02 февраля 2014
Фалилеев Вадим Дмитриевич Vadim Falileev. Автор: Донченко Александр
(в альбоме 61 файлов)
Изобразительное искусство / Графика / Гравюра
Разместил: Донченко Александр
Фалилеев Вадим Дмитриевич
Vadim Falileev
(1879 - 1950)
Вадим Дмитриевич Фалилеев (1879-1950 гг.) – один из крупнейших русских граверов первой четверти XX века, художник, который утвердил гравюру как искусство самостоятельное, равноправное с живописью.
Ученик В.В.Матэ, Фалилеев первый стал работать в технике гравюры на линолеуме, создав ряд блестящих листов, которые продемонстрировали широкие изобразительные возможности этой техники.
Сноска из книги “История русского искусства” издательство <Наука> Москва 1969г.
“Крупнейший мастер чисто станкового декоративного эстампа, цветной гравюры на линолеуме. Податливость и мягкость этого материала он умел использовать как средство передачи в печати и живописного оригинала старого мастера (копия с {Портрета Ингирами} Рафаэля, 1911; восемь досок), и реального пейзажа, увиденного широко и всегда красочно.
Фалилеев как мастер цветной линогравюры и затем офорта скорее обращался к пейзажу деревни, иногда архитектурным мотивам, был увлечен широким простором на реке, на лугу у опушки леса; часто встречается у него фигура человека, всегда реалистически переданная; пейзажи средней полосы России сменяются в его творчестве видами Италии, яркоцветные закаты – узорами косого дождя на Волге. Искусство Фалилеева как мастера станкового эстампа, впервые собранное и показанное на выставке 1917 года в Москве, оставалось, по существу, традиционным, классическим и чуждым каким-либо сторонним воздействиям, хотя и в нем ощущалось знакомство с японской ксилографией. Для портретов Фалилеев использовал литографию, показав в ней себя замечательным рисовальщиком.“
Расцвет творчества художника приходится на середину 1910-х годов, когда после двух академических командировок в Европу, он поселился в селе Кенчурка, близ Волги, где работал и жил безвыездно два года.
В 1923 году В.Д.Фалилеев с женой и дочерью через Ригу уехал в Стокгольм, спустя два года они переехали в Берлин, где жили до 1938 года, после чего поселились в Риме. Здесь художник остался до конца жизни.
Произведения В.Д.Фалилеева находятся в Государственном Русском музее, Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, во многих провинциальных музеях России и в частных собраниях, а также в Государственных собраниях Германии (Берлин) и США (Вашингтон, Нью-Йорк).
Литература:
Сочинения:
Награды и премии:
Известные ученики:
Библиотека сайта:
_____________________________
Фалилеев Вадим Дмитриевич
Falileieff V.
1/13 января 1879 (с. Маис, ныне Никольский район Пензенской обл.) – 5 августа 1950 (Рим). График, живописец.
Д.Н.Кардовский. Портрет В.Д.Фалилеева. Не позднее 1923 года.
Из купеческой семьи. Окончил Мариинское земледельческое училище в Пензе. В 1899–1901 учился в Пензенском художественном училище, в 1902–1903 – в Киевской художественной школе, в 1903 – в школе кн. М. К. Тенишевой и в подготовительных рисовальных классах Я. С. Гольдблата в С.-Петербурге. В 1903 поступил в ИАХ, учился у Я. Ф. Ционглинского, И. И. Творожникова, Г. Р. Залемана и П. Е. Мясоедова. В 1905 начал изучать гравюру под руководством В. В. Матэ, в декабре 1907 перешел в его мастерскую.
Занимался офортом, ксилографией, линогравюрой, искусством силуэта. Первые гравюры показал в 1906 на выставках «Мир искусства» в С.-Петербурге и СРХ в Москве. В 1907 получил 1-ю премию на выставке «Blanc et Noir» в залах ИАХ; на эти деньги побывал в Мюнхене, Берлине, Вене и Париже. В 1909–1910 участвовал в выставках СРХ в С.-Петербурге и Киеве. В ноябре 1910 получил звание художника и заграничное пенсионерство за офорты с картин Пуссена, Рембрандта и Веронезе.
В 1911 с женой Е. Н. Качура-Фалилеевой работал в Италии, участвовал в Международной выставке в Риме. На Капри встречался с М. Горьким, исполнил его портреты в офорте и линогравюре. Создал серию линогравюр «Русские народные игрушки»; некоторые из них были воспроизведены в журнале «Аполлон» (1912. № 2). Получил повторную заграничную командировку за офорты с картин Рафаэля и Тинторетто и виды итальянских городов. Осенью 1912 уехал с женой в Париж, где провел персональную выставку, затем в Италию.
В 1913 вернулся в С.-Петербург. Работал для журналов и издательств, оформил книги Саши Черного: «Живая азбука», «Тук-тук», «Вербочки» и др. В 1913–1916 жил на Волге в селе у родных. Создал много офортов и цветных линогравюр с видами Волги и картинами деревенской жизни. Осенью 1916 поселился в Москве. В 1916–1917 исполнил по заказу А. В. Щусева серию эстампов о строительстве Казанского вокзала, создал офорты с видами Рима, графические портреты родных и друзей.
В 1910-е участвовал в выставках «Мир искусства» (М., 1912; Киев, 1913; Пг., 1917), СРХ (Киев, 1910), рисунков и эстампов в залах АХ (1912, 1915), Международной выставке печатного дела и графики в Лейпциге (1914) и др. В январе 1917 провел персональную выставку в Гравюрном кабинете Румянцевского музея в Москве.
После революции некоторое время был деканом графического факультета и профессором литографии в московских ГСХМ (ВХУТЕМАС), читал лекции по технике гравюры и фотомеханической репродукции, истории и эстетике книги, работал в Пролеткульте. Среди его учеников – В. Д. Бубнова, И. А. Соколов и др. Написал в помощь начинающим художникам книгу «Офорт и гравюра резцом» (М.; Л., 1925). Возглавлял технический отдел Госиздата. Создал графические циклы «Дожди» (сухая игла), «Италия» (линогравюры), «Осень» (лино-гравюры), много литографических портретов (Ф. М. Достоевский, Н. А. Некрасов, Н. А. Бердяев, художники В. Д. Бубнова, И. Н. Павлов, В. А. Ватагин, К. Ф. Юон и др.). Исполнил гравюры для монографии В. Л. Волькенштейна «Паганини» (1920) и для книги М. Морозова «О-Тао» (1921), обложку к сборнику стихов Е. Я. Стырской «Мутное вино» (1922). Участвовал в московских выставках: Профессионального союза художников-живописцев (1918), IV Государственной выставке (1921), «Мир искусства» (1921), общества «Жар-цвет» (1924), 4-й выставке АХРР (1924), в выставке «Русская литография за 25 лет» в Петрограде (1923).
В мае 1924 эмигрировал с женой в Швецию. Около двух лет рисовал плакаты и портреты. Провел в Стокгольме три выставки, участвовал в Выставке русского искусства в Америке (1924/1925), Международной выставке декоративных искусств в Париже (1925; серебряная медаль за книжную графику) и международной выставке «Искусство книги» в Лейпциге (1927). В 1926–1938 жил в Берлине. Занимался в основном живописью: писал маслом и акварелью жанровые сцены из жизни русской деревни, портреты. В берлинском доме Фалилеевых бывали русские художники, как эмигранты, так и приезжающие из СССР (К. И. Горбатов, И. Г. Мясоедов, Ф. С. Богородский и др.). Работы продолжали появляться на выставках графики в СССР.
Автор с супругой, Саша Черный с супругой
В 1938 поселился в Риме. Участвовал в групповых выставках в Риме и Милане. В апреле 1940 с женой в числе других русских (А. Я. Белобородов, супруги Браиловские) участвовал в XXXII Международной выставке в Galleria di Roma, посвященной художникам-иностранцам, проживающим в итальянской столице. В октябре 1942 провел в галерее La Barcaccia совместную выставку с женой и дочерью Екатериной (Фалилеева-Сантопиетро, скульптор и иконописец). В октябре-ноябре 1942 их выставка состоялась в галерее Buchetti. Лейтмотивом его работ итальянского периода оставалась Волга; создавал также пейзажи итальянских городов (Рим, Венеция. Неаполь). Незадолго до смерти по приглашению режиссера А. Санина оформил оперу «Кощей Бессмертный» Н. А. Римского-Корсакова для Оперного театра в Неаполе.
Похоронен на кладбище Верано в Риме. Дочь, Екатерина Фалилеева-Сантопиетро, передала несколько поздних гравюр в ГРМ; в 1971 в ГРМ состоялась мемориальная выставка. Представлен в отделе графики Британского музея в Лондоне и в музее Мозерн в Гааге.
Библиография:
* РГАЛИ. Ф. 681. Оп. 1. Ед. хр. 2590; РГИА. Ф. 789. Оп. 12. 1903. Д. И-48.
* ХРЗ; Остроумова-Лебедева; Сидоров.
Философов Д. Художественная Чухлома // Русское слово. 1910. 7 ноября.
Каталог выставки гравюр В. Д. Фалилеева / Текст Н. И. Романова. М., 1917.
Щекатихин Н. Выставка гравюр В. Д. Фалилеева // Власть народа. 1918. 27 марта.
Дульский П. В. Д. Фалилеев // Казанский библиофил. 1921. № 1. С. 57–59.
Романов Н. И. В. Д. Фалилеев / Библиогр. и перечень работ сост. В. Я. Адарюковым. М.; Пг., 1923.
Деспотули В. Русские художники в Европе. Как наши мастера кисти завоевали холодный Берлин // Рубеж (Харбин). 1932. № 31. С. 12-13.
Коваленко Г. Художник В. Д. Фалилеев (1879–1950) // Русская мысль. 1950. № 269.
Выставка гравюр В. Д. Фалилеева, И. А. Соколова, С. М. Колесникова, А. Г. Якимченко, М. А. Доброва: [Каталог] / Биогр. очерк В. Кондакова. Пермь, 1927. С. 8–14.
Павлов И. Жизнь русского гравера. М., 1963. С. 232–233.
Горький и художники. Воспоминания. Переписка. Статьи / Сост. И. А. Бродский. М., 1964 (указ.).
Сидоров А. А. Русская графика начала ХХ века: Очерки истории и теории. М., 1969 (указ.).
Вадим Дмитриевич Фалилеев: Каталог выставки. ГРМ / Сост. В. А. Наумов. Л., 1971.
Остроумова-Лебедева А. П. Автобиографические записки. В 2-х тт. М., 1974 (указ.).
Вадим Дмитриевич Фалилеев: Альбом / Сост. В. Чесноков. М., 1975.
Сидоров А. А. О мастерах зарубежного, русского и советского искусства. М., 1985. С. 286 (указ.).
Книга о Митрохине: Статьи. Письма. Воспоминания / Сост. Л. В. Чага. Л., 1986. С. 497 (указ.).
Иванов А. С. «Не упрекай за то, что я такой»: К истории портретов Саши Черного // Панорама искусств. Вып. 10. М., 1987. С. 380–394.
П. Д. Эттингер: Статьи. Из переписки. Воспоминания современников / Сост. А. А. Демская, Н. Ю. Семенова. М., 1989. С. 357 (указ.).
Васильева А. Строительство Казанского вокзала в гравюрах Вадима Дмитриевича
Фалилеева и рисунках Никифора Яковлевича Тамонькина // Наше наследие. № 74 (2005).
Piccolo L. V. D. Falileev // Russi in Italia.
Альбомы:
Дожди. Гравюры сухой иглой. М., 1919.
Деятели Октябрьской революции: 16 литографий П. Ю. Киселиса и В. Д. Фалилеева. М.; Пг., 1922.
Италия. 10 цветных гравюр Текст М. Осоргина. М.; Пг., 1923.
http://www.artrz.ru/1804787810.html
_______________________________
Еще файлов 61 из этого альбома