05 декабря 2013
Сверчков Николай Егорович Sverchkov Nikolai. Автор: Донченко А.И.
(в альбоме 156 файлов)
Изобразительное искусство / Живопись / Академизм
Разместил: Донченко Александр
Сверчков Николай Егорович
Sverchkov Nikolai
(1817 - 1898)
Отец Н. Е. Сверчкова был выходцем из крестьян и служил старшим конюхом и кучером в придворных конюшнях. Мальчик рано начал рисовать лошадей и других животных, проявив наблюдательность и умение передать повадки своих "моделей".
Поощряя склонности сына к занятиям искусством, родители отдали его в 1827 г. в Воспитательное училище при АХ. Однако слабый здоровьем ребенок не выдержал сурового режима и через полгода был взят оттуда и определен в училище общего типа, после окончания которого по настоянию отца поступил в хозяйственный департамент Министерства внутренних дел. Карьера чиновника не прельщала юношу, который в свободное время продолжал упорно заниматься рисунком и живописью.
Постепенно он развил свои способности до такой степени, что в 1839 г. осмелился послать на академическую выставку первые картины: "Автопортрет", "Ездок", "Итальянка с гитарой" и "Портрет девицы Сверчковой". Успех был очевидным, и его удостоили звания свободного художника портретной живописи.
В 1840 г. Сверчков решился оставить службу. Дар анималиста, умение на редкость правдиво и свободно изображать сцены с лошадьми помогли Сверчкову занять место художника Хреновского и Чесменского государственных конных заводов, крупнейших в России. В этой должности он создал целую галерею, представляющую породистых лошадей. Прославившись своим знанием пород и умением передать их особенности, Сверчков стал получать заказы от известных коннозаводчиков. Он изъездил Россию из конца в конец, узнал нравы провинции и воплотил их в жанровых зарисовках.
На академической выставке 1844 г. были представлены его картины "Отдых в поле" и "На конской ярмарке". В этот период Сверчков отдал дань и литографскому искусству. В 1844 г. им были созданы литографии "Кирасиры", "Казаки", "Лезгинский эскорт" и др. Издательство Дациаро заказало ему серию уличных и дорожных сцен "Эскизы русского" (1845). Издатель Фельтен выпустил "Альбом коннозаводчиков с портретами заводских жеребцов и маток лучших заводов России, писанных с натуры и литографированных художником Н. Сверчковым" (1846-52). Этот цикл состоял из 25 листов и был весьма популярен.
Проявил себя художник и в портретном жанре, написав в конце 1840-х гг. "Портрет супруги в амазонском платье на лошади" и "Скульптор И. И. Юшков в санях на набережной Невы", а также "Портрет доезжачего В. П. Воейкова Харитона". В 1852 г. за картину "Помещичья тройка" Сверчков получил звание академика "живописи народных сцен", а в 1855 г. за картину "Дорожные" - профессорское звание.
В жизни художника 1850-е гг. были отмечены дружбой с Н. А. Некрасовым, в ярославском имении которого, Карабихе, он провел много времени. Вместе с поэтом ходил на охоту, ездил на крестьянские праздники, участвовал в домашних литературных вечерах. Сверчков выполнил серию картин и рисунков на сюжеты произведений Некрасова: "Мороз, Красный нос", "Мужичок с ноготок", а также написал конный портрет А. Я. Панаевой. Нелегкой доле ямщиков посвятил художник цикл картин конца 1850-х гг.: "Тройка в степи" (1856), "В метель" (1857) и др.
Немалое место в его творчестве занимали и сцены из охотничьей жизни: "Зимняя охота", "Беркутова охота, бывшая в Москве" (обе 1856), "Эскизы охоты" (1857-58). Все они отличаются тонким пониманием русского пейзажа.
В начале 1860-х гг. Сверчков предпринял заграничную поездку, побывал в Париже, Лондоне, Брюсселе, где его выставки имели большой успех. Вернувшись в 1864 г. в Россию, он получил официальный заказ на серию исторических картин: "Выезд царя Алексея Михайловича на смотр войск в 1664 году" (1866), "Царь Алексей Михайлович с боярами на соколиной охоте близ Москвы" (1873) и "Поезд царя Ивана Грозного на богомолье" (1878).
Новым жанром в его творчестве были и батальные сцены, самая известная из них - "Переход гвардии через Балканы" (1879) - была посвящена событиям русско-турецкой войны. Однако ни в исторической, ни в батальной живописи Сверчков не проявил себя столь тонким мастером, каким был в анималистическом жанре.
______________________________
Николай Егорович Сверчков родился в семье конника. Уже в детских рисунках Н. Сверчкова появилось незаурядное дарование тонко подмечать особенности типа и экстерьера лошадей. Отец, видя склонность девятилетнего сына к рисованию, определил его в Воспитательную школу при Академии художеств, но через полтора года Николай был вынужден прекратить учебу из-за болезни.
Дальнейшее образование мальчик получает в училище общего типа, а навыки и знания в живописи приобретает путем самообразования, постоянно рисует лошадей различных пород, изучает работы мастеров живописи. Отец Сверчкова, который долгое время работал в придворных конюшнях старшим конюхом, способствовал развитию таланта у сына. Николай увлекался конным спортом, посещал бега, скачки и конские ярмарки, заводил знакомства с коннозаводчиками. Постоянное наблюдение лошадей на пастбище, выводке, в беге и на скачках научило его непревзойденному видению натуры. Первую портретную серию лошадей Н.Е. Сверчков написал в 1840 для известного в С.-Петербурге любителя С.А. Яковлева.
Уже в возрасте 22-х лет (1839) он выставил свои первые картины на Академическую выставку, за которые ему присудили звание "Свободного художника". Все свое творчество Сверчков посвятил изображению лошадей, на картинах и рисунках показал их использование в коннозаводстве, на бегах и скачках, на охоте, под седлом, в упряжи одиночно и в парных запряжках, и, особенно, в тройках. Тройки Сверчкова бегут по необозримым просторам России, с глубокими снегами, жестокими снежными буранами, вселяющими ужас в душу путника, по степи и глухим лесным проселкам, по пыльным дорогам и снежным полям, в дождь и метель, при восходе и закате солнца, в туманное утро и морозный вечер, днем и ночью.
Приведем несколько интересных картин с сюжетом "Тройка": "Тройка в лунную ночь"; "Тройка в степи" (1850); "В метель" (1855); "Тройка серых в санях" (1856); "Тройка в метель" (1896) (эта картина написана художником за два года да смерти). В 1852 за жанровую картину "Тройка" Н.Е.Сверчков получил звание "Академика живописи народных сцен", за картину "Дорожные" в 1855 ему присвоено звание профессора (А.С.Красников, 1974). Таким образом, к сорока годам Н.Е.Сверчков получил высшую оценку своих картин, признание таланта, а в жанре коннозаводческого портрета стал первым среди художников-анималистов, писавших в XIX веке полотна с изображениями лошадей заводских пород. В 1863 картины Сверчкова были выставлены на Всемирной выставке и являлись украшением Луврской галереи в Париже. За великолепную картину с изображением скачки с препятствиями в Ламарше Сверчков был награжден Орденом Почетного Легиона. Затем Н.Е. Сверчков демонстрировал свои произведения на Лондонской Всемирной выставке, где было продано 40 его произведений, в том числе 13 акварельных рисунков.
Высокую оценку получили там картины "Охота за волками" и "Конская ярмарка", последняя там была продана за очень высокую цену - 22 тысячи франков. После блистательного успеха в Париже и Лондоне Сверчков в конце 1864 получил заказ написать три картины на исторические темы. В 1866 он завершил первое полотно "Выезд царя Алексея Михайловича на смотр войск", в 1874 окончил картину "Царь Алексей Михайлович с боярами на соколиной охоте" и, наконец, последняя - "Выезд царя Ивана Грозного на богомолье" появилась в 1878. Эти картины хранятся в Оружейной палате. Большую группу произведений Н.Е.Сверчкова представляют портреты верховых лошадей.
Полотна кисти Н.Е.Сверчкова "А.Я.Панаева в дамском седле верхом на лошади" (1854) и "Русский офицер верхом на вороной лошади" (1854) являются шедеврами в живописном искусстве конного портрета и историческими памятниками ныне утерянной орлово-ростопчинской породы. Среди жанровых полотен, на которых художник воспроизвел трагедию (пожар) и будни в коннозаводской жизни, лучшими являются: "Пожар в степи и бегущий табун", "Приезд А. А. Болдырева в завод К. К. Толя" (генерал А. А. Болдырев был вице-президентом Тульского рысистого общества), "Матка с жеребенком и убитый волк" (1892), "Конюх выводит лошадь из конюшни" (1864), "Холстомер" (1891). Н.Е.Сверчков, большой знаток коннозаводской жизни, в 1891 написал Холстомера на фоне резвящегося молодого табуна рысистых маток и жеребят, не оставляя зрителям сомнения, что в правой части картины, слегка понурив голову, медленно передвигает больные ноги старый, вороно-пегий орловский рысак Холстомер, судьбу которого Л.Н.Толстой описал в повести "Холстомер" (1886).
Коннозаводчик А.А.Стахович (1830-1913) установил и впервые в печати опубликовал, что Холстомер и резвейший рысак графа А.Г.Орлова, производитель Хреновского конного завода вороной Мужик I, 1803 г.р., одна и та же лошадь. Мужик I не был вороно-пегим, а вороным, с большими белыми отметинами на лбу и всех четырех ногах. После смерти графа А.Г. Орлова (1737-1808) Мужик I в 1812 был кастрирован и продан. Однако он успел оставить вороного сына Старого Атласного, 1812 г. р. - родоначальника всех орловских рысаков частного коннозаводства России. Известны две акварели Сверчкова, подаренные автором в 1887 Л.Н. Толстому: "Холстомер в молодости" и "Холстомер в старости". Эти акварели хранятся в Музее Л.Н. Толстого в Москве. С большой теплотой Н.Е. Сверчков относился к рабочим крестьянским лошадям. Лучшими картинами этой серии являются полотна: "Катание детей", "Крестьянин верхом на серой лошади", "Рыжая рабочая лошадь". Много рабочих лошадей Н.Е. Сверчков написал на картинах охотничьего жанра: "Везут убитого медведя", "Борзятник на лошади", "Охотник на гнедо-пегой лошади" и др.
Исключительный интерес в творческом наследии художника представляют портреты орловских рысаков и жанровые картины с изображением рысистых лошадей. Большая и искренняя любовь Н.Е. Сверчкова к орловской рысистой породе лошадей видна во всех его произведениях, посвященных этой теме. Первые портреты орловских рысаков Хреновского конного завода, где Сверчков был оформлен заводским художником, датированы 1846. Портреты Лебедя VI, сер., 1831 г.р.; Визапура III кар., 1839 г.р.; Летуна сер., 1838 г.р.; Варвара I вор., 1844 г.р.; Непобедимого II сер., 1844 г.р. и несколько десятков других известных рысаков представляют собой особую зоотехническую ценность для истории орловского коннозаводства. Лебедь IV от Добрыни и Ехины, Хреновского завода - это олицетворение идеала орловского рысака, он был резвым, очень породным и наглядным. Портреты знаменитой заводской матки светло-серой Волны с жеребенком и светло-серого Горностая V являются шедеврами в портретной коннозаводской живописи Сверчкова.
Известный историк В.И. Коптев в "Очерке русского коннозаводства" (1872) отмечал: "Н.Е. Сверчков написал много портретов знаменитых Хреновских рысаков, которые навсегда останутся в глазах будущих коннозаводчиков прототипами и идеалами, от которых не следует отдаляться. Не будь этих драгоценных изображений рысаков, закрепленных меткой и кистью Н.Е.Сверчкова в картинах, а потом карандашом в эстампах, коннозаводчикам представлялось бы широкое поле гадательно мечтать о наружном виде прежних лошадей и воображение, конечно, рисовало бы совсем иным, а не такими, какие они были на самом деле". Н.Е.Сверчков писал только с натуры и часто преодолевал большие расстояния, чтобы запечатлеть по просьбе заказчиков на полотне их лучших лошадей. В.И.Коптев в "Журнале Коннозаводство и Охота", 2, 1864 поведал потомкам историю создания Сверчковым портретов знаменитых жеребцов завода В.И.Шишкина (1780-1845): Серого Горностая, 1829 г. р., и вороного Кролика, 1832 г.р. В 1844 талантливый помощник графа А.Г.Орлова, создателя орловской рысистой породы лошадей, Василий Иванович Шишкин разделил племенной состав своего конного завода на две равные части и продал их по жребию коннозаводчикам В.П.Охотникову и Н.И.Тулинову, последнему достались жеребцы: Горностай, Кролик, Бычок, Булат. Н. И. Тулинов убедил профессора Сверчкова проехать 2500 верст (1 верста = 1067 м), чтобы написать портреты знаменитых родоначальников линий в орловской породе, в том числе Кролика - потомка Мужика I (Холстомера).
В 1846 Н.Е.Сверчков прибыл в имение Н.И.Тулинова в село Мартын Тульской губернии и написал там четыре портрета: Горностая, Кролика, Булата и Богача, которые долго украшали кабинет хозяина в Московском доме под Новинском. После кончины в 1853 Н.И.Тулинова, конный завод распался, а эти четыре портрета достались В.И.Колтеву. Затем портреты Горностая и Кролика были куплены Я.И.Бутовичем и ныне постоянно экспонируются в Музее Коневодства ТСХА. История не сохранила нам образ родоначальника орловской рысистой породы серого Барса I, родившегося в 1784 в Хреновском конезаводе от Полкана I и серой голландской кобылы. В 1852 году Сверчков посчитал возможным, чтобы не вдаваться в область беспредельной фантазии, создать для истории гравюру "А.Г.Орлов в санках едет на Барсе I", взяв за прототип производителя Хреновского завода Добрыню сер.,1845 г.р., нарядный экстерьер которого соответствовал описанию экстерьера родоначальника. В 1851 Добрыня IV был переведен из Хреновского в Московскую Государственную конюшню, а в 1852 продан в конный завод Н.А.Артыганьева, где Сверчков, в том же 1852, воссоздал на гравюре образ родоначальника Барса I.
Затем в 1853 художник написал портрет Добрыни IV "Свидание в поле". В 1871 Сверчков, на основе гравюры "Барс I" написал на холсте гениальную картину "Граф А.Г. Орлов-Чесменский в санках на Барсе I". Н.Е. Сверчков достиг совершенства в изображении рысаков на бегу. Например, на жанровой картине "Рыжий рысак в беговых санях с седоком" (1878) красочно изображен неизвестный жеребец, бегущий по зимней дороге резвой рысью в фазе безопорного движения. Художник точно передал динамику бега, что свидетельствует о высокой степени понимания темпа и баланса правильного рысистого движения. Широко известна картина Н.Е. Сверчкова "Рысистая кобыла Краса в дрожках" (1870), на которой изображен стремительный бег рыжей лошади по степной дороге, а пыль, поднимающаяся из-под копыт и колес очень наглядно подчеркивает скорость движения.
Н.Е. Сверчков умер в возрасте 81 года в 1898. За свою жизнь он создал 350 картин, 1000 рисунков и 12 скульптур. Большинство из этих произведений, кроме скульптур, находятся в Музее Коневодства ТСХА и доступны для обозрения широкому кругу специалистов и любителей лошадей. В реалистической живописи коннозаводского портрета у Сверчкова было много последователей, которые по мере сил и возможности старались писать лошадей с высокой зоотехнической достоверностью. В 2001 исполнилось 225 лет орловской рысистой породе лошадей, отличительными чертами которых являются красота экстерьера, крупный рост, ярко выраженный упряжный тип, отличная приспособляемость к суровым климатическим условиям России и способность резво бежать на длинных дистанциях. Именно такие орловские рысаки изображены на лучших картинах XX века, авторы которых следовали двум основным принципам творчества Н.Е.Сверчкова: достоверность образа конкретного рысака и виртуозное исполнение тона масти.
http://www.penza.com.ru/~rubtsov/peoples/sverchkov_ne.htm