15 декабря 2013
"Верстовский Алексей Николаевич". Автор: Солнцев Федор Григорьевич Solntcev Fedor
Изобразительное искусство / Живопись / Художники-славянисты / Альбом Солнцев Федор Григорьевич Solntcev Fedor
Разместил: Донченко Александр
« Предыдущее фотоСледующее фото »
"Верстовский Алексей Николаевич"
Алексей Николаевич Верстовский родился 18 февраля (1 марта) 1799 г. в имении Селиверстово, близ села Мезинец, Козловского уезда Тамбовской губернии (ныне Староюрьевский район Тамбовской области), расположенном на живописном берегу реки Лесной Воронеж. Дом родителей - одноэтажное кирпичное здание со стрельчатыми окнами - стоял в окружении деревьев. Широкая липовая аллея делила усадьбу на сад и парк. Имение принадлежало отцу Верстовского, Николаю Алексеевичу, служившему в Тамбовской удельной экспедиции с октября 1797 г.
Семья Верстовских была музыкальной. В самой большой комнате дома стояло фортепиано, имелись другие музыкальные инструменты. В доме была большая нотная библиотека, брат Василий не расставался со скрипкой, сестра Варвара была хорошей пианисткой. Мать композитора, Анна Васильевна, дочь генерал-майора Волкова, любила музицировать на фортепиано. Основы музыкальной грамоты Алексей получил от матери. Одним из учителей Верстовского также был бывший петербургский придворный певчий Левит Шафранов, прививший мальчику любовь к народной песне и ее понимание. По роду службы Николая Алексеевича Верстовским часто приходилось жить в центре губернии - Тамбове. Здесь Алеша в 1805-1808 гг. брал уроки игры на фортепиано у местного педагога и музыканта П.И. Протопопова.
В сентябре 1808 г. талантливый администратор Н.А.Верстовский был переведен на службу в Уфу на должность управляющего Оренбургской удельной экспедицией. И после переезда Алешины занятия музыкой продолжались, обнаружив склонность к музыкальной композиции он сочиняет вальсы, песни, незатейливые пьесы для фортепиано. В 1816 г. по желанию родителей Алексей Верстовский поступил в Петербургский институт инженеров путей сообщения, но через год оставил его и служил в различных гражданских учреждениях Петербурга. Он продолжает заниматься музыкой, берет уроки у самых известных педагогов того времени Штейбельта и Фильда (фортепиано), Беме и Маурера (скрипка), Брандта (гобой), Тарквини (пение), Цейнера и Миллера (теория композиции). В 1819 г. Верстовский дебютирует как композитор, пишет музыку к водевилям, романсы. Особенным успехом пользовалась музыка к водевилю "Бабушкины попугаи". В 1823 г. молодой композитор переехал из Петербурга в Москву. Торжественное открытие нового здания Московского Большого театра состоялось в 1825 г.. К открытию театра был коллективно написан пролог "Торжество муз". В.Ф. Одоевский отмечал, что публика особенно восторженно приняла "музыку любимцев своих - Алябьева и Верстовского". В том же году Верстовскому поручили должность инспектора музыки дирекции Московских театров, а в 1830 г.. - инспектора репертуара. Так деятельность Верстовского оказалась неразрывно связана с театральной жизнью Москвы.
Осенью 1827 г. композитор пишет оперу "Пан Твардовский", поставленную в конце мая 1828 г. на сцене Большого театра и имевшую шумный успех. В январе 1832 г. были поставлены "Цыгане" по произведению А.С.Пушкина. Одна за другой появляются новые оперы, романсы Верстовского. Но наибольшую известность принесла ему опера "Аскольдова могила", впервые поставленная 16 сентября 1835 г. в канун дня рождения будущей жены композитора, Н.В.Репиной. Талантливая русская актриса, Надежда Васильевна Репина (1809-1867), была дочерью крепостного музыканта из оркестра князя А.Е.Столыпина. Ее отца в 1798 г. выкупила дирекция Московского казенного театра. При первом исполнении оперы Надежда Васильевна выступила в главной роли. Таков был подарок Верстовского любимой женщине.
Сценическая судьба "Аскольдовой могилы" оказалась счастливой. За двадцать пять лет опера выдержала в Москве более четырехсот представлений. Это единственная опера доглинкинской поры, сохранявшаяся в репертуаре до первой мировой войны. Сценическая жизнь "Аскольдовой могилы" возобновилась в 1959 г. в Киевском государственном академическом театре оперы и балета им. Т.Г. Шевченко.
Среди знакомых Алексея Николаевича были такие выдающиеся личности, как А.С.Пушкин и А.С.Грибоедов. Шутливое письмо Пушкина Верстовскому от ноября 1830 г. говорит о дружеском характере их отношений. А.Н. Верстовский присутствовал на "мальчишнике", устроенном А.С. Пушкиным 17 февраля 1831 г. в доме Хитрово на Арбате накануне своей свадьбы.
В 1860 г. Верстовский покинул театр. Но и после ухода на отдых ставились написанные композитором оперы и водевили, исполнялись романсы. Умер А.Н.Верстовский в 1862 г. и был похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
Тридцатипятилетняя деятельность Алексея Николаевича в московских театрах была названа "эпохой Верстовского". За отличие в государственной службе действительный статский советник, композитор и театральный деятель А.Н. Верстовский был награжден орденами Св. Владимира 2-й степени, Св. Анны 2-й степени, Св. Станислава 2-й степени.
« Предыдущее фотоСледующее фото »