24 января 2014
Токке Луи Tocco Louis. Автор: Донченко Александр
(в альбоме 52 файлов)
Изобразительное искусство / Живопись / Портрет
Разместил: Донченко Александр
Токке Луи
Tocco Louis
(1696 - 1772)
Французский живописец, портретист, ученик и зять художника Натье, блестящий представитель рококо. Придворный живописец.
Портрет Луи Токке, выполненный Натье
Учился сначала у Н. Бертена, а потом у Ж.-М. Натье. Еще в молодости стал выставлять свои работы в парижском салоне, каждый раз с большим успехом, и удостоился написать портреты королевы, дофина и его супруги, благодаря чему получил известность не только во Франции, но и за ее пределами.
В 1731 г. был уже сопричисленным к Парижской академии, а в 1734 г. — ее действительным членом. Токке больше работал с натуры, чем Натье, а его любовь к деталям помогала ему передавать индивидуальность модели. Его портреты естественнее и проще. Токке чтил иерархию жанров и, тяготея к интимности портретной характеристики, пользовался и традиционными формами парадной композиции Риго. В речи на академической конференции в 1750 он рекомендовал портретистам улавливать благоприятные состояния, придающие лицу миловидность.
Луи Токке вошел в историю искусства как блестящий мастер парадного портрета. В его произведениях с тонко очерченной композицией характеристика модели порой скрывается за декоративным украшательством, пристальным вниманием художника к костюму, его деталям. При этом портреты Токке всегда отличает ясный рисунок, и художник всегда безошибочно эффектно представляет свою модель. Несмотря на французское происхождение, усвоенную в Париже у Бертена и Натье школу, искусство Токке носит общеевропейский характер. Портрет Марии Лещинской, королевы Франции, был исполнен художником в ранний период его творчества, когда он, работая при Дворе Людовика XV, обрел известность и славу.
Токе в основном работал в Париже, но в 1756—1758 был приглашен в Россию канцлером Воронцовым для написания портрета императрицы Елизаветы Петровны.
В 1756 г. явился в СПб. и провел в нем восемнадцать месяцев, в течение которых исполнил несколько портретов императрицы Елизаветы Петровны. Из них два, во весь рост, — в Романовской галерее Зимнего дворца и в Большом Царскосельском дворце, один, коленный, — в Александровском Царскосельском дворце и другой коленный — в Версальском дворце близ Парижа.
В России он с триумфом исполнял также портреты знатных лиц - гр. К. Г. Разумовского, гр. И. Г. Чернышева и некоторых других.
Во время работы при русском дворе пользовался там огромным успехом. Присущие Токке живописное мастерство, тонкая холодная серебристая цветовая гамма оказали заметное влияние на формирование таких русских мастеров, как Рокотов и Левицкий.
На обратном пути из России в Париж, куда он возвратился в 1760 г., остановился в Копенгагене и написал там портреты датского короля, королевы и некоторых принцев их дома. В 1769 г. вторично посетил Копенгаген, причем был избран в члены тамошней академии. В Париж он вернулся в 1759, но вскоре оставил занятия живописью. Другие известные произведения: "Мадам д''Анже, супруга генерала Франсуа Бальтазара д''Анже Дюфэ". 1753. Лувр, Париж; "Портрет мадам Дуайген". Музей Карнавале, Париж; "Портрет графини Е.А. Головкиной". 1757. Эрмитаж, Санкт-Петербург.
_______________________________
Французский живописец, мастер портретного жанра, представитель рококо. Искусству живописи обучался у Никола Бертена и Жана Марка Натье. В 1731 году художник Луи Токе за портреты представителей семьи королевского дома Франции и парижской аристократии был принят кандидатом в члены Королевской Академии художеств, а в 1734 году стал ее действительным художником. В 1730-х годах Токе был удостоен монаршей милости писать портреты королевы, дофина Людовика XV и его супруги Марии Лещинской (польки по происхождению), благодаря чему получил известность не только во Франции, но и за ее пределами. В 1756-1758 годах Луи Токе был приглашен в Россию канцлером Воронцовым для написания портрета императрицы Елизаветы Петровны. В России Токе, помимо исполнения нескольких портретов императрицы Елизаветы Петровны, написал несколько портретов знатных лиц, в их числе, портреты графа Разумовского, князя Бестужева-Рюмина, графа Чернышева, графини Головкиной и некоторых других. Присущие Токе живописное мастерство, тонкая холодная серебристая цветовая гамма оказали заметное влияние на формирование стиля живописи таких русских мастеров, как Рокотов и Левицкий.
Живописец Луи Токе вошел в историю французского и европейского искусства (не только искусства Франции, Токе, например, также являлся действительным членом Датской академии художеств) как блестящий мастер парадного аристократического портрета. Картины художника Токе всегда отличает тонко выбранная композиция, ясный рисунок, и эффектное представление своих моделей.
Картина Луи Токе "Мадам д,Анже". Искусство портрета — это искусство социальное. И все же редко когда между портретируемым и зрителем устанавливается столь искренняя связь и столь очевидный контакт взглядов, как в портрете "Мадам д,Анже, супруга генерала Франсуа Бальтазара д,Анже Дюфэ". Немногие портреты излучают и столь открытую, искреннюю приветливость, как этот. Скромная и милая женщина представлена за каким-то занятием, ныне уже непонятным для нас. Это как будто занятие, рукоделье, и, в то же время, в немнет особой необходимости, хотя изделие может стать каймой и для алтарной пелены, и для какой-нибудь вышивки.
Женщина нанизывает узелки в виде цепочки на шнур, вытягивая последний из элегантной овальной коробочки-катушки, украшенной золотом и эмалью. Рукоделие демонстрируется в картине для того, чтобы показать антипатию женщины к постоянной праздности своего социального круга, а заодно и подчеркнуть изящество женских пальцев. В сознании общества тех времен уже созрело мнение о том, что праздно живущая женщина теряет свою привлекательность. Один английский поэт начала XIX века так описал процесс рукоделия:
"Каждый тонкий пальчик играет свою роль..
С таким стараньем и искусством,
Словно желает зажечь юное сердце
И согреть уставшее."
Занятость какой-либо работой — любопытная тема в портретном искусстве, но она быстро стала банальностью. Три года спустя после создания портрета Токе художник Натье, приходившийся тестем Токе, изобразил дочь Людовика XV, мадам Аделаиду, за тем же занятием, хотя она была, конечно, мнимой мастерицей.
Наблюдательность Луи Токе как бы помогает смягчить этот штамп социальной характеристики, уводя глаз к деликатному рисунку кружев и к тонко построенной композиции. Штамп может развлекать, хотя в его основе всегда будут заключаться определенные ментальные предпосылки. Всегда нелишне знать, что искусство способно видеть разыгрываемые в жизни комедии на темы нравственности.