15 декабря 2013
Солнцев Федор Григорьевич Solntcev Fedor. Автор: Донченко А.И.
(в альбоме 887 файлов)

Изобразительное искусство / Живопись / Художники-славянисты
Разместил: Донченко Александр

 

 

 

 

 

Солнцев Федор Григорьевич


Solntcev Fedor


(1801 - 1892)




 

Становящаяся на ноги нация всегда проявляет повышенный интерес к своему прошлому. Именно после Наполеоновских войн, когда Россия стала играть заметную роль в решении европейских проблем, у российского общества появилась потребность знать больше о себе.

 

 

 

 

 

Много сделал для изучения древнерусского искусства выпускник Академии художеств Федор Григорьевич Солнцев, который под руководством Варнека и Егорова (1815—1825) осваивал бытовое художество и иконопись.

 Еще в Академии Федор Солнцев пишет картину "Крестьянское семейство перед обедом" (1824), за которую получает золотую медаль. Перед молодым художником открываются заманчивые перспективы. Тем более что к нему благоволит семья Николая I. Возможно, сам император и оказал решающее влияние на творческую жизнь Ф. Солнцева. В 1830 году его посылают в художественно-археологическую экспедицию по старинным городам России. Из командировки Ф.Г. Солнцев привозит более 3000 акварелей, связанных с древнерусским искусством. Отныне он — главный знаток древностей государства российского, а потому его, как авторитетного эксперта, привлекают к реставрационным работам и новым постройкам в византийско-русском стиле.

 

 

 

Солнцев Ф.Г. (фрагмент гравюры, Пожалостин)

 

 

 

Художник по-прежнему не расстается с масляными и акварельными красками, но основные его заслуги связаны с художественно-археологической деятельностью. Именно за нее он в 1876 году получает звание профессора. А в 1885 общественность Петербурга тепло отмечает 50-летие присвоения Ф.Г. Солнцеву звания академика — радующее долголетие, прожитое с большой пользой для любезного Отечества.

____________________________

 

 

Солнцев Федор Григорьевич


Жизнь и труды художника Федора Солнцева
«Солнцев был одним из тех лучших и немногих,
которые учили нас всех ценить и любить
настоящую коренную Русь».
В.В. Стасов


В одном из залов Государственной Третьяковской галерея экспонируется небольшая картина «Крестьянское семейство», выполненная в 1824 г . выпускником Академии художеств в качестве программы на Малую (вторую) золотую медаль. Традиционное программное задание с незамысловатым сюжетом, несложное, но продуманное композиционное построение, теплый колорит – настоящая академическая работа. Она заслужила признание и одобрение членов комиссии, ее автор получил золотую медаль, а молодой художник – право на пенсионерскую поездку, которым не воспользовался. Эту картину в конце XIX в. забрал в свою галерею П.М. Третьяков, с нее делали учебные копии студенты Академии художеств. И кто бы мог тогда, в 1824 г ., представить, что с этой незамысловатой программной работы начнется великий путь выдающегося русского художника, без которого немыслим сегодня разговор о культуре XIX в. вообще, о русской архитектуре и русской книжности, в частности. Имя этого художника — Федор Григорьевич Солнцев (1801-1892).

Трудам Солнцева русская наука обязана собранием «Древностей Российского государства» и «Керченских и Фанагорийских древностей». По рисункам Солнцева восстановлены терема и церкви Московского Кремля, украшены залы Кремлевского Дворца. Ему принадлежит честь открытия и восстановления мозаик и фресок Софии Киевской, Успенского собора Киево-Печерской Лавры, Дмитровского собора во Владимире.

В 1876 г . во время празднования 50-летия художественно-археологической деятельности Ф.Г. Солнцева главный редактор известнейшего журнала «Русская старина» Михаил Иванович Семевский произнес: «Рисунки Солнцева, в научном и художественном отношениях — живописная летопись Древней Руси, источник возрождения отечественного стиля. И если Карамзин в летописях и других археографических памятниках нашего Отечества обрел живые краски для слога своей истории; если Пушкин в народных сказках нашел живую, свежую струю, которой он обновил язык Отечественной поэзии, то художник Солнцев произведениями своими пробудил в русских художниках чувство народного самосознания и уважения к образам, завещанным нам предками».



Федор Григорьевич Солнцев родился 14 апреля 1801 г. в с. Верхне-Никульском Мологского уезда Ярославской губернии в семье помещичьих (крепостных) крестьян графа Мусина-Пушкина. После рождения сына Федора его отец, Григорий Кондратьевич, уехал в Петербург и стал работать кассиром при императорских театрах. Вскоре в северную столицу переехал и старший брат, Денис. Федор и его мама Елизавета Фроловна остались в деревне. Благодаря стараниям матери, бывшей грамотной женщиной, он начал учиться читать. Но учеба в целом давалась с трудом. Гораздо интереснее было рисовать или копировать лубочные картинки, играть на берегу ручья, впадающего в знаменитую реку Сить.

Когда в 1815 г. отец, по обыкновению, навестил семью, ему пожаловались на нерадивого ребенка, интересовавшегося только рисованием различных деревенских и церковных предметов. Григорий Кондратьевич, по-видимому, обладая хорошим чутьем, забрал ребенка с собой в Петербург. Здесь, на Адмиралтейской площади в доме графа Кутайсова, живя с братом и отцом, Федор Григорьевич начал учиться арифметике, французскому и немецкому языкам, изучать целый ряд общеобразовательных предметов, а также рисованию.

Пока Федор Григорьевич потихоньку обучался у своего брата, отец хлопотал о его устройстве в Академию художеств. Это произошло в том же, 1815 г. Отправившись однажды по приказанию Григория Кондратьевича к инспектору академических классов, известному художнику К.И. Головачевскому, Федор Солнцев был немедленно зачислен в число своекоштных воспитанников. В 1815 г. его определили в первый рисовальный класс. Менее чем через полгода Солнцев оказался в натурном классе. Перейдя в третий возраст, Ф.Г. Солнцев выбрал своей специальностью историческую и портретную живопись, и стал работать под руководством известных русских живописцев, профессоров С.С. Щукина, А.А. Егорова и А.Г. Варнека. Работал Солнцев много и интересно, принял участие в росписи Казанского собора. Вскоре на картины начинающего художника обратил внимание директор Императорской публичной библиотеки А.Н. Оленин, ставший в 1817 г. Президентом Академии художеств. «Любитель и знаток древностей», широко эрудированный в вопросах литературы и искусства, историк, археолог и этнограф, он привлек юного художника для исполнения различных работ и заказов, нацеливая на художественно-археологические исследования. А.Н. Оленин способствовал становлению и формированию уникального исторического живописца, знатока археологии и истории России.

В 1829 г ., почти пять лет спустя после окончания Солнцевым Академии художеств, Оленин привлек его к работе над изданием книги о Рязанских древностях. Ф.Г. Солнцев выполнил рисунки Рязанских древностей: драгоценные бляхи, бармы, перстни. Об этой работе он впоследствии вспоминал: «Алексей Николаевич предложил мне нарисовать "рязанские древности". Я принялся за работу. Рисовать надо было в кабинете Алексея Николаевича. Между прочим, у меня нарисована была бляха, рисунок этот и лежал на столе. Однажды приехал к Алексею Николаевичу профессор перспективы — М.Н. Воробьев. Заметив на столе бляху и приняв ее за настоящую, он хотел рукою сдвинуть ее, но, увидев свою ошибку, сказал: "Неужели это нарисовано!" По этому случаю Алексей Николаевич заметил: "Да, уж лучшей похвалы искусству нельзя сделать"».

Работа над Рязанскими древностями окончательно связала жизнь и творчество Федора Григорьевича с археологией.

Важнейшим этапом в творческой биографии Ф.Г. Солнцева стали 30-е годы XIX века. В это время он работал в Москве, снимая рисунки с древнейших вещей, хранившихся в Оружейной палате Московского Кремля и его соборах, делая акварельные зарисовки различных видов Москвы. Часть этих рисунков была выполнена для русского историка, действительного члена Императорского Общества истории и древностей Российских — Ивана Михайловича Снегирева. Во вступительной статье к одной из них издатель Август Семен отметил:

«Описание древностей первопрестольной, царственной столицы русской, достойное величия предмета и благоговейного внимания русских людей и русской земли к святыни и памятникам московским, давно было общим желанием всех просвещенных людей. Изучение памятников Отечественных есть обязанность каждого любящего свою Отчизну. Сохранение их в описаниях и изображениях от случайной гибели и разрушения времени должно быть почитаемо заветом нашего уважения к предкам и чести народной.

Счастливым случаем, давно желанное предприятие нашло себе ревностного покровителя в бывшем, незабвенном навсегда градоначальнике Москвы, князе Д.В. Голицыне. Описание памятников Московской древности препоручено было ученому знатоку русских древностей И.М. Снегиреву. Любопытные описания господина Снегирева обогатились рисунками превосходного изографа русских древностей, академика Ф.Г. Солнцева.

Изящество отделки рисунков и полнота и отчетливость описаний возбудили согласные похвалы всех наших не только русских, но и иностранных газет и журналов, которые единогласно признали Памятники московской древности первым великолепным изданием, из всех доныне вышедших в России».

Этот совместный труд выдающихся русских исследователей И.М. Снегирева и Ф.Г. Солнцева наряду с «Памятниками древнерусского зодчества» Ф.Ф. Рихтера и «Русской стариной» А.А. Мартынова и И.М. Снегирева положил начало делу образования русских зодчих по части национального наследия.

В мае 1830 года началась работа художника Ф.Г. Солнцева над «срисовыванием старинных наших обычаев, одеяний, оружия, церковной и царской утвари, скарба, конской сбруи и прочих предметов, принадлежащих к историческим, археологическим и этнографическим сведениям», находившихся в Москве и хранившихся в Оружейной палате. Работе Солнцева в Кремле и в Оружейной палате помогали выдающиеся общественные и государственные деятели XIX века: митрополит московский Филарет (Дроздов), президент московской дворцовой конторы князь В.В. Юсупов, историк М.П. Погодин и, конечно же, А.Н. Оленин.

Созданное Ф.Г. Солнцевым собрание рисунков русской старины (а их было к концу 40-х гг. более трех тысяч) привлекло внимание императора Николая I , и он пожаловал на их издание около ста тысяч рублей серебром. Подобное пожертвование императора на публикацию вызвало живой отклик в общественных и научных кругах России. В журнале «Москвитянин» историк М.П. Погодин отметил, что «любители Отечественной древности и истории благословляют царскую щедрость» и «с нетерпением ожидают великолепного издания». А спустя 20 лет после выхода в свет «Древностей Российского государства» М.П. Погодин напишет: «Важнейшее и вместе великолепнейшее издание наших памятников, собственно археологических, заключается в "Древностях Российского государства". Богатое пособие получила археология в этом великолепном издании!»

В.В. Стасов, произнося речь памяти Ф.Г. Солнцева, высоко оценил именно «Древности Российского государства». Он сказал: «Книга пришлась по общему вкусу, она составила эпоху в русском историческом самосознании и имела громадное влияние на рост всех последних художественных поколений наших».

Трудам Ф.Г. Солнцева всячески содействовал император Николай I , который на первый план выдвинул национальные традиции. Среди них определенное внимание уделялось русским историческим реликвиям.

Огромная работа, проделанная Солнцевым по восстановлению Теремного дворца Московского Кремля, была высоко оценена императором. Его наградили бриллиантовым перстнем и пожаловали Кавалером ордена св. Владимира 4 степени.

Николай I отдал ряд распоряжений, связанных с отечественной стариной. В Киеве в 1832 г. были раскрыты остатки Золотых ворот, а с 1835 г. действовала специальная Комиссия изыскивания древностей. Собранные коллекции поступили в Киевский университет, где 17 марта 1837 г. открылся археологический музей. В 1847 г. было издано сочинение киевского гражданского губернатора И.И. Фундуклея «Обозрение Киева», а в 1848 г. – «Обозрение могил, валов и городищ Киевской губернии». Большая часть зданий и вещей были представлены в рисунках и чертежах. Гравюры к книге создавались по рисункам Ф.Г. Солнцева.

Именно Ф.Г. Солнцеву принадлежит честь открытия и реставрации знаменитых фресок и мозаик XI в. в Киевском Софийском соборе, о существовании которых до 1843 г . никто не подозревал. «Издавна приметны были в одном из боковых отделений Собора, на стороне южной, на своде, древние изображения ангелов, серафимов и херувимов, и можно было присмотревшись пристально, прочитать здесь греческие надписи», — запишет протоирей И.М. Скворцов в своей книге о реставрации собора, вышедшей в 1854 г . Но это была лишь часть 8-вековых фресок, которые необходимо было еще искать на всех стенах Собора. В 1843 году, «когда в алтаре предела преподобных Антония и Феодосия, после случайного опадения штукатурки, оказались следы фресковых изображений, бывший по некоторому делу в Киеве, академик Ф.Г. Солнцев возымел мысль о существовании подобных изображений по всему Ярославову храму. Мысль эта и подтвердилась, когда пробовали в разных местах очищать побелку и подкраску новейшую. Таким образом, дело это представилось заслуживающим внимания Высочайшего, доложено было Государю Императору, и Его Величество изволил указать священному Синоду изыскать средства, как для открытия, так и возобновления древних фресок на всех стенах и столпах Киево-Софийского собора. Вследствие того составлен Комитет о возобновлении сего собора по всем частям его; при чем, согласно с высочайшей волей, часть живописная вся поручена главному надзору академика Солнцева».

Реставрируя фрески и раскрывая мозаики Софийского собора, Ф.Г. Солнцев скопировал с ювелирной тщательностью его росписи. В марте 1853 г . он представил 80 рисунков в Императорское русское археологическое общество для издания. Археологическое общество согласилось взять на себя труд издания, приняв решение литохромировать и гравировать рисунки. При этом последовало распоряжение императора о том, чтобы издание новых рисунков Ф.Г. Солнцева явилось продолжением «Древностей Российского государства». Но из-за отсутствия средств процесс подготовки издания затянулся на долгие годы и начался только в 1866 г . В 1871 г . вышел первый выпуск «Древностей» — «Киевский Софийский собор».

С 1830 по 1853 гг. Ф.Г. Солнцев много ездил по древнерусским городам, занимаясь исследованием и срисовыванием предметов и памятников старины, делая этнографические зарисовки. «С того времени по настоящее с древностей Керченских, Московских, Троице-Сергиевой Лавры, Нового Иерусалима и окрестностей их, в Рязанских, Владимирских, Киевских, Новгородских, Псковских, Смоленских, Черниговских, Витебских, Могилевских и многих других уездных городах, а также в ризнице Императорского Зимнего дворца в Санкт-Петербурге сделано Солнцевым акварелью и представлено Государю Императору до 2000 рисунков. Сверх того он занимается рисованием акварелью и по другим Высочайшим поручениям, равно и для новостроящегося в Москве Кремлевского Дворца. Под его смотрением возобновлена старинная живопись в Киево-Успенском Лаврском и во Владимирском Дмитровском соборах, а в Киево-Софийском соборе возобновляются древние фрески.

Солнцев за свои труды Всемилостивейше пожалован орденами: св. Владимира 4-й степени, св. Станислава 2-й степени с короною и св. Анны 2-й степени, а за исполненную в программе от Императорской Академии художеств картину награжден Академиком.

В 1836 г. Ф.Г. Солнцев за свои труды был удостоен звания академика. С 1844 по 1867 г. он преподавал иконописание в Санкт-Петербургской Духовной семинарии, за что в получил ордена св. Анны 2-й степени и орден св. Владимира 3-й степени. В 1858-1866 гг. под его наблюдением было изготовлено более 200 иконостасов для церквей западных российских губерний по заказу Министерства государственных имуществ. Он сам сделал эскизы образов, крестов, хоругвей и проч.

Работая с памятниками древнерусского искусства и бытовыми предметами, изучая памятники русской старины, Ф.Г. Солнцев постоянно соприкасался с русскими рукописными книгами, из которых черпал сведения, необходимые для датировки исследуемых предметов, для определения места их создания и предназначения.

Во время работы в Московском Кремле в 30-е гг. XIX в. с предметами русской старины Оружейной палаты внимание художника привлекли такие шедевры русской книжности как Изборник Святослава 1073 г., Царские грамоты. В Московской Синодальной типографии он обратил внимание на уникальное Юрьевское Евангелие, на старопечатные книги. Ф.Г. Солнцев скопировал наиболее интересные материалы: заставки, заглавные буквы, образцы письма различных эпох, т.е. все то, что могло пригодиться художнику для понимания, характеристики и воспроизведения той или иной эпохи. В коллекции рисунков и акварелей Ф.Г. Солнцева, хранящейся в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки, оказался целый ряд листов, представляющих древнерусское книжное искусство. Можно предположить, что Ф.Г. Солнцев мыслил о систематизации изобразительного материала, содержащегося в рукописных и старопечатных книгах, думал о создании альбома по истории русского книжного орнамента.

С конца 30-х гг., когда император Николай I принял Ф.Г. Солнцева под свое покровительство, для членов императорской фамилии художник создал молитвенники и другие книги духовного содержания. Одной из них стала книга «Праздники в Доме Православного Царя Русского».

Для членов императорской фамилии Ф.Г. Солнцев написал также: Молитвослов для императрицы Александры Федоровны, жены Николая I ; Молитвослов для императрицы Марии Александровны, жены Александра II ; Молитвенники ангелам-хранителям для великих княгинь Марии Николаевны, Ольги Николаевны и Марии Александровны; Жития избранных святых; «Праздники в Доме Православного Царя Русского»; Житие Сергия Радонежского; Служба святой Марии Магдалине; «Русские святые, предстатели перед Богом за царя и святую Русь»; «Знаменательные дни в Доме императора Александра III ».

В течение нескольких лет Ф.Г. Солнцев часто бывал в доме М.П. Волконской, невестки начальника Дворцовой канцелярии, обергофмаршала П.М. Волконского, опекавшего художника после смерти А.Н. Оленина. В доме Марии Петровны собирались художники, писатели, композиторы, среди них профессор Н.И. Похвиснев, Л. Кикина, Л. Львов, М.А. Межакова, П.В. Басин. В кружке М.П. Волконской в 50-е годы ХIX в. под руководством Солнцева и при его непосредственном участии создавалась рукописная книга «Молитвенник с Месяцесловом».

Об этой рукописной книге писали в журнале «Столица и усадьба», обратив внимание на лицевой Месяцеслов, расположенный в конце книги. Это изображения святых, а также господских и двунадесятых праздников. «Можно себе представить, сколько труда стоило, например, поместить на пространстве менее четырех вершков вышины и около трех ширины — изображение ежедневных святых, празднуемых в целом месяце. Чтобы выделить лики и облачения полувершковых фигур, надо было употреблять увеличительное стекло и иметь настоящий запас терпения, и, со всем возможным прилежанием, ближе двух или трех месяцев невозможно было окончить таблицу со всеми святыми тридцати дней и входившими в их состав изображениями двунадесяти праздников».

По заказу княгини Л.Н. Меншиковой Ф.Г. Солнцев создал уникальную, необыкновенной красоты рукописную книгу «Евангелие от Иоанна». Вместе с Солнцевым над книгой работали академики Г.Г. Гагарин и Премацци.

Логичным итогом обращения к русской рукописной традиции стало создание в начале 60-х гг. XIX в. по заданию Священного Синода больших лицевых Святцев. При подготовке Святцев художник использовал девять иконописных подлинников XIV - XV вв. и выполнил труд историка и этнографа. Им было использовано и множество изобразительных образов – икон, прорисей, собственных рисунков. В 1866 г. Святцы были напечатаны. Они состояли из 12 листов, по 48 недель в каждом, а в каждой неделе по 100 фигур святых. Нестор Кукольник, предваряя выход Святцев, писал, что «издание имело бы обширную пользу для художников при исполнении ими церковной живописи». Солнцевские Святцы «представляли собой целый справочный лексикон, археологический музей».

Вполне логичной стала для Ф.Г. Солнцева работа над оформлением и иллюстрированием различных печатных изданий – книг и журналов – с использованием принципов оформления русских рукописных книг.

В 40-е гг., во время работы в Киеве, художник познакомился с митрополитом Филаретом (Гумилевским). Это знакомство переросло в тесное сотрудничество. Для трудов, предпринятых Филаретом, Ф.Г. Солнцев выполнил более 400 рисунков. Труды митрополита Филарета неоднократно переиздавались во второй пол. XIX – нач. XX вв. и все время выходили с иллюстрациями Ф.Г. Солнцева. Многие из этих иллюстраций были использованы и для других изданий, осуществленных по распоряжению Святейшего Синода. Рисунки для различного рода изданий, посвященных святым, прославленным Русской Православной Церковью, Ф.Г. Солнцев выполнял многократно. Среди них есть иллюстрации, созданные по просьбе И.П. Хрущова для его книг о святых подвижниках выходивших в серии «Народные чтения». Рисунки Ф.Г. Солнцева были использованы при переиздании «Размышления о Божественной литургии» Н.В. Гоголя.

Любовь к русской истории, к «древностям российским» свела вместе и сдружила Ф.Г. Солнцева с М.И. Семевским – редактором журнала «Русская старина». Более 30 лет (до своей смерти) художник создавал заставки, виньетки и концовки для оформления этого журнала.

Чувство любви к древнерусской книжной традиции Ф.Г. Солнцев постарался привить и своим ученикам, среди которых был А.П. Рябушкин. Вместе они писали поздравительные адреса, оформляя их в русском стиле. А.П. Рябушкин самостоятельно создал несколько рукописных книг. Древнерусская рукописная традиция и рукописная книжная традиция, развитию которой в XIX в. содействовал Ф.Г. Солнцев, способствовали тому, что рукописные книги стали создавать русские художники, среди которых В.М. Васнецов, М.В. Нестеров, Д.С. Стеллецкий.

В 1876 г. в Петербурге торжественно отметили пятидесятилетие художественно-археологической деятельности Ф.Г. Солнцева. От Императорского археологического общества Ф.Г. Солнцев получил выбитую, по случаю 50-летнего юбилея художественной и археологической деятельности, большую золотую медаль с его портретом. А в журнале «Русская старина» М.И. Семевский опубликовал мемуары художника «Моя жизнь и художественно-археологические труды». В ноябре 1886 г. в Академии художеств чествовали 50-летия получения Ф.Г. Солнцевым звания академика.

О последних 15 годах жизни и деятельности художника известно немного. А эти годы были насыщены повседневными кропотливыми трудами для Синода и Синодальной типографии, для журнала «Русская старина», для различных книгоиздательств, исполнением частных заказов. В эти годы Солнцев продолжал вести большую попечительскую работу за стипендиатами из государственных крестьян – учащимися в Императорской Академии художеств.

Работал Солнцев до самого последнего дня, до своей кончины. В «Формулярном списке о службе бывшего причисленного к Императорской Академии художеств для составления полного собрания археологических и этнографических рисунков профессора и почетного вольного общника Академии» последняя запись, сделанная в 1892 г. гласит: «Волею Божею скончался».

Похоронили художника с почестями на Волковом кладбище.

__________________________________

 

 



Ирина Богатская


Древности Российского государства в творчестве Федора Солнцева. «РИ» № 1/2005.



Федор Григорьевич Солнцев (1801-1892) – русский художник-график родился 14 апреля 1801 года в селе Верхненикульском Мологского уезда Ярославской губернии в семье крестьян графа Мусина-Пушкина. В 1815 году его определили в Академию художеств. На картины начинающего художника обратил внимание Президент Академии художеств, директор Императорской публичной библиотеки А.Н. Оленин, он стал привлекать Солнцева для исполнения различных работ и заказов, нацеливая на художественно-археологические исследования. В 1829 г. Ф.Г. Солнцев исполнил рисунки Рязанских древностей: драгоценные бляхи, бармы, перстни. Эта работа окончательно связала жизнь и творчество Федора Григорьевича с археологией: современники называли его исключительно художником-археологом, а впоследствии его полувековая художественно-археологическая деятельность была отмечена золотой медалью Императорского Русского Археологического общества. С конца 20-х гг. XIX в. Ф.Г. Солнцев стал главным помощником А.Н. Оленина в издании археологических трудов. В начале 1830 года он рисовал “Керченские” и “Фанагорийские древности”. В 20-е годы XIX в. А.Н. Оленин привлек Солнцева к работам по созданию проектов различной форменной одежды.

30-е годы XIX века стали новым этапом в творческой биографии Ф.Г. Солнцева. Он работал в Москве, снимая рисунки с древнейших вещей, хранившихся в Оружейной палате Московского Кремля и его соборах, делал акварельные зарисовки различных видов Москвы. Часть этих рисунков была выполнена для работ русского историка, действительного члена Императорского Общества истории и древностей Российских — Ивана Михайловича Снегирева, занимавшегося исследованием российских древностей. Созданное Ф.Г. Солнцевым собрание рисунков русской старины от VI до XVIII века было использовано при издании «Древностей Российского государства» (1849-1853 гг.) Издание состояло из 500 рисунков большого формата.

С 1830 по 1853 гг. Ф.Г. Солнцев много ездил по древнерусским городам, занимаясь исследованием и срисовыванием предметов и памятников старины, делал этнографические зарисовки. В 1847 г. было издано сочинение киевского гражданского губернатора И.И. Фундуклея «Обозрение Киева», Большая часть зданий и вещей, которые были описаны в «Обозрении Киева», представлены в рисунках и чертежах. Гравюры к книге создавались по рисункам Ф.Г. Солнцева. Ф.Г. Солнцев реставрировал фрески и раскрывал мозаики Киевского Софийского собора (Х1 век), с ювелирной тщательностью копировал его росписи. В марте 1853 г. он представил 80 рисунков в Императорское русское археологическое общество для издания. Из-за отсутствия средств процесс подготовки издания затянулся на долгие годы и начался только в 1866 г. В 1871 г. вышел первый выпуск «Древностей» — «Киевский Софийский собор».

В 1836 г. Ф.Г. Солнцев был удостоен звания академика. С 1844 по 1867 г. он преподавал иконописание в Санкт-Петербургской Духовной семинарии, за что получил ордена св. Анны 2-й степени и орден св. Владимира 3-й степени. В 1858-1866 гг. под его наблюдением было изготовлено более 200 иконостасов для церквей западных российских губерний по заказу Министерства государственных имуществ. Он сам сделал эскизы образов, крестов, хоругвей и проч.

Плодотворным было сотрудничество художника с издательским отделом Священного Синода. К предпринятому в 1885 г. архиепископом черниговским Филаретом изданию «Жития святых, чтимых православной церковью» Ф.Г. Солнцев сделал 400 рисунков. По рисункам Солнцева был издан Антиминс. С его иллюстрациями вышли книги «Пояснения на литургию» Дмитриевского, «Пояснения на литургию» Н.В. Гоголя и др.

С конца 30-х годов, когда император Николай I принял Ф.Г. Солнцева под свое покровительство, для членов императорской фамилии художник создал целый ряд рукописных книг: Молитвослов для императрицы Александры Федоровны, жены Николая I; Молитвослов для императрицы Марии Александровны, жены Александра II; Молитвенники ангелам-хранителям для великих княгинь Марии Николаевны, Ольги Николаевны и Марии Александровны; Жития избранных святых; «Праздники в Доме Православного Царя Русского»; Житие Сергия Радонежского; Служба святой Марии Магдалине; «Русские святые, предстатели перед Богом за царя и святую Русь»; «Знаменательные дни в Доме императора Александра III». В 50-е годы ХIX в. создавался «Молитвенник с Месяцесловом» по заказу и при участии княгини М.П. Волконской. Анализ техники живописи показывает, что над оформлением работали два художника. Основная работа была выполнена Ф.Г. Солнцевым и лишь небольшая часть — П.В. Басиным. Примерно в те же годы, в 1854 г., по заказу княгини Леониллы Николаевны Меншиковой Ф.Г. Солнцев создал уникальную рукописную книгу «Евангелие от Иоанна», которая в 1887 году, согласно завещанию княгини, поступила в Отдел рукописей Императорской публичной библиотеки.

Вторая половина жизни художника была заполнена не менее важными и серьезными работами. С 50-х гг. XIX в. Ф.Г. Солнцев принимал участие в живописных работах по исправлению интерьера в соборе Александро-Невской Лавры. В 1861-1862 гг. он возобновлял Свято-Троицкий Александро-Невский собор, а в 1863-1864 гг. присматривал за обновлением лаврской церкви Святого Духа.

В 1860-е гг. крепкая дружба и сотрудничество связали Ф.Г. Солнцева с журналистом, издателем и писателем М.И. Семевским. В течение 30 лет журнал «Русская старина» выходил в оформлении художника Солнцева. В 1873 г. при Императорском Русском Археологическом обществе была образована особая комиссия из 5 членов, под председательством Н.И. Стояновского, для издания многочисленных трудов Оленина, скончавшегося в 1843 году. Часть из них опубликовали уже 1877 г. 100 иллюстраций, вошедших в «Археологические труды», принадлежали Ф.Г. Солнцеву. (Древности Босфора Киммерийского, хранящиеся в Императорском музее Эрмитажа. Рис. Ф.Г. Солнцева. СПб., 1854. 2 тт.; Оленин А.Н. Археологические труды в 4-х тт. под ред. Н.И. Стояновского со 100 снимками Ф.Г. Солнцева. СПб., 1877, 1881, 1882.)

Федор Григорьевич Солнцев прожил долгую жизнь — почти все XIX столетие. На его глазах одна историческая эпоха сменялась другой, а художественная деятельность этого скромного труженика искусства оказывала сильнейшее воздействие на всю эпоху, на творчество целых поколений, утверждая «русский стиль».


http://www.artcyclopedia.ru/solncev_fedor_grigorevich.htm

 

« вернуться

Рейтинг 52 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Еще файлов 887 из этого альбома
"Крестьянское семейство перед обедом"
"Великий князь Андрей Боголюбский"
"Летний женский костюм города Торжка" 2
"Межигорский монастырь"
"Митра патриарха Никона, подаренная боярином Никитою Ивановичем Романовым"
"Святая икона Одигитрии Смоленской Богоматери" 1
"Старинный резной образ в новгородском Софийском соборе"
"Чудотворный образ Владимирской Божией Матери" 1
"Торжковская девушка в лучшем зимнем платье и в венце"
"Торжковская девушка в лучшем летнем платье и в венце"
"Торжковская женщина в самом лучшем лучшем летнем платье"
"Торжковская женщина на балу"
"Зимний наряд торжковских женщин"
"Торжковская женщина в просторном летнем платье"
"Торжковская девушка в летнем платье без венца"
"Новоторжские женщины и дувушка"
"Новоторжская девушка"
"Новоторжская женщина"
"Наряд пожилых женщин города торжка" 2
"Торжковские девушки в венце без фаты"
"Наряды Вышнего Волочка"
"Наряды Твери"
"Одежда тверских женщин и девицы"
"Старинный праздничный наряд тверских женщин"
"Женщина города Твери"
"На лыжах в Тверской губернии"
"Тверская мещанка"
"Простая одежда тверской девушки"
"Крестьянин тверской губернии"
"Тверские девушки"
"Тверские женщины"
"Тверской купец"
"Образ Иоасафовской Божией Матери" 2
"Образ Знамения Пресвятой Богородицы" 8
"Верстовский Алексей Николаевич"
"Чудотворный образ Владимирской Божьей Маиери" 2
"Образ знамения Пресвятой Богородицы" 1
"Омофор и узор фелони епископа Никиты"
"Фелонь, пуговка к ней принадлежащая и деревянная ложка преподобного Сергия"
"Нож, ножны, кошелек преподобного Сергия, находящиеся в Троицкой лавре и старинная деревянная чаша или стажац"
"Клобук, трость, четки, шляпа, сапог и туфли патриарха Никона"
"Архиерейский посох и царская чарочка"
"Посох святого епископа Никиты и святительская панагия"
"Янтарный посох патриарха Филарета Никитича"
"Нарамник, пояс кожаный и глиняная чашечка, найденные в гробу в церкви Спаса на бору, в Москве"
"Панагия патриарха Иоасафа"
"Панагия патриаршая"
"Панагия в архиерейской ризнице Владимирского Рождественского монастыря"
"Панагия, хранящаяся в Синодальной ризнице в Москве"
"Четки, кресло и стол патриарха Никона в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре"
"Шапка Мономаха для князей и царей русских"
"Верх Шапки Мономаха"
"Знамя князя Пожарского"
"Шапка Казанская"
"Шлем Великого князя Александра Невского" 3
"Шапка Первого наряда"
"Шапка Алтабасная", называемая Сибирскою"
"Образ знамения Пресвятой Богородицы" 2
"Шапка Алтабасная"
"Шапка Мономаха, меньшего наряда, устроенная для коронования царя Петра Алексеевича"
"Верх Шапки Мономаха меньшего наряда"
"Алмазная шапка царя Иоанна Алексеевича"
"Алмазная шапка царя Петра Алексеевича"
"Верх и запоны Алмазной Шапки царя Петра Алексеевича"
"Подробности амазных шапок царей Иоанна и Петра Алексеевичей"
"Шапка Великокняжеская, или Архиерейская Новгородская"
"Шапочка царевича Димитрия Иоанновича, петлица и пуговица"
"Корона императрицы Анны Иоанновны"
"Образ знамения Пресвятой Богродицы" 9
"Корона императрицы Анны Иоанновны"
"Корона Мальтийская"
"Держава Мономаха" 1
"Держава Мономаха" 2
"Держава Мономаха" 3
"Держава царя Алексея Михайловича, цареградского дела"
"Держава царя Алексея Михайловича"
"Держава царя Петра Алексеевича"
"Бармы греческого дела" 1
"Бармы греческого дела" 2
"Образ Спасителя"
"Бармы греческого дела" 3
"Бармы греческого дела" 4
"Древние шитые бармы" 1
"Древние шитые бармы" 2
"Древние шитые бармы" 3
"Древние золотые бармы" 1
"Древние золотые бармы" 2
"Древние золотые бармы" 3
"Латы"
"Старинные латы"
"Образ Святых Макариев, Египетского и Александрийского"
"Скипетр большого наряда"
"Скипетр второго наряда, греческого дела"
"Скипетр второго наряда"
"Властелинский жезл и костяной посох"
"Царские посохи и жезлы"
"Наперстный крест Мономахов"
"Наперстный крест и цепь царя Михаила Федоровича"
"Царский наперстный крест и "Золотой"
"Зерцало царя Алексея Михайловича" 09
"Образ Свирской Богоматери"
"Царский становой кафтан"
"Становой кафтан" 1
"Зерцало царя Алексея Михайловича" 10
"Становой кафтан" 2
"Становой шелковый кафтан" 1
"Становой шелковый кафтан" 2
"Становой шелковый кафтан" 3
"Кольчуга"
"Петлицы, пуговицы и другие украшения царских платьев и становых кафтанов"
"Пуговицы четырех царских становых кафтанов"
"Образ Донской Богоматери" 1
"Петлицы, пуговицы и другие украшения царских становых кафтанов"
"Кресло царя Михаила Федоровича" 1
"Кресло царя Михаила Федоровича" 2
"Кресло царя Михаила Федоровича" 3
"Кресло царя Алексея Михайловича" 1
"Кресло царя Алексея Михайловича" 2
"Кресло царя Алексея Михайловича" 3
"Кресло царя Алексея Михайловича" 4
"Кресло царя Алексея Михайловича" 5
"Царское место в Успенском соборе в Москве"
"Образ Донской Богоматери" 2
"Кресло царя Алексея Михайловича" 6
"Барельефы царского места" 1
"Барельефы царского места" 2
"Барельефы царского места" 3
"Барельефы царского места" 5
"Барельефы царского места" 4
"Место царское золотое, присланное в дар персидским шахом Аббасом"
"Место царское золотое" 1
"Место царское золотое" 2
"Место царское золотое" 3
"Образ Донской Богоматери" 3
"Серебряный трон"
"Средина серебряного трона"
"Профиль и разрез серебряного трона"
"Покровец и подножие серебряного трона"
"Столец к царскому трону"
"Столбы серебряного трона"
"Кресло или трон слоновой кости Великого князя Иоанна III" 2
"Кресло или трон слоновой кости Великого князя Иоанна III" 1
"Кресло или трон слоновой кости Великого князя Иоанна III" 3
"Кресло или трон слоновой кости Великого князя Иоанна III" 4
"Образ Иоасафовской Божией Матери" 1
"Образ Ризоположения, писаный при царе Михаиле Федоровиче"
"Очерки резьбы по слоновой кости на троне Иоанна III" 11
"Очерки резьбы по слоновой кости на троне Иоанна III" 01
"Очерки резьбы по слоновой кости на троне Иоанна III" 02
"Очерки резьбы по слоновой кости на троне Иоанна III" 03
"Очерки резьбы по слоновой кости на троне Иоанна III" 04
"Очерки резьбы по слоновой кости на троне Иоанна III" 05
"Очерки резьбы по слоновой кости на троне Иоанна III" 06
"Очерки резьбы по слоновой кости на троне Иоанна III" 07
"Очерки резьбы по слоновой кости на троне Иоанна III" 08
"Очерки резьбы по слоновой кости на троне Иоанна III" 09
"Очерки резьбы по слоновой кости на троне Иоанна III" 10
"Барельеф, известный под именем образа Святого Георгия"
"Царское место, находящееся в Московском Благовещенском соборе"
"Древнее знамя" 1
"Древнее знамя" 2
"Шишак Великого князя Ярослава Всеволодовича"
"Шлем Великого князя Александра Невского" 1
"Образок и крест (тыльник) Дмитрия Самозванца"
"Подробности шлема Великого князя Александра Невского"
"Шлем Великого князя Александра Невского" 2
"Шишак князя Иоанна Годиновича"
"Шишак князя Федора Мстиславского"
"Шишак князя Федора Мстиславского"
"Шапка Ерихонская"
"Шишак или Ерихонская шапка"
"Шишак царя Алексея Михайловича"
Подробности шлема царя Алексея Михайловича"
"Древние образки"
"Железный кованый шишак" 1
"Железный кованый шишак" 2
"Железный шишак с Деисусом"
"Шлемы литовские и ливонские"
"Монголький шишак с личиною"
"Шишак и шлем"
"Шлемы" 1
"Мисюрка и шишаки"
"Шапка мисюрская"
"Монгольский шишак"
"Кресты наперстные"
"Шишак медный, шишак монгольский и мисюрка"
"Железные сапоги и шлем"
"Шлемы" 2
"Шишак князя М.М.Темкина-Ростовского"
"Шелковая шапка"
"Мисюрка" 1
"Мисюрка" 2
"Меч и мисюрка с кольчужной бармицей"
"Прилбица"
"Воздвизальный крест епископа Антония"
"Кабат и железная байдана"
"Бахтерцы" 1
"Бахтерцы" 2
"Бахтерцы" 3
"Бахтерец растянутый"
"Зерцало царя Михаила Федоровича" 1
"Зерцало царя Алексея Михайловича" 07
"Зерцало царя Алексея Михайловича" 08
"Старинное булатное зерало"
"Другая сторона воздвизального креста епископа Антония 1212 г. и три панагии"
"Зерцало царя Алексея Михайловича" 01
"Зерцало царя Алексея Михайловича" 02
"Зерцало царя Алексея Михайловича" 03
"Зерцало царя Алексея Михайловича" 04
"Зерцало царя Алексея Михайловича" 05
"Зерцало царя Алексея Михайловича" 06
"Булатный бутурлык"
"Бутурлык"
"Кольчужные рукавицы"
"Старинные Корсунские кресты и звездица Антония Римлянина"
"Наручи"
"Серебряная кольчуга и железная маска"
"Подробности серебряной кольчуги и железной кольчуги"
"Растянутая серебряная кольчуга"
"Юшман"
"Шорчь"
"Торчь"
"Старинный щит, украшенный золотом, каменьями и эмалью"
"Щит"
"Щит тростниковый, перевитый шелками"
"Лицевая сторона Кортунского креста и надпись звездицы Антония Римлянина"
"Щит тростниковый"
"Щит камышовый"
"Булатный щит с золотою насечкою"
"Булатный щит"
"Государственный щит"
"Простые щиты разной формы"
"Деревянный щит"
"Щит единороговой кожи, присланный шах-Ахматом царю Михаилу Федоровичу"
"Чеканы"
"Топор и чекан"
"Золотой крест, сделанный при царе Иоанне Васильевиче IV в 1560 г."
"Топоры и копья"
"Алебарда и топор"
"Топор и буздыхан"
"Шестопер и буздыхан"
"Буздыхан князя Борятинского и шестопер"
"Пернат и два шестопера"
"Шестопер и алебарда"
"Булавы царя Михаила Федоровича"
"Булава"
"Турецкая булава, булава боярина великого князя Василия Михайловича Лыкова, булава булатная"
"Святая икона Одигитрия Смоленской Богоматери" 2
"Исподняя сторона и профиль Золотого креста"
"Сабля, приписываемая Великому князю Владимиру Мономаху"
"Подробности сабель великого князя Владимира Мономаха и князя Федора Михайловича Мстиславского"
"Сабля князя Федора Михайловича Мстиславского"
"Сабли князя Дмитрия Михайловича Пожарского и Сабля гражданина Минина"
"Сабля"
"Старинные сабли"
"Старинные палаши" 1
"Старинные палаши" 2
"Старинные палаши" 3
"Палаши" 1
"Палаши" 2
"Кончар" 1
"Напрестольный крест царя Федора Алексевича"
"Кончар" 2
"Кончары"
"Кончар с серебряными позолоченными ножнами"
"Мечи"
"Панцер, штехер и кончар"
"Кинжал" 1
"Кинжал" 2
"Кинжал" 3
"Наперстный крест царя Федора Алексеевича"
"Кинжал" 4
"Нож князя Андрея Ивановича, нож охотничий"
"Царские охотничьи ножи"
"Царские охотничьи ножи и плетки"
"Пищаль царя Алексея Михайловича, Московскогодела"
"Пищали"
"Берендейка и пороховница"
"Бердыши и топоры"
"Джирит"
"Тесак царя Михаила Федоровича"
"Деревянный резной крест"
"Рогатина князя Бориса Александровича Тверского"
"Алебарды и копья"
"Протазаны"
"Протазан"
"Пальник, копье и протазан"
"Самострелы и железная стрела"
"Царский саадак большого наряда. Налучие"
"Царский саадак большого наряда. Колчан"
"Саадак царя Алексея Михайловича, греческого дела. Налучие"
"Саадак царя Алексея Михайловича, греческого дела. Колчан"
"Старинные деревянные кресты"
"Налучие"
"Колчан"
"Налучие и тул или колчан"
"Налучие, колчан, чушка, чесноковинка и пуля, 1612 г."
"Тахтуй или чехлы на налучие и колчан"
"Тулумвас. Верх тулумваса. Дно. Вощага"
"Старинная царская карета" 1
"Старинная царская карета" 2
"Старинная малая карета"
"Старинный возок"
"Крест и братина, находящиеся в селе Измайлове"
"Патриаршая карета" 1
"Патриаршая карета" 2
"Чалдар" 1
"Чалдар" 2
"Конские наколенники" 1
"Конские наколенники" 2
"Конские налобники"
"Конская серебряная цепь"
"Конские серебряные цепи"
"Арчак или седло, присланное царю Борису Годунову"
"Женский брачный венец"
"Седло князя Дмитрия Михайловича Пожарского"
"Изображение креста с предстоящими"
"Снимок с заглавного листа харатейного «Изборника» 1073 г., изображающий великого князя Святослава Ярославича и его семейство"
"Шелковый кафтан царя Иоанна Васильевича IV" 2
"Изображение царя Федора Ивановича. Изображение князя М.В. Скопина-Шуйского"
"Изображение архимандрита Троицкой лавры Дионисия"
"Портреты: патриарха Филарета Никитича; инокини Марфы Иоанновны"
"Одежда царская XVII столетия"
"Одежда царская XVII столетия. Изображение царя Федора Алексеевича" 3
"Портреты царя Ивана Алексеевича, царевны Маргариты Алексеевны, царицы Евдокии Федоровны"
"Мужской брачный венец"
"Одежда цариц"
"Одежда бояр в XVI и XVII столетии"
"Одежда царская. Изображение царя Федора Алексеевича"
"Одежда царская и боярская, XVII столетие" 2
"Одежда боярская XVII столетия" 1
"Одежда боярская XVII столетия: утренний шелковый кафтан"
"Одежда боярская XVII столетия" 2
"Одежда боярская XVII столетия: боярский нарядный кафтан и боярский опашень"
"Золотое кадило, сделанное по повелению царя Федора Алексеевича"
"Сокольничий костюм времен царя Алексея Михайловича"
"Шкиперское платье Петра Великого"
"Польский кафтан Петра Великого"
"Одежда боярышень при Петре I. Одежда боярина с портрета князя Репнина"
"Боярский кафтан XVII столетия"
"Старинные персчатные рукавицы"
"Полотенце, шитое золотом и персчатая рукавица"
"Сапоги. Древняя царская обувь"
"Зимний женский костюм города торжка"
"Летний женский костюм города Торжка" 1
"Серебряное золоченое кадило 1544 г." "Серебряное золоченое кадило 1549 г." "Серебряное блюдо царя Иоанна Алексеевича"
"Девичий наряд города Торжка"
"Наряд пожилых женщин города Торжка" 1
"Головной убор тихвинских и белозерских женщин и девиц"
"Торжковская одежда"
"Одежда тверских женщин и девиц"
"Казацкий кафтан"
"Одежда рязанских женщин"
"Серьги и пуговицы, найденные близ Переяславля"
"Чара XII столетия"
"Серебряное золоченое блюдо"
"Серебряный резной образ"
"Алабастр"
"Блюдо из восточного хрусталя, украшенное финифтью"
"Серебряная братина великого князя Иоанна III"
"Костяная братина, украшенная финифтью"
"Золотая братина, и серебряная курильница царя Михаила Федоровича"
"Братина Василия Матвеевича Дороканова и две чарки царя Михаила Федоровича"
"Серебряная братина" 2
"Подробности братины Третьякова"
"Братина боярина Никиты Ивановича Романова"
"Золотая братина, подаренная царю Алексею Михайловичу патриархом Никоном"
"Гвоздь господень. Крыша ковчега для гвоздя господня"
"Братины царя Алексея Михайловича"
"Кубок и братина царя Алексея Михайловича"
"Чаша яшмовая, украшенная драгоценными каменьями и золотом"
"Чаша 1830 года"
"Чашечка, подаренная императором Петром I, царевичу Алексею Петровичу"
"Кубок великого князя Иоанна Васильевича"
"Серебряный позолоченный кубок казны царя Федора Иоанновича"
"Крыша и подроности кубка 1595 г."
"Кубок царя Михаила Федоровича"
"Кубок" 1
"Царская миропомазанница"
"Кубок" 2
"Серебряный золоченый кубок" 1
"Серебряный золоченый кубок" 2
"Потир великого князя Иоанна Васильевича"
"Ковш царя Иоанна Васильевича"
"Кружка царя Михаила Федоровича"
"Серебряная золоченая кружка, покрытая эмалью"
"Серебряная кружка, украшенная финифтью и каменьями" "Турий рог, оправленный золотом с каменьями"
"Рог"
"Кравийца"
"Чарка царя Василия Ивановича Шуйского" "Чарка царя Михаила Федоровича"
"Стопа"
"Серебряная стопа"
"Фарфоровая сулея царевича Иоанна Иоанновича"
"Сулея" 1
"Сулея" 2
"Воронок царицы Евдокии"
"Крошня"
"Тарелка царя Алексея Михайловича" 1
"Тарелка царя Алексея Михайловича" 2
"Серебряная братина" 1
"Тарелка, пожалованная царицею Наталиею Кирилловной царевичу Алексею Петровичу и яшмовый кубок"
"Рукомойник царицы Наталии Кирилловны"
"Лахань к рукомойнику царицы Наталии Кирилловны"
"Серебряный золоченый рукомойник, украшенный драгоценными каменьями, финифтью и хрусталем"
"Рукомойник"
"Серебряный рукомойник"
"Серебряная лохань, украшенная восточным хрусталем и драгоценными каменьями"
"Бочка из восточного хрусталя в серебряной оправе"
"Ведро"
"Росольник"
"Подробности серебряной братины XV века"
"Серебряный позолоченый судок, присланный в дар от шведского короля"
"Яшмовые солонки"
"Серебряный цветник, солонка и кубок"
"Царские ложки, ножи и вилки"
"Ложки и вилки"
"Ложки, вилки и ножи"
"Нож, чарка, серебряная монета, соколиный коготь"
"Стоянец царя Федора Алексеевича и четвертина"
"Серебряный подсвечник, поступивший из посольского приказа"
"Стенной серебряный подсвечник"
"Корсунское паникадило" 1
"Серебряный подсвечник"
"Щипцы, футляр для щипцов и подсвечники"
"Подсвечники"
"Зеркало царицы Наталии Кирилловны"
"Задняя сторона зеркала царицы Наталии Кирилловны"
"Опахало царицы Наталии Кирилловны"
"Чернилица царя Михаила Федоровича"
"Медная чернилица и старинный позолоченный замок"
"Серебряный глобус"
"Древний замок"
"Корсунское паникадило" 2
"Царицына палата"
"Входные двери в золотую палату"
"Двери Теремного дворца"
"Окно Теремного дворца"
"Царские двери"
"Окно Теремного дворца со стороны Оружейной палаты" 1
"Окно Теремного дворца со стороны Оружейной палаты" 2
"Окно Теремного дворца в корридоре, ведущее к Крестоводительской церкви"
"Решетка Теремного дворца от Верхоспасской церкви"
"Вид патриаршего двора"
"Паникадило"
"Вид Московского печатного двора"
"Деревянный крест" "Фасад Коломенского дворца"
"Фасад дворца в селе Коломенское" 1
"Фасад дворца в селе Коломенское" 2
"Иконостас московского Успенского собора"
"Сень над престолом в московском Успенском соборе"
"Сень над престолом церкви Гребневской Божьей Матери"
"Патриаршее место в московском Успенском соборе"
"Медный шатер"
"Сигтунские ворота в Новгородском Софийском соборе"
"Серебряная дарохранительница" 1
"Корсунские врата" 1
"Корсунские врата" 3
"Корсунские врата" 2
"Корсунские врата" 4
"Корсунские врата" 5
"Корсунские врата" 6
"Халдейская пещь в новгородском Софийском соборе"
"Халдейская пещь" 1
"Халдейская пещь" 2
"Образ знамения Пресвятой Богородицы" 3
"Серебряная дарохранительница" 2
"Медные западные двери в суздальском соборе Рождества Богородицы"
"Древние медные врата"
"Медные врата"
"Старинные деревянные резные царские двери"
"Старинные царские двери в селе Коломенском"
"Царские двери церкви Саввы Освященного"
"Входные двери в Благовещенский собор"
"Колокольня"
"Серебряная дарохранительница" 3
?
?
?
"Серебряная дарохранительница" 4
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
"Дарохранительница" 1
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
"Дарохранительница" 2
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
"Панагия артосная" 1
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
"Панагия артосная" 2
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
"Панагия артосная" 3
?
"Одежды русского государства" 2
"Панагия артосная" 4
"Старинные лампады"
"Образ знамения Пресвятой Богородицы" 7
"Дарохранительница" 3
"Серебряная дарохранительница" 5
"Старинная ладанница" 1
"Старинная ладанница" 2
"Ладонница серебряная"
"Подробности серебряной ладонница"
"Потир, дискос, лжица и копии золотые"
"Звездица, тарелочка золотая и костяная ложечка митрополита Петра"
"Потиры, дискос и лжица Антония Римлянина"
"Старинное паникадило Теремной церкви"
"Образ знамения Пресвятой Богородицы" 4
"Старинное медное паникадило"
"Три старинные подсвечника"
"Старинная свеча, или подсвечник, в церкви Ризположения и деревянная раскрашенная верхняя доска скамьи в Благовещенском соборе в Москве"
"Старинные восковые свещи"
"Старинный церковный фонарь"
"Серебряная чаша времен царя Иоанна IV, шандал времен царя Михаила Федоровича и старинное медное кадило"
?
"Оклад рукописного Евангелие, XII века"
"Оклад рукописного Евангелия великого жития Симеона Иоанновича Гордого"
"Напрестольное Евангелие конца XIV века" 1
"Образ знамения Пресвятой Богородицы" 5
"Напрестольное Евангелие конца XIV века" 2
"Напрестольное Евангелие конца XIV века" 3
"Лицевая сторона оклада Евангелия царицы Наталии Кирилловны"
"Исподняя сторона оклада Евангелия царицы Наталии Кирилловны"
"Подробности и надпись на окладе Евангелия царицы Наталии Кирилловны"
"Шапка или митра первого патриарха Иова"
"Патриаршая митра"
"Митра или шапка" 1
"Митра или шапка" 2
"Митра или шапка" 3
"Образ знамения Пресвятой Богородицы" 6
"Митра патриарха Никона"
"Митра, присланная из Греции патриарху Никону"
"Клобук патриарха Никона"
"Клобук патриарха Филарета"
"Патриарх Никон со своим клиром"
"Домашнее платье патриарха Никона"
"Белый клобук"
"Подробности клобука архиепископа Василия; омофор архиепископа Моисея"
"Фелон и шапка епископа Никиты"
"Фелон епископа Никиты"
"Черниговкой губернии, Калятинского хутора"
"Из сборника князя Святослава, 1073 г." 1
"Из сборника Святослава, 1073 г." 2
"Из Спаса-Нередицкой церкви"
"Из свадьбы царя Михаила Федоровича"
"Изображение великого князя Василия Димитриевича и великой княгини Софии Витовтовны на сакосе Фотия митрополита"
"Киевская мещанка, 1845 г."
"Киевской губернии, села Куреневки, 1845 г."
"Киевской губернии, 1844 г."
"Малороссийская невеста, 1847 года"
"Наряд киевской девицы, 1843 г."
"Наряд киевской девицы, 1844 г."
"Народная одежда Киевской губернии, 1843 г."
"Народная одежда Киевской губернии, 1845 г." 1
"Народная одежда Киевской губернии, 1845 г." 2
"Народная одежда Киевской губернии, 1845 г." 3
"Одежда боярская XVII столетия. Утренний шелковый кафтан"
"Одежда цариц. С портретов цариц Евдокии Лукьяновны и Наталии Кирилловны"
"Одежда царская и боярская XVII столетия" 1
"Одежда царская XVII столетия. Изображение царя Федора Алексеевича" 1
"Одежда царская XVII столетия. Изображение царя Федора Алексеевича" 2
"Одежда женщин Киевской губернии, 1843 г."
"Одежда женщин Киевской губернии"
"Одежды Русского государства" 1
"Патриаший огненник. Одежда стрельца. XVII века"
"Польский кафтан Петра Великог "
"Из иконгописного изображения Спасо-Нередицкой церкви"
"Из портрета инокини Марфы Иоанновны"
"С пртрета Нарышкина. Одежда царская, XVII века"
"С портрета царевны Маргариты Алексеевны"
"Шелковый кафтан царя Иоанна Васильевича IV" 1
"Шелковое платье Петра Великого"
"Становой кафтан Оружейной палаты, 1830 г."
"Житомирский мещанин в бурке или кобеняке, 18445 г."
"Албанка, 1829 г." 1
"Албанец, 1829 г." 1
"Албанец, 1829 г."
"Албанец, 1829 г." 2
"Албанец, 1829 г." 3
"Албанка. 1829 г." 2
"Военные разных времен. Великий князь Святослав Игоревич"
"Военные разных времен. Русское вооружение XVI столетия"
"Военные разных времен. Доспехи царя Алексея Михайловича"
"Военные разных времен. С доспехов Московской Оружейной палаты" 1
"Военные разных времен. С доспехов Московской Оружейной палаты" 3
"Военные разных времен. Воин в мисюрке, 1839 г."
"Военные разных времен. Воин из свиты великого князя Святослава Игоревича, 972 г."
"Военные разных времен. Русский воин X века"
"Военные разных времен. С доспехов Московской Оружейной палаты" 4
"Военные разных времен. Одежда русских. С вещей, хранящихся в Московской Оружейной палате"
"Военные разных времен. С образа знамения Пресвятой Богоородицы" 1
"Военные разных времен. С образа знамения Пресвятой Богоородицы" 2
"Военные разных времен. Русский воин"
"Военные разных времен. С доспехов Московской Оружейной палаты" 2
"Из олеария. Одежда боярская XVII столетия"
"Из олеария. Из путешествия Мейрберга 1661-1662 гг."
"Из олеария. Русский царский сокольник"
"Из олеария. Русский царский драбант"
"Из олеария. Русский обер-офицер"
"Из олеария. Русский полковой офицер"
"Из олеария. Русский стрелец или мушкатер"
"Из олеария. Из свадьбы царя Михаила Федоровича"
"Исторические рисунки и фрески. С фресок киевского Софийского собора. XI столетие" 05
"Исторические рисунки и фрески. С фресок киевского Софийского собора. XI столетие" 04
"Исторические рисунки и фрески. С фресок киевского Софийского собора. XI столетие" 06
"Исторические рисунки и фрески. С фресок киевского Софийского собора. XI столетие" 01
"Исторические рисунки и фрески. С фресок киевского Софийского собора. XI столетие" 02
"Исторические рисунки и фрески. С иконописного изображения Несо-Нередицкой церкви. 1199 г."
"Исторические рисунки и фрески. С фресок киевского Софийского собора. XI столетие" 07
"Исторические рисунки и фрески. Равно апостольская Нина. Из собрания князя Г.Г. Гагарина"
"Исторические рисунки и фрески. Из книги князя Оболенского. О первоначальной русской летописи"
"Исторические рисунки и фрески. Боярская одежда.(С халдейской пеши)"
"Исторические рисунки и фрески. С фресок киевского Софийского собора. XI столетие" 08
"Исторические рисунки и фрески. С фресок киевского Софийского собора. XI столетие" 09
"Исторические рисунки и фрески. С фресок киевского Софийского собора. XI столетие" 03
"Исторические рисунки и фрески. Однжда княжеская. С фресок киевского Софийского собора. XI столетие"
"Исторические рисунки и фрески. С фресок киевского Софийского собора. XI столетие" 10
"Исторические рисунки и фрески. Из церкви Святого В.М. Георгия, Староладожской рюриковской крепости"
"Исторические рисунки и фрески. С фресок церкви Спаса на на берестове в Киеве. XII столетие"
"Исторические рисунки и фрески. С фресок киевского Софийского собора. XI столетие" 11
"Козаки. Старшина Войска донского начала 18-го столетия"
"Козаки. Женщина верхней и средней части Дона 1820 г." 1
"Козаки. Девушка верхней и средней части Дона в обыкновенном платье. 1820 г."
"Козаки. Девушка верхней и средней части Дона в нарядном платье. 1820 г."
"Козаки. Девушка нижней части Дона в нарядном платье. 1820 г."
"Козаки. Женщина нижней части Дона в нарядном платье. 1820 г."
"Козаки. Девушки средней части Дона. 1820 г."
"Козаки. Женщина нижней части Дона. 1820 г."
"Козаки. Старшина Войска донского конца 18-го столетия"
"Козаки. Одежда казацких начальников начала 18-го века"
"Козаки. Казацкий кафтан, пожалованный Петром I казаку Брешку"
"Козаки. Женщина верхней части Дона 1820 г."
"Козаки. Женщина верхней и средней части Дона 1820 г." 2
"Козаки. Донской козак 1821 года"
"Козаки. Старшина Донского войска 1821 г."
"Крестьяне. Крестьянин руссняк из Палатина. 1834 г."
"Крестьяне. Германшдадский крестьянин. 1834 г."
"Крестьяне. Флипованский крестьянин из Буковины. 1834 г."
"Крестьяне. Венгерский кретьянин. 1834 г."
"Крестьяне. Германшдадская крестьянка окрестностей Трансильвании. 1835 г."
"Крестьяне. Флипованская крестьянка в Буковине. 1835 г."
"Народные одежды. Курская женщина. 1835 г." 1
"Народные одежды. Боровская женщина. 1835 г." 1
"Народные одежды. Деревня Рахино Новгородской губернии. 1838 г."
"Народные одежды. Нижегородской губернии. 1830 г."
"Народные одежды. Вологодской губернии"
"Народные одежды. Женский головной убор Калужской губернии. 1845 г."
"Народные одежды. Костромская мещанка. 1838 г."
"Народные одежды. Московской губернии. 1831 г."
"Народные одежды. Московской губернии станция Черная грязь. 1848 г."
"Народные одежды. Владимирской губернии. 1859 г."
"Народные одежды. Боровская женщина. 1835 г."
"Народные одежды. Крестьяне Петербургской губернии. 1850 г."
"Народные одежды. С-Петербургский торговец. 1872 г."
"Народные одежды. Крестьянка Петербургской губернии. 1850 г."
"Народные одежды. Торговец и крестьянин Новгородской губернии. 1837 г."
"Народные одежды. Мещанка Воронежской губернии"
"Народные одежды. Боровская девица. 1835 г." 1
"Народные одежды. Боровская девица. 1835 г." 2
"Народные одежды. Девичий галичский подвенечный убор. 1838 г."
"Народные одежды. Женский галичский наряд. 1838 г."
"Народные одежды. Курская женщина. 1835 г." 2
"Народные одежды. Торжковская девушка в лучшем летнем платье и в венце. 1832 г."
"Народные одежды. Торжковская женщина в самом лучшем летнем платье. 1832 г."
"Народные одежды. Торжковская женщина на балу. 1832 г."
"Народные одежды. Зимний наряд торжковских женщин. 1832 г."
"Народные одежды. Торжковская женщина в простом летнем платье. 1832 г."
"Народные одежды. Торжковская девушка в летнем платье без венца. 1832 г."
"Народные одежды. Новоторжские женщины и девушка. 1830 г."
"Народные одежды. Новоторжская девушка. 1830 г."
"Народные одежды. Новоторжская женщина. 1830 г."
"Народные одежды. Наряд пожилых женщин города Торжка. 1832 г."
"Народные одежды. Головной убор белозерской девицы. 1831 г."
"Народные одежды. Торжковские девушки в венце без фаты. 1832 г."
"Народные одежды. Наряды города Вышнего Волочка. 1833 г."
"Народные одежды. Одежда тверских женщин и девицы. 1832 г."
"Народные одежды. Старинный праздничный наряд тверских женщин"
"Народные одежды. Женщина города Твери. 1834 г."
"Народные одежды. Тверской губернии. 1830 г."
"Народные одежды. Тверская мещанка. 1830 г."
"Народные одежды. Простая одежда тверской девушки. 1831 г."
"Народные одежды. Крестьянин Тверской губернии. 1830 г."
"Народные одежды. Головной убор белозерской женщины. 1831 г."
"Народные одежды. Тверские девушки. 1840 г."
"Народные одежды. Тверские женщины"
"Народные одежды. Тверской купец. 1830 г."
"Народные одежды. Женщины города Осташкова в праздничном наряде"
"Народные одежды. Старинный наряд ржевской богатой женщины"
"Народные одежды. Ржевские купеческие девицы. 1852 г."
"Народные одежды. Одежда ржевских женщин. 1844 г."
"Народные одежды. Валдайский ямщик. 1833 г."
"Народные одежды. Плотник и крестьянин Тверской губернии. 1836 г."
"Народные одежды. Полуверка из окрестностей Изворска"
"Народные одежды. Воронежская мещанка. 1845 г."
"Народные одежды. Крестьянин и мещанка Псковской губернии. 1836 г."
"Народные одежды. Псковской губернии"
"Народные одежды. Одежда рязанских женщин. 1835 г."
"Народные одежды. Одежда рязанских женщин. 1832 г." 1935 г.
"Народные одежды. Рязанские крестьянки. 1832 г."
"Народные одежды. Витебская мещанка. 1844 г."
"Народные одежды. Витебской губернии. 1844 г."
"Народные одежды. Крестьяне Смоленской губернии. 1844 г."
"Народные одежды. Крестьянки Смоленской губернии. 1844 г."
"Народные одежды. Ярославской губернии. 1826 г." 1
"Народные одежды. Воронежская купчиха. 1845 г."
"Народные одежды. Ярославской губернии"
"Народные одежды. Ярославской губернии. 1826 г." 2
"Народные одежды. Ярославской губернии, Мещанского уезда. 1836 г."
"Народные одежды. Крестьяне Ярославской губернии. 1830 г." 1
"Народные одежды. Крестьянин Ярославской губернии. 1830 г."
"Народные одежды. Крестьяне Ярославской губернии. 1830 г." 2
"Народные одежды. Ярославской губернии, Мышкинского уезда. 1836 г."
"Народные одежды. Крестьянин Мышкинского уезда. 1832 г."
"Народные одежды. Борьба русских"
"Народные одежды. Кулачный бой. 1936 г."
"Народные одежды. Женщина города Устюжны железнопольской. 1831 г."
"Народные одежды. Пензенской губернии" 1
"Народные одежды. Пензенской губернии" 2
"Народные одежды. Черемисы" 1
"Народные одежды. Черемисы" 2
"Народные одежды. Барышники"
"Народные одежды. С-Петербургские ямщики. 1869 г."
"Народные одежды. Извозчик и разносчик кваса. 1924 г."
"Народные одежды. В С-Петербурге" 1
"Народные одежды. В С-Петербурге" 2
"Народные одежды. В С-Петербурге. 1856 г."
"Народные одежды. Девушка города Устюжны железнопольской. 1831 г."
"Народные одежды. Тамбовской губернии" 1
"Народные одежды. Тамбовской губернии" 2
"Народные одежды. Головная повязка Тамбовской губернии. 1845 г."
"Народные одежды. Тамбовская крестьянка. 1838 г."
"Народные одежды. Олонецкой губернии. 1840 г." 1
"Народные одежды. Олонецкой губернии. 1840 г." 2
"Народные одежды. Вотячка. 1838 г." 1
"Народные одежды. Вотячка. 1838 г." 2
"Народные одежды. Тульской губернии. 1842 г." 1
"Народные одежды. Тульской губернии. 1842 г." 2
"Народные одежды. Девица города Устюжны железнопольской. 1831 г."
"Народные одежды. Каширского уезда, Тульской губернии. 1842 г." 1
"Народные одежды. Каширского уезда, Тульской губернии. 1842 г." 3
"Народные одежды. Каширского уезда, Тульской губернии. 1842 г." 2
"Народные одежды.Тульской губернии. 1842 г." 1
"Народные одежды.Тульской губернии. 1842 г." 2
"Народные одежды. Веневская крестьянка. 1832 г."
"Народные одежды. Петрозаводской губернии. 1866 г."
"Народные одежды. Костромской губернии. 1856 г."
"Народные одежды. Новгородской губернии, станция Подберезье. 1832 г."
"Народные одежды. Новгородский ямщик. 1833 г."
"Одежда боярская. Одежда бояр в XVI столетии. Полевое платье Годунова"
"Одежда боярская. С портрета Григория Ивановича Микулина. 1600 г.
"Одежда боярская. С портрета боярина Афанасия Власиева"
"Одежда боярская. Одежда боярышень при Петре I"; "Одежда боярина"
"Одежда боярская. "Одежда боярская. XVII столетие. Портреты князей Репниных"
"Одежда боярская. Часть полукафтана, петлицы, сапоги"
"Одежда боярская. "Одежда боярская. XVII столетие. Кафтан, надеваемый под латы"
"Одежда боярская. Боярский кафтан. XVII столетие"
"Одежда боярская. Обыкновенный боярский кафтан. XVII столетие"
"Одежда боярская. Боярская одежда. (С халдейской пещи)"
"Одежда боярская. Ст. боярский опашень. XVII столетие"
"Одежда боярская. Боярский нарядный кафтан. XVII столетие"
"Одежда боярская. Сокольничий костюм времен царя Алексея Михайловича"
"Поляки. Польский ротмистр"
"Поляки. Польский солдат; Артиллеристы польские"
"Поляки. Польские одежды. 1792 г." 1
"Поляки. Польский солдат Третьего Литовского полка 1792 г."
"Поляки. Литовский мужик. 1792 г."
"Поляки. Польский жид в праздничном платье, называемое по жидовски летним. 1792 г."
"Поляки. Польские землевладельцы. 1879 г."
"Поляки. Польская конная форма. 1792 г."
Поляки. Польские офицеры. 1792 г."
"Поляки. Одежда польской дворянки. 1792 г."
"Поляки. Жолниерж солдат польского Третьего Литовского полка. 1792 г."
"Поляки. Польские одежды. 1792 г." 2
"Поляки. Одежда польских дворян. 1792 г."
"Поляки. Польские одежды. 1792 г." 3
"Поляки. Польские одежды. 1792 г." 4
"Священники. Белый клобук новгородского архиепископа Василия"
"Священники. Священник в подризнике благословляет дьякона к облачению"
"Священники. Священик и дьякон пред началом литургии. 1830 г."
"Священники. Pretre, en habit ordinatre"
"Священники. Монах в выходной рясе. 1830 г."
"Священники. Старообрядческий моназх. 1842 г."
"Священники. Священни к и дьячек в вечернем служении. 1830 г."
"Священники. Старообрядческий священник в облачении. 1830 г."
"Священники. Протоиерей в облачени. 1830 г."
"Священники. Фелонь и эпитрахиль св. Никиты епископа новгородского"
"Священники. Схимонах. 1844 г."
"Священники. Клобук патриарха Филарета"
"Священники. Священник в одежде при освящении храма. 1832 г."
"Священники. Старообрядческий монах 1832 г."
"Священники. Священник в выходной рясе. 1830 г."
"Священники. Монахиня, послушница и белица"
"Священники. Старообрядческий архимандрит. 1842 г."
"Священники. Архимандрит и иеромонах в мантиях"
"Священники. Архимандрит в облачении. 1830 г."
"Священники. Старообрядческий архимандрит. 1854 г."
"Священники. Архиерей в одежде пред освящением храма. 1830 г."
"Священники. Архиерей в мантии и малом омофоре"
"Священники. Домашнее платье патриарха Никона"
"Священники. Архиерей в малом омофоре"
"Священники. Архиерей в полном облачении"
"Священники. Митрополит в мантии"
"Священники. Униатский архиепископ Иосиф Соколов. 1867 г."
"Священники. Выходное платье патриарха Никона"
"Священники. Послушник в малой фелони. 1830 г."
"Священники. Протодьякон"
"Священники. Иподьякон в облачении. 1830 г."
"Священники. Дьякон в облачении. 1830 г."
"Священники. Священник в облачении. 1830 г."
"Татары. Татарин. 1830 г." 1
"Татары. Татарин. 1830 г." 2
"Татары. Татарин"
"Татары. Черкес. 1834 г." 1
"Татары. Черкес. 1834 г." 2
"Татары. Казанские татары. 1869 г."
"Татары. Казанский татарин"
"Татары. Казанские татарки"
"Татары. Борьба татар"
"Татары. Киргизская женщина. 1836 г."
"Татары. Татарин. 1830 г." 3
"Татары. Киргизские девицы. 1836 г."
"Татары. Татарин. 1830 г." 4
"Татары. Татарин. 1830 г." 5
"Татары. Татарин. 1830 г." 6
"Татары. Татарская женщина. 1830 г." 1
"Татары. Татарская женщина. 1830 г." 2
"Татары. Татарская девушка в шубе. 1830 г."
"Татары. Татарская девушка. 1830 г."
"Финляндцы. Колонистка С-Петербургской губернии. 1834 г."
"Финляндцы. 1830 г." 4
"Финляндцы. Финляндская невеста. 1830 г."
"Финляндцы. 1830 г." 1
"Финляндцы. 1830 г." 3
"Финляндцы. 1830 г." 2
"Цыгане. Цыганская пляска. 1830 г." 1
"Цыгане. Цыганская пляска. 1830 г." 2
"Цыгане. Цыганская пляска. 1830 г." 3
"Цыгане. Цыганская пляска. 1830 г." 4
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования