24 января 2014
"Портрет императрицы Елизаветы Петровны" 2. Автор: Токке Луи Tocco Louis
Изобразительное искусство / Живопись / Портрет / Альбом Токке Луи Tocco Louis
Разместил: Донченко Александр


« Предыдущее фотоСледующее фото »

 "Портрет императрицы Елизаветы Петровны"

 

 

Начало 18 столетия ознаменовало конец Средневековья в отечественной истории, реформы Петра I, затронувшие все без исключения стороны жизни, способствовали ускоренной европеизации России. Именно Петр Iиздает указ о приглашении в страну иностранных мастеров для поддержания и пропаганды искусства нового времени, светского искусства, которое только складывалось в стране. Творчество иностранцев в России получило название «Россика». Что привлекало этих мастеров в далекую холодную Россию? Конечно же, крайне благоприятные условия контракта. Они получали прогонные деньги на дорогу, гарантию свободы вероисповедания, им оплачивали мастерские, краски, дрова, даже свечи, но, главное, они зарабатывали в России колоссальные гонорары. А о Петербурге после перенаселенной Европы они писали домой: «Какой прекрасный воздух в Петербурге, какая еда дешевая!». Правда , в петровскую эпоху в Россию ехали мастера не первого класса, скорее молодые, еще не сделавшие звездной карьеры у себя на родине. Ситуация изменилась в правление дочери Петра  Елизаветы. В Россию стали приглашаться высококлассные специалисты, настоящие мэтры. Так , в 1756 году по приглашению канцлера Воронцова в Петербурге оказался Луи Токке. Ученик и зять художника Натье, он уже добился успеха в Париже и был известен своими портретами за пределами Франции. Токке провел в России 18 месяцев и создал несколько портретов императрицы и придворных. Его живопись демонстрировала все лучшие качества французского рококо – стиля изысканных гнутых линий и нежнейшего колорита, выдержанного в пастельных тонах. В портрете Елизаветы нежнейшая светотеневая лепка подчеркивает чудесный овал ее лица и удивительные свойства великолепной матовой кожи. Завораживает блеск драгоценностей и мастерски выписанная пена кружев. Луи Токке имел огромный успех и заработал баснословные деньги, которые одалживал самому канцлеру Воронцову, пригласившему его. Это в конечном итоге подорвало их отношения, и контракт с французом не был продлен.  Впрочем, отбывшего на родину Токке это, видимо, не слишком расстроило.

Хотя в традициях портрета  18 столетия художник допускал некую степень идеализации модели, тем более, если это касалось коронованной особы, императрица Елизавета Петровна действительно слыла первой красавицей своего времени. Высокая, стройная, с круглым русским лицом и прелестными серыми глазами, она обладала врожденной грацией и не знала себе равных в придворных танцах. «Искорка Петрова» называли ее гвардейцы, способствовавшие после засилья в России иностранцев возведению на престол в 1741 году любимой дочери императора. Оказавшись на престоле, Елизавета первым делом отменила смертную казнь. В ее правление русская культура обладала красочным, жизнерадостным характером, что гармонировало с веселым нравом «любящей смехи и забавы» государыни. К ночи Елизавета отправлялась в театр или на маскарад, а засыпала в пять часов утра под сказки многочисленных фрейлин. При ней придворным языком стал французский, на котором она свободно говорила  с семи лет, готовясь стать невестой французского дофина. Однако знанием еще нескольких языков ее образование и ограничивалось, она проявляла неосведомленность в элементарных вещах, например, до конца жизни не знала, что Англия – это остров. Но именно при Елизавете Петровне стараниями ее сподвижников в России появляется Академия художеств и открывается московский университет.

Будучи еще цесаревной, юная Елизавета встретила свою любовь. Придворный певчий Алеша Розум, сын украинского казака обладал легким нравом и потрясающей мужской красотой. «Самый красивый мужчина, которого я видела», - скажет о нем впоследствии Екатерина II. Ему придумали родословную и переиначили на польский манер фамилию. Алексей Разумовский был обласкан орденами и поместьями, а вскоре после своей коронации Елизавета без всякой помпы обвенчалась с ним в небольшой церковке подмосковного села Перово. В память о венчании на куполе дошедшей до наших дней церкви, вокруг основания креста была установлена декоративная царская корона.

Даже когда место рядом с императрицей  занял скромный и достойный во всех отношениях Иван Шувалов, Разумовский оставался ближайшим другом Елизаветы, а она продолжала трогательно угадывать желания «своего Алеши».

Двадцать лет правила Елизавета Петровна Россией, на ней  заканчивается прямая ветвь русских правителей Романовых. Она уходила из жизни с болью, предчувствуя трагическую судьбу своего бездарного племянника Карла-Петра-Ульриха, будущего императора Петра III, но это уже следующая страница отечественной истории.

Биография художника

На главную страницу раздела Изобразительное искусство

 

« Предыдущее фотоСледующее фото »

« вернуться

Рейтинг (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования