медведь-Камень служил ему с его дружиной сигнальной башней".
Ему очень хотелось увидеть гору Благодать, часовню и памятник Чумпину - оттуда открываются беспредельные дали. Кушвинский завод как на ладони. Вот как Раев описывает увиденное здесь: "Вершина горы Благодати имеет серьезный, строгий вид, но вместе и величественный. Видевши раз эту местность, уж никогда нельзя ее забыть. Отдельно растущие на ней купы елей как бы нарочно рассажены руками человека, а свежесть воздуха и чудесный тонкий запах от елового леса обаятелен".
Состоялась поездка и на Салдинские заводы. Раев заметил, что Верхняя Салда несравненно красивее Нижней, и написал ее вид из-за пруда. Возвратившись на Нижнетагильский завод, художник заканчивает начатые картины, а с этюдов пишет новые.
Летом 1838 года он вернулся в Петербург и на выставке в Академии художеств показал несколько работ, выполненных на Урале. Среди них - интерьеры заводских зданий, виды заводов и золотых приисков, пейзажи.
В 1839 году Василий Егорович наконец-то получил от помещика Кушелева вольную и избавился от крепостной зависимости. В том же году ему присуждена первая серебряная медаль за перспективную живопись, а в следующем - звание "неклассного художника исторической живописи".
В 1841 году Раев женился, но вскоре развелся. Ездил на Кавказ, в Италию. В 1845 гаду участвовал в Риме в выставке, устроенной в честь приезда сюда императора Николая I. Среди живописных работ исполненных в Италии, - "Рим вечером", "Вид на Рим с Монте Марио".
В 1856 году Раев путешествовал по России, судя по датированным дорожным зарисовкам Костромы, Углича, Ростова. К числу поздних его работ относятся: ''Останкино. Вид усадьбы со стороны пруда", "Вид Москвы со стороны Кунцева". В Кунцеве художник и был похоронен в 1871 году.
По ходатайству научного сотрудника Нижнетагильского музея-заповедника Ольги Николаевны Силоновой, мне во время посещения Москвы удалось оформить пропуск в фонды Государственного Исторического музея. Там и довелось увидеть оригиналы уральских "картин В.Е. Раева: " Вид на Нижнетагильский завод", "Видна Черноисточинский завод" и даже... "Гулянье на Лисьей горе", которое нам известно как произведение Худоярова.
"Вид на Черноисточинский завод" - почти неизвестная картина Раева, она не воспроизводилась в печати и практически нигде не выставлялась в экспозиции, а была передана из музея Революции в фонды Исторического музея. Это внушительное полотно, размером почти полтора метра на метр, уже потускневшее от времени, но с детальной проработкой всех зданий, заводских сооружений, домов и различного рода деревянных построен. Для написания картины Раев выбрал одно из перспективных мест - южную сторону Заводской горы.
На переднем плане изображен железоделательный завод с дымящимися трубами сталетомительной фабрики. Сквозь проемы ворот и окон молотовых цехов видны красные языки пламени от работающих кричных горнов. Мастеровые и работные люди грузят уголь, металл на подводы, запряженные лошадьми. На берегу пруда видно здание с белыми колоннами - дом управляющего Черноисточинского завода, рядом еще одно, с красной крышей, - заводоуправление. В правом верхнем углу полотна Петропавловская церковь. Живописец тщательно прописывает окрестности завода: вдалеке синевой отдает Елевая гора, а Худенькая - еще покрыта нетронутым лесом. У подножья Заводской горы стоят два человека, один показывает рукой на завод, за ними мост с мозаичными деревянными перилами через реку Черный Исток. Еще одно полотно художника - это вид на Нижнетагильский завод с горы Магнитной. Оно примечательно тем, что тут изображен черепановский паровоз с наполненными рудой вагонетками. Он движется к заводу.
Но сколько бы ни смотрел на картины нужно прощаться. И с грустью подумалось о том, что эти произведения искусства обречены лежать невостребованными в пыли запасников. Ведь кто, как не уральцы, должен знать и видеть свое прошлое, изображенное художником, и гордиться трудом своих предков. Вот если бы найти возможность показать их сей час нашим землякам!
Источник: http://www.toropets.net/modules.php?name=History&pa=showpage&pid=64