02 февраля 2014
Фалилеев Вадим Дмитриевич Vadim Falileev. Автор: Донченко Александр
(в альбоме 61 файлов)

Изобразительное искусство / Графика / Гравюра
Разместил: Донченко Александр

 

 

 

 

 

Фалилеев Вадим Дмитриевич


Vadim Falileev


(1879 - 1950)

 

 

 

Вадим Дмитриевич Фалилеев (1879-1950 гг.) – один из крупнейших русских граверов первой четверти XX века, художник, который утвердил гравюру как искусство самостоятельное, равноправное с живописью.

 

 

 

 

 

Ученик В.В.Матэ, Фалилеев первый стал работать в технике гравюры на линолеуме, создав ряд блестящих листов, которые продемонстрировали широкие изобразительные возможности этой техники.

 Сноска из книги “История русского искусства” издательство <Наука> Москва 1969г.


 “Крупнейший мастер чисто станкового декоративного эстампа, цветной гравюры на линолеуме. Податливость и мягкость этого материала он умел использовать как средство передачи в печати и живописного оригинала старого мастера (копия с {Портрета Ингирами} Рафаэля, 1911; восемь досок), и реального пейзажа, увиденного широко и всегда красочно.

 Фалилеев как мастер цветной линогравюры и затем офорта скорее обращался к пейзажу деревни, иногда архитектурным мотивам, был увлечен широким простором на реке, на лугу у опушки леса; часто встречается у него фигура человека, всегда реалистически переданная; пейзажи средней полосы России сменяются в его творчестве видами Италии, яркоцветные закаты – узорами косого дождя на Волге. Искусство Фалилеева как мастера станкового эстампа, впервые собранное и показанное на выставке 1917 года в Москве, оставалось, по существу, традиционным, классическим и чуждым каким-либо сторонним воздействиям, хотя и в нем ощущалось знакомство с японской ксилографией. Для портретов Фалилеев использовал литографию, показав в ней себя замечательным рисовальщиком.“

Расцвет творчества художника приходится на середину 1910-х годов, когда после двух академических командировок в Европу, он поселился в селе Кенчурка, близ Волги, где работал и жил безвыездно два года.

В 1923 году В.Д.Фалилеев с женой и дочерью через Ригу уехал в Стокгольм, спустя два года они переехали в Берлин, где жили до 1938 года, после чего поселились в Риме. Здесь художник остался до конца жизни.

 Произведения В.Д.Фалилеева находятся в Государственном Русском музее, Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, во многих провинциальных музеях России и в частных собраниях, а также в Государственных собраниях Германии (Берлин) и США (Вашингтон, Нью-Йорк).




Литература:



Сочинения:



Награды и премии:



Известные ученики:

 

 

 

Библиотека сайта:

_____________________________

 

Фалилеев Вадим Дмитриевич

Falileieff V.



1/13 января 1879 (с. Маис, ныне Никольский район Пензенской обл.) – 5 августа 1950 (Рим). График, живописец.

 

 

 

Д.Н.Кардовский. Портрет В.Д.Фалилеева. Не позднее 1923 года.

 

 

 

Из купеческой семьи. Окончил Мариинское земледельческое училище в Пензе. В 1899–1901 учился в Пензенском художественном училище, в 1902–1903 – в Киевской художественной школе, в 1903 – в школе кн. М. К. Тенишевой и в подготовительных рисовальных классах Я. С. Гольдблата в С.-Петербурге. В 1903 поступил в ИАХ, учился у Я. Ф. Ционглинского, И. И. Творожникова, Г. Р. Залемана и П. Е. Мясоедова. В 1905 начал изучать гравюру под руководством В. В. Матэ, в декабре 1907 перешел в его мастерскую.

Занимался офортом, ксилографией, линогравюрой, искусством силуэта. Первые гравюры показал в 1906 на выставках «Мир искусства» в С.-Петербурге и СРХ в Москве. В 1907 получил 1-ю премию на выставке «Blanc et Noir» в залах ИАХ; на эти деньги побывал в Мюнхене, Берлине, Вене и Париже. В 1909–1910 участвовал в выставках СРХ в С.-Петербурге и Киеве. В ноябре 1910 получил звание художника и заграничное пенсионерство за офорты с картин Пуссена, Рембрандта и Веронезе.

В 1911 с женой Е. Н. Качура-Фалилеевой работал в Италии, участвовал в Международной выставке в Риме. На Капри встречался с М. Горьким, исполнил его портреты в офорте и линогравюре. Создал серию линогравюр «Русские народные игрушки»; некоторые из них были воспроизведены в журнале «Аполлон» (1912. № 2). Получил повторную заграничную командировку за офорты с картин Рафаэля и Тинторетто и виды итальянских городов. Осенью 1912 уехал с женой в Париж, где провел персональную выставку, затем в Италию.

В 1913 вернулся в С.-Петербург. Работал для журналов и издательств, оформил книги Саши Черного: «Живая азбука», «Тук-тук», «Вербочки» и др. В 1913–1916 жил на Волге в селе у родных. Создал много офортов и цветных линогравюр с видами Волги и картинами деревенской жизни. Осенью 1916 поселился в Москве. В 1916–1917 исполнил по заказу А. В. Щусева серию эстампов о строительстве Казанского вокзала, создал офорты с видами Рима, графические портреты родных и друзей.

В 1910-е участвовал в выставках «Мир искусства» (М., 1912; Киев, 1913; Пг., 1917), СРХ (Киев, 1910), рисунков и эстампов в залах АХ (1912, 1915), Международной выставке печатного дела и графики в Лейпциге (1914) и др. В январе 1917 провел персональную выставку в Гравюрном кабинете Румянцевского музея в Москве.

После революции некоторое время был деканом графического факультета и профессором литографии в московских ГСХМ (ВХУТЕМАС), читал лекции по технике гравюры и фотомеханической репродукции, истории и эстетике книги, работал в Пролеткульте. Среди его учеников – В. Д. Бубнова, И. А. Соколов и др. Написал в помощь начинающим художникам книгу «Офорт и гравюра резцом» (М.; Л., 1925). Возглавлял технический отдел Госиздата. Создал графические циклы «Дожди» (сухая игла), «Италия» (линогравюры), «Осень» (лино-гравюры), много литографических портретов (Ф. М. Достоевский, Н. А. Некрасов, Н. А. Бердяев, художники В. Д. Бубнова, И. Н. Павлов, В. А. Ватагин, К. Ф. Юон и др.). Исполнил гравюры для монографии В. Л. Волькенштейна «Паганини» (1920) и для книги М. Морозова «О-Тао» (1921), обложку к сборнику стихов Е. Я. Стырской «Мутное вино» (1922). Участвовал в московских выставках: Профессионального союза художников-живописцев (1918), IV Государственной выставке (1921), «Мир искусства» (1921), общества «Жар-цвет» (1924), 4-й выставке АХРР (1924), в выставке «Русская литография за 25 лет» в Петрограде (1923).

В мае 1924 эмигрировал с женой в Швецию. Около двух лет рисовал плакаты и портреты. Провел в Стокгольме три выставки, участвовал в Выставке русского искусства в Америке (1924/1925), Международной выставке декоративных искусств в Париже (1925; серебряная медаль за книжную графику) и международной выставке «Искусство книги» в Лейпциге (1927). В 1926–1938 жил в Берлине. Занимался в основном живописью: писал маслом и акварелью жанровые сцены из жизни русской деревни, портреты. В берлинском доме Фалилеевых бывали русские художники, как эмигранты, так и приезжающие из СССР (К. И. Горбатов, И. Г. Мясоедов, Ф. С. Богородский и др.). Работы продолжали появляться на выставках графики в СССР.

 

 

 

Автор с супругой, Саша Черный с супругой

 

 

 

В 1938 поселился в Риме. Участвовал в групповых выставках в Риме и Милане. В апреле 1940 с женой в числе других русских (А. Я. Белобородов, супруги Браиловские) участвовал в XXXII Международной выставке в Galleria di Roma, посвященной художникам-иностранцам, проживающим в итальянской столице. В октябре 1942 провел в галерее La Barcaccia совместную выставку с женой и дочерью Екатериной (Фалилеева-Сантопиетро, скульптор и иконописец). В октябре-ноябре 1942 их выставка состоялась в галерее Buchetti. Лейтмотивом его работ итальянского периода оставалась Волга; создавал также пейзажи итальянских городов (Рим, Венеция. Неаполь). Незадолго до смерти по приглашению режиссера А. Санина оформил оперу «Кощей Бессмертный» Н. А. Римского-Корсакова для Оперного театра в Неаполе.

Похоронен на кладбище Верано в Риме. Дочь, Екатерина Фалилеева-Сантопиетро, передала несколько поздних гравюр в ГРМ; в 1971 в ГРМ состоялась мемориальная выставка. Представлен в отделе графики Британского музея в Лондоне и в музее Мозерн в Гааге.

 

Библиография:    

 

* РГАЛИ. Ф. 681. Оп. 1. Ед. хр. 2590; РГИА. Ф. 789. Оп. 12. 1903. Д. И-48.

* ХРЗ; Остроумова-Лебедева; Сидоров.

Философов Д. Художественная Чухлома // Русское слово. 1910. 7 ноября.

Каталог выставки гравюр В. Д. Фалилеева / Текст Н. И. Романова. М., 1917.

Щекатихин Н. Выставка гравюр В. Д. Фалилеева // Власть народа. 1918. 27 марта.

Дульский П. В. Д. Фалилеев // Казанский библиофил. 1921. № 1. С. 57–59.

Романов Н. И. В. Д. Фалилеев / Библиогр. и перечень работ сост. В. Я. Адарюковым. М.; Пг., 1923.

Деспотули В. Русские художники в Европе. Как наши мастера кисти завоевали холодный Берлин // Рубеж (Харбин). 1932. № 31. С. 12-13.

Коваленко Г. Художник В. Д. Фалилеев (1879–1950) // Русская мысль. 1950. № 269.

Выставка гравюр В. Д. Фалилеева, И. А. Соколова, С. М. Колесникова, А. Г. Якимченко, М. А. Доброва: [Каталог] / Биогр. очерк В. Кондакова. Пермь, 1927. С. 8–14.

Павлов И. Жизнь русского гравера. М., 1963. С. 232–233.

Горький и художники. Воспоминания. Переписка. Статьи / Сост. И. А. Бродский. М., 1964 (указ.).

Сидоров А. А. Русская графика начала ХХ века: Очерки истории и теории. М., 1969 (указ.).

Вадим Дмитриевич Фалилеев: Каталог выставки. ГРМ / Сост. В. А. Наумов. Л., 1971.

Остроумова-Лебедева А. П. Автобиографические записки. В 2-х тт. М., 1974 (указ.).

Вадим Дмитриевич Фалилеев: Альбом / Сост. В. Чесноков. М., 1975.

Сидоров А. А. О мастерах зарубежного, русского и советского искусства. М., 1985. С. 286 (указ.).

Книга о Митрохине: Статьи. Письма. Воспоминания / Сост. Л. В. Чага. Л., 1986. С. 497 (указ.).

Иванов А. С. «Не упрекай за то, что я такой»: К истории портретов Саши Черного // Панорама искусств. Вып. 10. М., 1987. С. 380–394.

П. Д. Эттингер: Статьи. Из переписки. Воспоминания современников / Сост. А. А. Демская, Н. Ю. Семенова. М., 1989. С. 357 (указ.).

Васильева А. Строительство Казанского вокзала в гравюрах Вадима Дмитриевича

Фалилеева и рисунках Никифора Яковлевича Тамонькина // Наше наследие. № 74 (2005).

Piccolo L. V. D. Falileev // Russi in Italia.


Альбомы:


Дожди. Гравюры сухой иглой. М., 1919.

Деятели Октябрьской революции: 16 литографий П. Ю. Киселиса и В. Д. Фалилеева. М.; Пг., 1922.

Италия. 10 цветных гравюр Текст М. Осоргина. М.; Пг., 1923.


http://www.artrz.ru/1804787810.html

_______________________________

 

 

 

 

 

« вернуться

Рейтинг 11 (Рейтинг - сумма голосов)
Ваша оценка
Еще файлов 61 из этого альбома
"Волна. Капри"
"Беляны (Баржи)"
"Зимний пейзаж с соснами на заходе солнца"
"Возвращение на Шексну"
"Вечер"
"Сад"
"Баррикада на Пресне"
"Высокий мост"
"Я и Катя"
"Портрет жены"
"Полдень"
"Пасхальная ночь на Волге"
"Осень на Волге"
"Осень в Петрограде"
"Сапожник"
"Зимняя ночь"
"Караван во льду на Волге"
"Пасхальное утро на Волге"
"Разлив Волги"
"Рождественская ночь"
"Постройка Казанского вокзала"
"Спелая рожь"
"Спящий кучер"
"Белая ночь на Неве"
"Митя Фалилеев"
"Косари"
"Подвозка хлеба"
"Плоты на Волге"
"Старик с медведем. Деревянная игрушка"
"Повозка"
"Птицелов"
"Франт"
"Карлик"
"Военный. Деревянная игрушка"
"Девушка с куклой. Деревянная игрушка"
"Наступление на бухгалтера Госиздата М.И. Быкова художников В.Д. Фалилеева, А.И. Кравченко, В.А. Ватагина, и И.Н. Павлова"
"Постройка Казанского вокзала. На лесах"
"Постройка Казанского вокзала. Леса"
"Постройка Казанского вокзала. Дебаркадер" 1
"Постройка Казанского вокзала. Дебаркадер" 2
"Постройка Казанского вокзала. Под сводами"
"Постройка Казанского вокзала. Красная стена"
"Плоты"
"Петроград"
?
"Кремль"
"Радуга"
"Возка бревен"
?
?
?
?
?
"Взятие Трои"
"Вербочки"
"Окно. Ялта"
"Порыв ветра"
"Перелески"
"Монах"
?
?
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования