05 декабря 2013
Сведомский Александр Александрович Svedomsky Alexander. Автор: Донченко А.И.
(в альбоме 8 файлов)

Изобразительное искусство / Живопись / Академизм
Разместил: Донченко Александр

 

 

 

 

 

Сведомский Александр Александрович


Svedomsky Alexander


(1848 - 1911)

 

 

В начале ХХ в. имена художников Сведомских – Александра Александровича (1848-1911) и Павла Александровича(1849-1904) – были широко известны как в России, так и за границей. Репродукции их картин воспроизводили лучшие отечественные журналы, о них рассказывали известнейшие энциклопедические издания – словари Брокгауза и Ефрона и братьев Гранат.

 

 

 

 

Полотна братьев живописцев имеются в Третьяковской галерее, Русском музее Санкт-Петербурга, в музеях Киева и Казани, Кирова и Нижнего Новгорода, Одессы, Омска, Перми, Сарапула и других городов.

Жизнь братьев была тесно связана с Сарапулом. Недалеко от нашего города располагалось их родовое поместье – Завод Михайловский.

Старший из братьев Сведомских – Александр Александрович – родился в Санкт-Петербурге 19 сентября (1 октября) 1848г. В семье титулярного советника, лесничего А.П. Сведомского.

После окончания гимназии Александр и Павел учились в Горном корпусе в Санкт-Петербурге. Затем они вместе с матерью уехали в Германию, где поступили в Дюссельдорфскую Академию художеств для обучения живописи. Вскоре они перешли в мастерскую известного венгерского художника-реалиста М. Мункачи (1844-1900).

В 1875 г. А.А. и П.А. Сведомские поселились в Риме, посетив до того Венецию, Милан, Флоренцию, Неаполь. Живя в Италии, они нередко навещали свое родовое имение Михайловский Завод близ Сарапула, где писали местные пейзажи, портреты своих служащих, эскизы и исторические полотна, черпали сюжеты и образы для будущих картин.

В 1890-х гг. братья продали более трети принадлежавших им лесов Сарапульскому купцу и лесопромышленнику П.А. Башенину.

Живя за границей, в Италии и Германии, А.А. Сведомский активно занимался художественным творчеством. Одни из лучших его картин – «Улица в древней Помпее» и «На берегу Тибра» хранятся в Третьяковской галерее.

В Музее истории и культуры Среднего Прикамья (г. Сарапул) находится «Автопортрет» А.А. Сведомского, приобретенный в 1980 г. в Ленинграде у частного коллекционера Л.И. Чуркина, а также его этюд «Трубка».

А.А. Сведомский скончался 7 (20) июня 1911г. в Риме.

 

Литература:

Сведомские. Завод Михайловский: хроника событий и фактов / ред.-сост. В.И. Якунцов. – Чайковский, 1999.

Якунцов, В. С молотка - оптом и в розницу - "ушли" из Сан - Ремо картины Сведомских / В.Якунцов // Красное Прикамье. - 2011. - 6 янв. - С.5.

Пузанова, Н. На лодке через Каму: из Михайловского завода в Сарапул / Н.Пузанова // Удм.правда. – 2007. – 3 июля. – С.3.

Жилин, С. Таинство рода / С.Жилин // Московский комсомолец в Ижевске. – 2003. - №49. – С. 19.

Лапочкина, Л. Затерянный мир, или Командировка в рай: [об усадьбе «Славянский двор», имении художников Сведомских] / Л. Лапочкина // Красное Прикамье. – 2001. – 7 июня.

Сведомские // Удмуртская Республика: энциклопедия. – Ижевск, 2000. – С.626.

Шитова, М. Художники Сведомские и Беркутовы / М. Шитова // Красное Прикамье. – 1996. – 18 мая.

Ермолова, Н.Ю. Художники братья Сведомские / Н.Ю.Ермолова // Поиски, исследования, открытия. – Ижевск. – 1984. – С.128-133.

_____________________________

 

 

Художники Сведомские

 

 

Михайловский завод — Рим — Сан-Ремо



Братьев Сведомских называли «перелетными птицами». Живя с 1975 года в Риме, художники каждое лето приезжали в свое имение «Михайловский завод», где у них была мастерская. Судьбы произведений повторили жизненные перипетии их творцов, «разлетевшись» по разным странам и музеям.

 

 

 

 

Дворянская усадьба Сведомских, ныне памятник истории и культуры областного значения, располагается в живописном лесном крае Пермской области, у пруда. В низинке — речка, высокие берега ее усажены раскидистыми тополями и липами. После многих исторических катаклизмов ХХ века, переделок и перестроек от некогда цветущего поселка заводского типа остались развалины господского дома, памятные места, где были винокуренный завод, запруда, мельница. В провинции историческая память сохраняется дольше, чем в мегаполисах. И сейчас немногие старожилы, оставшиеся в Михайловском, расскажут вам подробно и с любовью о прошедших временах — и что сами помнят, и что слышали от родственников. В настоящее время усадьба возрождается. Главная заслуга в этом семьи предпринимателей Сбоевых. Уже создан фонд-музей «Славянский двор», восстанавливается господский дом, отстроены гостиница, баня, купальня. Организуется интересный туристический комплекс, привлекающий как очарованием исторической дворянской усадьбы, так и именами русских живописцев А.А. и П.А. Сведомских. Здесь прошли три научно-практические конференции «Сведомские в селе «Завод Михайловский». Возрождается историческая память.

Первый владелец имения — Михаил Гаврилович Сведомский (1785-1847), титулярный советник пермского губернского правления. В 1826 году Михаил Гаврилович купил лесные угодья в Осинском уезде Пермской губернии, обосновался здесь, построил церковь во имя архангела Михаила. Имение наследовал его племянник, лесничий Александр Павлович Сведомский, отец будущих художников, Александра Александровича (1848-1911) и Павла Александровича (1849-1904). Они родились в Петербурге. Их детские и отроческие годы прошли в лесной глуши Пермской губернии, родовом имении «Михайловский завод». Учились в Дюссельдорфской Академии и Мюнхене у Э. Гебгардта и М. Мункачи.

 

Между Италией и Россией

 

С 1875 года художники жили в Риме, но ежегодно летом приезжали поработать в свое имение. Их работы охотно покупали американцы и европейцы, приобретали П.М. Третьяков, киевский коллекционер Ф.А. Терещенко. После национализации частных коллекций, многих административных переделов имущества, в том числе — художественного, их картины нашли новых владельцев, «осели» в центральных и периферийных музеях России. Но самое большое собрание произведений Сведомских осталось у родственников, в Италии. После национализации имения «Михайловский завод» и дачи в Крыму жена Александра Сведомского, Анна Кутукова-Сведомская, и его дочь, Анна Александровна, вернулись в 1919 году в Рим. Существует семейное предание о том, как женщины бежали из России на военном английском пароходе, пришедшем за Марией Федоровной, матерью последнего российского императора. Некоторое время они жили в Риме, затем перебрались на Лигурийское побережье, и в 1924 году семья осела в Сан-Ремо. Здесь была одна из самых больших на Лигурийском побережье колония русских. Русская баня, русская пекарня, аптека. В Сан-Ремо вспоминали о русских курортных сезонах, которые в свое время открыла императрица Мария Александровна. Но это было в «другой жизни». А после революции сюда двинулись неустроенные эмигранты: На русском кладбище нашли упокоение известные русские люди: гр. Олсуфьевы, ученый и врач А.С. Боткин, его супруга — М.П. Боткина, кн. Оболенские и многие другие. Здесь же похоронены А.Н. Кутукова-Сведомская и ее дочь — А.А. Сведомская-Джизмонди. Анна Александровна была талантливой художницей. В России ее имя совершенно неизвестно. Любителям искусства она знакома только как модель «Портрета Ниты Сведомской», написанного в 1916 году А. Лентуловым. Портрет был показан на выставке «Бубнового валета» того же года, в настоящее время он хранится в Вологодской картинной галерее. Анна училась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, возможно, брала уроки у Лентулова. В 1927 году она вышла замуж за адвоката Паоло Мануэле Джизмонди, принадлежавшего к древнему роду. Их сын — Миша Джизмонди, адвокат и археолог, женился на красивейшей женщине из старинного итальянского рода, Клеопатре Пизани. Ее немалая заслуга в том, что произведения и архив Сведомских остались неразрозненными. В коллекции нынешнего владельца Этторе Ребекки, пасынка Джизмонди, около тридцати картин, набросков, эскизов Сведомских, уникальные документы и фотоархив. Поистине — уголок русской культуры. Кроме того, здесь и работы 1920-1930-х годов Анны Сведомской-Джизмонди. Она участвовала во многих выставках в Генуе и Сан-Ремо. В доме хранятся написанные ею портреты близких людей — мужа, сына, натюрморты, несколько скульптур. Живопись А. Сведомской-Джизмонди отличается эмоциональной чистотой и строгостью, изяществом рисунка. В ее работах присутствует мягкая стилизация примитивизма. Позднее Анна занималась реставрацией и коллекционированием. Наследие семьи Сведомских неизвестно российскому зрителю. В 2001 году в Генуе прошла впечатляющая выставка «Врубель, Кандинский, Явленский и русские художники в Генуе и на Ривьере. В направлении Лигурии». Здесь, почти после столетнего перерыва и забвения, были показаны и работы Сведомских.

 

Современники о Сведомских

 

Упоминания о художниках Сведомских разбросаны по изданиям истории отечественного искусства, постоянно встречаются в каталогах различных выставок, обзорах, рецензиях конца XIX — начала ХХ века. Живя в Италии, художники участвовали во многих российских выставках. Отношение к Сведомским как к «милым людям», «приветливым», «готовым всегда помочь» у художников-современников почти совпадает. М.В. Нестеров, работавший с ними в Киеве, вспоминал о них, «несхожих абсолютно, но немыслимых порознь», как о «славных ребятах», «преоригинальных чудаках». И при этом — заметно отрицательное, почти беспощадное отношение к их творчеству со стороны того же М.В. Нестерова и В.В. Стасова. Одновременно Н.А. Прахов, историк искусства, многие годы знавший Сведомских, называл Павла Александровича «неутомимым работником», «искренне преданным искусству». Публицист и издатель Ф.И. Булгаков в статье, посвященной обзору выставки 1898 года в Академии художеств, писал о том, что П.А. Сведомский за границей был замечен раньше, чем в России, о том, что рецензенты обходили молчанием его работы, «между тем мастерство господина Сведомского обличает и поэтичность его темперамента, и сердечную искренность».

 

Мастерская Сведомских в Риме

 

Получив классическое образование, братья неслучайно оказались в Риме. О Риме как об идеальном месте для творчества писали поэты, художники, архитекторы многих поколений, ехавшие в Италию и для учебы, и для вдохновения. «Итальянские страницы» в отечественном искусстве интересовали многих исследователей.

Сведомские поселились в Риме в 1875 году. Пик их творчества приходится на 1880-1890-е годы, когда приоритеты, идейные и художественные, явно были не на стороне «итальянского жанра». Но Рим, по выражению П.П. Муратова, по-прежнему обострял способность угадывать напоминание о древних.

О Сведомских вспоминают многие. Так, В.М. Васнецов писал: «В Риме в то время жили добрейшие и милейшие художники Сведомские. И около них ютилась вся колония русских художников. Рим и Сведомские в моих воспоминаниях нераздельны. Они знали Рим и говорили по-итальянски, как кровные римляне». То же подтверждает Н.А. Прахов, неоднократно бывавший у Сведомских в Риме: «Мастерская : и их квартиры были открыты для всех любителей искусств, и многие бездомные художники и соотечественники находили: приют и деликатную помощь в трудную минуту жизни». Они буквально спасли от смерти польского художника В.А. Котарбинского, ухаживая за ним во время болезни. В какое-то время с ними общался М.А. Врубель; братья находили для него работу. Художник-акварелист Ф.П. Рейман отмечал, что в Риме по зимам «бывает интересно у Сведомских», по свидетельству В. Дедлова, мастерская в Риме, где всегда много спорили об искусстве, была своего рода «очагом искусства». На многих фотографиях из архива Э. Ребекки — Сведомские в мастерской, среди начатых и оконченных холстов, в окружении художников. В. Дедлов отмечал «фантастическое убранство мастерской, похожей на оранжерею, так как стена и потолок были стеклянные. На стенах — картины, этюды, драпировки красивых материй, старинное оружие, характерные костюмы, полки с художественной посудой:».

 

Сведомские вместе и раздельно

 

Несмотря на «связанность неразлучными узами крепкой любви и товарищеской дружбы», Сведомские были совершенными антиподами и внешне, и творчески. Павел много работал, о нем чаще писали. Александр постоянно чем-то был увлечен — то фотографией, то шахматами. Он находился как бы «в тени» своего брата. Современному исследователю трудно составить представление об их творчестве, так как не было ни одной выставки художников, которая представила бы их искусство в какой-то целостности или хотя бы последовательности. Нет даже сколько-нибудь приблизительного перечня произведений, мы не знаем всех работ, хранящихся в музеях России, так как не во всех музеях есть каталоги их коллекций. Мы не имеем представления и о произведениях в зарубежных собраниях. Неизвестно, где находится одна из, возможно, лучших картин П.А. Сведомского — «Сцена из времен французской революции. 1789 год», которая на выставке в Париже имела большой успех. В России ее широкий показ был запрещен, она выставлялась по «высочайшему разрешению» только в Петербурге и Москве. В Италии работы Сведомских покупали охотно. Творчество же Сведомских вписывается в контекст европейского академизма, а в России интерес к художникам «постбрюлловского» поколения стал проявляться лишь в последнее десятилетие (подтверждение тому — готовящаяся в Третьяковской галерее выставка «Пленники красоты», на которой будут представлены и работы Сведомских). Сомнительно, что в период торжества критического реализма художники чувствовали себя комфортно на родине. То же можно сказать и о времени мирискусников. Так, А.Н. Бенуа называет творчество Г.И. Семирадского и К.Е. Маковского «внешне блестящими гастролями», а Сведомских характеризует как «эпигонов романтизма». Пытаясь понять причины, почему в Италии творчество Сведомских хорошо знают, «всякая новая картина воспроизводится в популярных и специальных художественных иллюстрационных печатных изданиях», В. Дедлов размышляет: «Пожалуй, по складу таланта Сведомский больше иностранец, но есть и еще причина. Конечно, он не реалист в русском смысле, а художник независимый, а это у нас не способствует популярности. Затем, он не «передвижник», а член академических выставок. Академистов же у нас принято валить в одну кучу официальных, казенных живописцев».

Перечень работ Павла Сведомского, составленный по известным источникам, говорит о сюжетном разнообразии, характеризующем его творчество. Серия больших исторических полотен — «Школа невольниц», «Юлия, дочь Августа, в ссылке:», «Сократ у дверей Ксантиппы» — рождена пребыванием в Риме, соединившем в своем духовном пространстве современность и историю. Картина «Медуза» (1882) была куплена Павлом Михайловичем Третьяковым, и при жизни коллекционера находилась в экспозиции галереи. Работа пермского собрания «Две римлянки с бубном и флейтой» дает представление об особенностях «итальянского жанра» в творчестве Сведомского. Время расцвета этого жанра для публики было далеко позади. Но хрестоматийная история, образы «вечного Рима» заставляли художника снова и снова обращаться к тематике, которая была востребована покупателями. В творчестве П.А. Сведомского присутствует тема праздника; женщины играют на музыкальных инструментах, танцуют: Точность и выверенность композиции, техническое совершенство выдают мастера академической выучки. Классическая красота римлянок, величавый ритм их фигур, декоративность их костюмов с замечательно уложенными складками не затмевается облезлыми скамьями или осыпавшейся штукатуркой. Кажется, эти «мелочи жизни», тщательно и красиво прописанные, имеют одну цель — сделать картину более живописной и эффектной.

Нам известны два портрета работы П.А. Сведомского — Анны Кутуковой-Сведомской (в итальянском собрании) и А.Н. Веселовского, ученого, историка литературы. Портрет Анны эффектен по живописи и передает тонкое очарование молодой женщины, искреннее восхищение ее красотой и элегантностью. В последние годы жизни Павел Сведомский обратился к отечественной истории и жанру («Бедная невеста», «Юродивый», «Вечер», «Пожар в Москве. 1812 год», «Казнь Ермака», «Бородино», «Танец скифов»). Некоторые из этих работ остались неоконченными. Свидетель пребывания братьев в Михайловском, близкий друг Сведомских Д.В. Шебардин оставил интересные замечания о том, как работал художник. Он вспоминал, что Павел Александрович, задумав «Казнь Ермака» (над картиной, хранящейся в музее Сарапула, художник работал в последний год своей жизни), ездил в Екатеринбург, Тобольск, рисовал в музеях татарские костюмы и оружие, что-то собирал у населения, приобретал и делал сам множество снимков.

Особое значение в творчестве Сведомских занимают росписи в соборе св. Владимира в Киеве. Собор был задуман как храм-памятник русской истории, прежде всего истории православия. В течение десяти лет, с 1886 по 1896 год, художники в Риме готовили эскизы, в Киеве работали вместе с М.В. Нестеровым, В.М. Васнецовым, М.А. Врубелем, В.А. Котарбинским. Нестеров вспоминал, что Киев в те годы «стал как бы центром художественной жизни России», работа эта вызывала живейший интерес у просвещенных людей. В соборе Сведомский расписывал боковые — северный и южный — корабли собора, Александр помогал ему. Темы, которые были предложены Сведомскому, — исторические, из земной жизни Христа. Эскизы и этюды к росписям находятся во многих коллекциях, в том числе Пермской галерее, а также в итальянском собрании Э. Ребекки.

Александр Сведомский не был так известен, как Павел. Ни по жанрам, ни по сюжетам, ни в технике живописи — ни в чем он не походил на брата. Известные сегодня его произведения — это в основном пейзажи с элементами жанра. Работы А.А. Сведомского всегда одухотворены присутствием человека. Так, например, фигурка женщины, изображенной на террасе барского дома в Михайловском, вносит в пейзаж особую эмоциональную ноту. В городских видах А. Сведомского косвенно присутствует античная тематика. «Улица в Помпеях» 1882 года — это реконструкция не только древней архитектуры, навеянная археологическими раскопками, но и жизни в античную эпоху. Работа сразу же была куплена П.М. Третьяковым. А в 1887 году Третьяков приобрел для своего собрания картину А.А. Сведомского «На берегу Тибра». В итальянской коллекции находятся каприйские, помпеянские пейзажи, виды итальянских городов, ряд картин, сделанных в Михайловском. В работах Александра Сведомского сочетаются классические традиции с живым восприятием современной жизни и натуры. Он свободен в выборе сюжета, непринужден в композиции. В сюжетном мотиве почти всегда есть элемент мимолетности, незаконченности действия. В картине «На дворе гостиницы в Риме» пермского собрания запечатлен один из неприметных уголков Рима с группой людей, сидящих за столиками, гуляющими дамами, фигуркой девочки у фонтана. Достоинство картины в изяществе и точности рисунка, выразительности силуэтов, в благородной тонкости и красоте цветовых сочетаний.

Сейчас, на волне интереса к «сделанности» произведений, к художественному и техническому совершенству исполнения, творчество «русских итальянцев» Сведомских, которых более увлекала «правда изображаемого», чем «правда общественных идей», несомненно, привлечет внимание любителей искусства.

 

« вернуться

Рейтинг 10 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Еще файлов 8 из этого альбома
"Улица в Помпее"
"Вид со двора"
"На берегу Тибра"
"На дворе гостиницы в Риме"
"Цыганский табор"
"В Михайловском. На террасе"
"Улица в Помпеях"
"Ворота в Вольтерру. Этрурия"
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования